Прощание с братом

Елена Быценко
                «Смерть – это единственная дорога,
                ведущая к рождению!» -
                такую надпись нашли внутри
                пирамиды египетского фараона.


                Глава 1

                Нежданно печаль мне на плечи легла,
                страданьем и горем меня обняла


       Неожиданный резкий телефонный звонок с далекой малой родины прервал мое спокойное, размеренное существование. Солнечный день  потемнел, как перед неминуемой грозой.  Ноги мои обмякли и подкосились.  Вот так  вкрадывается, как ползучее  гадючье отродие  -  неутешное горе….


                «Срочно приезжай…,
                Брат  тяжелом в состоянии.…
                Неизлечимый вирус парализовал  его нервную систему…
             Соседи подняли с земли  разбитое  параличом  тело и занесли в дом…
                Медицина бессильна…
                Он  в доме один…,
                ухаживать за ним некому….»
 

        Это трагическое сообщение меня шокировало. Ведь брат был практическим здоровым мужчиной. Как то он жаловался на боль в ногах, ходил в больницу и врач давал ему назначения.  Полтора года назад  рак забрал  из жизни его молодую жену и он один воспитывал дочь-школьницу.  С потерей жены он испытал страшное душевное потрясение. Но понимал, что осталась дочь, о которой необходимо  заботиться, которую надо воспитать. Он с ответственностью и любовью растил дочь. Мы с ним часто общались. Рассказывали о своей жизни, помогали друг другу, делились своими  планами, мечтами. И вдруг такое непостижимое горе…..

                Горе –
                это очень тяжелое страдание,
                мучительное переживание беды и несчастья,
                вызванное потерей близкого человека
                или утратой чего-то ценного и важного.


        Горе моментально  истощило мои жизненные силы.  Я особенно остро ощутила  себя  беззащитной, уязвимой.  Мною управлял не разум,  а эмоции. Мышление притупилось. Еще более угнетало мое состояние  понимание того, что нет возможности  в последние  минуты его жизни находиться рядом с ним. Для меня это был стресс.

                Стресс—
                совокупность не специфических адаптационных (нормальных)               
                реакций организма на воздействие различных
                неблагоприятных факторов–стрессоров
                (физических или психологических),
                нарушающее его гомеостаз,
                а также соответствующее состояние
                нервной системы организма.


          Нас разделяло расстояние в 1000 км и военное положение в стране. Быстро, как хотелось бы,  приехать к нему  не представляло  возможным.  В то время, когда я работала в другом городе, его бездвижное,  искореженное болезнью тело лежало одно  дома, без надлежащего ухода и заботы близких людей.  Жить ему оставалось  недолго. Ровно столько, сколько может продержаться организм без пищи, без воды. Его организм не принимал ни пищу,  ни питье. Не реагировал на речи, обращенные к нему. Не ощущал ни жару , ни холод. Тело  были неподвижным и бесчувственным.

                Психологи выделяют 4 основных 
                стадий  переживания горя,
                через которые,  так или иначе,
                проходит каждый человек,
                перенесший потерю или
                другое страшное потрясение.
                Для «нормального» горевания характерно
                развитие переживаний по нескольким стадиям
                с комплексом симптомов и реакций,
                характерных для каждой.

         Никогда не готовишься к худшему.  Горе  страшно тем, что оно приходит внезапно. Мне пришлось прожить  все эти  симптомы естественной  стадии  горя:

 
                Ступор или психологическое "окаменение"
                - узнав о смерти близкого,
                человек впадает в состояние шока,
                когда все эмоции и восприятие максимально притупляются.
                Это состояние - естественная защитная реакция нервной системы
                на потрясение, и оно необходимо для того,
                чтобы человек смог принять факт свершившегося
                без еще большей душевной боли.
                Не у всех людей шок проявляется одинаково –
                некоторые могут "срываться",
                не контролировать эмоции
                и впадать в истерику   и  в состояние аффекта.
                человек ничего не чувствует –
                словно бы каменеет, действует как робот.


