Джеймс Пофэм. Закон и Евангелие

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЗАКОН И ЕВАНГЕЛИЕ
Джеймс Пофэм (1922)
http://www.truegospel.net/Popham/037.htm

Ибо, если преходящее славно, гораздо больше славно пребывающее
2 Кор.3.11

1

Есть несколько в высшей степени замечательных и благословенных истин, изложенных в этой главе, и, приступая к большому тексту, который я осмеливаюсь толковать, я хотел бы обратить ваше внимание на один или два стиха, которые предшествуют ему. Если мы пойдем в начало главы, то увидим, что апостол Павел заявляет, что если все лжеучителя требуют для себя грамот и рекомендаций, то он не нуждается в таких вещах. Он пишет послание, письмо, которое всегда подтвердит, что он есть служитель Христа, раб Бога Всевышнего, и это письмо было в церкви в Коринфе: "Вы наше письмо, написанное в сердцах наших, знаемое и читаемое всеми людьми» (2 Кор.3.2 KJV). Ибо влияние его служения под помазанием Святого Духа было таким, что Коринфяне проявили себя как Церковь живого Бога. Это было в похвалу славы благодати Божьей, так что в письме, написанном четко и прочитанном всеми, кому оно было направлено и кто мог его открыть, было сказано, что эти коринфские христиане имели в себе  письмена Божии, написанные «не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотских скрижалях сердца».  И эти скрижали могли быть прочитаны всеми, как будто они были с Иисусом и научились от Него. Такими были первые христиане в Иерусалиме, такими были апостолы. Даже враги Христа знали, что они были с Иисусом, и если бы мы имели Святого Духа в нас и письма Божественных истин в наших сердцах, мы живые «послания Христа", и в той мере, в какой Бог может использовать наших служителей и произвести такую же работу, мы можем быть посланиями к другим людям и служителям. Вы есть «письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но в плотских скрижалях сердца".
Относятся ли к нам эти слова? Написал ли Бог Свою милость в наших душах? Писал ли Он перстом Своей любви на плотских скрижалях наших сердец? Он написал помилование на нашей совести? Он написал некое знание Христа, откровение Его в нас? Тогда мы послания Христа, и каждое дитя Божье, увидев нас и услышав, что мы говорим о делах Божьих, совершившихся в нас, сможет сказать из глубины сердца своего: «Вот послание Христа; вот грешник, который ценит Христа выше мира, который отбросил своих идолов из золота и серебра, дерева, камня и воображения, бросил их кротам и летучим мышам, так что он может «служить Богу живому и истинному и ждать с небес Сына Его, Иисуса, Который избавил его от гнева» (1 Фес.1.10). Есть ли это удивительное послание Христа в этой часовне? Если Коринфская Церковь была явным посланием Христа, то дай Бог, чтобы мы здесь были такими посланиями. Вы не можете написать это послание  самостоятельно. Ни один человек не может этого сделать. Человек может быть служителем, который скажет вам правду, но послание должно быть написано Духом живого Бога. Что удивительно – так это сошествие Святого Духа, чтобы написать в наших сердцах то, что сделает нас живым посланием Христа! Пусть мы оценим это! Пусть для вас это будет важнейшей истиной – то, что вы можете стремиться быть посланием Христа! Для этого не нужно носить филактерии на лбу и рассказывать всем, как вы хороши. Вы не будете идти в храм, чтобы молиться и благодарить Бога за то, что вы не таковы, как другие люди, но вы будете ходить в смирении, и благодать будет делать вас бедными, слабыми, беспомощными, благодать придет к вам и скажет, что Христа достаточно для всех ваших нужд; в Нем есть чтобы покрыть Вас, Кровь, чтобы очистить вас, благодать, чтобы спасти вас, сила, чтобы поддержать вас, мудрость, чтобы направлять вас, любовь, которая будет нести вас, и Его терпение и заступничество приведет вас на небо, независимо от всего вашего сопротивления. Вы названы посланием Христовым, и это так потому, что это послание – для всех, кто сможет его прочесть. Оно разборчиво, но не у всех есть глаза, чтобы прочесть его.
Апостол заявляет далее о том, что Бог сделал для него, для его товарищей-апостолов и для его любимого ученика и служителя Нового Завета Тимофея. Это  служители такого же рода, как Павел описывает себя в предыдущем послании, где он определяет: «Я решил не знать ничего у вас кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор.2.2). Это Слово не есть буква, а значит, не есть закон. Любой проповедник может учить сухой букве и закону, но смысл здесь в том, что апостол был служителем не закона, но Евангелия, ибо буква, которая есть закон, убивает, как знают все, кто слышал закон и был осужден им.   Буква убивает, закон убивает, но Дух, то есть Евангелие, дает жизнь.  "Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан.10.10). По сути Павел говорит: мы пришли к вам не с человеческой жизнью, но с тем, что дал нам Бог. Когда Господь призывает человека быть служителем, Он делает его служителем Духа, то есть Евангелия, и истинный служитель Евангелия будет говорить о том, что он знает. Он будет говорить о Том Благословенном, Кто пришел к Своим людям, чтобы они имели жизнь и имели с избытком, и Его Дух свидетельствует об этом конкретным людям, чтобы они были увенчаны и обрели радость и ликование в День Господень. Какая честь быть среди них! Я старею и уже состарился за служением, но Господь знает, каким недостойным я себя чувствую, и насколько я негоден для того, чтобы быть служителем Духа, служителем Евангелия, благовествующим о славе Христовой. Но если Господь будет со мной, и Его люди будут со мной, я иногда смогу сказать кое-что о том, что Бог будет делать и что Он пожелает. Я думаю, что сейчас для меня не будет большим грехом сказать, что я не возвещал никогда ничего, кроме Послания Христова. И в небесах есть те, кто пришел туда через послание Христово, принесенное столь бедным убогим существом. Но есть большой вопрос. Когда Бог делает служителем – разве это не может быть одним из самых печальных признаков того, что Он уходит от нас, и Его неудовольствие нами как сообществом людей в том, что среди нас мало, видимо, очень немного тех, кто действительно является служителем Нового Завета. О, пусть Господь придет и помилует Сион! Одним из доказательств того, что Он придет, чтобы сделать это, и Его присутствия будет то, что Он будет иметь слуг, которые будут получать радость от камней и праха Сиона.
