Виктор. история из жизни и о любви

Любовь Мехтиева
     ВИКТОР
     История из жизни и о любви.

     С Виктором мы познакомились в начале 90-х. Пошла я в отделение соцзащиты подать на перерасчёт пенсии мужа. Тогда он работал врачом на две ставки и этого стажа хватало на существенную добавку к пенсии.
     В отделе приёма граждан меня принял мужчина. Он так участливо отнёсся к моему запросу, что сам ходил по кабинетам, добывая необходимую информацию. Назначил прийти через несколько дней за результатом. Особенно запомнились мне его глаза: казалось, он всматривался в меня.
     Дома мужу всё рассказала, как у нас с ним было заведено. Ну и через несколько дней был хороший результат - пенсию повысили. Тогда в пенсионном фонде были ужасные очереди, после развала СССР массы людей обращались с разными вопросами по поводу пенсий, а запись предварительная ещё не была введена. Но мне удалось попасть к нему, когда он вышел из кабинета, увидел меня и пригласил зайти.

     И вот как-то однажды пошла я гулять с собакой под вечер. Вдруг вижу - навстречу мне идёт тот самый инспектор. Поравнялись мы с ним и, не говоря ни слова, пошли дальше рядом. Только радостный взгляд и "Здрасте". Идём, молчим, потом он спросил, довольна ли я  решением вопроса. Я поблагодарила, а дальше о чём говорить, не знаю, одно чувствую: не оторваться ни ему от меня, ни мне от него. Прошли мы в сторону морпорта, там нашли, где присесть, собаку я отпустила побегать, и разговорились.  И вдруг он спрашивает: могу ли, мол, прийти к вам в гости?
     Я, уже "надрессированная" мужем, что "нужные" люди никогда не бывают лишними, тем более, ещё дома в наших разговорах об инспекторе он прекрасно уловил его интерес  ко мне, и даже обмолвился, неплохо бы завести с ним связи.
Потому я не раздумывая пригласила.

     Вот и пришёл к нам Виктор, познакомился с мужем. Муж мой умел разговорить любого, а тут интерес был обоюдный.
Они с мужем говорили о разном, муж прощупывал "полезные" точки соприкосновения, а я изредка заходила к ним, так в основном занималась делами.

     На следующий день Виктор пришёл снова, и почти каждый день он стал ходить к нам. А за ним и его гражданская жена.
     Тут я должна рассказать, кто же такой этот Виктор.

    
     Виктор родился на Западной Украине, где-то в Карпатах или около. Родился он накануне войны - в 1939 году. В годы оккупации был голод, мальчонка голодал. Родителей лишился и растила его старшая сестра, пока затем не попал в детдом, это уже после освобождения. Когда начали нормально кормить, пошёл в рост и неплохо вырос. Да, Витор был высок, строен, внешность типа Олега Янковского. Был франт, да ещё какой... Закончил что-то, работал, приехал в Крым не так и давно, не было ни жилья, ни работы, но тут его нашла Галина.
     Она не была замужем, старше его на два года, детей не имела, и, встретив Виктора, обрушила на него все свои мечты и желания. Начала заботиться, устроила к себе на работу - именно благодаря её ходатайству Виктор и оказался в отделении соцзащиты! Вскоре ещё и квартиру ему выбила однокомнатную в пятиэтажке! У неё же было собственное жильё. Возможно, она надеялась на их брак, но Виктор жениться не спешил. С первой женой он развёлся, дочь взрослая, общения почти не было. Да и правду сказать, выпивал он тогда. А сейчас держался - работа!

     Галя обхаживала его, как могла. Одежду ему покупала, обувь выбирали, помню, как наряжала она его в белые туфли с белыми носками.  А она была просто счастлива, когда шла с ним рядом по городу - ну да, таким мужчиной можно было гордиться!