      Для меня вся жизнь,  в одно мгновение, превратилось кинофильм. Я не ощущала себя, своего тела. Чувствительность отсутствовала. Звуки были приглушены.  Трагическое известие вызывало состояние шока,  ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего. В моем сознании появилось ощущение  нереальности. Время остановилось,  пространство вокруг меня  сузилось. И только кадры киноленты нашей жизни проносились в моей голове.


                Выплеск негативных  эмоций
                (Неутешное рыдание)
                - сильные эмоции, которые могут проявляться довольно бурно.
             После того, как эмоциональный шок от потери близкого сойдет на нет,
     все накопившиеся эмоции захватывают человека целиком и выплескиваются через
                рыдания, плач и другие формы выражения скорби.
                На этом этапе переживания смерти родственника
                или друга у человека всегда "глаза на мокром месте",
                он постоянно думает о потере
                и не способен сосредоточиться на повседневных делах.


       Горькие  слезы  о неизбежной потери  брата  лились градом,  обжигая лицо.  Глаза от слез опухли,  веки слипались. Плач периодично превращался в громкое  захлебывающее рыдание, от которого тупая  боль  разрывала голову. Беспощадные спазмы в  носоглотке затрудняли дыхание. Постоянно возникала потребность вздохнуть. Окружаемая действительность не интересовала меня и не воспринималась. Все было как в тумане. Возникало сильное желание уединиться и думать только о брате. Силою мысли  хотелось помочь ему.


                Гнетущая тоска, стадия депрессии
                - на смену рыданиям приходит тоска и депрессия,
                человек временно теряет интерес к своей жизни
                и в мыслях часто отрицает случившееся.
                Для этой стадии характерно желание проснуться
                и обнаружить, что смерть близкого - это просто страшный сон,
                не имеющий ничего общего с действительностью.
                Также спутником тоски может стать
                чувство вины перед умершим.

          Мне было особенно тяжело и нестерпимо больно от предстоящей утраты. Почувствовала   горечь  одиночества. Я начала оценивать, что он для меня значил, как  мне его не будет  хватать. Тоска овладевала мною. Я погружалась глубоко  в себя, осмысливая  правду потери.  Появлялось множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Навязчивая концепция о фатальности жизни, о возможном неожиданном конце, брали меня в плен.  От этого страдания и острая душевная боль увеличивались. Переосмысливая ценность собственной жизни, появились ощущения пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, отчаяния и одиночества. Злость, вина, страх и тревога беспощадно мною завладели.

                Оплакивание и смирение
                - постепенно депрессия отступает,
                и человек начинает возвращаться к жизни,
                однако тоска по умершему его не отпускает.
                Чувство потери регулярно дает о себе знать тяжелыми мыслями,
                тревожными снами и слезами,
                но сильных эмоциональных срывов
                из-за смерти близкого уже нет.
                Человек смиряется с потерей, "отпускает" умершего,
                и его душевная боль потихоньку притупляется.


        Удивительно, но память сумела  спрятать все неприятные моменты наших взаимоотношений с батом. Воспроизводились лишь самые замечательные моменты. Происходила идеализация уходящего из жизни брата.   Болезненные переживания еще более усиливались. Вдруг начиналось возникать понимание того, как на самом деле мы были счастливы и насколько не ценили этого.


                Запустилась следующая система реакций:
                выделяется адреналин,
                приводящий в возбуждение нервную систему;
                сужаются большинство сосудов;
                повышается артериальное давление;
                расширяются сосуды головного мозга,
                чем обеспечивается его более интенсивная работа;
                ускоряется сердечный ритм –
                для лучшего кровоснабжения и
                более активного использования мышц;
                повышается уровень дофамина –
                гормона удовольствия
                – для адаптации к стрессовой ситуации;

         Работу я не останавливала, все время  делала обычное для себя дело, мыла посуду. Вода-посуда-руки-пальцы…… вода-посуда-руки-пальцы...

