118-5. О наставлении, вразумлении, приобретении

Вячеслав Абрамов
Когда буквы вав и хей предложили Творцу ими создать мир, Он сказал: «Вав! И тебе, и букве хэй должно быть достаточно того, что вы находитесь в Моем имени. И потому не сотворю Я мир вашими свойствами» (книга «Зоар»).
Буква хей означает сосуд или душу, которая готова начать воспринимать свет. Но ей вместе с буквой вав не следует расширяться, так как без защиты Творца к ним присосутся нечистые силы. И потому хей нуждается в предохранении от нечистых сил.
Во времена Давида на нашем, земном уровне таким предохранением являлось действие закона (применение Торы).

"Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.
Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем."

Звучит, как просьба о наставлении, но своей сути это просьба о защите и предохранении. Мы для своего же блага желаем научиться помнить и применять правила в жизни, и это приводит к убеждённости повиноваться Божьему слову до конца.
В этой жизни и научить, и предохранить от ошибок и заблуждений может учитель. И можно эти строки рассматривать как молитвенное прошение о том, чтобы Сам Господь стал учителем.
При этом Давид говорит не об указаниях или разъяснениях по Божьим уставам, именно о ПУТИ – пути применения их к себе и руководства собою. Такому не может обучить ни один человек, лишь Сам Господь даёт вразумление, как держаться пути и не забывать цель пути. Слово не достигает цели, если Всевышний не вкладывает дух мудрости в сердце.
А человек следует по пути, которым ведёт его сердце. Не будет этого – остановится, или сойдёт с пути.

Для чего нам нужно вразумление? Для понимания и осознания промысла Божия, Его программы нашего исправления и развития. Появляется решимость следовать за Ним с непоколебимой преданностью – держаться его до конца.

Сейчас всё намного определённее, чем во времена Давида, и этим мы обязаны Христу, ибо «Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум…» (1 Ин. 5:20).
Он дал, однако лишь единицы взяли…

Хранить закон всем сердцем – если следовать путём Божьей правды, то ощутишь эту правду, справедливость и за ними – любовь, и готов всего себя отдать служению.

"Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал её."

Осознавшему, что жизнь по слову Его – это единственный путь, на котором будет наполнение и счастье (со-часть-е), сам желает стоять только на этой стезе.
Но дух жаждет, а плоть слаба. Поэтому надо просить, чтобы Господь поставил на правильный путь – путь сознательного участия в выполнении Его программы.

"Приклони сердце моё к откровениям Твоим, а не к корысти."

Молиться следует о духовном обогащении, а не о материальном. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6).

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» - сказал Христос. Только чудо благодати освобождает человека от корысти, заменяя её жаждой правды и истины. Потому что благодатью открывается, что Его откровения ведут к радости любви.

"Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем."

Это снова просьба о предохранении свыше, дабы удержаться от всего, что мешает на пути служения, вместе с просьбой о благодати, дающей энергию для продвижения.

Почести, наслаждения и прибыли мира сего – и есть суета, уводящая большинство людей от Бога и всего духовного, от вечных истин, от смысла жизни. Фактически мы видим то, что воплощается суетой, что через мгновение уже не существует. Созерцание суеты сдерживает шаг, а то и останавливает. А затем умерщвляет.

«Когда умалится благодать в душе, тогда снова просит она у Господа той милости, которую познала». Мятётся тогда душа, опустошается, злые помыслы ума терзают её, и не разумеет воли Божией. И тогда ищет защиты у Создателя своего, и умоляет дать ей духа, наполниться. И если не просишь, то сам себя мучаешь и лишаешь благоДАТИ.
Ну а если уметь молиться, уметь просить, уметь благоДАРИТЬ, открыв сердце и оставив разум... Ощутить Господа! Тогда познается благодать. И душа продолжит свой единственно верный путь.

"Утверди слово Твоё рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою. "

Божье Слово показывает реальную жизнь – духовную реальность, и отвращает от суеты. И вместе с этим оно животворит, наполняет жизнь смыслом.

«Я претендую на все реки Твоей благодати; на всех обещаниях пишу своё имя». Знаки и смыслы, посылаемые Господом, дают мощную поддержку и рождают особую смесь любви и веры – благоговение. Это духовное переживание, притягивающее к себе высший свет.

"Отврати поношение моё, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

Давид довольно часто молитвенно просит о защите и предохранении от поношения. Поношение – это удар на эмоциональном уровне, от него не защищает ни разум, ни слово. Мы гнёмся под поношением и обращаемся к Господу, чтобы уберёг от такой пагубы, потому как кроме Него – некому.
Поэтому Давид взывает к благости Божьих судов, которые справедливы к тем, кто имеет страх Божий – для кого страдание есть скрытие света лица Божьего, а не несправедливые и недобрые людские осуждения.
"Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею. "

Псалмопевец являет образец непоколебимости веры. Господь охранит! И теперь он поднимает просьбу об исправлении, пробуждении духа – животворении через высшую правду.

По своей сути это тоже просьба о благодати, которая даёт силы соответствовать своему призванию. А так же это дерзновение: Ты возбудил во мне это поглощающее желание, а теперь будь добр – вдохни в меня дух жизни, чтобы я мог его осуществить!

«И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис. 35:7), что в переводе с языка образа на язык смысла означает: там, где Господь побуждает волю, там Он даёт и энергию, и там, где Он зарождает желание, Он его и наполнит.