Любовь водолаза - продолжение

Ден Волг
Начало здесь.
http://www.proza.ru/2018/07/27/835




Власов Денис Геннадьевич


Любовь водолаза (продолжение).


Глава третья. Непонятки выходного дня.


Михаил открыл глаза. Он лежал на лавке, укрытый лёгким одеялом. В доме никого не было, лишь во дворе слышались звуки какой-то работы. Прасковья Фёдоровна, видимо, давно поднялась и хлопотала по хозяйству. Наручные часы парня показывали без десяти десять.


"Пора вставать", - подумал Михаил и нехотя сполз с лавки. Выйдя во двор, он умылся холодной водой и немного размялся, чтобы взбодриться. Почувствовав, что кровь быстрее побежала по сосудам, парень направился на кухню. Прасковья Фёдоровна, оказывается, была там, а не во дворе.


- А, проснулся, паренёк? - улыбнулась она, - Сейчас покормлю тебя, соколик.


Перед Михаилом, словно по волшебству, появились несколько картошек, четвертушка хлеба и кружка молока. Водолаз принялся неторопливо уплетать снедь, радуясь тому, что сегодня не нужно идти под воду.


Во дворе хлопнула калитка. Не успели хозяйка с парнем удивиться, как в кухню заскочила сухонькая и удивительно подвижная для своего возраста старушка. Звали её Авдотья Никаноровна.


- Фёдоровна, ты представляешь! - начала она с порога, всплёскивая руками.


- Что случилось, Никаноровна? - встревоженно спросила хозяйка дома.


- Ой, Фёдоровна, беда-то какая! - запричитала гостья, - Ты же знаешь, что через неделю Иван Купала?


- Да кто же этого не знает, - искренне удивилась Прасковья Фёдоровна.


- Так вот - Дуняшка, моя внучка - решила сарафан с юбкой достать да постирать, чтобы к празднику всё было готово. В общем, постирала да и развесила свои вещички во дворе за домом. А сегодня утром вещичков-то и нету. Какой-то ворюга, неиначе, позарился!


- Ох, беда-то! - всплеснула руками и Прасковья Фёдоровна, - Что же теперича делать-то? Сейчас-то никакой одёжи и не достать?


- Даже и не знаю, что же делать, - грустно сказала Авдотья Никаноровна.


Дальнейшие ахи, охи и прочие причитания нет смысла воспроизводить. Михаил понимал, что происшествие для молодой девушки серьёзное, ведь в середине 45-го года достать сарафан и юбку сложно даже в городе, а в деревне практически невозможно. Бедной девушке оставалось только посочувствовать.


Когда гостья удалилась, Михаил спросил о том, чего не понимал:


- Прасковья Фёдоровна, кто же мог украсть такие вещи? Был бы какой-нибудь вор, так он бы что по ценнее спёр, а не какие-то вещички.


- Тут ты не прав, соколик. Время нынче такое, что народишко тащит всё, что плохо лежит. Но я думаю, что воры здесь ни при чём.


- Кто же тогда вещички присвоил? - недоумённо спросил Михаил.


- Думаю, что это русалка.


Михаил скривился: Про-о-ско-о-вья, Фёдоровна, - протянул он осуждающе, - опять вы с вашими старорежимными суевериями?


- Ты можешь мне не верить, но я-то знаю. Мои знания идут не из книжков всяких, а из старины россейской.


- Ладно, давайте на короткий миг допустим, что русалки действительно существуют, - решил зайти молодой человек с другой стороны, - тогда скажите, на кой хрен, прошу прощения, им эти тряпки?


- Как это на кой? - искренне изумилась старушка, - Это же девки бывшие. Сейчас русальная неделя, они, стал быть, выходят на сушу. А какой девке голой захочется ходить? Вот они и тащат то, до чего могут дотянуться.


"Эту упрямую старушенцию не переубедить", - с раздражением подумал Михаил.


- Раньше-то люди специально на деревьях развешивали разное ненужное тряпьё, чтобы русалки его забрали и успокоились. А сейчас-то про этот обычай все забыли, - продолжила говорить Прасковья Фёдоровна.