И после этого заявления, касающегося его служения и Того, Кто сделал его служителем, апостол переходит к великому предмету, на который он только намекает в стихах, с которых я начал. «Дал нам способность быть служителями, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит", и говорит: «Если служение смерти, - то есть буква, которая убивает, если служение закону, "написанному на камне, было так славно, что сыны Израилевы не могли ясно видеть лицо Моисеево по причине славы лица его, славы преходящей, насколько же более славно служение Духа?". Здесь, как и в предыдущем стихе, мы имеем два служения – буквы и Духа, закон и Евангелие, осуждение и оправдание, Моисея и Христа, заповедь закона, которая убивает, и благословенный Дух, Который дает жизнь, Который не приходит к человеку, чтобы повелеть ему быть святым, но приходит к нечестивым и говорит: «Вы освящены Богом Отцом, спасены Иисусом Христом и призваны» (Иуд.1). Это служение славы, и если, говорит Павел, первое служение, которое убивает, было так славно, то тем более славным будет это служение, которое дает жизнь!
И теперь, друзья мои, скажу, что прекрасно знать и первое служение, и очень большое благословение знать его в силе Святого Духа. И я склонен повторить здесь то, что я говорил вам иногда в прошлые годы, а именно: что нынешнее положение вещей в опыте молодых людей не навсегда. Ныне налицо такое отсутствие выраженного учения, такое отсутствие знания закона, применения буквы, которая убивает грешника, что многие, состояние которых вселяет надежду, тем не менее запутаны и едва знают, где они. Поэтому я молю Бога, чтобы Он принес это служение некоторым из вас. Ничто так не беспокоило меня, как нужда передать людям беспокойство о своей душе. Я никогда не боялся вогнать их в черное отчаяние, когда Бог Духом Святым берется за них и заставляет почувствовать убивающую силу этой буквы, этого осуждения. Закон говорит им: Бог вправе востребовать от вас все, чем вы обязаны Ему. Если вы попадаете в тюрьму, вам придется остаться там, пока вы не заплатите все до последней мелочи». И апостол продолжает говорить о тех двух служениях, отличие которых мы видим в тексте, и он Духом Святым проводит между ними контраст, согласно которому слава закона уступает славе Евангелия; слава закона временна и предназначена лишь для некоторых обстоятельств, слава же Евангелия вечна. И, таким образом, он приходит к двойственному заявлению: "Ибо, если то, что было преходящим, было так славно, то гораздо более славно пребывающее".
Мы должны прежде всего отметить, что такое это «пребывающее» и в чем состояла слава преходящего. Если вещь исчезает, то в чем может быть ее слава, и что о ней можно сказать? Давайте тогда посмотрим немного на то, что это было такое, и обратим некоторое внимание на эту былую славу. Это не более и не менее чем буква закона, написанная перстом Божиим на каменных скрижалях. Эти письмена Божии были законом. И есть некоторые важные вещи, которые мы узнаем отсюда о деле закона. О нем сказано, что он убивает, что буква убивает.  Закон не убивал в Эдеме, пока Адам и Ева были невинны, и не был страшен для них, ибо тогда он не нес им осуждения. Когда они слышали  о своей обязанности слушаться своего Творца и Законодателя, для них не было никакого закона, который Бог поставил бы между ними и Собой, и в законе не было ничего, что могло бы возбранить им прийти к Богу. Они были сотворены Им согласно закону, и этот совершенный закон был написан Им в их сердцах. Они знали Его заповедь, и если бы их состояние было взвешено Им на весах, в нем не было бы найдено никаких недостатков. Но когда в них вошел грех, все изменилось, и та же буква закона, которая прежде ничем им не грозила, нашла их не соответствующими воле Божией, и тем убила их. Закон убил их невиновность, прекрасную невинность, с которой они были сотворены, ибо они узнали зло. Они увидели, что наги, узнали, что закон убил их, что он осудил их и не оставил им никакой лазейки, никакой возможности уклониться от приговора. Теперь, если мы вступили в этот опыт, мы были убиты, и мы знаем, что мы мертвы. Апостол Павел говорит об этом по опыту, и я объясню это с помощью Божией. Используя другой образ, он говорит в Послании к Римлянам: вы знаете закон, как вдова знает строгость своего покойного мужа; закон правил вами по заповедям Божиим, и когда он находил в вас какие-то недостатки, то, что не соответствует его стандартам, вы убеждались, что не достигли ничего, не сделали ничего угодного Богу, и это убивало вас. О, как значим этот опыт! Какой суровый опыт прошли некоторые из вас благодаря этой букве! Как закон обличал вас, как строго и придирчиво он относился к вам, показывая ваш грех, в том числе грехи, которые вы не знали, пока он не сделал их известными вам, а затем он наносил удар, приводящий к смерти. Это опыт суровый, болезненный, но это здоровый и благословенный опыт. Тот, кто не имел его, не может думать, что он может вступить в мистический брак с Христом. Буква закона должна прежде исполнить свою работу.