         А в памяти восстанавливались  жизненные события. Четко рисовались сцены, когда с братом шумно обсуждали вопросы на различные темы. Он много читал и много знал, он был уверен в своих высказываниях. Вспомнилось, как он с захватыванием рассказывал о северном сиянии. О холодном, темном  и суровом острове Шпицбергене. О проходящих мимо судах, о встрече друзей, прибывших на остров. Он работал на  острове  и я помню,  когда  встречала его от туда. 

         Сквозь переживаемую трагедию, я заметила, что мозг мой усердно работает.  Постепенно все мои мысли упорядочивались, эмоции стали управляемыми  и начались  рифмоваться строфы.
 
                «… С братом можно кричать,
                Спорить о политике и религии.
                С братом можно молчать,
                Слушая рассказы о Норвегии
                и морозной идиллии…»

       Брат был один из немногих людей, с которыми у меня складывалось одинаковое восприятие мира, одна стратегия мышления.  Наши взгляды  на жизнь   формировались в одной степени.  Высшее образование мы получали в одном ВУЗе, на одном факультете, по одной специальности. Посещали одни лекции, занимались в одних аудиториях,  и по одной  литературе. Были знакомы с  общими друзьями. Работать пришлось на одном предприятии в одном коллективе. Мы с ним были инженеры и гордились этим. Очень любили литературу.  Когда  обсуждали что то из прочитанного, то это были блаженные моменты. Любовь к книгам нам привили родители. От них осталась внушительная библиотека.
 
                «…С братом можно обсуждать книги из прошлых лет,
                Которые другие не читали.
                Брат поможет вспомнить теормех,
                Который в институте изучали…».

      Я все еще продолжала работать. В одиночестве. Вода-посуда-руки-пальцы…… вода-посуда-руки-пальцы... Слезы…. Мысли…слезы……
 
      Происходила типичная поглощенность образом умирающего брата. Вспоминалось детство. Он был моложе меня на пять лет,  и с самого маленького возраста ходил за мной следом хвостиком. Вспомнила когда  меня провожал  в первый класс. Я в белом фартучке, с большим бантом и с букетом цветов. А братик  плакал и  просился тоже пойти со мной в школу. Тогда ему дали несколько цветочков и я взяла его за маленькую пухленькую ручку. Так нас и сфотографировали  двоих, я и маленький двухлетний братик в коротеньких штанишках с пухленькими щечками и толстыми ножками со  цветами в ручке. В моем сознании происходила идеализация брата — подчеркивание его достоинств, а  воспоминания о его плохих  чертах и поступках исчезали.

                «…С братом можно смеяться,
                Рассматривая старые снимки.
                На брата можно не обижаться,
                Выслушивая его дразнилки…»


      Хотелось увидеть брата…..очень хотелось помочь ему……побыть с ним в последние его минуты жизни…. Мне необходимо с ним встретиться….

                «…С братом можно мечтать
                О жизни беспечной у моря.
                С братом можно рыдать
                Вдвоем, переживая горе…»

      На моих руках и шее набухли тёмно-синие вены..., кровь неистово пульсировала по ним. От   повышенного потока крови, шум  в голове усиливался. И вот мои нейронные связи возбудились и активировались.

                Доктор Джон Диспенза
                утверждает, что каждый раз,
                переживая какой-либо опыт,
                мы «активируем» огромное количество нейронов в нашем мозге,
                которые в свою очередь влияют
                на наше физическое состояние.

     Мое внимание сфокусировалось на одной лишь важной вещи -  встрече с братом. Я предавала  особое усилие, что бы  остаться  в этом состоянии.  Окружение меня  не отвлекало, и  не позволяло моему  разуму блуждать. 

                «…Брат научит водить "девятку"
                Покажет, как объезжать кочки.
                Брат отдаст все, до последней заплатки,
                Своей единственной дочки….»

        Мозг усиленно работал, воспоминания продолжали складываться в стихи. Нейронные связи  творили  непостижимое. Мозг знал, что делать и как делать. Мне оставалось только действовать.



