Велосипеды

Александр Копырин
       

   Общаясь с жителями нашего города разных возрастов, с удивлением для себя обнаружил, что в наш век авто и мото техники, многие с удовольствием катаются на велосипедах.
   Конечно велосипедистов на улицах нашего города, сейчас не так много. Их намного меньше того «золотого» времени, на которое пришлось наше детство.
   А наше «золотое детство» пришлось на 60-е годы ХХ века. В тот период, наверно у многих жителей нашего города, был велосипед или «мотовелик». А остальные, у кого не было железных коней, мечтали о них.
    В нашем небольшом уральском городе, а в начале ХХ века просто прииске, с дореволюционного периода (1917 г.) уже были велосипеды и мотоциклы. Группа велосипедистов, в летний период, каталась по приискам. А с 1920 года велосипеды стали появляться у простого народа. На окраине рабочего поселка была построена футбольная площадка. Здесь в вечернее время, когда не было футбольных баталий, молодежь учи-лась кататься на велосипедах.
   В тридцатые годы ХХ века, когда промышленность стремительно развивалась и строился город, велосипеды играли заметную роль в различных сферах жизни. На велосипедах ездили на работу, а кроме того, велосипедами награждали передовиков производства.
   Здесь невозможно удержаться и не привести исторический, документально зафиксированный пример:
   В 1934 году, будущему генеральному директору крупнейшего на Урале, горно-обогатительного  комбината  «…в ознаменование 17 годовщины Октябрьской ре-волюции, за ударный труд к 7 ноября…», была вручена награда - велосипед.
   В тот период велосипедами награждали не просто так. Некоторым особо отличившимся, велосипеды вручали на собрании производственного коллектива, в тор-жественной обстановке, от имени Председателя советского правительства М.И.Калинина.
   Именно так, в конце 30–х годов ХХ века, вручали велосипед простому работнику подсобного хозяйства. На тот период, он с семьей проживал в бараке и на велосипеде, весь барак учился ездить, сначала в общем коридоре, затем на улице.
   Во время войны, велосипеды стали выполнять роль твердой валюты. Например, велосипед меняли на ружье и пару пальто, для жены и хозяина.
   В послевоенный период, велосипеды так же играли заметную роль в жизни народа. Их везли в качестве трофеев из европейских стран. И советская промышлен-ность наладила широкий ассортимент велосипедов.
   В тот период, это было надежное и распространенное средство передвижения и жители нашего города, ездили на велосипедах в соседние города и пригородные поселки.
   Некоторые товарищи, находили велосипедам различные нестандартные применения. На рамке велосипеда перевозили мешок картошки с поля. В другом случае молодожены, на велосипеде перевезли металлическую кровать, поставив ее на педаль и привалив к раме, тут же привязали обе спинки.
   А один из жителей нашего города, когда только появились денежно вещевые лотереи, продал велосипед и купил несколько пачек лотерейных билетов.
   Потом до конца жизни, с присказками и крепким русским словом рассказывал, что самый большой выигрыш, вместо велосипеда, чернильная авторучка.
   Но можно привести и другой пример: пионер Гена в 1965 году, выиграл в денежно-вещевую лотерею, сразу два подростковых велосипеда.
   А в то время, когда наши ровесники сели в седло велосипеда, их в городе было уже много. Часть велосипедов была трофейная. На них были какие то иностранные буквы и все эти велосипеды, как правило, были черного цвета.
   У меня первый велосипед появился в дошкольном возрасте. Мне повезло, с дошкольного возраста у меня был трехколесный велосипед, который потом переделали в двухколесный. Купили мне его дядьки, братья моей матери, на день рождения.
   Стоит наверно сказать, что велосипед даже в 60-х годах ХХ века, для большинства жителей города был наверно предметом роскоши. Даже не роскоши, семьи в тот период были большие, заработки как сейчас принято говорить «достойные», так что у большинства даже взрослого населения, велосипедов не бывало.
   И если у кого то из мальчишек, появлялся велосипед, да еще новый, это являлось предметом зависти.
Нередки были случаи, когда обладатель велосипеда с товарищами, отойдя подальше от дома, что б родители не видели, давал прокатиться по очереди своим друзьям.
   Второй появившийся у меня велосипед, их в то время называли подростковыми, был куплен у подросшего соседа.
   У некоторых моих товарищей сверстников, так же были велосипеды. И мы коллективом катались по городу.
