Поехали! Часть 1. Беларусь. Польша

Ли -Монада Татьяна Рубцова
    Ну, родненькие мои, побывала я за границей на старости лет. Да… Это, скажу я вам, не хухры-мухры. Вроде и не собирались, но племяш купил маздочку, подержанную, и зародилась у него идея проехаться по Европе. О, Европа! Европа! Это слово звучит, как музыка, далекая и непонятная. Не знаю, кто потянул меня за язык, но я сказала: «Поехали!» И этим все решила.
     Да-да, друзья, отпускные мы потратили не на ремонт, не на приобретение какой-нибудь заветной вещицы или нового агрегата, а на путешествие. Может быть, для нас это единственный шанс. На пенсию же не съездишь…

     Племянник всю подготовку взял в свои руки. Продумал маршрут, оплатил по интернету отели, заказал билеты на экскурсии. Ну да, ну да… Сначала мы позаботились о загранпаспортах, о шенгенской визе. И если моя сестра и племянница уже побывали во Вьетнаме, в Турции, в Таиланде и имели какой-никакой опыт, то мы с Лешкой были в  деле посещения других стран новичками. «Зачем вы едете? Из ног глухоту выбивать?» - сетовала старенькая  мама. Она и не подозревала, что нам предстояло выбивать из ног не глухоту, а красоту. И мы тоже не подозревали.
      Авантюрный дух моего племянника бесстрашно вел нас вперед, ну а я, гроссмутер,  так, внесла деньги в общий котел и ничего особенного не ждала, меня разрушали мысли о грядущей старости и болезнях. Казалось, жизнь идет к финалу. А… гулять так гулять! Сто евро в зубы, кредитную карту в кошелек – и прощай, Родина!

     Ближе к границе устроили первый привал. В небольшой рощице рядом с автозаправкой было оборудовано место для проезжающих: стол, лавочки,  урны, даже рукомойники были прибиты к деревьям, но без воды. Воду никто и не ждал. Удивились бы, если бы там была вода. Мило, очень мило. Мы покушали помидорчиков, вареной картошечки, охотничьих колбасок и продолжили путь.  А путь этот лежал в Белоруссию, или, как сейчас принято говорить, в Республику Беларусь.

     Беларусь.

     Первый большой город, который встретился нам, был Гомель. Боялись, поймут ли нас, когда зашли на заправку, но зря опасались. На русском языке говорят везде. Приятно, что все туалеты на белорусских заправках бесплатны. «Спасибо  Александру Григорьевичу!» - не раз говаривали мы. Везде чистота и красота. Порадовал нас и баннер: «Бросая мусор на улице, не забудьте хрюкнуть!» - и человек с мордой свиньи. Рядом с вывесками на русском языке встречаются на белорусском, например, «Абласная бальница», «Бяроза», «Пятровiчы». Большой простор для моих двоечников! Впрочем, мы вовсю подпевали «Сябрам», ибо какая же поездка без музыки:

А я лягу прылягу край гасцінца старога
На духмяным пракосе недаспелай травы.

     В общем, настроение  от увиденного было великолепное: кругом леса, леса, леса, чаще всего сосновые, перемежающиеся с полями. Широкие обочины, хороший асфальт.  Дорожные знаки с наклоненной  елочкой приглашали к отдыху под открытым небом. Везде надписи: «Берегите лес!», «Охраняйте природу!» А какие-то одинокие амбарчики-будочки на полях?  Низенькие, с зелеными или голубыми крышами и дверками. Так и хочется сказать: «Кто, кто в теремочке живет?» Кажется, сейчас подойдет добрый гном, откроет навесной замок и снимет железную перекладину. А аисты? А милые деревеньки? А приграничный город Брест? Я, друзья мои, не видела Минска, ничего не могу сказать. Но Брест… Брест – это  жемчужина. Увидев его, я, выражаясь высоким штилем, задохнулась от восторга, и мои спутники тоже. У этого города есть особый стиль. Каждая многоэтажка не похожа на другую,  удачно подобрана цветовая гамма, видно, градостроители стараются на совесть, ведь Брест – место исторической памяти.

