Мария Целеста

Владимир Врубель
«Мария Целеста» - парусник, о котором написано множество статей и книг, поэтому моя заметка предназначена для тех, кто далёк от моря и всяких  морских историй, а моряки любят иногда приврать.

В переводе «Мария Целеста» означает «Мария Небесная». Это второе название парусника, вначале он назывался «Амазонка», переименовал судно один из его владельцев, которые несколько раз сменялись.

5 ноября 1872 года «Мария Целеста», гружёная 1701 бочкой с этанолом, или, попросту говоря, спиртом, покинула Нью-Йорк и под командой капитана Бенджамина Спунера Бриггса направилась в Геную. На паруснике находились капитан, семь членов экипажа, жена капитана Сара Бриггс и их двухлетняя дочь София.

Через месяц  в четырёхстах милях от Азорских островов моряки с британского брига «Деи Грация» заметили дрейфовавшее  судно, паруса которого полоскал ветер.  Капитан брига Дэвид Морхауз с  тревогой узнал бригантину своего приятеля Бриггса, которая вышла из Нью-Йорка на восемь дней раньше.

Морхауз изменил курс, чтобы оказать терпящим бедствие помощь и послал на шлюпке к «Марии Целесте» смотровую команду. На палубу судна поднялись штурман Оливер Дьюи и два  матроса. На ней никого не было.

Оставив матросов наверху, штурман осторожно спустился по трапу внутрь судна. В трюме всё было на месте. Моряк замерил уровень воды, он оказался около трёх с половиной футов. Все парусные суда протекали, поэтому воду из трюмов регулярно откачивали.

Уровень воды в трюме был не критическим. Затем штурман осмотрел кубрик. Все вещи членов экипажа выглядели нетронутыми, даже курительные трубки лежали там, где им положено. Но нигде ни живой души!

Напряжение штурмана спало, он ожидал увидеть мёртвые тела, но не было ни живых, ни мёртвых. В рубке, где находилась каюта капитана, штурман не обнаружил навигационных карт.

Вахтенный журнал был раскрыт и лежал на столе. Последняя запись в нём с указанием места судна свидетельствовала, что в пять часов утра 25 ноября «Мария Целеста» находилась примерно в 110 милях от Азорских островов. Но другие судовые журналы и документы отсутствовали, не было секстанта, а на палубе лежал разбитый судовой компас.

Оливер Дьюи обратил внимание на то, что все крышки люков были сорваны, валялись, где попало. Световой люк в каюте капитана тоже был открыт. В ящике стола лежали деньги и дорогие украшения жены капитана.

Штурман зорко присматривался к окружающей обстановке, но нигде не видел следов борьбы или крови.  В швейной машинке жены капитана лежала недошитая  детская рубашка. На шхуне имелся запас воды и продовольствия примерно на полгода.

«Мария Целеста» отправилась в плавание с одной спасательной шлюпкой, вторая была неисправна. Шлюпки на месте не оказалось. Судя по всему, её не сорвало, а она была спущена.

Капитан Морхауз уговорил штурмана и нескольких матросов привести бригантину в Гибралтар, рассчитывая на получение призовых денег, которыми пообещал с ними поделиться.

Спустя десять дней оба парусника пришли в Гибралтар, пройдя 800 миль.
Там британский вице-адмиралтейский суд созвал специальное слушание, чтобы определить, являются ли капитан Морхауз и члены его экипажа спасателями, и, соответственно, имеют ли они право на вознаграждение страховщиками «Марии Целесты».

Прокурор Фредерик Солли Флуд подозревал капитана Морхауза и его экипаж в том, что они приложили руку к исчезновению людей с «Марии Целесты». Три месяца длилось судебное разбирательство, сомнения у суда остались, но доказательств не было: Морхауз и его люди твёрдо держались своих показаний.

Спасателям выплатили вознаграждение, но только одну шестую из 46 тысяч долларов, на которые была застрахована бригантина и её груз. Это говорит о том, что суд не был полностью убеждён в невиновности экипажа «Деи Грации».

С той поры кто только и каких теорий не высказывал, объяснявших исчезновение людей. Вы тоже можете пофантазировать, уважаемые читатели, вслед за Конаном Дойлем, опубликовавшим в 1884 году рассказ «Заявление Дж. Хабакука Джеффсона»  или режиссёром Бела Лугоши, поставившим в 1935 году фильм «Тайна Марии Целесты».

Но кое-какие версии я предлагаю отбросить. Рассматривать появление гигантских осьминогов и прочих морских чудовищ несерьёзно. Пиратов тоже можно исключить.  Исследовательница Анна Макгрегер, которая беседовала с потомками членов экипажа, считает, что нужно исключить и пьянство, а затем мятеж команды.

Девять бочек из 1701 были действительно пустыми, но их изготовили не из белого дуба, как остальные, а из красного, более пористого, поэтому они протекали. Пары алкоголя тоже вряд ли могли сорвать крышки люков, моряки с «Деи Грации» не чувствовали запаха спиртных паров.

Оставить корабль в открытом море – это последнее, что сделал бы не только капитан, но и любой матрос. Так что же вынудило капитана Бриггса это сделать?
 
Я думал, что всё сумею изложить на одной странице. Не получилось. Мне придётся продолжить рассказ о «Марии Целесте».