   Очень хорошо запомнился трофейный велосипед одного из моих товарищей. У меня в тот период велосипеда не было и мы катались вдвоем на трофейном велосипеде. Один за рулем, второй на рамке, так мы объехали все близлежащие улицы, а еще падали в лужи и врезались в заросли крапивы.
   Велосипед внешне был обычный, рама черного цвета, без крыльев. Но вот колеса, на переднем колесе покрышка зеленого цвета. На заднем - красная, с причудливым протектором, в виде трефовой масти на картах.
   У другого товарища был велосипед «Спутник», с переключением скоростей на раме, для нас по тем временам, почти гоночный.
   А в магазинах в то время, продавали велосипеды для детей «Школьник» и «Подростковый». Для взрослых, дорожные велосипеды «ЗиФ» и «Урал», спортивные велосипеды «Спутник», с ручками управления колодочными тормозами на руле и переключателем скоростей. А так же были в продаже гоночные велосипеды «Чемпион» и «Старт шоссе».
   На велосипеде «Спутник» еще были крылья, а вот на гоночных велосипедах, крыльев не было.  И кто ездил на них в дождливую погоду, по спине шла размашистая грязная полоса.
   Гоночные велосипеды еще отличались от остальных шинами. На всех велосипедах, шины состояли из камер и покрышек, а на гоночных велосипедах, были тонкие резиновые трубки. Которые, часто прокалывались при езде по стеклам.
   При продаже велосипеда в магазине, кроме инструкции по эксплуатации и паспорта, прилагался комплект инструмента. А так же велоаптечка, для ремонта камер и шин в дорожных условиях. И у всех велосипедов, в комплекте шел насос, который крепился в специальные гнезда на раме.
   Все велосипеды, особенно спортивные, были раскрашены в разные цвета. А на дорожных велосипедах,  вдоль крыльев и по ободу колеса, шли две или три разноцветные полоски.
   Большое значение, с точки зрения подростков, уделялось багажнику. Одному ездить не интересно. Нужно прокатить товарища или соседскую девчонку и конст-рукции багажника, придавалось большое значение.
   Конструкция, когда багажник крепился под седло, нас не устраивала, они часто ломались.
   А вот на старых велосипедах, багажник крепился захватом с затягивающим болтом, это нам нравилось больше. Багажники были крепкие и не ломались.
   И неудивительно, в те времена не только дети ездили на велосипедах по двое, но и молодые парни и мужчины. А на багажнике или «на рамке», как говорили в те времена, частенько катали девушек.
   А пацаны иной раз, на велосипедах ездили и по трое. Один на багажнике, второй за рулем и третий на рамке. Вот так и мы с товарищами, ездили на купаться на речку.
   Отдельно хотелось бы сказать о дамских велосипедах. Средняя стойка, изготовленная из трубы, была скошена. А вот на заднем колесе, с обеих сторон, одета тонкая разноцветная сетка. Маленькими крючками она крепилась к заднему крылу.
   Это позволяло девушкам ездить в платье, при движении его не затягивало в спицы.
   Были на некоторых велосипедах и «прибамбасы». Кое у кого стояли фары и на передней вилке устройство, вырабатывающее электроэнергию от вращения колеса. У части велосипедистов, на передней вилке были установлены счетчики километража.
   На некоторых моделях велосипедов был ручной тормоз, он работал на переднее колесо.
   В определенный период мальчишки стали украшать свои велосипеды рисунками. Не избежала этой участи и наша компания. Мы на заднем крыле велосипеда, масляными красками, рисовали «битломанов» с гитарами и в шляпах.
   Еще в определенный период времени было «поветрие», одевать на ручки руля, цветные пробки от виноградных вин. В тот период в магазинах был широкий ассортимент вин, как из братских республик, так и из стран соцлагеря.
   На горлышко бутылки, сверху одевалась полиэтиленовая пробка. Расцветки были различные, очевидно это было связано с красными и белыми винами, но диапазон цветов пробок был очень широк.
   Обычно пацаны на левую ручку руля, одевали красную пробку, на правую - зеленую или желтую.
   На старых моделях велосипедов, сумочка для ключей, имела вытянутую вниз форму и крепилась под село к раме.
   У более поздних моделей, сумочка имела квадратную форму и крепилась туда же на раму под седло. Но мно-гие перестегивали сумочку к раме у передней вилки, другие прицепляли сумочку к багажнику, кто то цеплял вперед на руль.
   Можно привести один удивительный пример, из середины прошлого, ХХ века, когда молодежный коллектив велосипедистов, в котором были девушки, в летний период, ездил на Черное море.