- Глупости! - решительно возразил Михаил, - суеверия чистой воды!


- Как знаешь, сынок, только будь осторожен, когда гулять ходишь по нашей деревне. Да и в полдень в поле лучше не выходи!


- Спасибо, Прасковья Фёдоровна, обязательно учту ваши пожелания, - иронически улыбаясь, ответил молодой человек, поднимаясь из-за стола, - Большое спасибо за завтрак. У нас на камбузе так вкусно не кормят.


- Да не стоит благодарности, сынок, уж чем богаты... - ответила Прасковья Фёдоровна.


Позавтракав, Михаил направился в санчасть. Дежурившая Галя сообщила радостную новость, что Сергей проснулся, позавтракал и находится в одной из двух палат. Довольный хорошими известиями Михаил немедленно рванул к другу.


- Серёга, мне сказали, что ты оклемался, - начал он радостно и осёкся. Сергей повернул голову и посмотрел на него. Странным был этот взгляд, очень странным.


- Эээ... Серёга, ты чего? - недоумённо воззрился Михаил на сослуживца.


- Привет, Мишка, - бесцветным голосом отозвался тот.


- Ты чего такой кислый? - поинтересовался молодой человек, усаживаясь на стул, - Что за хрень с тобой происходит? Я тебя не видел таким даже тогда, когда мы обезвреживали мину, которая каким-то чудом не взорвалась.


- Да уж, могу себе представить, - невесело улыбнулся он.


- Не можешь, - уверенно ответил Михаил, - тебя как будто подменили.


- Извини, Миша, я пока не имею в себе достаточных сил, чтобы рассказать тебе. Боюсь, что ты мне просто не поверишь.


- А ты попробуй, вдруг и поверю. Мне вон наша хозяйка уже второй день про русалок вкручивает. Если так продолжится, то я и в них скоро поверю. Эй, ты чего? - воскликнул парень, глядя на бледного друга.


- Ничего, - ответил он, - Знаешь, Миша, ты иди пока. Приходи вечером и самогонки принеси. На трезвую голову я это тебе рассказать не смогу.


- Блин, вечером у меня свидание, - огорчённо вздохнул Михаил, - Ладно, я приду, - решив, сказал он, - В конце концов я должен помочь тебе разобраться с этой ерундой, а то ты сам на себя не похож.


На том друзья и договорились. Весь день Михаил маялся неразрешимой задачей: как одновременно навестить друга и пойти на свидание. Эти мысли не покидали его весь день. Казалось, что само небо пришло ему на помощь, поскольку после восьми вечера начался дождь, который закончился лишь рано утром.


"В такую погоду никакая девушка ни на какое свидание всё равно не пойдёт", - решил Михаил и, быстро собравшись, отправился к другу.


Глава четвёртая. Ночные истории за бутылкой


Быстро добежав до санчасти под проливным дождём, Михаил проскочил в дверь и оказался в той самой приёмной, где уже беседовал с Галиной утром. Сейчас, правда, дежурила её напарница Вера.


- Ты куда это? - поинтересовалась она, подняв взгляд от каких-то бумаг.


- Привет, Вер! Друга Серёгу навестить хочу.


- А, тогда проходи. Только недолго, а то ему нужен покой.


- Скажи, как он?


- Пообедал, а потом лёг и пролежал весь день. Даже ужинать не стал.


- Да, это действительно странно, ведь покушать он большой любитель.


- Я считаю, - сказала Вера, - что здесь дело психиатра. Думаю, если состояние не улучшится, то повезём твоего друга в Сталинград.


- Да, дело серьёзное, - озабоченно сказал Михаил, - с этим надо что-то делать, - Кстати, ты слышала о происшествии?


- Каком происшествии?


- Да кто-то у местной девахи, кажется Дунька её зовут, спёр сарафан и юбку.


- Да ты что! - ахнула Вера, - Я её знаю, мы с ней стали подружками за то время, что находимся здесь.