Есть по крайней мере две вещи, которые я хотел бы упомянуть здесь. Первое – это то, что великую силу закону придает совесть. Сила греха – закон, сила же закона в том, что он осуждает наш грех, и это очень серьезно. Это действие закона в нашем уме - жало в нашей совести, оно претендует на всего человека, оно осуждает его перед Богом и отводит под власть бога века сего, и это тоже очень серьезно. Более того, закон разжигает грех, ибо грех легко спровоцировать тем, что противостоит ему. Человек, в котором работает закон, видит, что грех оживает в нем, хотя прежде грехи, в которых он находился, для него почти ничего не значили. И эта буква, это служение смерти имеет своеобразную славу, которую видят все, кто находится под его властью. Эта особая слава закона в том, что он открывает Бога в Его величии, в Его справедливых требованиях и в Его осуждении человека, который не может встретиться с Богом, не отвечая Его притязаниям. Теперь, дорогие друзья, если вы знаете закон – а многие из вас знают его -  вы скажете, насколько это верно. Мы были живы, пока закон не пришел, но когда он пришел, грех ожил, а мы умерли (Рим.7.9).
И далее апостол говорит, какие это имеет последствия, и мы должны исследовать при помощи Господа  этот великий вопрос, ибо спасение здесь должно закончить действие закона, так что если оно не совершит эту работу для нас и в нас, у нас нет надлежащего основания надеяться, что мы принадлежим Господу. Это совершается через смерть Христа на кресте. Умирая, Христос стал концом закона для всякого верующего (Рим.10.4), имеющего Его святую жизнь. Через Свою боль, агонию, кровавый пот, стыд и позорную смерть Иисус Христос положил конец закона, то есть Он исполнил его, и закон нашел в Нем все, что он мог требовать. Павел говорит: "Вы умерли для закона телом Христовым» (Рим.7.4); умерли, потому что Христос подчинился закону, подпал ему, заплатил по нему, пострадал под его проклятием и, следовательно, в отношении людей, за которых Он умер, можно сказать, что они мертвы для закона, ибо Он умер и заплатил за них все и сполна. Грешник, это важнейший момент в живой религии! "Вы умерли для закона телом Христовым», и в смерти Христа грешник становится мертвым, ибо в Нем на грешнике совершается убивающее служение, служение осуждения.
Как это становится известным нам в опыте? Иногда очень постепенно, и с нашей старой исчезающей природой тоже будет покончено далеко не сразу. Каждое представление Евангелия, благоприятного для грешника, ослабляет силу закона; каждое прикосновение бесконечной любви и доброты Божией, которое получает грешник, ослабляет закон в нем; каждая помощь, которую он получает, каждое приглашение, направляемое ему, каждый взгляд на славу Христа, который у него есть, всякая надежда на Христа, которую он чувствует, ослабляет силу закона в его совести и дает ему почувствовать надежду на милость Божию, так что в один прекрасный день закон станет для него мертвой буквой, которой нечего будет сказать, как это прекрасно описывает Топлэди: «Ужасы закона и Бога больше не имеют со мной ничего общего; послушание и Кровь моего Спасителя скрывают все мои грехи от Его взора».
Так может ли кто-то здесь сказать, что, хотя они не имели такого откровения о Христе и не были убиты законом, у них все же были такие проблески Христа, такие намеки на Его милость, такие ответы на молитвы, такой доступ к престолу небесной благодати Божьей, чтобы раскалить и расплавить их? Как нагреваемый воск становится все мягче, пока не расплавится и не закипит, так закон с приходом благодати все больше приближается к исчезновению. Но есть ли Евангелие для людей, не имеющих закона, и что оно для имеющих закон? Тогда Евангелие, которое они получили – это милость, что заставляет их растаять, любовь, которая обратила их, и добро, что дает им надежду. Вся его красота и милость, что они видели и чувствовали, пришли с Евангелием, и это служение жизни, служение Духа в их сердцах. Вот что заставляет плакавшего прежде грешника вскричать, когда все совершилось: ужасы закона и Бога больше не имеют со мной ничего общего! Сила благодати растопила старый воск, и он готов исчезнуть. Вы больше не чувствуете горькое осуждение, к которому уже привыкли. Возможно, некоторые из вас скажут, что вы до сих пор чувствуете осуждение на каждом шагу. Нет, закон веры не имеет никакого осуждения для вас, ибо против благодати Духа нет закона. У вас может быть слабая вера, но против вас нет убивающей заповеди, которая сокрушит вас, ибо у нее больше нет силы. Против любви нет закона. Любовь может охладеть, но Тот, Кто зажег ее, зажжет снова рано или поздно. Нет закона против благодати Святого Духа. Евангелие порождает все милости Духа, и это то же самое Евангелие, которое поддерживает в нас Божью жизнь и обновляет ее время от времени, и даже если ее сила, кажется, убывает в нас и готова исчезнуть, с ней идет слава.
Итак, в чем слава закона? В том, что он открывает Бога. Может ли она уйти? Да, она уступает место славе другого откровения – Евангелия. Закон несет правосудие; Евангелие – справедливость и любовь. Закон осуждает, Евангелие оправдывает, а любовь и милость приходят постепенно. Таким образом, закон несет осуждение, и красота и слава закона, которые признает просвещенная совесть, на самом деле должны исчезнуть, когда грешник становится ближе ко Христу, чем к Моисею, ближе к Сиону, чем к Синаю, ближе к любви, чем ко гневу Божию, ближе к благодати, чем к послушанию закону. О, как это прекрасно для грешника – найти в себе время от времени, что «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8.13)! Да, иногда Его люди обнаруживают что когда они благословлены свободой и имеют доступ к свободе почти полной, они могут сказать: Господь мой, и у меня есть Евангелие в моем сердце. Уповайте же на Господа и ждите от Него! Некоторые могут прийти и сказать: "Вы не должны быть в рабстве, вы должны быть на свободе». Но тогда кто есть Тот, Кто дает нам свободу? "Бог не дал нам духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но дух любви и силы и здравый ум" (Рим.8.15 KJV). Господь не осуждает за слабую веру. Он может упрекнуть бедного грешника и спросить: почему ты усомнился, маловер? Но Он не включил веру в Декалог, и Он говорит: «Вы потерпели неудачу в одном и, следовательно, виновны во всем» (ср. Иак.2.10) - именно потому, что вера не принадлежит к закону. То благословение веры, которое мы называем спасительной верой, принадлежит Евангелию. Закон требует полного послушания, то есть совершенства. Вера сама по себе может быть очень несовершенной, но как милость она выглядит идеальной во Христе и направлена на идеального Спасителя и, следовательно, угодна Богу. Я говорю, что если Господь дает нам мудрость взглянуть на это, мы можем найти наставление и поддержку. Господь не осуждает за слабую веру, против нее нет закона. И благословен Бог за это!
