Один день прекрасного лета

Аманжол Нурабаев
                *  *  *
    Пожалуй, это было самое прекрасное лето моего сказочного детства ! Ну, или одно из самых прекрасных.  Я заканчивал пятый класс, готовился к отдыху в пионерском лагере и лето виделось мне в цветущих красках, наполненных  ароматами ночных костров и соленой гладью родного Ишима. Радужные планы были расписаны до самого конца августа, и, казалось бы, ничто не мешало их прелестному осуществлению, как вдруг  кудесница фортуна решила послать мне  свое прощальное « Чао!»  в самый неподходящий момент.   В общем, в  один из дней я  был обрадован тем, что весь июнь придется провести без мамы. Это было произнесено обыденным тоном, не терпящим никакой критики.
- В этом году надо пройти курсы переподготовки,- сказала мама отцу, развешивая белье на балконе, -  Заодно и  вы от меня отдохнете. И  я от вас.
    Последнюю фразу она произнесла без особой радости и грустно посмотрела на меня. Мы с братом, будучи весьма близкими родственниками,  росли  , по сути, очень разными людьми. Объединяли нас лишь одна фамилия, одно отчество  и  общая дата рождения . Во всем остальном мы были полными противоположностями.  И если он был знаменит на весь город своими фантастическими подвигами и приключениями в стиле Р.Л. Стивенсона , превратившимися впоследствии в легенды , то я рос мальчиком ответственным, воспитанным и безукоризненным.
   « Его воспитали  школа и наше социалистическое общество !» - с гордостью объявлял директор, вручая мне очередную грамоту за отличную учебу.  «Такого оболтуса могли вырастить лишь самые безответственные родители !» - чеканила на линейке  завуч, уничтожающе глядя на моего брата. При этом мама густо краснела, а я готов был провалиться сквозь дощатый пол  нашего школьного  этажа. И если бы под ним не находился директорский кабинет, я бы непременно туда  провалился.  Сам же виновник  торжественной тирады гнул голову в презрительной усмешке, отмечая в памяти  тех, кто слишком злорадно восторгался его временному статусу персоны-нон-грата. Вероятно с тем, чтобы со временем добросовестно рассчитаться .
    В общем, брат от маминого известия пришел в  бурный восторг , а я скривил губы   и , еле сдерживая слезы, убежал выплакаться в  самое укромное место двора. Как уже  догадался читатель , я рос маменькиным сынком и нисколько не стыдился своего положения.
     Май завершился очередной школьной линейкой, пятой  по счету грамотой об отличном окончании учебного года и огромными букетами, которые мама, как классный руководитель,  получила от своих  прелестных чад . Цветы эти несли мы с братом аккурат до школьной изгороди, после чего он по-родственному отвесил мне пару крепких затрещин и велел тащить всю флору домой самостоятельно.
- У меня дела, - коротко и значительно объяснил он мне существующее положение вещей, сунув под нос кулак. Видимо, для вящей убедительности.  С тем я и поплелся домой, сетуя на горькую судьбу, связанную с предстоящей разлукой с мамой на целый месяц. Оба родителя ,чувствуя тревогу и учитывая печальный опыт прежних лет, предварительно провели со мной психологическую беседу, но это мне мало помогло.
 - Я буду приезжать каждую субботу, - увещевала меня мама, украдкой смахивая упрямую слезу. В ответ я тоскливо вздыхал и молча смотрел в панораму окна.
- Мужик ты, или нет, в конце-концов !?, - сокрушался отец, презрительно глядя на выглаженный воротничок моей рубашки и аккуратно причесанные волосы. Ответом ему служило мое тягостное молчание и потухший взгляд , в котором читалась  невыносимая  скорбь  и извечный  гамлетовский  вопрос. Но все было бесполезно ! Ген саморазрушения уже прижился в моей душе, крепко пустив корни и уничтожив саму мысль о том, что я обрету когда-нибудь замечательную способность защищаться и принимать удары судьбы.
      Начало июня грянуло неожиданно. Еще вчера был май, мы ходили на школьную отработку, копались в клумбах и мели широкий двор, и вот сегодня уже первое июня. Праздник Дня защиты детей. Мы успели наспех попрощаться с теми, кто уезжал в пионерский лагерь и готовились провожать тех, кто запаздывал к бабушкам и дедушкам, густо населявшим бесчисленные деревни вокруг нашего огромного райцентра. Мама давно собрала чемодан вещей и книг, мы тускло пообедали и отец ушел во двор заводить машину.
- Ну, мои драгоценные, ведите себя хорошо и слушайтесь папу ! – мама по очереди чмокнула нас на прощание и взялась за сумки, - Не забывайте подогревать ему обед . И не деритесь при каждом удобном случае. Всегда можно найти компромисс. Даурен, тебя это касается прежде всего!
   Я забыл сказать, что Даурен – это имя брата. Меня зовут Арсен, и иной раз я подозреваю, что это имя было дано  умышленно в рифму с именем того, кто родился на пару минут раньше меня.
   Папа повез маму на вокзал и мы с братом остались одни в доме. Даурен пощелкал переключатель телевизора, минуты две послонялся по квартире и не найдя более никакого интересного занятия, нахлобучил на голову кепку и направился к двери.
   - Дело одно есть ! – ответил он на мой немой вопрос, - Сиди дома и не высовывайся !
      Я пытался сосредоточиться. То есть, старался не расплакаться . По крайней мере при нем. Едва лишь за братом захлопнулась дверь, как я рухнул в кровать, зарылся лицом в подушку и уж тогда заревел во всю силу своих легких. Когда все слезы были выплаканы , я почувствовал, что теперь могу более спокойно оценить ситуацию.
     Что меня ждало в течение всего месяца ? Во-первых, маячила перспектива дни и ночи напролет проводить в обществе брата. Все наши диалоги и самые безобидные игры неизменно заканчивались потасовками, в которых чаще всего побеждал он. Это было пол-беды. Мы были с ним ,в сущности, разными людьми. Объединить нас на время могла лишь общая боль. К примеру, от отцовского ремня. Либо какая-нибудь потеря. Помню, потеряли мы с ним общие пять рублей и неделю бороздили просторы городского парка в поисках заветной купюры. Деньги мы, кстати, тогда нашли. Но ближе друг другу так и не стали. Тем более, что нашел их брат. Ну и достались они, соответственно, ему. Как он мне объяснил –  согласно древним законам охотников.  Были у нас ,разумеется , общие враги. Даже дрались, бывало, плечом к плечу. Друзей вот общих не было. Короче говоря, ничего хорошего компания брата мне не сулила.