- Может тогда и поможете ей? - спросил молодой человек, - А то сегодня её бабка сокрушалась, что ей на какой-то праздник одеть нечего.


- Поможем, конечно. Думаю, что и Галка не откажется. Жалко Дуняшку, хорошая она девушка.


Поговорив с Верой ещё немного, Михаил зашёл в палату к другу. Сергей лежал, безучастно уставившись в потолок отсутствующим взглядом.


- Серёга, принимай гостей! - радостно возгласил молодой человек, закрывая за собой дверь и проходя к небольшому столику.


- А, это ты? - безучастно поинтересовался Сергей, переводя на него безразличный взгляд.


- Ага, - жизнерадостно заявил Михаил, доставая из вещмешка бутыль местного самогона, немного картошки, огурчиков, буханку хлеба и отложенное на особый случай сало. Сергей чуть оживился, но его взгляд, вопреки ожиданиям Михаила, устремился не к дефицитному салу, а к самогону. Сунув руку в стол, Сергей добыл из его недр две кружки и предложил:


- Наливай!


Друзья разлили по первой, выпили, закусили ароматным салом и сразу выпили по второй. Немного подкрепившись, Михаил спросил:


- Ну, рассказывай, Серёга, что там с тобой случилось!


Лицо друга, раскрасневшееся от выпитого самогона, немного помрачнело, но он быстро взял себя в руки и ответил:


- Давай по третьей!


Выпили. Потом сергей достал из стола пачку "Казбека" и, закурив, начал рассказывать.


- Ты же знаешь, что я из Ореховки. Она буквально в десяти километрах от этой деревни. В общем, нравилась мне одна деваха. Мы дружили с детства. Она была очень красивой девчонкой, так что на неё многие заглядывались, в том числе и мой друг Стёпка. А ей нравился я. Друг отчаянно завидовал, но не мешал, поскольку мы были настоящими друзьями. На войну нас с ним призвали в один день и, как это не покажется странным, мы вместе попали в одну водолазную школу. Я часто писал своей любимой, а она мне. После школы нас отправили на Черноморский флот. Ну, это ты и сам знаешь, вместе служили. Там, о чём тебе тоже хорошо известно, я познакомился с Танюхой. Всю её семью убили немцы, так что она осталась совсем одна. Я влюбился в неё с первого взгляда, сразу поняв, что вот та девушка, которая мне нужна в этой жизни. Но я помнил, что обещал вернуться другой. Сначала я пытался с собой бороться, не ходить на встречи, но каждый раз проигрывал эту битву с собой. Потом я хотел написать в родную деревню, но не смог подобрать слова, чтобы рассказать о том, что случилось. В общем, всё завертелось и закрутилось. А потом мне пришло письмо от матери, где она сообщала, что Стёпка уже сделал за меня всю работу и сообщил ждущей меня девушке о том, что у меня появилась другая. Стёпка, видать, думал, что теперь у него появится шанс и ждать она будет его. Он ошибся. Бедняжка не выдержала такого удара и в одну из ночей просто пропала. По следам поняли, что она отправилась на берег Волги. Вероятнее всего она утопилась, но точно этого никто подтвердить не мог, поскольку свидетелей не было. Зато я теперь точно знаю, что она и в самом деле утопилась.


- Откуда ты знаешь, - удивлённо перебил друга своим вопросом Михаил, - ведь ты тогда был в Севастополе?


- А вот тут ты мне и не поверишь, - ответил Сергей и налил в свою кружку новую порцию самогона. Выпив, он закурил очередную папиросу и продолжил рассказ:


- В подробностях я эту историю узнал в тот день, когда навестил своих в Ореховке. Родные пропавшей девушки меня на порог не пустили, что я могу понять, но моя мать мне всё рассказала. Степан, как ты помнишь, погиб при погружении к затонувшей немецкой подлодке, так что с него уже не спросишь. Да и так ли он виноват? Любил, видимо, сильно, а безответно влюблённые часто не ведают, что творят.


Сергей вздохнул и потушил окурок в пустой банке из-под американской тушёнки.


