О роде моряков Назимовых

Александр Шуринов
Сегодня Праздник - День Военно-Морского Флота России. Хотелось бы в этот день помянуть наших предков, которые были участниками морской истории России. К ним, в частности, относятся предки из рода морских офицеров Назимовых. Их мало кто сегодня знает и помнит, поэтому будет интересна историческая справка о роде Назимовых.

Назимовы.
  В XVII веке жил в России Иван Тихонович Назимов, верой и правдой служил государю. Как и полагалось тогда, за верную службу получил в 1671 году от царя Алексея Михайловича Романова земли на Псковщине: в Пруцкой засаде Староуситовской губы Вышегородского уезда и в Заклинской засаде Псковского уезда. Было у него несколько сыновей, внуков, которые не только унаследовали его земли, но и добавили к ним новые владения в Пусторжевском (Новоржевском) и Опочецком уездах. Земли в Псковском уезде (Завелицкая засада Каменской губы), и в том числе сельцо Устье, переходят его потомку инженер-генерал-майору Владимиру Ивановичу Назимову и его детям. Надгробия, сохранившиеся на кладбище Никольской церкви в с. Устье, подтверждают то, что в Устье жили Назимовы. Принадлежали им и земли в Порховском уезде. У другого внука Ивана Тихоновича – Бориса Кузьмича Назимова – было трое сыновей: Петр, Николай и Александр.

Петр Борисович Назимов и его потомки получают от прадеда земли в Заклинской засаде Псковского уезда. Было у Петра Борисовича пять сыновей: Андрей, Евгений, Иван, Николай, Гаврила. Евгений Петрович Назимов — герой Отечественной войны 1812 года, участвовал в 60 сражениях, награжден Золотым оружием за храбрость, кавалер нескольких орденов. Жил в Пскове. Его младший брат Гаврила Петрович, дослужившись до чина штаб-ротмистра, вышел в отставку и также жил в Пскове, в своем доме на участке, который принадлежал большому семейству Назимовых. В его доме, приезжая во Псков, останавливался А. С. Пушкин (ул. Советская, д. 52а). Бывало, что великий поэт проигрывал в штос хозяину дома до 500 рублей. Александр Борисович Назимов также унаследовал от отца Бориса Кузьмича земли в Псковском уезде, а от матери Марфы Матвеевны получил земли в Островском уезде. В семье Александра Борисовича было, как и у брата, 5 сыновей: Борис, Сергей, Александр, Михаил, Илья. Старшие сыновья Борис и Сергей связали свою жизнь с российским флотом и пали в сражениях. Наиболее известен четвертый сын А. Б. Назимова – декабрист Михаил Александрович Назимов. После возвращения из ссылки в 1846 году братья Александр и Илья отдали ему имение Быстрецово, где он устраивает школу-интернат для мальчиков. Но здоровье М. А. Назимова было подорвано многолетней ссылкой и ранней смертью жены В. Я. Подкользиной, и он, продав имение своему молодому другу Н. Ф. Фан-дер-Флиту, переселяется в Псков в деревянный флигель, принадлежавший его матери, недалеко от церкви Успения с Полонища, также построенной на средства его бабушки и матери.

Среднему сыну Бориса Кузьмича Назимова – секунд-майору Николаю Борисовичу – достались земли в Новоржевском и Опочецком уездах. У Николая Борисовича Назимова было четверо сыновей, которые в 1818 году были внесены в родословную книгу псковского дворянства. Это Платон Николаевич – флота мичман, Сергей Николаевич – флота лейтенант, Николай Николаевич – флота лейтенант, Нил Николаевич -кадет Морского корпуса. Четыре брата — четыре моряка.