         Было у меня еще несколько перспектив на июнь. Перебрал я их в уме  для того, чтобы хоть чем то занять себя и не умереть с тоски по маме . Во-первых, в портфеле еще томился в ожидании моих любознательных глаз заветный листок со списком литературы, который рекомендовала прочитать  учительница на лето. Во-вторых, с Сережкой, вечно занятым моим другом и одноклассником, мы должны были закончить кольчугу, которую начали еще в феврале , посещая кружок прикладного искусства. До летних каникул не успели и пообещали руководителю завершить работу к началу учебного года. Ну и оставалась еще куча разного рода развлечений и удовольствий. Ишим ,на пример. Сева говорил, что можно исследовать остров, стоящий прямо в центре реки. Либо отправиться на плоту вверх по Ишиму, где нас ждут сотни, а то и тысячи открытий. Не знаю, правда или нет, но Сева ,вытаращив свои белесые глаза, торжественно клялся, что эти места еще никем никогда толком исследованы не были. И в любом случае, нас ждут такие дали , где еще никогда не ступала нога человека. Поразмыслив, мы прикинули, что перспектива открыть эти территории была весьма заманчивой. В ее осуществлении оставался лишь один существенный нюанс – как  благополучно выбраться из дома на всю неделю.
          Ну и , наверное, придется открыть читателю самую главную страницу моей большой тайны . В доме,  прямо напротив нашего , жила Дилара. Девочка необычайно доброй души . К тому же, очень красивая. Пожалуй, вначале она красивая, а затем все остальное. Во всяком случае, я не видел еще в нашем городе такие лучистые, красивые глаза, как у нее. Дядя Мирас  говорил, что в древности у каждого рыцаря должна была быть Прекрасная Дама. С ее именем на устах рыцари бросались в бой и красиво умирали на руках своих избранниц. Что-то в этом роде. Умирать на Дилариных  руках я, естественно , не собирался.  Моя жизнь, по сути, еще только началась. Но сама мысль быть тем, чье имя она будет произносить по утрам и вечерам, мне все-таки нравилась.
       Я вышел на балкон, оглядел всю панораму улицы и невольно посмотрел на окна ее квартиры. Обычно она тоже выходила на балкон, но вот уже неделя, как ее нет. Значит, все таки уехала в Алма-Ату, как и говорила накануне. Мне оставалось лишь тягостно вздохнуть и вернуться в квартиру.
       Далее по плану шел список литературы и я полез за портфелем. Тааак, вот и он, списочек мой. Как говорит моя бабушка :  Сделай сегодня то, что можешь сделать завтра и тогда будешь в выигрыше.
        Наверное, все так и есть. Пусть впереди целое лето, но у меня и дел то других нет. Начну с книг. Список выглядел внушительно. Большинство авторов я уже знал, многое прочитал в прежние годы. Ну вот, к примеру, у Гоголя я уже читал и «Тарас Бульба» и «Ревизор» и даже «Миргород».  А « Капитанскую дочку» Пушкина раза три перечитал в прошлом году.  Тааак, пошли дальше .  Толстой Л.Н., Лиханов А.А. – этих писателей тоже неоднократно читал. Ну что же, многие вещи надо перечитать, пожалуй. Больше всего понравилось то, что в списке шли Р.Л. Стивенсон, Марк Твен, Жюль Верн и Джек Лондон. Уважаю этих ребят ! Все таки, хорошая интересная книга – это вещь ! Главное, занять себя делом ! И время пролетит, и польза будет. Всего-то четыре недели, а там и мама приедет. Да и с Дауреном столкнуться шансов ноль. Его от книг и учебников воротит , как  колхозного вора от вида пугала.
    Полчаса спустя я уже летел в направлении нашей городской библиотеки. Вот и заветный порог, влетаю в коридор. Тишина, прохлада, жаркое июньское солнце сюда нисколько не проникает ! Нееет, моего братца сюда и калачом не заманишь. Он же от тоски здесь помрет в первый день ! Я ходил мимо широких книжных рядов, когда меня подозвала библиотекарь.
- Арсен, все что надо, я тебе нашла. С собой можно взять не больше пяти книг. – сказала она мне . Да, забыл упомянуть, что эта библиотекарь является еще и моей дальней родственницей. Поэтому она и имя мое знает и самостоятельным поиском нужной литературы меня утруждать не стала.
- А вот эту книгу прочти обязательно ! – указала она на переплет. На обложке было написано : Нодар Думбадзе « Я,бабушка,Илико и Илларион». Я непонимающе поднял на нее глаза.
- Новая книга. – пояснила тетя, - Очень интересный и замечательный сюжет ! И написана известным грузинским писателем. Мне очень хочется, чтобы ты прочитал ее. Нодар Думбадзе – это душа грузинской советской литературы !
Судя по всему, тетя говорила весьма убедительно. Я согласно кивнул, поблагодарил ее за помощь и побежал домой вприпрыжку.
                *  *  *
       За обедом папа радостно  сообщил нам, что их предприятие взялось ремонтировать ветхое отопление в трех многоквартирных домах нашего микрорайона , и с этой недели у него будет возможность находиться рядом со своими детьми .  Я забыл сказать, что папа работает сварщиком на предприятии  « Сельхозтехника» . Он много чего построил в  городе.  И мы обычно не удивляемся, если видим его бригаду на самом важном городском объекте. Как я понял, они не одну лишь сельскохозяйственную технику чинят. Что называется – мастера на все руки. В любом случае, я горжусь отцом. И если мне не удастся в будущем стать писателем, я обязательно стану сварщиком. Я подумал, что брат тоже будет рад папиному присутствию, но ему такая перспектива, по видимому, не особо понравилась. Он вяло кивнул и молча переключился на котлеты. Вообще Даурен как то странно себя ведет сегодня. Пришел с каким то тугим свертком, несколько раз звонил куда то, забрав телефон в спальню родителей. Опять что то толкает , не иначе. В прошлый раз они с Гекой мопед  стырили и в тот же день загнали его в какую то дыру. Шум был великий, приезжала милиция, но как всегда доказать никто ничего в сущности не смог.
 - А у тебя как дела ?, - повернулся ко мне отец, - Чем занят нынче ?
Я ответил , что собираю кольчугу и уже ходил в библиотеку, выбрал книги из тех, что нам задали на лето.
- Вот что значит человек занят делом !, - похвалил меня отец и недовольно посмотрел на брата. Даурен уминал котлеты и молча глядел в окно. Мнение близких его, видимо, не особенно трогало.