- В общем, узнал я тогда всё в подробностях. А потом мы с тобой отправились на эту, мать её грёбаную, баржу. Ты там возился, я тебя страховал, а сам думал обо всём произошедшем. Вдруг чувствую, вода вокруг меня как-то странно колышется. Я оглянулся и...


Сергей вновь потянулся к бутылке и, щедро плеснув в свою кружку, влил в себя очередную порцию алкоголя.


- И что? - не выдержал Михаил, чувствующий себя ребёнком, которому рассказывают страшную историю. В детстве они с мальчишками летом ходили на рыбалку и оставались ночевать на берегу Волги. Возле костра, как правило, и рассказывались подобные байки.


- Я оглянулся и увидел её. Это была моя... - парень закашлялся и, протянув руку, взял с тумбочки графин с водой. Напившись, он продолжил рассказывать:


- В общем, это была она.


- Ты уверен? - спросил Михаил.


- Абсолютно. Я видел её. Вот только её облик немного изменился: глаза стали зелёными, волосы тоже, а уж про остальное я вообще молчу.


- Какое остальное? - поинтересовался Михаил.


- Рыбий хвост.


- Ну да? - недоверчиво хмыкнул здравомыслящий молодой человек.


- Мишка, мы с тобой давно знакомы. Ты можешь вспомнить, когда я тебя хоть раз обманывал?


Мишкина рука потянулась к затылку и задумчиво его почесала.


- Нет, такого не было, - вынужден был признать он.


- И сейчас, поверь, я говорю чистую правду. Я видел её, но только с зелёными глазами и волосами, а ещё у неё был большой рыбий хвост. Его примерная длина чуть больше метра. Стоит мне закрыть глаза, как я вновь вижу перламутровую чешую её хвоста, блестящую в свете моего нашлемного фонаря.


Михаил не знал, что и думать, ведь его друг рассказывал невероятные вещи. Это был его самый лучший друг, которому он без сомнений мог бы доверить свою жизнь на глубине, который никогда его не обманывал, с которым он делил все радости и тяготы, но вот так взять и поверить в существование русалок он просто не мог.


"Ладно, пока послушаю, а там уже решу", - подумал Михаил. А Сергей тем временем продолжал свой рассказ.


- Какое-то время мы смотрели друг на друга, а потом она улыбнулась. Мишка, я в жизни не видел ничего более привлекательного, но вместе с тем ужасающего. Её улыбка была прекрасной, но такой недоброй. А потом она посмотрела мне в глаза. Я вырос в деревне и в глубине души верил в существование русалок, хотя до этого момента их не видел. В общем, я знал, что не следует смотреть им в глаза, но в тот момент от потрясения всё вылетело из моей головы. В общем, она посмотрела мне в глаза и на меня навалился такой ужас, какого я не испытывал даже в самых опасных наших погружениях во время войны. Дальнейшее я помню очень смутно. Вроде бы ты появился, потом меня кто-то окликал, но страх сковал меня столь прочно, что я не мог даже пошевелиться. Хорошо, что хоть дышал, а то бы прямо там окочурился. Дальнейшее ты знаешь.


Друзья помолчали. Потом Сергей протянул руку и разлил самогон по кружкам. Выпили.


- Ты мне веришь? - спросил Сергей немного заплетающимся языком.


- Прости, Серёга, но я не знаю, - честно ответил Михаил, - Всё это так неожиданно. В общем, тут надо всё хорошенько обмозговать.


- Если не веришь, то так и скажи! - возмутился Сергей, - Зачем огород городить?


- Я же сказал, не знаю. Очень уж всё неожиданно и необычно.


- Ну, как знаешь, - сказал Сергей и, вновь налив самогон в кружку, отправил в себя очередную порцию огненной воды. Последняя доза алкоголя была явно лишней, поскольку через несколько минут Сергей уже похрапывал на своей койке. Раздев друга, Михаил собрал со стола остатки пиршества и отправился к себе.