Тогда с властью закона покончено. Христос закончил с ней навсегда на кресте, и закон начинает уходить от совести всякий раз, как она получает Евангелие в любую меру его света, силы и славы. Когда Евангелие имеет власть, закон теряет всю свою власть. Вы можете положить на весы закон и найти его строгим, и Евангелие – и найти его милость. Евангелие говорит: "Христос есть Друг грешников". Разве это не милость? Власть закона исчезает; рано или поздно она больше не действует в совести, когда в ней действует дело Христа на кресте, и это вещи совершенно разные. Евангелие показывает вещи совершенно в другом свете. Грешник может осуждать себя за короткие и убогие молитвы, и Евангелие приходит и говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5.17). Мы можем день и ночь вопиять к Богу (Лк.18.7), но Он говорит: «Откройте уста свои, и Я наполню их» (Фил.4.6). Он не говорит: "Приходите, когда вам хорошо, когда вы совершенны, когда вы святы, а не грешны»; но Он говорит: «Призови Меня в день скорби» (Пс.50.15 KJV). Он говорит: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1.9).
Таким образом, власть закона закончена, и настолько, что у него больше нет силы и оснований осуждать. В лице Иисуса Христа вы видите такую красоту и славу Евангелия, что вы можете сказать от всего сердца: «Я умер для закона телом Христовым, и закон больше не имеет силы прийти и осудить меня». Вы можете часто осуждать себя за свои грехи, неудачи и недостатки, но Христос приходит со Своим совершенством и полнотой Своего Евангелия, и тогда закону больше нечего сказать. От этого грешник не становится лучше, он не перестает быть менее грешником в своем характере. Здесь нет улучшений, но хотя мы мерзки, Христос свят, и если Он стоит за нас и мы видим это верой, то все хорошо. Эта осуждающая власть закона удалена от Церкви телом Христовым, и бедные, беспомощные, безнадежно виновные, падшие черви приняты в Возлюбленном, во Христе, угодны Богу во Христе. Теперь они могут смотреть на закон, они могут видеть его славу, видеть, что сами по себе они плохи и никогда хороши не будут. Они могут видеть также, как разумны его заповеди в их совести. В законе нет греха, но они неправы сами по себе, и их грех делает закон слабым. Это можно видеть в Евангелии, если рассмотреть все, что в нем есть. Закон слаб в самом главном – он никогда не может оправдать грешника. Он мог бы удовлетвориться тем, кто идеально подчиняется ему, но он никогда не мог бы помочь грешнику. Он требует от грешника повиноваться, но не дает ему на это ни воли, ни сил. Он говорит ему: служи Богу – но не говорит, как Ему служить (? – Пер.), и не помогает делать это. Вот слабость закона. Павел говорит в Послании к Римлянам: «Поскольку закон, ослабленный плотью, был бессилен, Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона могло исполниться в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим.8.3-4). Он не сказал нам: «Вы должны избавиться от плоти». Нет, мы должны ждать иного. Жить по духу – не значит просто повиноваться тому, что не нравится. Слава Богу за это и за тот опыт, который некоторые из нас имели в законе! Те, кто перешел от закона не только к древу Голгофы, но к распятой совести, совести, приговоренной к смерти, были согласны с этим приговором, они могли сказать: Бог справедлив, Бог прав, Бог свят в Своем законе, проклинающем меня. Но затем они могли сказать: «Но это больше не имеет ничего общего со мной; закон не может прийти ко мне, чтобы проклясть, потому что Сын Божий, Иисус Христос, подчинился ему, исполнил его, и свидетельство Духа в моей совести таково, что Он совершил это для меня. Поэтому ужасы закона и Бога не имеют со мной ничего общего». Вот славное Евангелие! Если вы получили его, вы войдете в то, что Павел называет благовестием славы Христовой. Это слава несказанная, неизмеримая, бесконечно великая. Закон славен как слово Божие, как откровение Бога о Его характере и о Его справедливых требованиях к людям, но поскольку он исполнен Христом и завершен в смерти Христа, его слава исчезает в свете Его исполнения Христом и всепревосходящей славы Христовой.
Но почему преходящее было так славно? Касается ли закон совести Божьих людей всегда? Нет, он не касается Церкви в вечности. Если вы обретете видение, которое имел Иоанн, пусть в намного меньшей мере, вы почувствуете, как исполнитесь удивительной любви и похвалы. Что это было за видение? «Я видел посреди престола Божия Агнца как бы закланного» (Откр.5.6). Вся мудрость, вся любовь, все блаженство, вся благодать, все дары жизни и добра, что Бог даровал Своей Церкви, излиты на Агнца, закланного от создания мира. Поэтому, когда четыре животных и двадцать четыре старца вокруг престола преклонились перед Агнцем, нет закона, чтобы осудить их. Здесь царствует Евангелие, царствует правда, царствует милость и любовь, и изливаются живые источники этой воды. Здесь нет закона, чтобы осудить; завет благодати царствует, и раскрыты все его богатства. Закон завершился.