Пообедав, папа улегся на диван, велев разбудить его через пол-часа. Даурен выскользнул во двор, а я принялся мыть посуду.
   Помыв посуду, я уселся в кресло и открыл ту самую книгу, которую мне посоветовала тетка Нафиса. Через несколько минут  я уже весело шелестел страницами и негромко хохотал после каждой реплики Зурикелы и его бабушки.  Было очень так забавно читать, что я чуть не проморгал момент, когда надо было будить отца. К счастью, он на всякий случай завел будильник и звонкая трель механизма застала меня врасплох. Я вскочил как ошпаренный и принялся расталкивать отца. Папа спросонья замычал, отмахнулся несколько раз рукой, но все же открыл глаза и изумленно посмотрел на меня.
- Который час ?
- Пора уже. Я и чайник вскипятил !
- Нет, - отец мотнул головой, - Чай отменяется. Надо спешить , а то прораб уедет.
  Он вышел из дома, хлопнув дверью и я снова погрузился в книгу.  Читаю и представляю себе все то, что мысленно вижу между страниц. Солнечная, загадочная Грузия … Речушка, какие то неведомые , загадочные Илико, Илларион, учительница грузинского языка, к которой Зурико бегает на занятия летом. Он и не занимается там вовсе, мотыжит кукурузу, пасет телят , вот и все занятия. Хорошо, Даурена там нет. Он бы все село по запчастям продал бы, да еще колхозный сад обчистил на прощание. Многие вещи показались мне странными. Во-первых, где родители мальчика ? О них в книге почти не упоминается. Во-вторых, пацан безостановочно курит. Дымит как паровоз. Со стариками на «ты». Еще и пьет с ними . Деды тоже странные, наливают пацану и вино и водку. Да он старше то меня всего года на два ! Непорядок. Хотя, Даурена тоже пару раз пьяным ловили, но братец мой – птица известная. Его подвиги весь город и без книг знает.  Если о нем писать , книгой не отделаешься. Там одно лишь уголовное дело томов двадцать займет. Когда я дошел до того момента, где они подстрелили Мураду, в дверь постучались.
    Я отворил дверь и выглянул наружу. Стоит какой то мужик тридцати с лишним лет. Одеколоном дорогим  от него несет за километр. Одет крикливо, цветастая рубашка, шелковый шарф  вокруг шеи . Джинсы новенькие, словно только из под прилавка выбросили. Внешность необычная.  Сам мужчина темный, кудрявый, орлиный нос на пол-лица . Да и одежда. Наши так не одеваются. Наши в это время либо на работе, либо одеты в майку и трико. И никто тебе в лакированных туфлях разгуливать не будет в будний день. Не праздник же !
- Малшик, ты соседей давно нэ выдел ? – в ухо резанул какой то неведомый сплав акцента и странных, незнакомых слов.
- Соседей вижу регулярно, - спокойно ответил я, - Вы кем именно интересуетесь ?
Мужчина слегка наклонился.
- Вэнэру нэ выдел ?, - шепотом произнес он мне прямо в ухо и показал пальцем через плечо , - Вот тут живет !
- Я давно их не видел, дяденька , - ответил я , - Спросите на улице, я их и не знаю толком.   
      Он беспомощно посмотрел на меня и мне ничего не оставалось, как закрыть дверь. Кое -что я уже понял.  Речь идет о соседке Венере. С неделю назад другая -  тетя Тома устроила в один из вечеров , как мама говорит, «вселенский  фестиваль».  В течение часа весь дом следил за словесной дуэлью между этой тетей Томой и упомянутой уже Венерой, которую они развернули на глазах у всего честного народа. Нас, детей, заботливые мамы тут же загнали в квартиры. Дабы наши нежные уши не слышали того, чего они не должны слышать. Лишь один Даурен  не вернулся в дом, а забрался на пожарную лестницу и оттуда услышал все подробности инцедента. Видимо, его нежным  ангельские ушам  не грозило  осквернение. Как я понял из начала их обоюдных бомбежек , тетя Тома обвиняла молодую женщину в различных пороках, наличии нескольких любовников и полном равнодушии к своей семье.
- Шмара ! Гулящая тряпка !
- При живом муже !
- Я знаю, чем вы там занимаетесь !
- Связалась с хашниками !
- Грузины тебе семья !
- Бандиты и морфинисты тебе семья !
        Вот примерный перечень тех обвинений,  которыми тетя Тома весьма своеобразно украсила свою речь. На что коварная Венера немедленно отреагировала тем, что «чихала она на весь двор !» , « сама ты шмара !»,  « пусть каждый смотрит себе под нос !» и « не учите меня жить!». Я был далек от всех кипящих  страстей , периодически будораживших наш довольно тихий и мирный многоквартирный дом, но из того изящного диалога извлек то, что в городе орудует грузинская мафия, на службе они держат каких то зловещих хашников и , скорее всего, не только терроризируют наш городок, но и торгуют морфием, а так же гуляют с чужими женами.
                * * *
        Я никогда прежде не видел живых грузин . Хотя, слышал, что они есть в нашем городе.  Я не представлял себе, как они должны выглядеть. Киношные образы, где южные джигиты дули вино из рога и нанизывали арбузы на кинжалы не шли ни в какую аналогию с тем, что говорили о нашей грузинской диаспоре в моем маленьком городке. По слухам, заезжие обосновались у нас еще лет десять назад. Курировали «Дом быта», какую то мебельную артель, несколько сапожных мастерских и занимались подпольным протезированием зубов. И все-таки, мне стало жутко интересно. Наш маленький  городок был богат на пестроту народов и рас. Большинство составляли, конечно же, русские. Казахи, будучи официально представителями титульной нации, оставались в заметном меньшинстве. Даже украинцев было значительно больше, по-моему. Немцы проживали, понтийские греки, иранцы, армяне, корейцы. Несколько семей азербайджанцев.  А теперь, оказывается, есть еще и грузины. Этакие вальяжные мафиози с двухдневной щетиной, одетые в джинсы и отзывающиеся на таинственное слово «хашники». Было над чем подумать.
         Я дочитывал середину повести, где Зурикела с группой однокурсников отправился на экскурсию в монастырь, как в дверь позвонили. Вошел соседский мальчишка Джамаль. В его блестящих черных глазах затаилась какая то лукавая усмешка.
- А где Даур  ? – выдохнул  он с порога , не здороваясь.
- Не слежу за ним ! – буркнул я в ответ, - Ищи во дворе.
Джамаль успел пробежаться глазами по вешалке, добросовестно прошелся взглядом по выстроенной в ряд обуви, и убедившись, что я не вру, открыл дверь.