     Так вот, как только Виктор начал ходить к нам, просто ходить, без видимой причины, Галя, смекнув это, стала приходить следом. Не то, чтобы оба вместе они появлялись... нет, сначала он прямо с работы и к нам, а вскоре и она пожалует. Мужу моему это только на руку! Он из всего стремился извлечь пользу. Я редко находила время посидеть с ними в компании - дома дел полно и забот, каждую минуту что-то да отрывает - детей трое школьников, а младшей ещё шестой год всего, собака... в общем, всё понятно.

     Было заметно, как Галина раздражает Виктора. Где-то она переходила ту грань, за которую он её не  пускал, дорожа своей независимостью, несмотря на всё то, что она для него сделала. Порой они начинали ссориться прямо у нас, он её просил  замолчать, а она не могла остановиться. Казалось, она просто испытывает его терпение, не осознавая этого.Так прошло почти два месяца, когда я случайно увидела из окна кухни Виктора в нашем дворе. Был полдень, на работе как раз обед, а мужа моего ещё нет дома. Ну, думаю, он не будет против, если я приглашу Виктора - всё равно уже достаточно мы все сдружились!

     Вышла я в подъезд, махнула ему рукой - заходи, мол! Пришёл он, сел в кухне, а я спрашиваю - что будешь есть? (как будто у меня ресторан какой...). Он попросил, если можно, жареной картошки. Я и нажарила.
     Пока готовила, рассказывал, что больше всего любит вареники с картошкой. Это последствия войны, когда первое, что могли они поесть досыта - тесто и картошка. А я в детстве никогда не ела таких вареников, да и вообще никаких! Пельмени - да. Вместо вареников у нас пекли шаньги, в том числе и с картошкой. Хотя я больше всего любила с пшённой кашей. Помню, у мамы спрашивала, будучи маленькой, что такое - вареники? В книге вычитала. Мама мне объяснила, но так я и не попробовала их. У нас на севере больше в чести было не варёное тесто, а печёное. Хотя сейчас я давно уже привыкла и даже полюбила любую форму варёного теста - клёцки, вареники, галушки и т.д.
    
     Вот, значит, сидит Виктор в моей кухне, ест жареную картошку, рассказывает о своей жизни, о тех годах своего детства... рассказывал он, кстати, проникновенно и увлекательно, я как кино смотрела, потом поднялся из-за стола, встал передо мной, взял меня за плечи, глянул в глаза серьёзно-серьёзно и произнёс: "В общем так, Люба. Даю тебе срок - полгода. Решайся - или выходишь за меня, или расстаёмся навсегда!".

     Конечно, я опешила. Всегда знала, какими кобелями бывают мужчины. Да и муж мой мне хорошо помог разбираться во всём этом, он как психолог, знаток самых тайных глубин души мужской, а это правда, он меня заранее готовил к всевозможным притязаниям с их стороны. Потому я имела своего рода иммунитет, против поползновения на свою честь, но вот такого предложения от Виктора уж никак не ожидала!
     В тот момент я так растерялась, что и слова не нашла.  Он, заметив мой испуг,  попросил подумать, пообещав назавтра прийти в это же время.

     Из головы не выходили мысли, что всё это очень серьёзно, и я не могла никоим образом принять предложение Виктора - у нас с Алексеем трое общих детей, мы живём вместе и я его правая рука во всём. Как можно вообще такое представить? К тому же у него Галя!

     Все это мы обсуждали на следующий день. У Виктора, оказывается, уже было своё решение всех вопросов. Насчёт Гали он сказал, что никогда не обещал жениться на ней. А характеры у них разные, сама, мол, видишь, как мы с ней можем жить? Да, я это видела. Если один человек доводит другого до белого каления, то им лучше быть подальше друг от друга. Какая-то между ними несовместимость. К тому же для мужчины очень важно иметь рядом желанную женщину. Если этого нет, жизнь мужчины превращается в трагедию.

     В то лето, в июне нас уговорили заключить контракт на приём отдыхающих с Украины. И приехало две семьи с детьми. Наших трое, их пятеро - гвалт, галдёж, шум и гам - и так каждый вечер. А Виктор уже завсегдатай у нас. Я спрашиваю: неужели тебе такое нравится? Он - нравится!
    
