Все мы смертны

Юрий Юровский
            В своей книге «Мысли не вслух» [Симфероподь, АРЕАЛ, 2014] я представил эссе «О похоронных обрядах и мемориальных сооружениях» Основательно иллюстрировав текст. В публикации на Прозе Ру пришлось обойтись без иллюстраций.
 
            В самом начале эссе отметил:  варианты похоронных обрядов трудно даже просто перечислить. Они разрабатывались индивидуально каждым этносом в соответствии с религией, уровнем технического развития и даже особенностями климата. Наверняка существует специальная литература по этому вопросу. Однако я с ней незнаком и поделюсь только личными наблюдениями и некоторыми ссылками на известные факты и вспоминая бессмертные строки французского мыслителя Монтеня.

Уровень личной трагедии наглядно показал наш классик:

Самое трудное в смерти для тех, кто остался жить дальше, заключается в том, что они не успели сказать умершему то главное, что чувствовали и думали о нем. Любящие, как всегда, опоздали. Непонятная застенчивость сжимала им губы. И теперь он, конечно, никогда не узнает, как бескорыстна была их любовь. Может быть, она могла спасти его?
К. Паустовский. О Маяковском (Повесть о жизни).

           Вновь обратится к этой непопулярной теме, меня побудила короткая заметка в газете «Крымская правда» от 26.07.2016 под заголовком «У нас есть крематорий». Действительно, событие неординарное. Ибо раннее крематории строились только в городах, население которых превышало миллион жителей. В Симферополе же их всего около 400 тысяч. А на полуострове 2 с небольшим миллиона.

          Периодически посещая главное городское кладбище Абдал по самому грустному поводу, я с тоской смотрел на  бесконечные плиты и кресты уходящие за горизонт. На территории кладбища впору организовать регулярное движение транспорта, ибо добраться от ворот до его границ пешим ходом старикам и инвалидам просто нереально. В поминальные дни это вообще страшное зрелище.

         Согласно справочным материалам в  России сегодня всего 24 крематория. Для сравнения: в маленькой Чехии их 23, а в мире – около шести тысяч. Крематории получили общемировое признание как самый экологически безопасный способ захоронений. Если взять среднюю цифру смертности – 2 млн россиян в год, то, по статистике, 10% из них выбирают кремацию. А в городах, где есть крематории, процент кремаций вырастает до 30-95%. В Норильске этот показатель уже 95%. В Новосибирске – 50%. В Москве, Петербурге, Екатеринбурге – 70%. В Крыму, как известно, пока никакой альтернативы не существовало.  На ЮБК, где невероятный дефицит земли под кладбища, уже были случаи, когда сели смывали захоронения прямо в море. Часть одного из кладбищ снес оползень.

 Ремарка. 1.//В Р.Ф. похоронная отрасль фактически не регулируется государством — цены завышают, родственников покойных обманывают, а органам власти вовсе не известно точное количество кладбищ и их реальные размеры. Значительный пласт проблем объясняется тем фактом, что единственный закон, который регулирует похоронный рынок, был принят в уже далеком 1998 году.// Павел Чернышов ЛЕНТА РУ 27 ноября 2018 "В гробу видали".
2, А как у них?
Что касается цен, то, например, средняя цена за место на немецком кладбище — 2 400 евро. На самом большом кладбище Парижа, знаменитом Пер Лашез, можно похоронить человека более чем за 10 тысяч евро, при этом аренду можно оплатить за 10, 30 и 50 лет. На другом известном и красивом кладбище — Rose Hills Memorial Park в Калифорнии — место обойдется примерно в 10 000 долларов.
Бывший мэр Нью-Йорка Эд Кох купил свою собственную могилу на Манхэттене за пять лет до своей смерти в 2013 году за 20 000 долларов.

              Теперь альтернатива появилась. Конечно, основные религиозные конфессии относятся к идее сожжения покойников отрицательно. И, согласно последней воле граждан и желанию родственников, их будут хоронить традиционно. Однако ждать, пока церковь изменит свои каноны по меньшей мере наивно. Хотя, Римская католическая церковь иногда признает свои ошибки. Мол, погорячились и напрасно сожгли энное количество еретиков. Зря объявили дарвинизм ересью. И почему бы не признать, что человек произошел от обезьяны, если оная тоже божья тварь. И, кое что еще.

               С полного согласия церкви на итальянских кладбищах надо ежегодно платить за захоронение. При неуплате место освобождается для следующего покойника. Аналогичные законы действуют во Франции и ряде других европейских стран. Поэтому, и кладбище Сен Женевьев  де Буа обходится России в немалую копеечку. Если же плату не брать, то вся Европа давно превратилась бы в одно большое кладбище. А если считать с палеолита, то так оно и есть.

               Не менее остро стоит вопрос с захоронениями в таких странах, как Китай и Индия, население каждой из которых около полутора миллиардов. Кремация там давно узаконена. Так в Индии 78 % похорон заканчиваются развеиванием праха (чаще всего над Гангом). Прах отца независимости Индии Махатмы Ганди был развеян над океаном. Сын Индиры Ганди лично поджег её погребальный костер. Вчерашние сообщения прессы из Китая еще ужаснее:

               ПЕКИН, 31 июл — РИА Новости. Власти провинции Цзянси на юго-востоке Китая начали принимать меры по внедрению политики «только кремация» с целью сохранения земельных ресурсов, насильно конфисковывая у местного населения готовые гробы и запрещая традиционные ритуалы погребения усопших, пишет газета South China Morning Post. 

           Безусловно, согласно традиции мы приходим на могилы друзей и близких. Снимаем шляпу перед захоронениями наших великих предков. Порой восхищаемся великолепной мемориальной скульптурой. Все  так. Но наряду с этим, сколько мы видим брошенных могил. В лучшем случае ухаживают за ними максимум два поколения. Число же заброшенных сельских погостов не поддается исчислению.  Поневоле задумаешься о появившейся альтернативе.

         Мой друг, известный скульптор и ювелир завещал развеять свой прах над Невой у здания Академии Художеств. Что и было исполнено. Он вполне разумно считал, что в память о себе надо оставлять  свои добрые дела, произведения искусства, а не кресты и обелиски.

Полный текст в книге "Мыли не вслух":
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/