- Когда вернется, скажешь ему, что они согласны , - произнес он вместо прощания, - Он знает.
Я пожал плечами.
– Хорошо, передам.
- Не забудь.
       Вот, когда они все начинают себя так вести, мне сразу становится понятно, что затевается какой-то шухер. Причем, малоприятный. Более того, дело закончится плачевно. И с мопедом так вышло, и с «ФЭДом» , и в позапрошлом году, когда их взяли тепленькими у универмага. Они как раз  пачку фотографий с Брюсом Ли, Сталлоне  и прочими кинобоевиками  успели продать. Как потом выяснилось, эти фотографии были за неделю до того классически вынесены из ларька «Звукозаписи». В общем, те еще были  дружки у Даурена.
    Потом я готовил ужин, ждал с работы отца. В раскрытое окно проникали звуки вечерней дворовой жизни. Кто-то из соседнего подъезда крыл матом изгадившего площадку кота. Девчонки-дошколята бойко  играли в «Классики», рядом важно восседали бабули и вели свои бесчисленные дискуссии на тему предстоящей засолки грибов и варки варенья. София Ротару что то упоительно пела о горной лаванде, но вслушиваться в текст ее песни мне уже было некогда, так как именно в это время раздался стук в дверь.
    Брат прибежал за несколько минут до прихода отца. Закрылся в чулане и что то тщательно прятал под половицей.   Это наш общий загашник, но чаще всего пользуется тайником он. Мне прятать нечего, а уговор такой, что если прячет один, то второй туда уже не лезет. Сопя и кряхтя, он выбрался из чулана и молча выслушал про визит Джамаля.
Мы дожидались отца.  Я читал книгу, Даурен лежа на спине, устремил свой взгляд в потолок и беззвучно  шевелил губами, очевидно что то прикидывая в уме. Барыши свои будущие считал, видимо. Внезапно он повернулся в мою сторону.
- Слушай, у меня к тебе разговор !
Я неуверенно пожал плечами, как бы давая знать, что ввязываться в темные дела не собираюсь. Но он, по-видимому не понял моего жеста.
- Дело одно есть, - негромко произнес Даурен, - Да не с Джамалем. Там другое.
Я вопросительно смотрел на него, ожидая развязки.
Брат неуверенно продолжил :
- В общем, тебе не придется там особо светиться. Просто, постоишь на шухере. Гека и Лысый со мной будут. Те, кому мы толкаем, с Оторвановки, я их толком не знаю. Слышал, что пацаны серьезные. Могут с куклой оставить. А еще и менты , опять же. В общем, кроме тебя мне никто не поможет.
Я молча смотрел в книгу.  Если он опасается милиции, тут уже запах другой, скажу я вам ! Здесь стопроцентная неприятность ! Ну когда он уже поумнеет !?... Еще и меня за собой тянет ! Ну совсем сбрендил уже !
- Колов сто  срубим, - мечтательно прошептал брат, устремив глаза в потолок, - Подумай, Арсен. Тебя не обидим, по честному раскидаемся.
- Слитки продаете ? , - хохотнул я в ответ на его оптимистические подсчеты.
- Почти, - сухо ответил он, - Тебе не обязательно знать, что именно. Либо с нами, либо без нас. Думай. Дадим пятнашку. На эти деньги можешь сам лично в город съездить к маме. Я то тоже поеду, но если у тебя в карманах пусто будет, пешком пойдешь.
 В этот момент прозвенел  звонок и я побежал открывать отцу дверь.
- Я подумаю, -сказал я Даурену.
 Больше мы с ним в тот вечер ни о чем таком не говорили.
                *  *  *
   Утро в нашем городке  начинается стремительно, с шума машин по шоссе, со звуков сигнальных гудков, разговоров спешащих на работу соседей и веселых криков молочников. Чуть позже во двор неспешно выходят домохозяйки и исчезают в зарослях небольших огородов, расположенных прямо перед нашим многоквартирным домом. Потом двор постепенно наполняется детворой. Девочки разбиваются на группы и начинают свои бесконечные прыжки на резинке, пацаны вертятся тут же, готовя для них  какую-нибудь очередную  пакость. Временами  слышится обиженный плачь, из окон высовываются бабушки и вся эта неразбериха  с разборками и претензиями длится до обеда. Часам к двум дня дворы пустеют. Нещадно палящее северо-казахстанское солнце загоняет в квартиры даже самых стойких.
    Сегодня во дворе необычайно тихо. Наверное потому, что многие взрослые вышли в отпуска и разъехались  со своими семьями и чадами  по санаториям, домам отдыха и деревням. Мы бы тоже могли уже собираться в это время куда-нибудь, будь мама сейчас дома. Я вскинул глаза вверх. Мама  весело смотрела на меня с высоты  портрета, озаряя комнату своей задорной улыбкой. Не на всех снимках она улыбается. Где то грустит. А где то в ее глазах отчетливо  видна тревога. Видимо, чувствует материнское сердце, что в этот момент затевает один из ее сыновей. Не я, конечно.
      Эх, мама, мама ! Как же я тоскую по тебе ! по твоим нежным рукам , по голосу, такому родному и любимому ! Один я теперь. Один на всем белом свете ! И семья стала какой то другой без тебя. Отец все больше  молчит, брат вообще с ума сошел, видимо.  Поскорее бы ты уже приехала, мама ! Без тебя жизнь не имеет ни радости, ни  смысла.
     Чувствуя, что сейчас снова разревусь, я ухожу на кухню и принимаюсь за дела. Бабушка всегда говорит, что в любой ситуации надо занять свою голову полезным  делом. « Чтобы дурные мысли в эту голову не лезли !», - наставительно добавляет она при этом.
   Пока я мыл посуду, брат успел увязать какие то свертки, молча извлек из холодильника колбасу и сделав себе пару бутербродов, ретировался из квартиры. Я подумал, что надо бы сделать уборку и пошел в ванную в поисках подходящего ведра и тряпок.  В тот момент, когда я начал пылесосить зал, подъезд  вдруг наполнился шумом, в котором смешались яростная борьба, дикие ругательства, сопение и рычания. И в этот момент в квартиру вломился клубок из двоих яростно сцепившихся мужчин.
- Эй ! Эй, вам кого ?, - мне показалось, что я крикнул, а на самом деле язык мой прилип к небу и вместо крика получился шепот.
 Мозг лихорадочно работал в поисках мысли . Что это ? Ограбление ? Убийство ? Кто эти двое ? И почему дверь не заперта ? И тут до меня дошло, что беспечный Даурен не совсем тщательно прикрыл за собой дверь и она не защелкнулась. А этим двоим, по видимому, места на площадке не хватило и они ввалились в нашу квартиру.
