Русые головы

Вадим Забабашкин
Есть у  Тургенева небольшой рассказ (или «стихотворение в прозе», если хотите) под названием «Христос». Там автор в образе подростка попадает в храм и вдруг замечает подошедшего человека. Он понимает, что это – Христос, хотя человек ничем не выделяется среди прочих прихожан. Сперва героя это даже смущает, но потом пронзает мысль: «…именно такое лицо – лицо, похожее на все человеческие лица, – оно и есть лицо Христа».
Рассказик отдаёт литературщиной, которая всегда возникает у невоцерковленных людей, пишущих на темы Веры. Но есть в нём один абзац – и нужный-то автору в качестве подводки к главной теме – человечности Христа, а оказавшийся основным – тем, встретив который, не позабудешь. Вот он:
«…народу стояло передо мною много. Всё русые, крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, подниматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной пробегает летний ветер. Вдруг какой-то человек подошел сзади и…»
Какой яркий образ России: «русые, крестьянские головы», которые так легко сравнить со зрелыми колосьями пшеницы! Не из притчи ли они Христовой о сеятели; не те ли это зёрна, что упали на добрую землю и «дали плод, который взошёл и вырос…» Так и представляешь себе этих русских крестьян – в силе и стати: русых (не поседелых!), стоящих по правую сторону храма (женщинам полагалась – левая).
А что сейчас: всё вперемешку: седые, лысые, чернявые… Русых-то и не отыщешь!..
И куда падают зёрна - на какие асфальты, в какие заросли терний?..

21 июля 2018