Флота лейтенант Николай Николаевич Назимов — будущий вице-адмирал. Родился он в 1794 году. Прошел, как и все его братья, через Морской кадетский корпус, из которого вышел гардемарином в 1808 году. В течение трех лет плавал в Финском заливе, после чего был произведен в мичманы. В конце 1825 года был назначен адъютантом к главному командиру Кронштадтского порта. В 1826 году, будучи командиром шхуны «Радуга», занимался описанием Балтийского моря. Последующие 3 года состоял старшим адъютантом морского штаба, а затем был назначен командиром строившегося фрегата «Юнона», на котором и плавал в Балтийском море до конца 1835 года. В. 1836 году Н. Н. Назимов был назначен командиром 27-го флотского экипажа и командиром корабля «Березина», а через год произведен в капитаны 1 ранга. В 1842 году

он командовал отрядом судов, перевозившим десантные войска из Свеаборга и Роченсальма в Кронштадт. Затем до 1845 года плавал в Балтийском море, командуя кораблем «Выборг». А в следующем году, командуя отрядом транспортных судов, был произведен в контр-адмиралы с назначением командиром 1-й бригады 1-й флотской дивизии. Имея свой флаг на кораблях «Красный», а затем «Бриенн» и «Березина», плавал в Балтийском и Северном морях. Незадолго до начала Крымской войны 1853-1856 годов Н. Н. Назимов был произведен в вице-адмиралы с назначением членом общего присутствия морского интендантства.

С началом войны ему было поручено заведовать составлением морского ополчения. На этой должности его и застала смерть. Н. Н. Назимов, вице-адмирал, умер в мае 1854 года в Петербурге.

У вице-адмирала Н. Н. Назимова была большая семья, что было не редкостью в XVIII и XIX веках. У него и его жены Анастасии Аркадьевны (урождённой Бахтиной) было 5 сыновей и 2 дочери. Род Шуриновых породнился с родом Бахтиных через женитьбу на дочери брата Анастасии Аркадьевны - Андрее Аркадьевиче Бахтина, тоже морского офицера - Елизавете Андреевне Бахтиной (в браке Шуриновой). Она и стала нашей прабабушкой.

     В Новоржевском уезде Назимовым принадлежало 528 десятин земли. Из пяти сыновей вице-адмирала четверо окончили Морской кадетский корпус: Николай, Александр, Константин и Алексей.

Старший сын вице-адмирала, которого звали, так же как и отца, Николай Николаевич, родился в 1822 году и после окончания учебы в 1841 году был произведен в мичманы и назначен в Балтийский флот, где плавал на различных кораблях. В 1847 году был переведен в гвардейский экипаж и в его составе участвовал в подавлении революционных выступлений в Венгрии в 1848 году, после чего на корвете «Андрамаха» и фрегате «Кагул» плавал в Черном море. В 1851 году, служа на корвете «Оливуца», отправился от кронштадтского берега к берегам Дальнего Востока. По завершении этого плавания был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром «Оливуцы». Командуя «Оливуцей», Н. Н. Назимов присоединился в порту Ллойд на о. Бонин к дипломатической экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина, следовавшей на фрегате «Паллада» и шхуне «Восток» к берегам Японии для заключения торгового договора с японским правительством. За успеш-

ное выполнение важной миссии Николай Николаевич был награжден орденом св. Анны 2 ст. С началом Восточной войны 1854-1855 годов Назимов получил предписание с корветом «Оливуца» защищать берега Камчатки и несколько раз очень удачно крейсировал в океане. В начале апреля 1855 года «Оливуца» в составе эскадры прорубилась через льды Авачинской бухты и прибыла в Николаевск-на-Амуре. 13 мая 1855 года 3 английских корабля зашли в залив Де-Кастри. Русские решили драться насмерть. Английский винтовой корвет «Хорнет» направился к русской эскадре. С ним в бой вступила 20-пушечная «Оливуца», и англичанин бежал. Когда 16 мая Амурский лиман освободился ото льда, пользуясь густым туманом, русские корабли покинули Де-Кастри и ушли на север. Лондонская газета «Тайме» так оценивала действия своего флота: «Русская эскадра под командованием адмирала За-войко переходом из Петропавловска в Де-Кастри и потом из Де-Кастри нанесла нашему британскому флоту два черных пятна, которые не могут быть смыты никакими водами океанов веков». Маленькая «Оливуца», где командиром был псковский дворянин Н. Н. Назимов, максимально поспособствовала постановке этих черных пятен.