     Заселившись в уютной гостинице, мы сразу побежали осматривать крепость, благо, она была совсем рядом. Ну что вам сказать, милые вы мои, одно слово: монументально! Это целый мемориальный комплекс, где все продумано до мелочей: и главный вход в виде звезды, и огромный памятник защитникам Брестской крепости, и памятник поменьше (скульптурная композиция «Жажда»), и старые  стены, пробитые пулями - все произвело на нас впечатление. Как ни крути, Беларусь нам родная, по крайней мере, хотелось бы в это верить. Но мы стремились к Западу, и он нас не разочаровал.

     Польша.

     Вот и пропускной пункт Домачево. Мы очень волновались, как оно, в первый-то раз. Но все прошло хорошо, видно на лицах у нас было написано: «Совки». Не было претензий к нам и у поляков. Приятное обращение: «Пани Татьяна!», «Пани Мария!» Так прям захотелось хоть на недельку побыть «пани». Я что думала? Только начнется Польша, мы сразу  увидим море ларьков, закусочных, кафе, магазинчиков. Но… Все так же расстилались поля, шумели придорожные рощицы, словом, мы видели продолжение Беларуси. А вот дороги стали уже. И никаких обочин, так что ждали, когда же встретится автозаправка или стоянка. Признаюсь, дорогие, что к Польше я всегда испытывала непонятное влечение, даже когда-то пыталась изучать польский язык. Иногда думала: «Ну что мы, русские,  тупые что ли? Все знают по два языка, а мы  только свой родной». Теперь-то я поняла, что мы могли бы знать и два, и три языка, если бы путешествовали или жили хотя бы некоторое время на территории носителей этого языка. Что толку его изучать, если он никогда не потребуется… А  он взял и потребовался.

      В сумочке у меня лежал русско-польский разговорник, купленный еще в 2005 году, я выучила из него много слов и фраз, и это пригодилось. Первая остановка. Я попросила кофе, а сестра с племянницей чай. Молодые официанты про чай ничего не поняли, племянник перешел на английский (кап оф ти). «О! Хербата?» - спросили нас.  «Хербата! Хербата!» - дружно уточнили мы. И вот в нашем общем лексиконе появилось первое слово.
     Разглядывая незнакомую страну, мы не переставали удивляться. Такая аккуратность везде, такая притягательная красота! Нам не встретилось ни одного хилого строения, кругом коттеджи, заботливо ухоженные территории. Травка скошена, кругом подстриженные кустарники, туя в виде пирамидок, множество цветов возле домов, цветы высажены и на балкончиках в специальных ящичках или горшках. Нас занесло на окраину, но и там было все цивильно. Первое ощущение, что в Польше нет бедных, и оно, это ощущение  нас не покинуло до конца поездки.
 
     Как только мы прибыли в Краков и  устроились в гостинице, сразу взяли такси и поехали на Рыночную площадь. Это сердце Кракова. Старинная архитектура, костелы, ратуша, множество уличных кафе, лошадки, управляемые возницами в национальных костюмах, толпы туристов со всех концов света, многоязычная речь – все впечатляло, друзья, до глубины души. Мы накупили магнитиков, а я еще и симпатичные настенные часы, которые теперь, когда я пишу эти строки, напоминают мне о Кракове, о незабываемом путешествии.

     На следующий день мы отправились осматривать знаменитый Вавельский замок. Этот архитектурный комплекс, коронационный замок для польских королей, где теперь покоятся останки монархов, располагается на левом берегу Вислы. Насладившись видом замка и нафотографировавшись, мы спустились к реке, где за умеренную плату  с большим удовольствием покатались на каком-то катерке, поели борща с ушками. Надо сказать, что борщ у поляков – это не наш борщ, густой, в котором ложка стоит, нет. Это вкусная свекольная жижка, в которой плавают, как бы по-нашему сказать, пельмени.  И котлета у них не наша котлета, а мясо, обжаренное в панировочных сухарях. Конечно, нам хотелось поесть  любимой картошечки. Но нас не понимали, покуда я не отыскала в своем разговорнике заветное слово «жемняки». И это второе слово, которое стало нашим общим, оно нам не раз пригодилось. Вообще, все, что мы пробовали в Польше, нам понравилось. А еще мы выучили слово «лодовка». Это холодильник. Он был нам очень нужен. Странно, но даже в четырехзвездочном отеле в Австрии в номерах холодильников не предусмотрено. Вот в Лодзи «лодовка» была.

      О, Европа! Европа! Впереди нас ждал Освенцим. Как же не посетить Освенцим. Мы же патриоты. Без шуток.

(Продолжение следует.)