     И тут я дико завопил. От досады, отчаяния и страха. Больше всего, конечно же, от страха. Оба мужика словно по команде, повернулись ко мне. Не разжимая, при этом, своих борцовских объятий. 
- Папку зови ! – вдруг дико вскричал один из них, и я узнал в нем соседа . Это был Асылбек. Муж той самой Венеры, будь она неладна !. Глаза его были выпучены, на лбу красовалась какая то красная отметина, что то вроде ссадины. Видно было, что ему досталось.
- Папку зови, скорее !, - кричал он, широко раскрывая рот и пытаясь ударить своего соперника.
- Нэ зови ! Нэ зови !, - упреждающе вторил мне  другой, успевая уворачиваться от кулаков Асылбека и награждая его ответными тумаками. Он был значительно сильнее нашего соседа и по сути, почти добивал его. Не совсем понимая что делаю, я в ужасе завопил ,  перепрыгнул через них с прытью, которой позавидовал бы иной горный козел и пулей вылетел из подъезда. Где же отец ? Кто мне поможет ? Кто сейчас вообще есть рядом ?
   Я долго бежал по периметру нашего двора, пока не увидел торчащие из соседних подъездов шланги от сварочных аппаратов. Какой же я кретин ! Ведь папа еще вчера сказал , что эту неделю работает в наших домах ! Забегая в тот подъезд, я невольно остановился. Если честно, не хотелось втягивать отца в эту историю. Не то, чтобы я боялся за него. Папа в прошлом был блестящим боксером, он даже в армии служил в какой-то специальной роте, где проходили службу спортсмены, поэтому постоять за себя отец всегда был готов. Но эти грузины !... Мафия. Бандиты. Кое-что о вендетте в кавказском стиле я знал. Приходилось слышать. Но и вылезшие из орбит  глаза Асылбека не давали мне покоя ! Он ведь ждет ! Возможно, этот бандит уже добивает его. Пинает человека, который уличил его в собственной квартире с неверной женой !
      Это мысль отмела все мои последние сомнения и я стремительно влетел в подъезд. Отца я нашел сразу же. Коротко передал ему суть происшедшего с минуту назад . Папа лишь едва заметно кивнул и выскочил на улицу. Я поплелся за ним, но заходить в наш подъезд не решился. За спиной, за покрытой бетоном теплотрассой простирался наш участок огорода. Я шмыгнул в кусты вишни и затаился там. Все произошедшее потом я помню так, словно это произошло буквально вчера, хотя прошло уже без малого тридцать лет. Вначале с шумом заскрипела дверь , затем на выщербленный дворовой асфальт вылетел здоровенный соперник Асылбека, вслед за ним вылетел его  мотоциклетный гермошлем и лишь после выскочил сам Асылбек, мигом принявший боевую стойку. Плачущая Венера побежала поднимать незадачливого любовника. Папа скромно вышел последним.
- Я тебе говорил, гнида, что ты отхватишь ?, - бесновался наш сосед, угрожающе приближаясь к лежащему, - Я тебя предупреждал, чтобы не приходил сюда ?
        Он неумело пнул виновника его семейной драмы и грузин тяжело охнул. Удар пришелся в живот и , по видимому, бил Асылбек от души. Второй удар пришелся по гермошлему. Охая и отплевываясь кровью, грузин тяжело поднялся и , пошатываясь, поплелся к своему мотоциклу. Третий удар пришелся ладонью по щеке неверной жены.  После чего разъяренный и обманутый муж еще несколько раз наградил непрошенного гостя двумя  прощальными пинками.  В этот момент отец криком велел Асылбеку остановить экзекуцию.
- Вам всем  надо остыть !, - хмуро добавил папа, - Разберитесь мирно и без шума. Детей перепугали, вашу дивизию !
   Грузин завел свой мотоцикл и уехал с Венерой, которая продолжала жалобно  рыдать. Асылбек с отцом остались во дворе , а я вернулся в дом. Уборку я заканчивал со скоростью звука. Мне хотелось поскорее все завершить и исчезнуть куда-нибудь. Внутренний голос подсказывал, что это был еще не финал. Тягостное предчувствие не давало покоя моим ошалевшим мозгам и даже вернувшийся в обед  Даурен заметил мое странно изменившееся поведение.
                * * *
    Они приехали вечером. Десять человек. Вначале во двор въехала белая «Волга», под завязку набитая пассажирами. Следом за ней вкатился  новенький  « Жигули». Двор молча взирал на предстоящий  апокалипсис из окон своих квартир. В воздухе запахло порохом и табачным дымом. Ситуация напоминала мне пикантный сюжет из дешевого вестерна.
      Отца дома еще не было. У нас сидели тетка Нафиса, решившая навестить нас, и Джамаль. Приятель брата видимо уже совершил какую то выгодную для себя сделку. Во всяком случае, он пребывал в самом превосходном расположении духа. Даурен снисходительно поглядывал на него и временами убегал в родительскую спальню, чтобы позвонить  . Мы пили чай и весело болтали о школьных делах. Я что-то  складно заливал  гостям, Даурен временами неопределенно  улыбался,  Джамаль вежливо жмурил свои блестящие глазки, а тетка хохотала от души и подливала нам крепкий, душистый чай. Первыми их увидел брат. Он обычно сидел у самого окна и в любое время суток мог следить за тем, что происходит в нашем дворе и за его пределами.
- Это еще что за циркачи ?, -  вдруг осклабился он, поднимаясь повыше к подоконнику, - Раз, два, три, да там целый полк !
Я , предчувствуя недоброе, подбежал к окну и тут же отпрянул. Ириска застряла на моих зубах, ладони покрылись горячей испариной.
- Ты чего ?, - подозрительно покосился на меня Даурен, - Армяшек первый раз видишь, что ли ?
Джамаль громко рассмеялся. Тетя Нафиса вскочила с места и подбежала к окну.
Видимо, у меня перекосилось лицо, потому что обернувшаяся тетка вмиг побледнела и схватила меня за руки.
- Арсен, не пугай меня ! Объясни сейчас же, в чем дело !?
Я с шумом сглотнул воздух и молча показал на окно .
- И ? , - тревожно переспросила тетка Нафиса, - Кто это ? Ты их знаешь ?
Я молча опустил голову и пытался унять дрожь в коленях.
- Мальчик мой, говори, в чем дело !, - настойчиво тормошила меня тетя Нафиса, - Почему ты дрожишь ? Кто эти люди ?