     С самой поры, как мы въехали в эту квартиру, в той комнате, которая была кабинетом моего мужа, не держался карниз. Уж кто только его не прикручивал, что только ни делал, как не закреплял, а карниз и месяца порой не держался! Вот дошла очередь и до Виктора! Пришлось ему крепить карниз. И... о чудо! После него карниз провисел три года! Потом всё же упал, но три года - это большой срок. Именно для этого карниза.
     Ни дети мои не мешали ему, ни наша сумбурная семейная обстановка!
Правду говорят: если мужчина любит женщину, то любит и её детей. Любила ли Виктора я? Возможно. Скорее всего. В душе своей. От мужа это уже не стало секретом. Сам виноват. Искал выгоду - а нашёл...  Я выгоды не искала, но действовала в фарватере пути следования собственного мужа. Такой он меня сделал - психотерапевт и гипнолог знал своё дело!

     Конечно, ни о каком разводе и нашем с Виктором браке не могло быть и речи. Наверное, я уже была более рассудительна. Я ведь знала: как ни люби, а усталость от большой семьи рано или поздно даст себя знать, и счастья здесь не видать. Ну а бросить не очень здорового мужа - это было просто табу для меня! Даже не обсуждалось. Виктор продолжал ходить к нам, с ним же теперь уже в основном у нас встречались они с Галиной, которая если не на работе, то только здесь могла выловить Виктора. Мучилась я, но больше - Виктор. Ему нужна была семья. И постоянство. Муж, привыкший командовать парадом, решил подмять под себя Виктора, сделав ему неприемлемое предложение. Виктора это оскорбило и очень!

     Какое предложение сделал ему мой муж? Мне неудобно писать об этом, потому что эту историю может прочитать любой, я попробую лишь намекнуть. Возможно, муж, посчитав, что я желанна Виктору как женщина, предложил ему какой-то... вариант. Но Виктор его не принял, очень был оскорблён этим и ушёл в запой. Хорошо, что на работе это не отразилось. Зато Гале досталось... от неё и узнала.

     А его обещанный срок - ждать полгода, пока не решусь, уже подходил к концу.
2 декабря я шла с сыном - забирала его из школы, которая находилась в другом районе, где мы раньше жили до переезда в эту квартиру. Был красивый вечер, огни тогда в Крыму ещё светились, это позднее полуостров начали погружать во тьму... И вижу - возле отделения соцзащиты, где работал Виктор, стоит скорая помощь. Что-то ёкнуло у меня в груди. Но как я могла при сыне остановиться и попытаться что-то выяснить? Потому прошли мимо.

     Гнетущее чувство тревоги не покидало меня. А вечером к нам пришёл ещё один инспектор из той же службы. Надо было раньше сказать, что на смену Виктору стал захаживать пожилой старый работник, который не просто инспектором  работал, а кем-то повыше, через него можно было решать куда более серьёзные вопросы. И муж выловил его.
     Т.И. (не буду упоминать его полное имя - человек известный) стал захаживать к нам, они с мужем обсуждали разные вопросы, я иногда по просьбе мужа играла на пианино для Т.И. Однажды, прямо как в анекдоте, спросила его - что вам сыграть?
     Ответ:
     - Сыграйте что-нибудь для души, например, военный марш!

    Помню, как мы с мужем потом хохотали, обсмеяли этого Т.И. Для души, мол, ему сыграйте военный марш! Но вот прошли годы и я сама с удовольствием слушаю наши старые советские военные марши И, поверьте мне - сейчас они мне ДЛЯ ДУШИ! А тогда нам было смешно... глупыми какими же бываем порой...

     И в тот вечер чуть позже приходит Т.И.
     Из их разговора я узнаю, что "... нагрузка стала невероятно большой у них, вот сегодня случился инсульт  с одним из работников... увезли на скорой".
Говоря это, Т.И. смотрел на меня. Я поняла - это сообщение мне.  Меня словно резануло в самое сердце, губы мои задрожали и, чтобы не выдать себя тут же на месте, я выскочила в соседнюю комнату, упала на кровать и зарыдала, закрывшись подушкой и одеялом.