Братья мои, посмотрите за это. Вы никогда не были и, дай Бог, не будете разочарованы на этой земле, и вы можете искренне стремиться к тому, чтобы закон миновал вашу совесть, ибо он отошел от Церкви, когда Христос возгласил: «Совершилось!». Откровение Христа совершит это сладко и мощно в ваших умах, так что вы будете счастливы. «Гораздо более славно пребывающее», и эта пребывающая слава есть слава служения жизни, слава вечного Евангелия, которую мы можем знать. Аминь.

2

Мы посмотрели сегодня вечером на некоторые вещи, которые удалены от нас и которые относятся к закону как служению смерти, к букве, которая убивает. Мы видели, как они были удалены от нас, прежде всего, в смерти Христа на кресте. Он дал ответ, и закон получил полное удовлетворение и честь из Его рук. Мы видели, как эти вещи постепенно удаляются от нашей совести, когда мало-помалу в нее приходит Евангелие. Сила Евангелия и действенность Крови Христа приносит Дух, Который делает закон ветхим и готовым к исчезновению, и откровение Христа забирает его. Искупление удаляет его, все его притязания удовлетворены, долг выплачен, рабство разрушено и душа уходит свободной. И вот тогда мирской исповедующий человек может воскликнуть: ну, теперь мне больше нечего бояться! О заблуждающиеся души, все это не для вас! Если вы будете жить и умрете в такой самонадеянности, то каков будет ваш конец? Каждый, за кого Христос исполнил закон и для кого он будет удален рано или поздно, приходит к ощущению, что он является самым последним человеком в мире. Таковой может ожидать этого благословения и надеяться на него, но фарисей, который может благодарить Бога за то, что он не таков, как другие люди, и не так плох, как этот мытарь, рано или поздно обнаружит, что закон жив для него, что он имеет власть над ним, что он будет иметь дело с ним в своих грехах, что закон приведет их в его память..  Никто не может полностью представить себе, что память и совесть, движимые осуждением закона и примененные Богом в вечности, могут сделать с потерянным человеком! Как глубоко он погрузится после жизни на земле в горькие воспоминания о том, что он сделал с самим собой, и как проклятие Бога заполнит все его существо! Пусть такое никогда не придет на нас.
Сейчас, в этот вечер, с помощью Господа я должен посмотреть и обратить внимание на то, что пребывает среди нас. Это завет благодати, Евангелие благодати Божьей, Евангелие Царства. И в первую очередь мы должны посмотреть здесь на служение жизни, которое совершает Дух животворящий. Это служение жизни охватывает весь завет благодати, в котором пребывают Личность Христа, Его благословенное дело искупления Его людей, избранных Отцом в любви, свободное явление  Его любви и Святого Духа Христова, приходящего оживотворить мертвых в жизнь, принести закон, чтобы убить их, и чтобы они были мертвы под ним, а затем явить им Христа Распятого, чтобы они стали мертвы для закона, а закон мертв для них.
И этот  завет благодати, это славное Евангелие по-разному описывается в Писании, и для него описываются разные обозначения. В Откровении он назван вечным Евангелием. Ангел, летящий с небес, имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать (Откр.14.6). Вечное Евангелие означает вечную любовь Бога, вечное искупление Христово (Евр.9.12) и баню возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3.5); это евангельская свобода для всех искупленных Христом, их окончательная стойкость на пути скорбей, их упование на Христа среди зол и бед и их приход на небеса, замысленный в сердце Бога от вечности, начиная с воплощения Христа явленный более полно, чем когда-либо раньше, и принесенный Духом к каждому искупленному грешнику. О, как сладко это Евангелие! В нем есть правда вечная, вечная сила, вечное искупление, вечное наследие, вечная любовь. «Я возлюбил тебя вечной любовью» (Иер.31.3). Братья мои, верим мы в это или нет, но это правда, что Церковь живет в вечности, и вечность объемлет ее. Я уже упоминал об этом. Все, кто в Боге, все исшедшие от Бога приводятся в Его храм Святым Духом.
Может ли бедный грешник здесь сказать в своем сердце: «Как жалка была вся моя прежняя религия; я хочу, чтобы Господь благословил меня чем-то из этой вечности, Своей вечной любовью, вечной праведностью, вечным искуплением, вечным приютом и вечной славой»? Может быть, вы больны всем временным, устали от самих себя, устали от греха, хотите святости, хотите знать Господа лично? Тогда я скажу вам так: «Знайте, что если вы последуете дальше, чтобы знать Господа, Он явится утром, и Он придет к вам как дождь, как ранний и поздний дождь на землю» (Ос.6.3 KJV). И когда Он сделает это, вы скажете: да, нам никогда не умалчивали о превосходстве Христа, о красоте Его правды, о славе Его Евангелия – и проповедник согласится с вами. О, как мы увидим это в вечности! Вечная любовь: благословен день, когда эта любовь буквально врывается в грешника! Вечная праведность: как славен день, когда она является грешнику! Вечное искупление: как чудесен час, когда двери темницы открываются, и узнику-грешнику говорится: «Выходи!» - и он обретает полную свободу! О чудесная Личность, Иисус Христос, Который есть единственное надежное убежище, могучая крепость для Своего народа! И какое чудо из чудес, если Человек Иисус Христос становится известен Своим людям таким, как описывает Его Дух: «Он лучше десяти тысяч других и любезен» (Песнь 5.10). Он искупил меня Своей Кровью, избавил меня от моих грехов, разбил цепи, дал мне благодать, дал мне свободу, дал мне жизнь. Таков мой славный Господь, Глава и Спаситель. Это Евангелие – вечное Евангелие, и это описанное нами служение славы, служение жизни, служение оправдания и все остальные служения. «Гораздо более славно пребывающее». Если удалить закон как раскрытие Божьего характера, о котором я уже говорил сегодня утром, если удалить славу закона, даже если он осуждает грешника, даже в его слабости и неспособности помочь грешнику, то тем более придется удалить славу Евангелия, поскольку она помогает грешнику, спасает его, учит его, выводит его из ада на небо, от греха к святости, от чувства вины к оправданию, от грязи к святости, от смерти к жизни, от себя к Богу!