Деваться было некуда, тем более, в подъезде послышались шаги . Коротко, в двух словах, я передал события утренней давности. И в этот момент прозвенел звонок.
Тетка решительно направилась в сторону дверей. Я как куль повис на ее руках.
- Татешка ! Татешкааа !!! Не надо !!!, - надрывно прохрипел  я, не давая ей возможности приблизиться к двери, - Остановитесь, тате, они нас всех зарежут ! Они отцу мстить пришли !
- Глупости !, - спокойно ответила тетя Нафиса, - Такой большой мальчик, а глупости говоришь.
 Но, по видимому, она не совсем была уверена в моей глупости. Во всяком случае, лицо ее оставалось бледным, а голос слегка дрожал. Возможно, от волнения.
- Надо прояснить ситуацию !, - мягко сказала она мне, - Это такие же люди, как  и мы. А все люди должны понимать друг друга. Любой конфликт можно решить мирным путем, сынок. Вы пока не выходите и не открывайте, пока я сама не постучусь.
     С этими словами она отворила дверь и выйдя на площадку, тут же ее захлопнула. Мы прислушались. Голос тетки Нафисы звучал едва слышно, словно приглушенно. Тон, которым говорили грузины  больше походил на рычание зверей. Резкий акцент и гортанные голоса усиливали их агрессию и волнение.
До нас доносились лишь обрывки разговора.
- Я его сестра. В чем дело ?
- Гдэ он ?... Пачэму ны знаещ ?...
- Позвольте, вы ведь даже не представились !?... С кем имею честь говорить ?
Потом их голоса стали удаляться. В подъезде послышались шаги , которые все больше отдаляясь, в итоге затихли. Видимо, тетка Нафиса решила принять все  на себя и вывести нас из под удара .
 Мы остались втроем. Даурен хмуро оглядывал нас, Джамаль испуганно косился в сторону окна, а я прятал глаза. Молчание затягивалось.
- Ну !?... , - прохрипел мой брат, буравя меня глазами  - Что делать будем ?
Я понуро молчал.
- И где твой Асылбек ?, - хмыкнул брат , - Где все мужики ? По щелям попрятались !?
- А почему ты у меня спрашиваешь ?, - спокойно поинтересовался я у него, - Мне за всех отвечать предлагаешь ?
- Милицию вызывать пора !?, - догадался Джамаль.
- Ага !, - хлопнул в ладоши Даурен, - В самый раз ! Заодно и товар им скинем ! И браслетики примерим ! И прокатимся бесплатно до самого РОВД.
- Что теперь  ?, - угрюмо спросил я и слегка смутился от  удивления. Мне показалось странным, что он принял на себя функцию  мозга. Обычно до недавнего времени с этой ролью  неплохо справлялся я сам.
- Ничего !, - резко ответил он, - Эти басмачи мстить пришли. Типа. Отец один, а их десятеро. Уроды ! Ладно, посмотрим .
Мне не очень понравилась его последняя фраза и тот тон, которым она была произнесена.
Он пристально посмотрел на меня.
- Что скажешь ?, - почти выкрикнул он, - Будем смотреть, как нашего батю убивают ? Будем прятаться за теткиной спиной, или что !?
- Или что !?, - в отчаянии вскричал я., - У нас дома лишь два кухонных ножа ! Ты сам то понимаешь, что ты несешь ?
    Даурен молча направился к чулану и открыл дверцу.  Косо взглянул на стоящего рядом Джамаля, махнул рукой и  ,скинув пласт линолеума, принялся аккуратно отколупывать доску загашника. Через секунду он выложил перед нами целый арсенал. Я аж присел на пол от изумления. На промасленной ткани лежал новенький обрез двуствольного ружья, несколько патронов, какой то самодельный огнестрел, почти не отличимый от пистолета и начищенный до блеска охотничий нож.
- На балконе еще кое-что есть, - небрежно сообщил Даурен в ответ на наше немое восхищение, - Идите за мной.
Мы аккуратно открыли двери балкона, в уши ударили звуки улицы, перекрываемые  горячим спором, шедшим снизу. Грузины обступили тетку и что то свирепо выговаривали ей. Все они были настолько высокие и здоровые, что нашу тетку почти не было видно.
- Ну, твари, подождите еще пару минут, - злобно процедил Даурен и повернулся к нам.
- Джамаль, ты с нами ?
- Конечно !
О том, чтобы узнать мое мнение, он даже и не подумал. Вероятно, посчитал, что вопросы  семейной вендетты обсуждений  не требуют.
- В общем, так, делаем все согласованно !, - четко и негромко произнес он и извлек из ящика со старым хламом три бутылки, наполненные какой то жидкостью. От бутылок исходил едва заметный запах бензина и еще какой то дряни.
За несколько секунд он посвятил нас в планы боевых действий, которые разработал на ходу. Мне достался огнестрел, Джамаль перебирал в руках бутылки и  коробок со спичками, Даурен заряжал двустволку.
- Тут главное, не давать им встряхнуться !, - буравил нас взглядом брат, - Джамаль, не спутай бутылки. Вначале кидаешь коктейль. Там такая жидкость специальная, она веселую карусель устроит. Бензин так не горит. Их кинешь вдогон, если увидишь, что они начали наглеть. 
Тем временем шум внизу начал усиливаться. До этого в основном говорили тетка и тот , кто приезжал утром на мотоцикле. Но постепенно в спор вступили его земляки и разобрать что говорили они друг другу, было уже не так просто.
- Если хотите поговорить, ждите его здесь !, - расслышали мы  сдавленный теткин голос, - А я пойду к детям. Они напуганы.
- Мы дэтэй нэ пугалы !, - прервал ее какой то мордатый толстяк в шляпе. Похоже, он был у них за главного, - Пускай отвэчает за свой поступок. Он кто ? Тывой муж ? Тывой брат ?
- Не имеет значения !, - спокойно отреагировала тетя Нафиса, - Во всяком случае, везде нужна законность ! Вы не имеете права нарушать покой граждан, и тем более пугать детей ! Я не только библиотекарь, я еще и учительница и пионервожатая в прошлом ! Был момент, когда ваши земляки, приехав сюда в поисках работы, приводили в школу детей. Ни русского, ни казахского языка эти дети не знали. Как не знали и многих правил, общепринятых кстати ! И мы, простые учителя не жалели сил и времени, работали с ними, элементарному учили ! Потому что вам, родителям, некогда было ! Вы занимали рынки, кооперативы и отелье !Теперь вы благодарите нас своеобразно, врываясь в наши дома , уводя чужих жен и пугая наших детей !? Вы эту правду хотели услышать от меня ?