   На сегодняшний день, жители нашего города различных возрастов от школьников до пенсионеров, ездят на велосипедах в сад, на прогулки и совершают такие же увлекательные путешествия, по живописным окрестностям нашего города.
   А в далекие времена, наш подростковый коллектив конечно большие маршруты не проезжал. Мы ездили по другому.
   В летний период, при полном сборе, наша компания состояла из восьми велосипедистов. И вот мы на велосипедах, осваивала сначала соседние улицы, потом пригороды, затем уже соседние поселки и берега близ-лежащих рек. Ездили купаться, загорать, за лесными цветами и ягодами и конечно за грибами.
   На грибах надо остановиться отдельно. Ездили мы за пригородный поселок и в сторону Каменского болота  по высоковольтной. Грибов набирали ведрами и большими двухведерными плетенными старинными корзинами.
   Трое из нас ровесники, самые молодые, все остальные старше, кто на три года и двое на пять. В лес ехали всей группой. А вот обратно…
   Дорога по высоковольтной была грунтовая, после дождей, много луж и грязь с глиной. Иногда падали или особо большие лужи, обходили пешком стороной. А когда возвращались обратно, при выезде на асфальт, начиналась гонка. Кто первый доедет до дома. Один раз первым приехал наш старший (на 5 лет) товарищ. Все остальные заезды, пришлось выиграть мне, самому молодому в компании.
   Не только пацанов было много на улицах, но и населения в городе было много. Строилась обогатительная фабрика, объявленная ударной комсомольской стройкой. Народу приехало со всех концов страны. Как молодежи, после школьной скамьи так и молодых семейных пар, многие с детьми. А сколько семей создали в городе, наверно учету не поддается.
   Нередко можно была наблюдать, как парни или молодые мужчины ехали на велосипеде и на багажнике везли девушку. После работы у магазинов, вело и мототехники было не меряно.
   У одного из магазинов, прямо от крыльца и до самой дороги, площадка была заасфальтирована, а посредине стоял деревянный столб.
   Подъехавшие первыми, ставили мотоциклы на подножку, а велосипеды и мотовелики приваливали к столбу. Владельцы уходили в магазин и вставали в очередь. Приезжали следующие и точно так же, приваливали свой велосипед на уже стоящий.
   И там бывали такие завалы, что пока мужики стояли и ждали, что придут хозяева и разберут свою велотехнику, успевали сообразить «на троих». 
   На сегодняшний день, разнообразие велосипедов в торговых сетях, наверно может удовлетворить любого требовательного велосипедиста.
   И жители нашего города, скорее всего катаются на велосипедах в свое удовольствие, хотя некоторые ездят в сад и на работу. Хотя в разговоре с молодым поколением, с удивлением узнал, что современные молодые велосипедисты не знают, что такое девятигайка.
   На сегодняшний день интерес вызывает другое - маршруты. Куда ездят любители крутить педали.
   Например, встретить велосипедистов в лесу, по дороге на местную достопримечательность - Сорочьи скалы, это уже не удивительно. Но вот встретить наших велосипедистов далеко в лесу, в соседнем районе, это уже интересно.
   Вызывает удивление и другой маршрут, который проехали велосипедисты в прошлом году. Семейная пара выехав из города, старинными лесными дорогами проехала через три населенных пункта. Общая протяженность маршрута, составила более 100 километров.
    С удивлением узнал, что и на сегодняшний день есть энтузиасты экстремального велосипедного спорта. Один из жителей города, летом в хорошую погоду, еже-недельно делает велосипедный марш-бросок.
   С утра выезжает из города и проехав два соседних города, на удалении более восьмидесяти километров друг от друга, возвращается в город с другой стороны.
   Велосипеды активно входят в жизнь и в больших городах, а 21 мая объявлено днем велосипедистов. В этот день всех призывают оставить автомобили и пересесть на велосипед.
   Велосипед возвращается в нашу жизнь немного в другом качестве. Это уже не средство передвижения, а атрибут иногда и очень дорогой, спортивного образа жизни или как один из видов активного отдыха.
   И не смотря ни на что, приятно видеть как в хорошую погоду, катаются на трехколесных велосипедах дети. Неугомонные подростки скачут на ступеньках на своих велосипедах и солидные жители нашего города, в ярких спортивных костюмах, некоторые и в касках, с серьезным выражением на лице, давят на педали.
   Лето, солнце, хорошее настроение и велосипед!