                Глава 2

                Восприятие мира трехмерное
                решает ситуацию проблемную



                Нейролингвистическое программирование НЛП—
                направление в психотерапии и практической психологии,
                основанное на технике моделирования (копирования)
                вербального и невербального поведения людей,
                добившихся успеха в какой-либо области,
                и наборе связей между формами речи,
                движением глаз, тела и памяти

В  НЛП  есть мощнейшая  техника -   трехпозиционное восприятие мира. Одной из поставленной цели  техники «Трехпозиционное восприятие» является  - использование информации, моделируемую при помощи ассоциации и диссоциации.

                Состояние человека -
                зависит не только от воспринятого из окружающего мира,
                но и от осмысления воспринятого.
                Осмысление же прямо и непосредственно зависит
                от позиции восприятия.

                Состояние –
                переживание фактов реальности очень сильно разнится
                в зависимости от того, находишься ли ты (мысленно)
                в первой, второй или третьей позиции.
                Умение переходить из позиций в позицию
                уже дает троекратную гибкость в выборе собственного состояния
              и поведения в отличие от одномерного традиционного мировосприятия.
                Однако еще большую гибкость дает возможность
                находиться в объединенной позиции.

       В современном НЛП выделяют, как минимум 3 позиции восприятия (существуют так же 4-я и 5-я), которые определяют качество межличностного общения и несут в себе глубоко закодированные излюбленные стратегии восприятия мира человеком. Основная задача техники заключается в развитии способности человека во время межличностного общения видеть коммуникативную ситуацию с трех позиций восприятия:
Со своей точки зрения (1-я позиция «я сам»);
С позиции Вашего собеседника (2-я позиция «Другой»);
С позиции стороннего наблюдателя (3-я позиция «Наблюдатель»)

                1-я  позиция восприятия
                «Я-сам», ассоциация в себя.
                Оцениваю ситуацию со своей  точки зрения.
                Восприятие мира из Вашей личной карты.
                Оценка события со своей собственной точки зрения,
                основанная на Вашей системе ценностей.
                Внешний мир Вашими глазами.
                Это ассоциация с самим собой.


                2-я позиция восприятия               
                - «Я-другой»,
                ассоциация в другого.
                Взгляд на ситуацию глазами другой стороны,
                с точки зрения его картины мира и его интересов.
                Восприятие мира из карты другого человека.
                Оценка события с точки зрения другого человека,
                основанная на его системе ценностей.
                Внешний мир чужими глазами.



                3-я позиция восприятия
                - «Наблюдатель», диссоциация.
                Оцениваю ситуацию как квалифицированный
                в данном контексте наблюдатель.
                Третья позиция восприятия
                - это взгляд на себя и ситуацию со стороны,
                позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».
                Восприятие мира с более широкой карты.
                Оценка события с точки зрения нейтрального/независимого/
                объективного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений
                и ценностей первой и второй позиции.
                Это не просто диссоциация от события,
                а возможность выйти за границы карт
                1-й и 2-й позиции на более обширное пространство.


         На тренингах и занятиях по  курсу НЛП  я  изучала   и выполняла упражнения по   технике «Трехпозиционное восприятие». Эти упражнения  позволяли потренироваться в применении когнитивных, интерактивных и лингвистических навыков. Упражнения включали в себя подготовку к решению сложных ситуаций с участием "значимых других", использование нескольких позиций восприятия и представлений о психогеографии.
         
         Первым моим шагом было построить психогеографию.  Облокотившись на руки, я опустила голову, закрыла глаза и сосредоточилась. Это место для меня теперь стала мета-позиция.  Мысленно проложила перед собой «зеленую линию» - (цвет это якорение).
 
         Перед линией мысленно выстроила  три позиции восприятия.

 
Слева - 1-я позиция: «Я-сам», ассоциация в себя. Оцениваю ситуацию со своей   точки зрения.
В центре - 2-я позиция: «Я-другой», ассоциация в другого.  «Встаю на место» другого человека, «смотрю его глазами».
 Справа - 3-я позиция: «Наблюдатель», диссоциация. Оцениваю ситуацию как квалифицированный в данном контексте наблюдатель.


          Вторым  шагом  было войти в 1-ю позицию «Я – сам». 
В НЛП "ассоциированное" состояние относится к тому, чтоб испытывать ситуацию или событие так, как будто  я проживаю то, что происходит, так, что я вижу все своими глазами, чувствую свое тело и эмоции, слышу своими ушами, ощущаю запахи и вкус, которые были в то время.

                Ассоциация
                – погруженность в переживание,
                при воспроизведении которого человек
                видит события своими собственными глазами,
                воспринимая его всеми органами чувств.


        Я ассоциировалась сама с собой - с Еленой.  Теперь я была в  теле Елены, смотрела  глазами Елены, слушала  ушами Елены,  ощущала тело Елены. Теперь Елена чувствовала то, что происходит вокруг. И Елена оказалась связанной с собственными переживаниями.


        Естественно,  я пережила при этом легкий бодрящий стресс. Мой мозг начал интенсивно и мощно работать и искать ресурсы. Вновь приобретенные ресурсы я передала Елене.


        Я увидела Елену, для которой вся сложившаяся ситуацию,  не снимая ее значимости,  оценивалась по-новому. У Елены появились силы, уверенность, адекватность мышления.  Она  выстраивала рациональный план дальнейших действий.
       

        Я вернулась в мета-позицию с новыми положительными качествами. Глубоко вздохнула-выдохнула. События воспринимались по-новому. Я совершила некоторые действия. Кое с кем переговорила об отпуске. Кое-куда позвонила о поездке.      
      

         С мета-позиции я в психогеографии  определила 2-ю позицию для своего брата Юрия. (Во 2-ю позицию я не входила)
      

         Третьим шагом  был вход в 3-ю позицию: «Наблюдатель»,диссоциация.

 
                Диссоциация
                – выход из переживания в состояние наблюдателя за самим собой,
                рассматривающего и слышащего ситуацию со стороны.
               При этом отсутствует непосредственное кинестетическое восприятие.


        На тренингах НЛП у  меня был опыт диссоциироваться и теперь я  без труда была диссоциирована от своего тела. Я буквально смотрели на  Елену со стороны.  Елена  не была оторвана от своих переживаний и  крайне тяжело переживала  ситуацию.

        Имея перед собой картинку с диссоциированной Еленой,  мысленно отодвинула эту картинку от себя. Елена выглядела  опечаленной. Елена стремилась дальше, встретиться с больным братом. 
Отодвинула картинку еще дальше…






                Глава 3

                Чтоб брату честь отдать и внимание,
                на помощь призываем сознание



        На виртуальном,  созданном моим сознанием  киноэкране,  показался брат  Юрий со второй позиции и Елена с третьей позиции. Изображения проносились на экране четко и ясно, проявился цвет, объем.  Экран передо мной расширился.
Елена уже находилась на далекой  малой родине. Знакомый с детства родной пейзаж. Улица. Двор. Дом, где проведено детство, где жили родители, а потом Юрий с семьей.  Вот Елена уже в комнате. Елена видит диван, на котором  лежит больной Юрий.  Тело его было  недвижимое, искаженное параличом. Лицо серо-земляного цвета. Плотно сомкнутые губы. Глаза полузакрыты. Голова скатилось на  левое плечо. Дыхание было еле заметным.  Он был уже без жизненных сил.
      
       И вот он наступил благословенный непостижимый  миг, когда сознательное, бессознательное и сверхсознательное  состояния воссоединились!


        С бесконечной  высокой дали  опустился золотой, играющий ослепительным сиянием  луч. От  луча исходило  теплое блаженство, умиротворение. Луч выстроился в мягкую, золотисто-бархатную,  бесконечно длинную дорожку. Дорожка трепетала живой манящей лентой,  отбрасывая тонкие золотистые лучики. 
Елена увидела, как из не подвижного тела  высвободился сгусток серебряной  облачной субстанции. Эта субстанция быстро образовала точный контур лежащего тела, и заиграла естественными жизненными красками. Непорочная  душа Юрия  освободилась  из тленного  плена.


         Елена увидела брата полного сил, с крепкой мускулатурой, с красивым  оживленным лицом,  с  небрежно раскиданной  блестящей  копной  волос. Беззаботная улыбка раскрывала ряд белых ровных зубов. Как будто он только что появился с тренировочной пробежки.  Брат  парил над лежащим неподвижным телом.
Юрий,  увидев Елену, удивился и возрадовался:

     -  О, сестра, привет! Как замечательно, что именно сейчас ты оказалась здесь!

Елена от увиденного взволновалась и слегка опешила:

       - Юра, как ты…. себя чувствуешь?-
все, что смогла сказать Елена, -ты….  Уходишь….?

      Юрий совершил не быстрый круговой полет над своим телом и молниеносно взлетел по золотой дорожке верх. Через минуту  также молниеносно  вернулся к Елене:
       - Да, мне уже пора ….
   
       Елена просила:
       - Юра, я скоро приеду, через еще пару дней… И надеялась  успеть тебя увидеть живым…

     Тело лежало неподвижным, дух Юрия  приближался к телу,  жалостливо посмотрел не него. С усилием старался  разместиться в тело. Тело начинало трясти, из него слышался звук, похожий на шипение накачивания воздухом  колеса. Но  тело оказалось слишком тесным для Юрия.  Он резко вылетел и покачал безнадежно головой - бесполезно.

        - Да не переживай ты…не спеши. Это уже бессмысленно. Я даже не хочу,
чтоб ты меня видела таким, разбитым.

     На глаза Елены накатывались слезы, в горле стоял ком, как же так…., ей же попрощаться надо с ним…..
- Ну не уходи, прошу …

- Лена, не удерживай меня…. Представляешь, мне сейчас очень хорошо,
как никогда при жизни.

     Елена и Юрий  парили над окаменелым телом и молча смотрели вниз.
При общении близких родных людей  можно обходиться без слов. Разговор   происходит на уровне  подсознания. 


     Периодично Юрий взлетал вверх по ярко светящему лучу и возвращался,  опять взлетал вверх.  Высоко,  в бесконечной дали, у самого истока золотого луча, в отблесках яркого света Елена увидела силуэт. Это их отец. Он взбодрено стоял у открытой калитки, чуть-чуть нагнувшись вперед, вглядываясь вниз, на землю. Из-под его фуражки, которую он как обычно  носил, надвинув на брови, сияли  с  лукавцем, серые глаза.  Он приветливо махал рукой, приглашая Юрия к себе и  как бы говоря, иди уже скорей к нам, мы ждем тебя. Юрий вспарил вверх к отцу и вернулся.

         - Юра, ну расскажи еще что ни будь, как там?

- Там очень хорошо, там  легко дышать, легко жить. Отец  передает,  что бы ты сильно не страдала и не горевала. Это всего лишь переход в другой мир в другом состоянии. 

- Ты опять улетел. Может все же,  сможешь подождать меня, а?
 Ну, пожалуйста! - Елена все еще надеялась на чудо

- Да нет, ты же видишь, это не возможно.

        - А я стихотворение в твою память пишу.

        - Да я знаю.

        -А закончить никак не могу.

        -Ничего, я уйду и у тебя  сразу  получится.


      Вспомнили, как очень любили музыку, рок. Сколько ж много у него было  виниловых  альбомов!   У Елены до сих пор сохранилась  старенькая общая тетрадь,  в которой  Юрий очень старательно выводил и разукрашивал названия и состав исполнителей рок-групп, названия концертов и  произведений.  Только Елена сейчас  уже не помнит все названия,  а Юрий помнит.

                «…Брат привьет любовь к року,
                Включив на полную мощность колонки.
                Брат расскажет о "Roling" и "Smoke",
                Покажет эскиз татуировки…»


       Они находились рядом друг с другом, как раньше, при жизни, и просто разговаривали, так, ни о чем. Юрий был радостным, восторженным, здоровым.  Разговор проходил естественно тихо и спокойно.   Елена продолжала говорить:
- Обычно в такие моменты  ожидают
 какие  то важные сообщения, открываются секреты, тайны.

- Ха-ха! Не дождешься! Клад я ни где не зарыл.

       Юрий опять взлетал вверх по ярко светящему лучу. Где-то посередине протяжения золотой дорожки, между землей и небом,  Елена заметила одинокую фигуру с хмурым лицом в белом одеянии с красной окантовкой. Фигура сидела в огромном кресле, со скорбью опустив голову. Рядом, у ног лежал большой пес. Неужели это действительно он?
       - Та да! Он, Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, жесткий пятый прокуратор

       -  Он с собакой, Юра,   может это наш Бой? А там не видно наших кошек,
Анфиску, Муську и Васю. Может они  после бомбежки  тоже туда попали.

- Та нет, не видно. Нет их здесь.Та здесь вообще животных нет, не птиц, не животных. Они ж в другом месте.

- А как же без животных, скучно ведь.

- По-моему, здесь нет такого понятия, как скука….  Мне пора… , здесь мне уже очень тяжело находиться ….

         Юрий  сделал вираж и  последний  раз  взглянул на свое  бездыханное тело. Грациозно взлетел вверх по ярко светящему лучу. Его обетованное  место уже там, в  счастливом, блаженном, беспечном золотом мире. Его там ждут родные, жена, друзья.  Елена наблюдала, как Юрия поднимал золотой луч, играющий ослепительным сиянием. Дыхание жизни  покинуло  искореженное тело брата,  соединилось с золотым лучом и взлетало  в бесконечную даль.

        «Я люблю тебя,  брат…… Мне будет очень не хватать тебя….. Я без тебя осиротела» - мысленно в след ему говорила Елена, и по щекам покатились слезы.  «Я тебя тоже люблю, сестра…. Я буду тебя охранять…..» - в ответ услышала она.

                «…Не многих можно любить,
                Но брата всегда - он родная кровинка.
                Можно многих забыть,
                Брата нельзя, он твоя половинка…»

       Елена увидела, как на секунду  Юрий остановился возле  фигуры в белом одеянии,  Понтия Пилата. Рукой потрепал   по холке  паса и  продолжил свой  небесный  путь дальше. Золотая дорожка растворялась  вслед за ним, оставляя красный  горячий закат.

                «…С братом можно не страшась
                Ожидать жизни заката.
                Но смерть забрала его,  не спросясь,
                Без возврата .....
                Что мне теперь делать без брата?»

        Стихотворение   само собой  пришло к финальному завершению.

        Но вдруг наступила кромешная тьма и повеяло холодной сыростью. По телу Елены пробежала  мелкая дрожь, которая усиливалась до озноба. Елена старалась хоть что ни будь разглядеть в  этой застывшей густой темноте. Но тщетно. Сильно, до звездочек в глазах,  Елена  зажмурилась.  И вот он, спасительный жизненный якорь, «Зеленая линия», не давшая  Елене застрять  в безвременном пространстве.
 
        Глубокий выдох……  Дневной свет мягко и успокаивающе разливался вокруг.
Это есть   реальность, это я,  здесь и сейчас, с определенной датой на календаре 21 июля 2017 года и определенным временем на часах 19-00. Слезы высохли. Дыхание  выровнялось. Вены на руках приняли свое естественное состояние.  По руслам вен разлилось тепло до самых кончиков пальцев. Сердцебиение нормализовалось.

        Резкий телефонный звонок  прервал тишину, я встрепенулась:
                «…только что умер брат…»
 
                Гарри Шварц ,
                профессор психологии
                из Университета Аризоны писал -
                "Смерти нет,– есть трансформация,
                переход из одного состояния в другое.
                Точно также как гусеница не умирает,
                а превращается в бабочку, так и тело,
                разлагаясь физически,
                на самом деле высвобождает энергию,
                и трансформируется в другое состояние".


Елена Быценко, 21 июля 2018 года

Посвящается моему единственному родному брату,
ушедшего из этой жизни 21 июля  2017 года
на 55-м году жизни.