Остаются еще некоторые частности, и я хотел бы описать немного некоторые из них сейчас с помощью Господа. Позвольте мне еще раз сказать вам: будьте осторожны с обобщениями. Возможно, некоторые из вас могут сказать по поводу всего, описанного мной: мы согласны, мы любим это и одобряем. Но давайте теперь присмотримся к частностям и посмотрим, какое они имеют для нас значение. Разве это не милость, что нам открыт источник для омытия греха и нечистоты (Зах.13.1)? Разве мы не обновляем постоянно свою вину и загрязнение? И если бы этот источник иссяк, то что бы с нами стало? Кровь Христа, драгоценная Кровь, очищает от всякого греха. Если Господь сказал, что нам будет открыт этот источник, то все сомнения и вопросы должны уйти. Закон имел тень этих благ, когда он совершал пеплом рыжей телицы и проточной водой очищение человека, который был осквернен и поэтому стал ритуально непригоден для служения Богу. Это окропление в соответствии с установлением Божьим очищало человека от скверны, и оно было неотъемлемой частью всего прежнего устроения, продолжавшейся, пока оно не подошло к концу. Это был прекрасный прообраз, но только прообраз! Поймите, что любые грехи очищаются Кровью Христа. Мои братья, Иоанн говорит в своем послании, описывающем святость Бога: «Пишу это вам, чтобы вы не грешили...А если  кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника, и Его кровь очищает от всякого греха» (1 Иоан.2.1). И это по-прежнему так. Пока мы живем здесь, мы будем нуждаться в этом источнике. Вы легко можете отойти от Бога, но вы никогда не вернетесь к Нему просто так, вы должны быть возвращены. Вы можете осквернять себя, но вы не можете сами омыться, Кровь Христа должна очистить вас. Вы можете склониться к идолам, но вы не сможете отвернуться от них. О, как прекрасна и свята сила Крови Иисуса Христа, благодаря которой мы, отпав от Бога через свои грехи, можем быть возвращены к Нему и испытать этот благой опыт! Это одно из самых обнадеживающих учений, один из самых мощных стимулов к святости. Но ни одно дитя Божье не может быть возвращено к Нему иначе как через действие Его Вечного Духа. Оно будет горевать тогда о том, что его грехи пронзили сердце Христа, и не захочет творить такие вещи, которые ранят Христа и изгоняют Духа из сердца. Но тогда его грехи не оторвут его от общения с Богом, не ожесточат сердце, не осквернят душу, но они должны быть омыты.
Во-вторых, это вечная праведность. По закону человек теряет свою праведность, если он сделал хоть что-то не так. Как только он свернул с пути правды на свою дорогу, он потерял свою праведность, и Бог сказал, что так он служить Ему не сможет. Евангелие говорит иное, действует иначе и идет другим путем. Оно опирается не на правду, которую творит грешник, но на праведность, достигнутую для грешника, праведность, о которой говорит Даниил. О Мессии пророк говорит: «Он принесет правду вечную, положит конец греху и покончит с беззаконием» (Дан.9.24 KJV).
Да, дорогие друзья, это пребывает с нами, и это становится опытом в сердцах святых. Ни сухая доктрина, ни свет сердца, ни хорошее поведение не смогут спасти нас, но вмененная праведность спасает грешника и приводит его перед Богом как человека без греха. Харт был прав, говоря: «Праведность полного совершенства – вот что должно быть принесено нам, чтобы Бог не отверг нас».
Это праведность Христа. "Это имя, которым будут называть Его: Господь оправдание наше» (Иер.23.6 KJV). Вера лишь получает ее, вера прилепляется к Нему, вера любит Его, вера работает в сердце и приводит грешника к тому, чтобы сказать: «В Господе моя правда и сила» (Ис.45.24). Только вера может сделать этот дар твоим, верующий. Только вера скажет тебе в свете и силе Духа, что Христос приобрел эту одежду для тебя, чтобы ты мог быть перед Богом безупречным и без вины. Если ты терпишь неудачу, то чем еще тебе восполнить то, что ты потерял? Ты можешь чувствовать свой грех, но с чем ты останешься? То, что ты потерял, останется потерянным. Но что делает Бог? Он не скажет, что праведность больше не будет доступна тебе. Он будет обличать тебя за твои грехи, это Его путь, чтобы дать тебе благословение, но Он отменит эти грехи. Он не лишит тебя Своей праведности после того, как даровал ее. Это праведность Самого Иеговы, это Его вменение, это Его приговор. «Нет беззакония в Иакове» (Чис.23.21). Эта правда стоит, и она остается. Если мы получили ее верой, она останется с нами. Если вы хотите иметь ее в опыте своей души, она пребудет. Если вы потеряли чувство ее, она сама остается, и это то, что вам нужно. Это не новое оправдание и не другая одежда, но это новое принесение правды силой Святого Духа.
