11. Сливной Сервис

Виталий Рогоза
Пролог.
Не думай.

- Черт! Да он вообще! Да что они себе позволяют! – Начальник сервисного управления нервно расхаживал по кабинету взад-вперед и ругался, крайне смешно пропуская в речи матерные слова, оставляя в речи многозначительные пробелы. Подчиненные украдкой переглядывались и еле сдерживались, чтобы не засмеяться. Хотя повод был крайне серьезный и грустный.
- Руслан Сергеич, - попробовал успокоить его юрисконсульт, - ну ведь фактов слива нет? Может парень просто по глупости все это сохранял? Без умысла, так сказать.
- Дима, - ты сам-то в это веришь? – Руслан злобно уставился на подчиненного. – У него был доступ к файлам – это раз. У него был ТОР – это два. Увязать 2 факта можешь? Или он по твоему через тор на торренты выходил?
- Торренты в нашей сети итак работают, прокся же японская, - Дима глуповато улыбнулся, - но не доказано ведь, Руслан Сергеич.
- Дима, мля. – Руслан впервые не сдержался, замялся на полсекунды, заметив реакцию женщин, но продолжил.- Ты слишком много думаешь! Не думай, Дима. Ты консультант, тебя лично не тронут. А нам, - начальник выдержал паузу, - мне за него лично отвечать. У нас митинг с Рогозой через 40 минут, чего говорить ему буду?
- Ну что говорить, - Дима поправил очки, почти как кролик из отечественного мультика про Винни Пуха, - Мы с вами – побочный бизнес, даже не дочерняя компания, а скорее подрядчик. Сотрудники устроены через кадровое агенство, репутация банка не страдает вообще никак, тем более что, повторюсь, - факт слива не доказан.

I. Если думаешь – не говори.

Очевидно, совещание в ООО «Мобайл Сервис» уже началось без меня, дискуссия активно кипела. Их начальник, обычно невозмутимый и спокойный, как стена, Руслан весь взмок, и уже сорвал голос, а нам предстоял не самый приятный разговор.
Началась история еще пару лет назад, когда гендир нашего банка вдруг решил открыть сторонний бизнес. Точнее это Руслан тогда его продавил. Уж больно хотелось ему вписать себе в резюме строку «генеральный директор».
Создали фирму, сделку провернули быстро, купили какую-то лавочку по ремонту телефонов. Уставный капитал сформировали без помощи банка, несколько японских топ-менеджеров вложились из своих личных средств. А директором назначили Руслана, который, собственно и продвигал проект. Юридически – связи между банком и сервисом нет, но массмедиа и блоггеры и прочие желтушники быстро увязали 2 компании и в каждой новости непременно упоминали, кто является учредителями новой фирмы. До сегодняшнего дня скандалов и проблем с мобайл сервис не было. Но в любой момент могло громыхнуть на весь мир, и теперь Руслан Сергеич откровенно сидел на очке и проклинал свою идею двухлетней давности.
- Ну, так что, коллеги, удалось провести расследование? Я надеюсь, ни виновник ни его коллеги еще не в курсе? Мне бы не хотелось спугнуть его и подтолкнуть к преступлению. – без долгих приветствий начал я.
Руслан не ответил, хотя я ждал ответа именно от него. Он небрежно махнул рукой в сторону тощего долговязого очкастого юриста Диму, который, к слову, перешел в сервис из нашего же банка. По секрету: хоть наши японские топы и могут показаться жадными бизнесменами, в приоритете у них всегда была именно комфортная работа банка. На ключевые места в сервисе из банковских кабинетов переехали несколько руководителей и специалистов, которые были не слишком приятны боссам.
Зачем было брать в свой-собственный бизнес неугодных сотрудников? – спросите вы, и я готов ответить: их было бы слишком сложно уволить из банка. А бизнес можно просто продать или закрыть в случае проблем. Слить, одним словом. К несчастью, проблема, замаячившая неделю назад на горизонте была такого масштаба, что закрывать лавочку было уже поздно.
Не то, чтобы мне не нравился Димка, он был ответственным и лояльным на работе. Но его мягкость, доброта и эмпатия всегда мешали ему трезво вести дела.
- Виталий, позвольте я обрисую ситуацию, как мы это видим, - выдержав максимально официальный тон, начал он, - В ходе аудита было выявлено, что на рабочих компьютерах сотрудников ремонтной мастерской находятся личные, кхм, персональные данные клиентов, которые мы не имели права хранить. Я не могу сказать, был ли сбор данных случайным, или намеренным, и я не уверен, что слив данных в сеть мог иметь место.
Краем глаза я заметил, как Руслан прикрыл глаза рукой. И я, честно говоря, был с ним согласен. «Господи, Дима, ну что ты несешь?»