     На следующий день я звонила в больницу, мне  не хотели давать информацию... По пути в школу я забежала в больницу. В палату пускать не хотели, но тут я увидела Галю. Она и рассказала: у Виктора произошло кровоизлияние в мозг, состояние очень тяжёлое, в течение двух-трёх дней всё должно решиться.

     Подавленная, я вернулась домой. С мужем не хотелось говорить. Я подозревала, что случившееся может быть делом его рук - ведь он грозился отправить Виктора на тот свет. Я рыдала и молила Бога - пусть я никогда не увижу Виктора, никогда не перейду ему дорогу, лишь бы он остался жив... Так прошло долгих три дня, когда от Гали узнала, что он пришёл  в себя, только никого не узнаёт. Я тайком бегала в больницу, Галя была там же. Я видела, как она преданно ухаживает за ним, заботится... Как произошла наша встреча после кризиса? Смотрите и думайте.

     Прихожу я в палату. Виктор лежит на койке, рядом Галя, на тумбочке всё, что надо. Подошла к нему, смотрю на него, пытаюсь осознать всё случившееся, хоть капля облегчения, что он жив...

     Смотрю - это он и не он... Лежит, осунувшийся, смотрит куда-то перед собой невидящим взглядом... затем переводит такой же  невидящий взгляд на меня и вдруг в его глазах что-то засветилось... какой-то огонёк, мучительный и с надеждой... он смотрит-смотрит на меня, потом переводит взгляд на Галину и опять на меня, и вдруг... берёт меня за руку!? Я стою,  давлю в себе рыдания, Галя молча смотрит на нас, потом она понимает: проблески сознания появились и пытается ему помочь: 
     - Ты узнаёшь, кто к тебе пришёл?

     Он молчит, только смотрит... и держит меня за руку, которую я не смею отнять. Галя продолжает наводить его на воспоминания:

     - Это жена врача... ну помнишь, того врача, к которому мы ходили? Ты помнишь, как её зовут...?

     Виктор не может вспомнить моё имя, но душа его меня узнала.

     Я знала - это была наша последняя встреча. Это было наше прощание.
     Спустя год совершенно случайно встретила их с Галей на улице. Я с детьми шла по эту сторону, а они через дорогу. Виктор увидал нас и какое-то беспокойство отразилось в его лице. Он стал  огладываться, задерживаться. Галя потянула его за собой, уводя от ненужных воспоминаний.
     Я поняла - память так и не вернулась к нему!

     Прошло десять лет после всего. Вышла я на наш ближайший рынок купить к обеду зелени и овощей. Тут женщина пожилая здоровается со мной. Почти сразу узнала - Галя! Разговорились. Она достаёт из сумки конверт, а в нём фотография. Это Виктор. В белом пиджаке, чёрных брюках и белых же туфлях. Фотографировались за год до его смерти, а умер он год назад. Всё это она мне рассказала. И завтра будет година. Вовремя же мы с  ней встретились.. А на фотографии он совсем и не постарел, даже не изменился ничуть. Галя рассказала, что жили они с ним все это время в его квартире, свою она сдавала, что Виктор мог просто уйти и забыть, где находится, а так всё было  с ним нормально, с её слов.
     Я весь вечер думала о нём, как сложилась его жизнь.

     Ночью мне снится: стою я на вокзале, в руках пирожки - жду Виктора, пришла его проводить - он должен уехать куда-то далеко. Пирожки ему в дорогу. Наконец вижу - к станции подъезжает автобус, из него выходит бодрый, оживлённый в предвкушении поездки Виктор. Видит меня, быстро подходит, здороваемся, говорит,что спешит, и прощается, уходя в сторону перрона. Я смотрю вслед. Взял ли мои пирожки, даже не помню. Он выглядел счастливым.
    
     Вот и вся история.