Глава пятая. Работа и рыбалка


Ночью Михаил долго не мог уснуть. Из головы парня не выходил рассказ друга. Ему, воспитанному в духе рационального материализма, было невозможно поверить в то, чего нет. Впрочем, выпитый алкоголь взял своё и в конце концов водолаз уснул.


Проснулся он от того, что кто-то тряс его за плечо.


- Вставай, сынок, а то на службе тебя ждут, - доносился до него голос Прасковьи Фёдоровны.


С трудом открыв глаза, он поблагодарил старушку за то, что она его разбудила и вышел во двор. Похмелья у него не было, поскольку он вчера выпил немного, но выспаться ему так и не удалось. Понадобилось вылить на тело три ведра воды, чтобы оно взбодрилось и перестало казаться рыхлым и ватным. С трудом съев варёное яйцо и кусок хлеба, Михаил отправился на баржу.


- О, явился, отдыхающий! - поприветствовал его насмешливый голос Егора Семёновича, - Мне уже Вера рассказала, как ты с захворавшим товарищем отдыхал.


Михаил пожал плечами, изобразив на лице смущение:


- Да так как-то... - развёл он руками.


- Ладно, дело хозяйское, - сказал начальник, подходя к нему и переходя на серьёзный тон, - Сегодня надо идти снова на баржу. Первый трактор мы вчера подняли, а со вторым, как ты и говорил, вышла проблема. Что-то там под водой случилось и он застрял, зараза. Коль сегодня твой напарник хворый, так придётся, стал быть, мне тряхнуть стариной. Так что сегодня идём под воду вместе.


- Да как же это? - искренне удивился Михаил.


- Да ничего, мои ребятки справятся. Не переживай! Это приказ! - добавил он металлическим голосом. Михаил вздохнул, осознавая, что спорить с начальством бесполезно.


Спустились штатно. Оказавшись на грунте, они прошли к барже и принялись осматриваться. Поднятый трактор изрядно перемешал металлические обломки, оставив заметный след в трюме. Именно смещение грузов и привело к тому, что второй трактор оказался буквально погребён под различными станками, металлическими балванками и прочим хламом. Всё это сильно заржавело, но до сих пор сохраняло относительную прочность.


Обменявшись жестами, они принялись за работу. Что-то им удалось оттащить своими силами, но на некоторые части пришлось крепить тросы, чтобы их поднять с помощью установленных на барже лебёдок. Провозились несколько часов. Могли бы ещё больше, но внезапно в шлемах послышалось встревоженное:


- Первый, второй, немедленно поднимайтесь. Обнаружена неисправность компрессора. Он остановится через несколько минут. Срочно поднимайтесь!


Михаил взглянул на Егора Семёновича, которому тоже сообщили о проблеме с компрессором, и изобразил рукой вопросительный знак. Начальство кивнуло и стало неторопливо готовиться к всплытию. Компрессор отказал в тот момент, когда Егор Семёнович был на барже, а его напарника втаскивала лебёдка. Если бы они немного задержались в воде, то всё могло закончится очень плохо для двух водолазов, полностью зависящих от воздуха, который в их костюмы нагнетала компрессорная установка.


После обеда выяснилось, что компрессор сломался основательно. Егор Семёнович связался со Сталинградом и затребовал необходимые части. Все детали обещали выслать с ближайшим пароходом, но их прибытие ожидается в лучшем случае завтра.


- Везёт тебе, Мишка, - хлопнул по плечу водолаза его начальник, когда молодой человек вышел покурить после флотского обеда, - второй день, считай, отдыхаешь.


- Да лучше бы с работой закончили и уехали бы уже в Сталинград, - сказал Михаил.


- Это ты зря, парень! - заметил Егор Семёнович, выпуская первую струйку табачного дыма, - В Сталинграде нас снова какой-нибудь работой загрузят, а тут есть возможность немного отдохнуть. Неужели тебе здесь не нравится?


- Нравится, - вспомнив Олю, сказал Михаил, - а всё равно, хочется уже закончить со всеми делами.


- Успеешь ещё наработаться, - усмехнулся Егор Семёнович, - А вот я бы сейчас порыбачил немножко.