В июле 1855 года, передав командование «Оливуцей» своему земляку Н. М. Чихачеву, Н. Н. Назимов был назначен командиром 27-го флотского экипажа, которым почти 30 лет назад командовал его отец. Через год он был переведен в 22-й флотский экипаж и, кроме того, назначен на должность капитана Петропавловского порта. Затем переведен в Николаевск-на-Амуре. Здесь под его наблюдением были возведены многие укрепления, мост через реку и заказаны первые амурские пароходы «Лена» и «Амур», построенные в 1857 году в Америке. В 1857 году он был переведен на Балтийский флот и произведен в капитаны 2 ранга с назначением командиром на еще строившийся винтовой фрегат «Ослябя», плавал в Средиземном море. В 1863 году фрегат «Ослябя» под командованием Назимова вошел в состав русской эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского, в которую были включены новейшие и наиболее мощные корабли Балтийского флота, такие как фрегат «Александр Невский» (флагманский), «Пересвет», корветы «Витязь», «Варяг» и клипер «Алмаз». Русская эскадра крейсировала у берегов Северо-Аме-риканских Соединенных штатов. В задачу русской эскадры входило недопущение враждебных действий со стороны Англии и Франции по отношению к Северо-Американским штатам, боровшимся против рабовладельческого юга. Русских моряков восторженно встречали в Нью-Йорке, Вашингтоне, где они были гостями конгресса и видных политических деятелей. Одновременно с эскадрой Лесовского в Сан-Франциско прибыла Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала А. А. Попова. Одновременное прибытие двух русских эскадр в восточные и западные порты Америки свидетельствовало о высокой организации действий русского флота и продемонстрировало не только солидарность с борьбой Северо-Американских штатов, но и морскую мощь России, сумевшей в короткий срок оправиться от поражения в Крымской войне 1853—1856 годов.

     Опубликовано в рубрике Псковичи в истории флота.

С 1865 года Н. Н. Назимов недолгое время командовал строившейся броненосной батареей «Кремль» и в 1866 году с чином контр-адмирала вышел в отставку. Прослужив русскому военно-морскому флоту более 30 лет, контр-адмирал Н. Н. Назимов подтвердил характеристику, данную ему адмиралом П. С. Нахимовым в начале его флотской службы: «Поведения благородного, офицер расторопный, деятельный и знает свое дело».

Контр-адмирал Н. Н. Назимов – автор нескольких статей на морскую тематику, опубликованных в середине прошлого века в «Морском сборнике».

Умер Н. Н. Назимов в 1867 году.

Младший брат контр-адмирала Константин Николаевич Назимов в 1875 году на новом клипере «Крейсер», построенном в «Петербурге, в звании капитана 1 ранга и командира корабля!совершил кругосветное плавание, занимался исследованием Тихого океана. В минуты отдыха он писал картины. Одна из его картин так и называется: «Клипер «Крейсер» в кругосветном плавании 1875-1881 годов».