    Тетка подняла голову и ,обращаясь к окнам и стенам дома, надрывно прокричала:
- А вы что все по домам прячетесь ?  Ау, народ ! Радуетесь, что это тронули не вас ? Успокаиваете себя тем, что это не ваше дело ? Мужчины ! Есть вы здесь, или вас уже вообще нигде нет ? Настанет день, завтра придут и за вами ! Не обольщайтесь !
- Сэстра ! Дэло нэ в этом !..., - начал было один из них, но тетка резко прервала его.
- Я вам не сестра ! К счастью !, - и они снова начали перекрикивать друг друга.
Даурен  тронул нас за плечи .
 - Все ! Или сейчас, или никогда !, - видимо он это произнес вместо благословения, - Как уходить – поняли ? Оружие с собой. Никаких зацепок. Встречаемся там, где я сказал.
     С этими словами мы вышли на площадку.
Я никогда не забуду тех секунд, когда мы с Дауреном спускались по лестничному пролету. Эти мгновения и сейчас кажутся мне вечностью, видимо потому, что я до сих пор отчетливо помню каждый свой шаг . Перед тем, как открыть подъездную дверь, брат убедился, что я не собираюсь падать в обморок от страха, и молча скомандовал:
- Все ! Понеслась !
 Мы стремительно вылетели во двор. Толпа грузин стояла около гриба у  детской песочницы. Они так плотно окружили тетку, что я еле увидел детали ее платья сквозь стену из ярких мужских рубашек, футболок, всевозможных джинс, шляп и кепи.
- А теперь слушайте сюда !, - во всю силу легких проревел Даурен и в этот момент я пальнул в воздух из своего огнестрела.
Раздался такой силы грохот, что я чуть было не оглох. Мужчины растерянно повернулись к нам, двое или трое из них неожиданно присели. Двор огласился жутким теткиным визгом.
И в этот момент Джамаль свесился с перил и метнул горящую бутылки вниз. В машину бутыль не попала. Джамаль не верно рассчитал траекторию полета, и горящая бутылка, перелетев через «Волгу», обрушилась на каркас фанерного гриба. Конструкция ярко вспыхнула и столб пламени окрасился в какой то смрадно-коричневый цвет.
- А ну козлы, все мордой вниз !, - проорал Даурен в промежутках между этими адскими интервалами, - Убивать вас буду по очереди !
Он выстрелил поочередно из обоих стволов в направлении машин. Первым выстрелом снесло лобовое стекло у «Жигуленка», вторая пуля вонзилась в капот «Волги». Незванные гости попадали на асфальт. Кто то из мужчин дико вскричал, схватившись за сердце. Джамаль уже держал наготове новую бутыль и вопросительно смотрел на Даурена. Я предусмотрительно перезарядил огнестрел. Тетка лежала без движения. По видимому, у нее был глубокий обморок.
- Эй ты !, - обратился Даурен к самому молодому и менее напуганному, - Чего валяешься ? Быстро встал и оттащил ее в тень. Остальные слушайте меня сюда ! Отца нашего хотели увидеть ?  Так вот, ему сейчас некогда. Зато вы, козлы, увидели его сыновей. Что ему передать ?  Давайте по одному !
Я благоразумно  сунул ему огнестрел, а сам в это время перезаряжал обрез. Пальцы мои дрожали, патроны никак  не хотели лезть в зарядное отверстие.
Брат , упоенный стрельбой, заревом пожарища и запахом пороха,  продолжал неистовствовать.
- Кто здесь главный ? Что передать отцу ?, - рычал он, поочередно целясь в лежащих на асфальте посетителей.
     Некоторые из мужчин плакали, толстяк в шляпе что то порывался сказать, но зубы его заплетались. Джамаль матерно выругался и швырнул вниз еще одну бутыль. Она звонко разбилась об асфальт, разлившаяся жидкость мгновенно воспламенилась  и это действо окончательно дезорганизовало потерявших спесь джигитов.
- Раз нечего сказать, то валите отсюда !, - скомандовал лежащим Даурен, - Еще раз хотя бы пальцем ноги в сторону нашего дома покажете – убивать вас будем поодиночке. И помните, уроды, я – не такой как отец. Я дурной ! Я кровь люблю !
- Живо по машинам и домой !, - прокричал им с балкона Джамаль, вертя последней бутылкой - А не то я щас вообще вас всех взорву к чертям собачьим !
Каким то чудом «Волга» завелась. Не соблюдая порядка, мужчины суматошно заскочили в нее и умчались в считанные секунды. «Жигуленок», пугая всех встречных изуродованной панорамой остатков лобового стекла, поспешил за своим собратом по несчастью. Гриб весело горел, стреляя вверх искорками огней. Мы с братом бросились к тетке, подняли ее и потащили в дом.
                * * *
      Несколько дней мы прятались на острове . Оружие закопали в еще вечером, чтобы ничто больше не напоминало нам о событиях того ужасного дня. Мы вообще ни о чем не говорили. Днем спали, поочередно оставляя одного в карауле, ночью болтали, или купались. Сева с Гекой  таскали нам еду и воду, сообщали новости из города, утешали чем могли. Я не мог не заметить некоторой доли зависти и восхищения, когда в разговорах с нами они упоминали нашего отца, тетку или кого еще, причастных к злополучному инциденту. Честно сказать, с удовольствием поменялся бы с любым из них местами . Не надо мне такой зависти и тем более, такого восхищения !
     Мы уже знали, что к нам дважды приезжали из милиции и детской комнаты. Отец несколько раз ходил в участок. Весь город стоял на ушах.  Гека , выпучив глаза, убеждал нас, что в городе  даже ввели комендантский час. Мол, проверяют каждую въезжающую и выезжающую  машину. Но мы ему не верили. Никто не искал нас, не шерстил остров. А отец передал через Севу, что если мы не вернемся домой сами, он вызовет из города маму и уж после того ждать нам чего то  хорошего будет глупо. Больше всего переживал Джамаль. Он боялся, что отец жестоко выпорет его по самому блестящему  иранскому народному обычаю. Как не крути, а Джамаль показал себя самым настоящим воином в тот день. Его было жаль больше всех.
       Еще через день мы уже давали показания следователю Алданазарову. Оружие пришлось сдать в милицию. Нас продержали в участке несколько часов, затем отвели к инспектору по делам несовершеннолетних.  Но об этом обо всем мне рассказывать не хочется. Я знал, что завтра приедет мама и готов был вытерпеть самые жестокие удары судьбы. Отец нас не наказал, даже не отругал ни разу. За столом мы молча ели и так же молча расходились. Грузинов с тех пор я почти не видел. Говорят, их дольше всех таскали в участок. И сам начальник РОВД пообещал им в случае подобного повторения лично сопроводить их до самого Тбилиси.