- А что, - встрепенулся Михаил, - я согласен.


- Вот только у меня всего одна удочка, - нахмурился Егор Семёнович, - как будем её делить?


Михаил задумался, но вдруг радостно улыбнулся:


- А у моей хозяйки есть удочка. Её муж был знатным рыбаком.


- А что он, разрешит? - поинтересовался у Михаила его начальник.


- Да она уже восемь лет без него. Забрали в 37-ом в лагеря.


- Ясно, - помрачнел Егор Семёнович, у которого 37-ой год, как и у многих, был связан с нехорошими, мягко говоря, воспоминаниями. Через час они уже сидели на корме баржи и глядели на поплавки. Их негласное соревнование началось.


Мужчины - это всегда соперники. Неважно, сколько им лет, какой у них социальный статус, каковы их способности. Они всегда будут соревноваться друг с другом. Вот и сейчас, хотя никто не предлагал пари, но каждый понимал, что участвует в негласном состязании. Весёлый рыбачий азарт сам собой появился в воздухе, от которого тот, как казалось Михаилу, аж звенел. Он понимал, что шансов на победу мало, но отказаться и даже не попытаться обойти своего более опытного соперника молодой человек просто не мог.


Время шло, а клёва у Михаила не было, хотя у его более опытного конкурента в рыбной ловле дела обстояли получше, поскольку он уже успел поймать парочку довольно приличных рыбин. Вдруг вода заволновалась. Молодому человеку показалось, что на поверхности мелькнул хвост, который мог принадлежать лишь большой рыбе.


- Видал? - спросил у него Егор Семёнович, показывая на воду, - Похоже, сом прошёл. Вот бы такого поймать! Эх! - он мечтательно закатил глаза.


- Да мы его хоть вытащим? - с сомнением поинтересовался Михаил.


- Вытащим, куда мы денемся, - усмехнулся его начальник.


Вдруг поплавок Мишкиной удочки дёрнулся и скрылся под водой. Леска натянулась. Молодой человек не растерялся и довольно умело (сохранились прежние навыки) подсёк добычу. Через минуту на палубе бился солидных размеров лещ.


- Ого! - воскликнул Егор Семёнович, - солидный у тебя улов, Мишка!


- Повезло, - смущённо улыбнулся Михаил, складывая рыбу в пустую бочку, которую по такому случаю наполнили водой. Он отправил туда пойманного леща и снова забросил крючок с червячком в воды Волги, приготовившись к долгому ожиданию. Ждать, однако, долго не пришлось. Буквально через минуту поплавок его удочки вновь скрылся под водой. Молодой водолаз подсёк и вытянул на палубу карася. Изумившись такой удаче, он отправил добычу в бочку и снова забросил удочку. Через минуту поплавок вновь скрылся под водой. На этот раз добычей молодого рыбака-любителя стал приличных размеров судак. Если за первые два часа Михаил не поймал ничего, то за следующие пару часов он наловил рыбы столько, что им стало тесно в бочке. Егор Семёнович, сначала радовавшийся успехом молодого рыбака, уже давно смотрел на него даже не сердитым взглядом проигравшего, а каким-то по-детски удивлённым.


- Хватит уже, а то скоро твой улов некуда складывать будет, - сказал он, провожая круглыми от удивления глазами очередного крупного карася, отправившегося к своим товарищам по несчастью. Михаил, который добычу не считал, впав в рыбачий азарт, заглянул в бочку и обомлел.


- Ну нихрена себе! - только и смог сказать он.


- Ага! - поражённо поддакнул Егор Семёнович, - Видать, фартовый ты парень, Мишка! Эх, теперь-то мы ушицы наедимся. Да и завялим рыбки столько, что нам надолго хватит.


- Я отнесу Прасковье Фёдоровне немного рыбы? - спросил разрешения у начальства молодой человек.


Это ты у меня спрашиваешь? Отнеси, конечно. Удачная удочка у её мужика. Эх, ну тебе повезло, парень!

25 июля 2018.


Продолжение Здесь.
http://www.proza.ru/2018/07/29/864