Любовь Божия остается с нами. Да, я хочу, чтобы мы чувствовали это всегда. Мы не всегда ее чувствуем, но она остается. «Я возлюбил тебя вечной любовью» (Иер.31.3). Господь пребывает в Своей любви, в Своей доброте и в Своих целях. Он исполняет Свою волю с любовью, и это воля добрая. Его любовь ко грешнику всегда остается. Можете ли вы найти причину, по которой она может быть отнята? Можете ли вы найти причину, по которой Бог, возлюбивший вас вечной любовью, должен отнять ее у вас? Да, может сказать грешник, я могу найти множество причин тому, и все они одинаковы – это мои грехи. Лютер знал это, когда говорил: «В один прекрасный день самый лучший человек вынужден будет сказать: это мой грех, мой грех, мой грех!». Так что, ваши грехи причина тому, что Бог должен будет забрать Свою любовь? Понимаете ли вы, что вы говорите? Неужели вы стали грешником из-за того, что Бог любит вас? Вы впали в грех, так как Он любил вас? Что Он сказал? «Я знал тебя, что ты поступишь вероломно» (Ис.48.8). Если Бог знал это, то когда же Он возлюбил грешника? Когда Божии люди были возлюблены Им? Когда Бог возлюбил нас, мы лежали в своей крови, мы были мертвыми, нагими, отвратительными и беспомощными, и  «это было время твое, время любви» (Иез.16.6-8). И я говорю по опыту, что любовь Божия в вечности не была обращена на хороших людей. Но посмотрите на этот великий момент опыта. Когда Бог начинает являть Свою любовь? Когда Он оживотворяет нас. Когда Он облекает нас Своей любовью? Когда Он изливает Духа благодати и умиления. Когда Он являет больше Своей любви? Когда Он отвечает на молитвы. Когда Он являет ее еще больше? Когда Он прощает наши грехи и растапливает наши сердца. Когда это явлено в полноте? Когда Христос, упование славы, явлен в нас. И теперь, если все эти дела любви были совершены и явлены в вас как грешниках, в вашем ужасающем состоянии, то какие причины могут быть потом для того, чтобы эта любовь была отнята? Дар Божий покоится на Его любви. Он не распадается, в отличие от тленной естественной религии. Многие вещи исчезают, другие удаляет Сам Бог, но любовь Божия не может быть нарушена, и она не изменяется. «Я Господь, Я не изменяюсь, посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал.3.6).
И также пребывает сострадание Спасителя, Иисуса Христа. Он «сострадает невежественным и сбившимся с пути». Его сострадание – это сладкая нежность Господа Иисуса ко грешникам в беде и горе. Сострадание есть жалость Христа к страдающим святым. Сострадание не может быть замкнутым в себе; оно должно проявляться в поступках. Оно приходит туда, где нищета. Есть ли на вас это сострадание Иисуса? Являл ли Он когда-либо его вам? «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, говорит Господь, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис.66.13). Есть ли грех ваше время и ваша проблема? Являются ли сомнения бедствием для вас? Есть ли в вас страх оскорбить Бога? Являются ли для вас бедой ваши недостатки или неприятностью - вопросы к провидению? Сжимается ли ваше сердце порой от тоски? Тогда вам нужно сострадание, сострадание в Его сердце. Я бы не стал говорить небрежно, легкомысленно, но я хотел бы сказать, что мы приветствуем те скорби, которые открывают путь состраданию Иисуса Христа и Его большей славе.
Приходите же, страждущие грешники, приходите, обремененные души, приходите со своей тоской, со своими проблемами, печалями и трудностями, со всей вашей болью, и вы увидите, что хотя земные друзья и близкие часто не в состоянии помочь вам, и в лучшем случае могут быть Божьим инструментом, - Господь Иисус полон сострадания, Он способен сострадать и сочувствовать, и помогает вам во всех искушениях ваших душ. И как прекрасно увидеть причину и тайну этого! В чем она? В том, что «как Сам Он претерпел». Ибо Христос как Человек приобрел способность помогать и сострадать искушаемым. О Нем сказано, что Он способен помогать, ибо «Сам Он претерпел, быв искушен» (Евр.2.18). Если Он Сам страдал, Он может сострадать несчастным. Было ли Его страдание плодом вмененного Ему греха, который Он должен был нести? Каково ваше страдание от греха в той или иной форме? Пусть же из глубин Божиих к вам течет Его милость, некое прикосновение любви, некоторое влияние благодати, и тогда вы найдете, что Его способность помогать вам – это не пустые слова.
Самое главное в Евангелии – это сила Христова. Евангелие названо силой Божией, ибо все дело Божие во спасении осуществлено через Христа. Когда Павла крайне беспокоило жало в плоть, ангел сатаны, посланный удручать его, чтобы он не превозносился – что привело Павла к примирению с этой проблемой? Что согласовало его волю с волей Христа? Что позволило ему извлечь благодать из своих несчастий и не упустить в них послание благодати? Это была сила Христа, что опочила на нем. Он получил это великое слово, если вы помните, после того, как трижды взыскал Господа. Господь сказал ему: «Моей благодати достаточно для тебя» (2 Кор.12.7-9). Это было то, что принесло Павлу славу в его немощи, ибо именно так сила Христа могла опереться на него. И это названо силой вечной. «Надейтесь на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис.26.4), и Его сила будет вести вас через ваши скорби, даст вам победу над грехами, позволит вам подчиниться воле Божией, будет освящать вас, утешать и поддерживать и в итоге даст вам победу.
Это пребывает, и эти великие дела Божии вечны. Но остается еще одно могучее дело, которое Он должен будет совершить, когда Он поднимет тела Своих святых и преобразит их «подобно славному телу Его, силой Которого Он способен покорить Себе все» (Фил.3.21 KJV). Вот власть Божия во Христе. И чего Он не может сделать? Разве Он не покорит дьявола и не положит его под ноги Свои? Разве Он не разрушит весь грех и не даст победу над Ним? Все возможно для Господа Иисуса. Его сила пребывает с нами, и позвольте мне сказать, что Он пребывает как чудесный, вездесущий, неизменный Хлеб и Вода жизни для Своих детей. Да, вера должна питаться, и вы не сможете получить пищу для нее из сухих доктрин. Вы не извлечете пищу из понятий, вы никогда не получите ее ни из чего, кроме действенной веры и ее научения, которое есть не больше и не меньше чем плоть Иисуса Христа и Его кровь.