      
                * * *
    Я стою в дверях подъезда и наблюдаю за тем, как медленно опадает березка в нашем дворе. Все вокруг устлано красочным бордовым ковром осени. Я лишь сейчас начинаю понимать Пушкина с его одой восхищения местностью Болдино в далеком девятнадцатом веке. Надо бы когда- нибудь и себе купить кресло-качалку, плед и трубку. Без этих атрибутов очень сложно приближать мою дилетантскую писанину к  гению поэта.
  Даурен собирается куда то. Кивком головы зовет меня с собой.
- Я в библиотеку.
Брат недоуменно качает головой.
- Единственный выходной на этой неделе ты собираешься провести в этой избе-читальне !?, - насмешливо щурит он свои нахальные глаза.
- Уж лучше изба-читальня, чем гробница-стреляльня, - резонно замечаю я .
      Да, забыл сказать, что после той душещипательной беседы с инспектором Корняевой, когда перед братом всплыла перспектива попасть в колонию для несовершеннолетних, за него вступился весь коллектив нашей ДЮСШ.  Отныне он регулярно занимается в секции стрельбы и  биатлона. Конечно же, и Джамаль, и Лысый и Гека занимаются  там же и тем же.
   Я медленно иду по тротуару, опавшая листва нежно шуршит под ногами. Осень …
   В зале выдачи книг радостно обнимаю тетю Нафису. Мы не вспоминаем тот день, но всегда с пониманием смотрим друг на друга. Она ласково треплет мои аккуратно уложенные волосы и подталкивает к новому стенду.
- Здесь новое поступление, Арсен, - торжественно произносит тетя, - Вот, смотри, Булгаков, Зощенко, Симонов, Шолохов.  Ты читал когда-нибудь «Донские рассказы» ?
- Да, было дело , - припоминаю я, - Гражданская война, казаки , что -то в этом роде.
- А вот тома из избранного Думбадзе, - улыбается тетя, протягивая мне новенькую книгу.
Я беру томик и читаю на обложке название « Закон вечности»
- Нет, тетя , сыт я уже грузинской литературой., - вздыхаю я, - Летом имел возможность довольно близко познакомиться.
 Тетка печально улыбнулась и медленно покачала головой.
- Боюсь, Арсен, ты не понял главного из того, что хотел передать гений Нодара Владимировича !
Я молча смотрел на ее грустные глаза, устремленные в окно и терпеливо  ждал не переспрашивая. Тетя Нафиса с минуту молчала и добавила:
- Я не хочу навязывать тебе свои мысли. В конце-концов, это мои личные мысли и мое личное мнение, но мне кажется, что я не ошибаюсь. Послушай и постарайся понять. Любой человек – это раскрытая книга. Как и любой народ. В книге есть персонажи как положительные, так и отрицательные. Со страниц смотрят на нас отважные герои, честные и преданные своему делу люди, и с ними рядом творят зло и беззаконие негодяи и мерзавцы, никчемные и подлые люди. То же самое можно сказать и о всех людях, которые живут в реальной жизни. То же самое можно сказать и о народах,  населяющих нашу планету. Нет плохих народов, Арсен. Как нет и исключительно хороших наций.  В любом народе с избытком хватает и отъявленных подонков и прекрасных, добрых, сильных духом людей. Как нет, к примеру только лишь плохих грузин и исключительно хороших русских. Вот, скажи, если бы в тот день вместо тех мужчин приехали бы казахи с целью избить твоего папу, ты вышел бы из подъезда с ружьем ?
- Конечно вышел бы !, - уверенно ответил я.
- И стрелял бы по машинам и поверх голов ?
- Стрелял бы, тетя Нафиса.
- Ну вот видишь !?, - покачала головой тетя., - У агрессии нет национальности, нет расовой неполноценности или превосходства. Любая агрессия и зло – это прежде всего агрессия и зло. Без скидок на цвет кожи и разрез глаз.
 Я молчал, потому что размышлял над теткиными словами. По сути, мне нечем было ей возразить.
- Наследие Нодара Думбадзе еще не совсем изучено, - тихо произнесла библиотекарь, - Он умер совсем недавно. Умер в расцвете сил и славы, ушел не всеми понятый, но ушел честно, не изменив себе и своим принципам. Узнай человека, узнай его помыслы и чаяния, и тогда на страницах его книг ты увидишь другую Грузию и других грузин. Тех, которые настоящие.  Которые ныне живут  рядом с нами .Тех, которых Нодар Владимирович всех сердцем любил и кому завещал жить дальше во славу свой родной земли и закона вечности. Того закона, по которому  любой бумеранг возвращается в того, кто его запустил. По закону, где милосердие превыше наказания.  Где люди разного происхождения едины в одном : человеку подвластно многое, если он живет честными помыслами и добрыми делами  и ему нечего бояться на этой земле. А эти … Которых ты видел летом …
Тетя Нафиса печально улыбнулась.
- Таких и среди наших хватает. Научись для себя распознавать, что у всех народов  есть такие, как Бачана и Кукарача, а есть такие, как  Муртало, Датико  и им подобные . Я знаю грузин как прекрасный, искренний и трудолюбивый народ, который очень сильно, свято любит свою Родину. А какие они поют песни о родной земле, Арсен !...
   Тетя Нафиса, закрыв глаза, качала головой и нежно улыбалась .
- Ты когда-нибудь видел мужчин, которые со слезами на глазах пели о своей Отчизне ? Как они воспевают красоту родных гор, могучие потоки бурных речушек и волшебную прелесть чудесной  лозы на рассвете ! Вкус росы на брынзе и на кусочке мчади после тяжелого предрассветного труда на винограднике ... Тебе надо научиться видеть мир прекрасным и естественным, Арсен. И понимать, что Всевышний нас создал разными, но создал нас с любовью. И все мы лишь гости на этой бренной земле. Гости, имеющие цель оставить о себе доброе имя и благие дела. Научись видеть хорошее в хороших людях, сынок. И тогда все станет на свои места.
    Тетка неожиданно поцеловала меня и подтолкнула к двери.
- Иди, Арсен. Извини, если задержала.
        Когда я вышел на улицу, небо начало заволакивать тучами. Тщательно закрыв щели пакета со свернутыми книгами , я что есть сил помчался в сторону своей улицы.
               
                26 июня 2004 г.
;