В 1870-1874 годах командиром на 11-пушечном винтовом

корвете «Витязь», построенном в 1862 году в Финляндии, том самом, который в составе эскадры С. С. Лесовского ходил к берегам Америки, был Павел Николаевич Назимов (племянник Е. П. и Г. П. Назимовых). 27 октября 1870 года корвет «Витязь» снялся с Кронштадтского рейда и отправился в «кругосветное плавание. Экипаж корвета должен был выполнить важные научные исследования в Тихом океане и у восточных берегов России. На корвете находился известный русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, которого «Витязь» должен был доставить к берегам Новой Гвинеи. 2 ноября «Витязь» бросил якорь в Копенгагене, а потом в Плимуте. Затем был Атлантический океан, о. Мадейра, о-ва Зеленого мыса и – курс на Рио-де-Жанейро. Отношения П. Н. Назимова и Миклухо-Маклая поначалу не сложились. Своим офицерам, среди которых был и офицер Чириков, он говорил: «Я начинаю тихо ненавидеть науку, к которой всегда был преисполнен самого глубокого уважения. Мне приказано ради этого ненормального субъекта изменить маршрут корабля, тащиться Бог знает куда и вопреки здравому смыслу высадить молодого человека, больного, истощенного и к тому же почти невооруженного, лишенного средств к существованию, на берег, населенный людоедами… Нет, господа, рассудок не хочет мириться с этим! Я не желал бы участвовать в подобном преступном предприятии…»

Павел Николаевич явно опасался за жизнь 24-летнего ученого, который по собственной инициативе собирался жить среди диких племен.

Миклухо-Маклай также не испытывал к командиру корабля особых симпатий. В одном из писем он писал: «Жизнь на военном судне и с такими субъектами, как Назимов, не особенно приятна, однако ж возможна».

После Рио-де-Жанейро «Витязь» надолго задержался в Вальпараисо. Назимов получил предписание, по которому должен был изменить курс и, не заходя в Австралию, как это предполагалось раньше, следовать прямо на Новую Гвинею. Маклай оказался в тяжелейшем положении, ведь деньги на экспедицию он перевел в Сидней, где его ждали помощники. И первым, кто близко принял к сердцу беду Маклая, стал «такой субъект» Павел Николаевич Назимов, который, подойдя к ученому, заявил: «Деньги мне самому нужны, но тут уж ничего не поделаешь: берите тысячу рублей, рассчитаемся на том свете угольками. А впрочем, для людоедов вы незавидная приманка…»

Затем был остров Пасхи, Таити. Всю дорогу ученого мучала лихорадка, он дошел до истощения. Назимов предлагал ему отложить путешествие и плыть с корветом в Японию. Но характер нашел на характер. 20 сентября 1871 года «Витязь» подошел к островам Новой Гвинеи. Бухточка, где встал на якорь «Витязь», была названа портом великого князя Константина -шефа русского флота, день рождения которого офицеры отмечали в этот день многократным салютом, распугав всех папуасов. Все мысы получили имена офицеров, делавших съемку. Пролив между островами Рук и Лонг, которым прошел корвет, назвали проливом «Витязя». Появился на карте и остров «Витязь». Командир Назимов в рапорте начальству доносил: «г. Мак-лай прибыл на Новую Гвинею совершенно без всяких средств для устройства и существования своего… ни один корабль, проходя мимо, никогда не будет в состоянии рассмотреть местопребывания европейца и флаг, который я ему устроил на мачте…»

Павел Николаевич ввиду исключительного положения Миклухо-Маклая нашел необходимым оставить ему шлюпку-четверку с полным вооружением, снабдил его провизией и всем, что только было возможно и необходимо для него. Моряки соорудили ему маленький домик на сваях, вырыли погреба для вещей и провизии и на определенном расстоянии от дома зарыли небольшие мины и шесть фугасов, которые Маклай смог бы взорвать при нападении дикарей. 27 сентября 1871 года состоялось трогательное прощание. На палубе корвета стояли офицеры, держа руку под козырек, а по мостику нервно прохаживался капитан Назимов. Миклухо-Маклай прощался с моряками, стоя на берегу: «Прощайте, дорогие друзья… Прощай, добрый человек Павел Николаевич, честный и бескорыстный…»

Честный, благородный, бескорыстный, деятельный – эти слова можно отнести ко всем псковичам-морякам Назимовым.

     Такой материал о Назимовых говорит о том,  насколько это был бескорыстный и ответственный род, отличающийся верностью служения своему Отечеству. Хотелось сегодня, в день празднования  Дня Военно-Морского Флота, напомнить об этих героях. На фото адмирал П.Н.Назимов (1822 - 1902).