Вы помните, что Павел призывал евреев повиноваться своим служителям, имеющим власть над ними, и он повелевал им это, потому что эти служители следили за их душами, поскольку ожидали от них послушания. Но целью этого было привести народ ко Христу, Который «вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.7-8). О, какой великий предмет нашего служения – Иисус Христос как Хлеб живой, Вода жизни, от которой человек не возжаждет никогда! И для этого наше служение должно быть наполненным Иисусом Христом и помазанным Святым Духом. Друзья мои, как счастлив тот грешник, который алчет и жаждет правды, тот, кто может сказать: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс.42.1), тот, кто не может найти удовлетворения ни в чем, кроме одного – Иисуса Христа, и притом распятого.
В начале этого вечера я упомянул завет, и я сказал, что он охватывает все. Позвольте мне в заключение обрисовать этот завет перед вами. Завет благодати – это Божественный завет, существующий внутри Троицы и заключенный для Церкви Божией. Это вечная любовь Божия, явленная в свободном избрании Им Своего народа. Это согласие Сына Божия стать человеком и понести вмененные грехи Своего народа, и снять их Жертвою Своею. Это также согласие Святого Духа, Третьего Лица Троицы, прийти и оживотворить души, которые искупил Христос. И этот завет, заключенный в самой Троице, в Троице пребывает. Вы помните, что Господь упрекает израильтян в нарушении завета, который Он заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом: "завет Мой они нарушили, говорит Господь, хотя Я оставался в союзе с ними. Но должно произойти после тех дней, говорит Господь, Я дам новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их, что они нарушили завет, хотя Я оставался в союзе с ними, но это такой завет, что Я  вложу законы Мои в мысли их и напишу их в сердцах их, я буду им Богом, а они будут Моим народом, и они не будут говорить каждый ближнему своему и  брату: познай Господа, ибо все будут знать Меня, от малого до большого из них, и Я прощу грехи их и беззакония их не помяну более (Иер. 31.31-34 KJV)
Все это пребывает, и в псалмах мы читаем это: «Мой завет Я не нарушу, и не изменю то, что вышло из уст Моих» (Пс.89.34). Этот всеохватный завет заключен со всей Церковью и содержит ее искупление, оправдание и освящение. В нем пребывает также стойкость Церкви и небеса. Все эти вещи остаются.
Небеса вечны. Великой целью еврейского устроения была проповедь Христа в образах, тенях и церемониях. Все они были прообразами того, чему надлежало прийти, и все в них указывало перстом Божьим на Того, Кому надлежало прийти, Кто должен был искупить Церковь и быть ее жизнью, и быть для нее всем во всем. Когда Христос пришел, прежнее должно было уйти, ибо закон есть тень, а Христос – тело. Все прежнее было тенью будущих благ. Христос принес эти блага. Прежнее не имело вечного основания. Священство не было учреждено с клятвою и, следовательно, оно могло быть отменено. Прежнее прошло. Но осталось самое благословенное -  вечная любовь, вечная благодать с небес Божьим людям, чтобы они могли вечно наслаждаться присутствием Божиим, Его любовью и благостью. Церковь должна войти в небеса, ибо как Ханаан был землей обетованной для евреев, так небеса есть земля обетованная Церкви. И как в Ханаане текли молоко и мед, так с неба текут потоки вечного блаженства и славы. На небесах народ Божий обретает покой. «Мы, что уверовали, входим в покой» (Евр.4.3), но это лишь начало вечного покоя Церкви. Вот что остается, говорит Павел, после славы первого устроения, после этого славного проявления Бога в Ветхом Завете. Новый же Завет пребывает, и если первое устроение было так славно, то насколько же славнее то, что пребывает! Это слава, которая не может знать конца. Но что же такое эта слава? Позвольте же мне сказать о ней в двух или трех словах.
Во-первых, это свободная любовь Бога в суверенном даре Христа, в суверенном избрании Его Тела, Невесты, в свободной любви Божией.
Во-вторых, это личный приход Христа, когда, согласно Писанию, Сын Божий воплотился, Его дело, реализованное в Его душе и теле, исполнение всего закона, всей его длины и ширины, глубины и высоты в Его жизни и смерти, исполнение всех притязаний закона и удаление греха Жертвой Христовой.
В-третьих, это оживотворение Церкви Святым Духом и применение к ней Крови Христа.
Вот слава, славный Глава и славное тело, славный Муж и славная Жена, Невеста Агнца, одетая в одежды, вышитые золотом, и приведенная к Царю в этом благословенном состоянии. Вся мудрость, все величие и вся благость Божия сияют в этом пребывающем устроении.
Братья мои, заинтересованы ли мы сейчас в том, что является его результатом? Находимся ли мы на вечном основании, как «праведник на вечном основании» (Притч.10.25), на котором строит Бог? Он строит для вечности; мы строим лишь во времени. «Гораздо более славно пребывающее». Красота и благость Бога будут сиять в вечности в этом Новом завете, в вечной милости вечно благословенного Бога. Поэтому Святой Дух называет Евангелие Христа славным Евангелием. Его можно также назвать вечным Евангелием. Ему не будет конца. Его распространение в мире придет к концу, когда исполнится великая цель Бога, чтобы познание Его «наполнило землю, как воды наполняют море»,  когда будет собран последний корабль благодати, когда полнота цели Бога в завете благодати будет исполнена на земле. Тогда распространение Евангелия во времени, его проповедь подойдет к концу, но само Евангелие, любовь Божия и ее влияние в Его славной Церкви, пребудут и в небесах. Можем ли мы быть найдены там? О, как прекрасен этот небесный удел! Но остаться за его пределами, быть навеки под властью греха, не иметь удела на небесах – кто мог бы верно описать этот ужас? Кто мог бы сказать об ужасе грешника во тьме внешней?
 Да даст Господь вам, дорогие слушатели, сердца, чтобы рассмотреть ваши последние дни и иметь веру в кровь Агнца, и соберет вас к Своему возлюбленному Сыну и сделает вас, как говорит Писание, ветвями живой Лозы, камнями в небесном здании, священниками в Царстве Божием и царями над грехом и над самими собой. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn