теория экономии рабочего времени непосредственно в

Валерий Шилов
ТЕОРИЯ  ЭКОНОМИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ПРОИЗВОДСТВЕ                1.ВВЕДЕНИЕ                                Прибыль, как алгоритм определения результата производителя, все туже затягивает петлю на шее нашей цивилизации, но, туже всего,  на шее России.                                К сожалению, при всей очевидности сегодня этого процесса, подавляющее большинство экономистов фанатично убеждены, что форм альтернативных прибыли, конкуренции и механизму саморегулирования экономической систкмы, которая призвана обеспечивать постоянную автоматическую реализацию закона сохранения в системе и ее жизнеспособность, в природе нет и быть не может в принципе.                                2.  КОНЦЕПЦИЯ  МАРКСА                                Для понимания ключевой роли экономии рабочего времени непосредственно в производстве при измерении затрат труда непосредственно рабочим временем необходимо ознакомиться с фундаментальным положением Маркса: " Чем меньше времени требуется обществу на производство пшеницы, скота и т.д., тем больше времени оно выигрывает ДЛЯ ДРУГОГО ПРОИЗВОДСТВА, МАТЕРИАЛЬНОГО ИЛИ ДУХОВНОГО (выделено мною). Как для отдельного индивида, так и для общества всестороннесть его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени....Стало быть, экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени. " 1                                Маркс в выше показанном положении полагает экономию рабочего времени первым законом, который при переходе от капитализма "...становится законом даже в гораздо более высокой степени.", но дальше вербального декларирования исключительной важности экономии рабочего времени и ключевого утверждения о том, что " Чем меньше времени требуется обществу на производство пшеницы, скота и т.д., тем больше времени оно выигрывает ДЛЯ ДРУГОГО ПРОИЗВОДСТВА, МАТЕРИАЛЬНОГО ИЛИ ДУХОВНОГО (выделено мною). "2 ни у Маркса, ни у одного из его последователей дело не пошло, а  понятия экономии рабочего времени и вообще экономии по сей день ни в одной энциклопедии обнаружить не возможно.                                Если логика здравого смысла без проблем подскажет нам, что альтернативой для реализации явления экономии рабочего времени является всего лишь ее отсутствие, то логика диалектического развития природы однозначно покажет, что, в действительности, альтернативой реализации экономии рабочего времени является отсутствие реализации закона сохранения энергии в экономической системе, т.е. отсутствие саморегулирования, саморазвития и жизнеспособности экономической системы.
                                Безальтернативная идея, - определения и соизмерения затрат труда непосредственно рабочим временем непосредственно в производстве, была однозначно сформулирована Марксом в его известной работе "Критика Готской программы"  В условиях общества только что вышедшего из капитализма, т.е. в условиях социализма "...каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всякими вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, состовляет его трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем. Он получает квитанцию от общества в том, что им доставленно такое - то количество труда ( за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме." и далее: "Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда,...".3                Опыт СССР показал, что расчет Маркса на революционную сознательность производителя не оправдался.                                Естественное желание каждого производителя максимизировать свой результат что бы получить от общества в обмен на свой продукт побольше предметов потребления в соответствии с алгоритмом определения результата производителя предложенным Марксом, в конечном счете, привело к необъявленному соревнованию в росте валового продукта, т.е. в росте затрат индивидуального рабочего времени - ИРВ, когда внедрение изобретений и модернизация производства только усложняла задачу максимизации результата.                                В соответствии с выше изложенным положением Маркса, из нескольких производителей однородного продукта больше предметов потребления от общества, очевидно, получит тот производитель, у которого затраты ИРВ в рассматриваемом периоде окажутся максимальными, что несправедливо и значительно снижает мотивацию производителя к эффективному труду.                Предлагаемая статья, можно сказать, в основном посвящена  ответу на вопрос оставленный нам Марксом в выше показанном положении: сколько, в действительности, производитель возвращает обществу рабочего времени при производстве  своего продукта с учетом экономии рабочего времени как неразрывной составляющей его общественного результата.                                Дело в том, что моделью для экономики, только что вышедшей из капитализма, Маркс берет деревенское патриархальное производство крестьянской семьи, где, как он полагает: "... затрата индивидуальных рабочих сил, измеряемая временем, уже, с самого начала выступает здесь как общественное определение самих работ, так как индивидуальные рабочие силы с самого начала функционируют здесь лишь как органы совокупной рабочей силы семьи." 4                                Как будет показано ниже, Маркс  не учел при переходе от модели деревенского патриархального производства  к социалисттической системе общественного производства, на основе разделения труда, два оснавных ключевых фактора: во - первых,- фактора СИСТЕМНОСТИ, где индивидуальное начало бытия отдельного производителя, как элемента экономической системы, вступает в основное движущее противоречие - ОДП с его системным началом бытия; во - вторых, необходимости на ряду с производством продукта,производства ничем не заменимого фактора, - производства адекватной синхронной с производством продукта, информации о имерении и соизмерении затрат труда, т.е. фактора ИНФОРМАЦИОННОСТИ общественного системного производства.
                                И, тем не менее, следует признать: в своем, положении, показанном ниже, на которое мало кто обращает серьезное внимание, Маркс совершает, как я полагаю, самое гениальное свое открытие: " Величины стоимостей непрерывно изменяются, независимо от желания, предвиденья и деятельности лиц, обменивающихся продуктами. В глазах последних их собственное общественное движение принимает форму движения вещей, под контролем которого они находятся, вместо того чтобы его контролировать. Необходимо вполне развитое товарное производсто для того, чтобы из самого опыта могло вырасти научное понимание, что отдельные частные работы, совершаемые независимо друг от друга, но всесторонне связанные между собойкак звенья естественно выросшего общественного разделения труда, постоянно приводятся к своей общественно пропорциональной мере. Для появления этого научного понимания необходимо вполне развитое товарное производство потому, что общественно необходимое для производства продуктов рабочее время прокладывает себе путь через случайные и постоянно колеблющиеся меновые отношения продуктов частных работ лишь насильственно в качестве естественного регулирующего закона, действующему подобно закону тяготения, когда на голову обрушивается дом." 5                                В выше показаном положении, гений Маркса, на уровне подсознания, показывает нам: во - первых, системный характер экономики и механизм постоянной и автоматической  реализации основного движущего противоречия экономической системы в условиях денежно менового измерения и соизмерения затрат труда между индивидуальными и общественно необходимыми затратами труда производителя при производстве товара как среднего экземпляра своего рода; во - вторых, Маркс  показывает, что в экономических системах имеют место не только производственные, но и системные отношения, которым подчинены производственные, где решаются проблемы приведения индивидуального начала бытия производителя, как элемента системы, и производимого им продукта, к их системно (общественно) пропорциональной мере бытия.                                Для того, что бы признать системность экономики на всех этапах и фазах ее  развития и, хотя бы вербально, формализовать ОДП и показать необходимость его реализации  на всех этапах развития системы, а так же не ислючать из своей концепции социализма  затрат ОНРВ, Марксу необходимо было: во - первых, признать, что человек работающий в экономической системе  являет собой не только субъект производственных отношений, но и объект системных отношений выступая в роли источника системоформирующего энергоресурса системы, т.е. выступает в роли источника затрат труда; во - вторых, необходимо было бы признать, что экономическое самодавление производителя на себя самого имеет место не только опосредованно - в форме конкуренции, но и в альтернативной форме,  непосредственной форме, непосредственно в производстве в алгоритме соизмерении с самим собой во времени в равных соизмеримых периодах ритма производства посредством самоперенормирования затрат труда при переходе от одного периода к очередному периоду ритма; и в третьих, необходимо было найти алгоритм определения общественного результата производителя, где затраты рабочего времени заключенные в продукте и экономия затрат труда постоянно автоматически и одновременно составляли бы этот результат производителя как единое неразрывно связанное законом сохранения энергии целое.                                Другими словами, Марксу необходим было бы признать, что затраты ОНРВ, как проявления нормы или правила вообще,  осуществляется в природе не только в форме описанной его гением в положении:  " ...возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения величины стоимости, заключается уже в самой форме цены. И это не является недостатком этой формы, - наоборот, именно эта отличительная черта делает ее адекватной формой такого способа производства, при котором  правило может прокладывать себе путь  сквозь беспорядочный хаос  только как слепо действующий закон средних чисел." 6                                Марксу необходимо было признать, что правило, норма затрат труда , затраты ОНРВ  способны прокладыват себе путь не только в форме закона средних чисел в условиях обмена производителей сосуществующих в пространстве и, следовательно, одновременно,  но и в форме фактически достигнутого уровня индивидульных затрат труда, в форме затрат ИРВ, в периоде ритма производства предшествующего рассматриваемому, равного и, следовательно, обеспечивающего соизмеримость, периоде, т.е. в соизмерении затрат труда  производителем во времени, сосуществуя с самим собой, однопространственно.                3. ПРЕДЛАГАЕМЕЯ КОНЦЕПЦИЯ                                Способность человека к труду, как системоформирующий энергоресурс экономической системы, хранится в организме человека подобно ресурсу электроэнергии в аккамуляторе, где независимо от того эффективно или вообще не был использован  производителем этот ресурс для производства продукта в течении рабочего дня, этот энергоресурс заключенный в человеке - аккамуляторе, к следующему рабочему дню покидает его и требует своего воспроизводства..                                Таким образом, хранение ресурса труда в человеке - аккамуляторе, как и в любом известном аккамуляторе, подобно хранению воды в друшлаке, т.е. хранится ограниченное время в зависимости от способности друшлака к протеканию, что, естественно требует от производитителя постоянно и автоматически максимизировать  экономию затрат рабочего времени на  каждый экземпляр произведенного продукта в течении всего рабочего дня в рамках нормативной загруженности для реализации закона сохранения энергии в экономической системе.                                Для решения этой прблемы производитель должен быть постоянно и автоматически мотивирован посредством алгоритма определения своего результата труда, который и порождает экономическое самодавление на себя самого альтернативное конкуренции.                                Очевидно, максимально эффективно экономить рабочее время, т.е. адекватно измерять и созмерять затраты индивидуального рабочего времени - ИРВ  с затратами общественно необходимого рабочего  времени - ОНРВ, т.е. определять экономию рабочего времени - ЭРВ возможно только как разность: ЭРВ  = ОНРВ - ИРВ, возможно только непосредственно рабочим временем и непосредственно в производстве: где и пока рабочее время является ресурсом ЖИВОГО ТРУДА; где, одновременно, при производстве продукта определяется экономия или перерасход рабочего времени и, что не менее важно, одновременно и синхронно производится и воспринимается, при этом, адекватная информация о затратах рабочего времени.                                Общественный результат производителя - ОРП определяется так же непосредственно как сумма ОНРВ и ЭРВ, т.е. как ОРП  = ОНРВ + ЭРВ или после несложного преобразавания и при экономии, и при перерасходе рабочего времени - ОРП = 2ОНРВ - ИРВ,  где ИРВ - затраты в рассматриваемом периоде ритма производства; ОНРВ - тождественны затратам ИРВ в периоде непосредственно предшествующему рассматриваемому, в то время как затраты ИРВ в рассматриваемом периоде трансформируются в затраты ОНРВ для периода следующего за рассматриваемым.                                Очевидно, постоянная трансформация затрат ИРВ в затраты ОНРВ в условиях, естественной, постоянной мотивации производителя к максимсизации ОРП автоматически снижает уровень ОНРВ, что постоянно и автоматически усложняет максимизацию ОРП для производителя, порождая, тем самым, непосредственно в производстве системоформирующее экономическое самодавление при качественно высшем уровне эффективности по сравнению с конкуренцией.                                Алгоритм определения ОРП по сути своей, одновременно, является и алгоритмом реализации основного движущего противоречия - ОДП альтернативного алгоритму определения прибыли, и алгоритмом альтернативной формы реализации в экономической системе закона сохранения энергии, и алгоритмом альтернативного определения экономии рабочего времени, каторый имеет место при капитализме.                                После того, как ресурс живого туда переходит от человека в продукт труда он трансформируется в ресурс ОВЕЩЕСТВЛЕННОГО ТРУДА, в форму, где способен хранится гораздо дольше чем в человеке - аккамуляторе, а экономить рабочее время здесь становится горазо проще чем в  производстве непосредственно.                К сожалению, решить эту проблему непосредственно в производстве не удается уже не одну тысячу лет до Маркса и уже 150 лет после Маркса.                                Таким образом, ОДП возникшее в свое время как только отдельный производитель, как элемент системы, перешел от производства только для себя, для своей семьи, к производству для обмена с другими производителями и обществом в условиях разделения труда, его индивидуальное бытие и бытие его товара  немедленно вошло в противоречие, в ОДП с системным своим бытием, что потребовало постоянного и автоматического приведения его индивидуального бытия (в форме затрат ИРВ) к  системно или общественно пропорциональной мере для обеспечения адекватной реализации закона сохранения энергии в системе (в форме затрат ОНРВ).                                Человек при этом, как источник труда стал не только субъектом производственных отношений, как ошибочно полагал Маркс, но, одновременно, и объектом системных отношений, которые в условиях  денежно менового измерения и соизмерения затрат труда по сей день обуславливают производственные отношения и производительные силы экономической системы, обуславлиыают олнозначно все прелести эксплуатации человека человеком, несправедливость присвоения продукта труда, борьбу классов, частную форму собственности на средства производства, невозможность адекватного планирования производства и обеспечения пропорциональности проиводства исключительно в кризисной форме.                                Социализм без утопий - это, прежде всего, способ производства, где алгоритм определения результата производителя вынуждает его экономить рабочее время автоматически без какой - либо административной помощи, но не как побочный эффект в алгоритме прибыли с помощью рынка и денег, а непосредственно в алгоритме, непосредственно в производстве и непосредственно с помощью рабочего времени.                                Сегодня можно однозначно утверждать, что реализация закона сохранения энергии, - реализация закона экономии рабочего времени, в конечном счете, обуславливает абсолютно все проблемы экономической системы социализма.                                Экономия затрат рабочего времени, как и системоформирующих энергозатрат всякой саморазвивающейся системы природы, может быть адекватно определен только посредством СОИЗМЕРЕНИЯ, как разность: либо между нормой затрат, как средней величины, и фактическими затратами рабочего времени, либо между фактическими затратами рабочего времени в сменяющих друг друга периодах ритма производства.                                Вышеизложенное ведет к двум основополагающим следствиям в естествознании: во - первых, - СОИЗМЕРЕНИЕ, является одним из самых фундаментальных явлений природы, без которого, в принципе, не возможна реализация закона сохранения энергии в саморазвивающихся системах природы, при непосредственном участии которого, формируются и информация, и время, и пространство; во - вторых, нормой затрат рабочего времени, как системоформирующих энергозатрат экономической системы, для рассматриваемого периода могут становиться только затраты индивидуального рабочего времени - ИРВ фактически имевшие место в периоде ритма производства непосредственно предшествующему и равному рассматриваемому, и которые, соответственно, при каждом переходе производства в непосредственно следующий период постоянно и автоматически трансформируются в затраты общественно необходимого рабочего времени - ОНРВ.                                Следует отметить что, если в условиях денежно менового измерения затрат труда экономическое самодавление в форме конкуренции, алгоритм определения прибыли, порождает в обмене и норму, и перенормирование, то при измерении затрат непосредственно рабочим временем, непосредственно в производстве, экономическое самодавление производителя на себя самого порождается перенормированием затрат труда, в свою очередь , норма затрат формируется посредством самодавления возникшего при перенормировании затрат.                                аким образом, в условиях измерения и соизмерения затрат труда непосредственно рабочим временем обмен между обществом и производителем не может быть осуществлен адекватно и справедливо без постоянного и автоматического учета экономии или перерасхода рабочего времени по сравнению с затратами ОНРВ как единого и неразрывного целого с ОРП, эквивалентно которому и должен осуществляться указанный обмен между обществом и производителем, поскольку ОРП у каждого отдельного производителя в каждом отдельном случае здесь различен даже у производителей однородного продукта в связи с различным уровнем экономии рабочего времени.                                Прежде всего следует особо отметиь, что единственным явлением способным что - либо регулироать в экономической системе, единственным альтернативным саморегулированию явлением, является административно директивное регулирование производственных отношений одним человеком или группой людей, в различных формах, которых человечство изобрело безчисленное множество, но все они как показала практика и, в том числе, опыт СССР, оказываются рано или позже беспомощными обеспечить жизнеспособность системы без всех механизмов саморегулирования системы, которых при социализме должно быть абсолютно столько же, сколько их имеет место при капитализме, но абсолютно все они должны быть в альтернативной форме.                Таким образом, автоматизма МАКСИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, можно добиться только воздействием на производителя с помощью алгоритма определения его результата труда посредством МОТИВИРОВАНИЯ его к МАКСИМИЗАЦИИ своего результата за счет минимизации затрат труда.                Очевидно, постоянная трансформация затрат ИРВ в затраты ОНРВ в условиях, естественной, постоянной мотивации производителя к максимсизации ОРП автоматически снижает уровень ОНРВ, что, очевидно, постоянно и автоматически усложняет максимизацию ОРП для производителя, порождая, тем самым, непосредственно в производстве системоформирующее экономическое самодавление при качественно высшем уровне эффективности по сравнению с конкуренцией, а так же системоформирующую экономическую информацию, синхронную с производством продукта, которая, соответственно, может и синхронно с производством восприниматься всеми участниками общественного производства.                4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                В заключение необходимо особо отметить, что предлагаемый алгоритм определения результата труда, по сути, является не только кодом решения проблемЫ перехода к альтернативной форме реализации закона сохранения энергии  и справедливости на основе распределения по труду, но, одновременно, является генетическим кода человека, кодирующего решение проблемы воспроизводства человечности в человеке, которая в массовом порядке  и бесповоротно  разрешима только через переход  к справедливому экономному отношению к природным ресурсам и распределению по труду.                литература:                                1.К. Маркс. Критика политической экономии (1857) - т.46, ч.1.                2.К. Маркс. Критика политической экономии (1857) - т.46, ч.1                3.К. Маркс. Критика Готской программы (1875) - т. 19, с. 18 - 20.                4.К. Маркс, Ф. Энгельс, избранные сочинения, Москва, 1987г., т.7 , с.76.                5.К. Маркс, Ф. Энгельс, избранные сочинения, Москва, 1987г.,т.7, с.73 - 74.                6.К. Маркс, Ф. Энгельс, избранные сочинения, Москва, 1987г., т.7, с. 99.                28.07.18. В.Л. Шилов

                литература:                28.07.18. В.Л. Шилов