II. Если думаешь и говоришь – не пиши.

Дима закончил пересказ своего видения событий, я переводил взгляд то на него, то на Руслана,
Иногда поглядывая на молодых девченок – приемщицу, специалиста ресепшн, начальницу логистики и зачем-то на кадровичку. Кадровичка была уже старой бабкой под 60, выглядела на все 70, а одевалась как в послевоенные годы. Ужас, одним словом.
- Дополнения будут? – Я не был зол, но намеревался донести пожелания моих японских боссов как можно понятнее.
- Дима все ревно говорит, - незнакомый мне айтишник (незнакомый, потому что не работал в банке, а был принят в сервис с улицы) подал голос. У нас тут работы много. Парень просто чинил телефон, скинул данные, чтобы не потерялись при перепрошивке, а после ремонта забыл удалить.
- Очевидно, так было не один раз, правда? – я посмотрел на айтишника. Взгляда он не выдержал и уже через миг отвел глаза. – Коллеги, я не прошу вас даже обосновать наличие торрентов и ТОРА на компах, хотя это уже большой залет. Но если вы так сильно заняты – откуда же у вас фильмы да игры нашлись?
Словно в пьесе «Ревизор» - взгляд потупили абсолютно все.
- Результат расследования готов уже, смотреть-читать будем? – я демонстративно посмотрел на часы. – Объяснительные записки все приготовили, Руслан?

III. Если думаешь, говоришь и пишешь – не подписывай.

Пару недель назад Женька, началик сектора ИТ безопасности банка получил важное задание – провести аудит нашего мобайл сервиса и выявить как-можно больше нарушений. Начальник – пожилой японец именно так и сказал, мол не проверяли их никогда, надо бы посмотреть со всей ответственностью и натянуть. Женя не был силен в английском, а японец говорил с жутким акцентом, но то что замысловатая фраза означала именно «натянуть» - было понятно без слов.
- Ржали там как малые дети, Вит, представляешь, особенно девочка их новая из запчастей, «Что у дениса Титьки на компе? Хахах, Дениска, тебе красивых девочек в офисе мало? Хахаха» - Женя декламировал словно со сцены. И я ржал вместе с ним.
- Жень, а много всего по объемам-то? – спросил я, отсмеявшись, - Дело вообще-то нихера не смешное. Если все так, как я думаю – это же уголовка, миллионные штрафы, международный скандал. Мы ж всем клиентам рекламировали именно наш сервис. Представь ситуацию, кто у нас из ВИПОВ обслуживается там? Ну к примеру Гагарина уронила телефон, разбила экран, и тут вспоминает, как ей втирали про наш крутой сервис? А потом ты видишь в интернете заголовок «Интимные фото звезды слили в сеть».
- Да, Виталь, я то понимаю, но они там в сервисе по ходу вообще не понимают, насколько попали. У одного только инженера гигов 30 нашлось. Причем не просто скопированных массивов, а отфильтровано все аж по категориям. Только порнуха, Вит, и ничего лишнего. – Женя докурил, сделал последний глоток кофе, выбросил стакан и окурок в урну.
- Головы полетят, жалко мне их, Женя. И ведь не из-за ценных сведений, секретной информации и персоналки. А из-за сисек. Один придурок думал хером, из-за него куча людей без работы останутся.

Как вовремя вспомнился этот разговор: я сижу на собрании с руководством сервисного центра, и мельком просматриваю объяснительную записку, оказавшуюся на самом верху.
«Нет бюджета на программы для отслеживания нарушений. Нач Ит Обухов Г.К.»
Открываю следующую.
«услуга копирования данных предоставляется без анализа со стороны юр. Отдела. Юрисконсульт Д.А. Свешников.»
Беру еще одну.
«До 18% месячной выручки – восстановление и копирование данных. ВЫГОДНО! А безопасность обеспечить должен ит отдел. Абдуллин Р.С.» - О, эта от Руслана. Ну и дурак. Подпись зато красивая.

Так вот. Мужики в одной лодке плыли. И не приплыли никуда. Подписали себе приговор. И валят друг на дружку вину. Бюджет не выбили, а скорее тупо растратили/растащили. Анализ не провели, тупо забили.

IV.
Если думаешь, говоришь, пишешь и подписываешь – не удивляйся.

Наших японцев Женька не подвел. Комп с порнухой изъяли, а извращенца, который долгое время занимался сбором, сортировкой и накоплением хоум видео наших клиентов – уволили в тот же день. А следом за ним на биржу труда отправились и все боссы ремонтного центра.
Я еще какое-то время мониторил прессу, но ни сам работяга-извращенец, ни уволенные товарищи не стали поднимать шум. Японцы же решили, что в итоге бизнес не настолько прибыльный, чтобы развивать его дальше – и быстро слили контору.

Один только вопрос остался нерешенным.
- Неужели так много людей хранят свои интим фото и видео на смартфонах, с которых даже случайный сервисник может их украсть? – спросила меня Света, моя новая пассия, когда я поведал ей эту историю.
- Каждый второй. Один из нас так точно, - уверенно ответил я, припоминая, сколько фотографий и видео с бывшей женой я со злости стер, когда когда мы развелись.
Света достала телефон и, краснея, начала удалять фотки. 


20180727 Виталий Рогоза