13. Совершенствование проповеди - путь к успеху ко

Виктор Тарасенко
13. СОВЕРШЕНСВОВАНИЕ ПРОПОВЕДИ –ПУТЬ К УСПЕХУ КОММУНИКАЦИИ.

Рассказывают одну притчу о том, как один отец отправлял за дорогой покупкой своего младшего сына, предварительно наказав его. На вопрос прохожего: «за что же он его так сильно бьёт?», тот спокойно отвечал: «в принципе не за что, но для того чтобы тот принёс вещь целую домой, а не разбил её по дороге!»
Можно не соглашаться с системой воспитания данного индивидуума, но тем не менее определённый смысл в этой истории всё же есть: лучше предусмотреть неприятности и принять меры, чтобы их избежать, нежели иметь их в действительности.
Давайте и мы с вами поступим подобным образом и попробуем вначале предусмотреть те возможные неприятности, которые подстерегают проповедника на его поприще.

13.1. Ошибки в проповеди и добрые советы.

13.1.1. Ошибки введения.
1. Не начинайте проповедь с извинения – ни в коем случае! Иначе нет смысла двигаться дальше. Проповедь не должна начинаться извинением проповедника на плохое самочувствие или внешний вид. Своим извинением он заслужит сожаление, а не симпатию. Такой проповедник не сможет удедить своих слушателей!
2. Не начинайте проповедь смешной историей – вы не шансонье!
3. Выступление не должно обещать больше, чем оно должно обещать! Сенсационное вступление и простой пересказ обычной проповеди – это нарушенное обещание слушателям!

13.1.2. Ошибки жестикуляции, мимики, телодвижений.

- Жест имеет своё значение, но излишняя жестикуляция невыносима в ораторе. Достаточно вообще отдаться своему внутреннему побуждению;
- Часто ошибаются, думая, что пламенная речь та, в которой много крика и жестов;
- Не повторяйте одного и того же жеста, чтобы он не стал монотонным;
- Не делайте порывистых, резких движений локтями;
- Не прерывайте своих жестов слишком быстро;
- Не надо нервным движением застёгивать и расстёгивать пуговицы на пиджаке или делать другие суетливые движения;
- Не делайте из вашего лица восковую маску, используйте всю мимику. Много говорят, например, брови, чудо, если они неподвижны, или слишком игривы. Стянутые, насупленные брови означают досаду, раздвинутые – веселие, опущенные – стыд;
- Голова должна держаться в прямом естественном положении. Поникшая означает – подлость, заброшенная назад – спесь, наклоненная в сторону – лень, слишком неподвижная – строптивость. Сверх того, голова должна согласовываться с прочими движениями, особенно руками и плечами;
- Неблагопристойно кивать головой, а вертеть ею во все стороны и потряхивать – безумие;
- Приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подёргивать.

13.1.3. Ошибки произнесения проповеди.
- Не читайте никогда цитат или, по крайней мере, избегайте этого, насколько это возможно;
- Если вам не достаёт слова, никогда не теряйте времени на то, чтобы найти его. Лучше неточность или даже грамматическая ошибка, чем остановка в речи;
- Никогда не горячитесь. Для того, чтобы внушить доверие к своему мнению, нужно его высказать холодно и бесстрастно. Гнев прежде всего не гигиеничен – он содействует хрипоте;
- Догматический тон всегда является следствием глубокого невежества, лишь человек непросвещенный уверен в своём праве поучать других вещам, о которых сам только узнал. Тот же, кто много знает, ни на секунду не усомнится в том, что к его словам отнесутся внимательно, поэтому говорит с подобающей скромностью;
- Не опускайте глаз с тех, кто вас слушает;
- Аудитория вряд ли поверит содержанию речи, если в ней сомневается даже сам выступающий;
- Следует избегать вычурных, длинных, и потому непонятных слов, и предложений. Стремитесь к ясности и краткости!
- Следует избегать иностранных слов, особенно, если смысл их не вполне ясен;
- Следует избегать отвлечённости, пользуясь предметами и понятиями общеизвестными, понятными и реалистичными;
- Пользоваться юмором можно только осторожно. Если он привлекает внимание к идеи, смех может послужить прекрасным инструментом, если же он служит только как развлечение, то такой юмор мешает проповеди;
-Пауза должна быть достаточной, чтобы привлечь внимание к данной мысли, но не настолько длинной, привлекать внимание к самой себе;
- Особенно не желателен наставнический тон, а также проповеди на распев, проглатывание окончаний, выговор в нос и т.д.;
- Менее резко выраженные недостатки дикции, но более распространённые: вялость губ (ленивые губы), малый раствор рта (речь свозь зубы), нечёткое произношение согласных (каша во рту);
- Торопливость речи, вызываемая робостью – один из наиболее распространённых недостатков.

13.1.4. Ошибки заключения.
- В заключении не следует приводить нового материала;
- Заключение не должно быть длинным;
- В хорошо подготовленной проповеди заключение вытекает естественно, без таких слов как: «наконец в заключении моей проповеди я хочу сказать вам и т.д.» - это серьёзная ошибка.

13.2. МОЛИТВА – КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ПРОПОВЕДИ.

Нет необходимости писать о важности молитвы для любого христианина, но тем большую важность она имеет для проповедника, тем более она ценна для него, как средство и необходимость в подготовке и произнесении проповеди.
Доктор Уильям Уэлдом предлагает план личной молитвы проповедника:
1. Молитесь о личном очищении.
2. Молитесь о подготовке проповеди.
3. Молитесь о своих слушателях.
4. Молитесь о сохранении молитвенного состояния.
5. Особенно молитесь о призыве к людям принять Христа. Сатана трепещет, когда   коленях самого слабого святого. Задача проповедника не в том, чтобы потрясти людей, а том, чтобы заставить их принять Иисуса Христа своим Спасителем.
6. Молитесь, чтобы завевать сердца слушателей.
7. Молитесь прежде всего о том, чтобы Дух Святой привёл вашу проповедь на ум слушателя как указание пути ко Христу.
8. Молитесь, чтобы жизненные обстоятельства подготовили ваших слушателей к признанию потребности искать Божью помощь.
9. Молитесь, чтобы они утвердились в своём желании прийти в церковь, и чтобы смогли преодолеть все препятствия сатаны.
10. Молитесь о том, чтобы во время проповеди их внимание не отвлекалось от Слова Божьего.
11. Молитесь, чтобы огни позволили Святому Духу направить их мысли к пониманию Евангельской истины и вызвать у них желание ответить из глубины сердца, так как этого хочет Бог. (16, ст.87)

13.3. ЛЮБОВЬ – ОСНОВА УСПЕХА.
Мы уже достаточно много рассмотрели правил и приёмов публичной речи, но самое главное в проповеди не это.
Самое главное в проповеди – любовь к ближним!
Чтобы речь имела успех, говорящий должен любить своих слушателей, какими бы они ни были: виновными, равнодушными, неблагодарными, нечестивыми и т.д. В этом заключается сила евангельской проповеди, в любви – тайна слова живого и действенного. Одна только любовь даёт чудесную силу красноречию.
В проповеди главное дело в том, чтобы овладеть сердцами и возвратить их снова к Богу, наладить разрушенную коммуникацию человека с Богом; но только одна любовь умеет находить таинственные пути, ведущие к сердцу. (28, ст.6)
На сердце нужно действовать, его нужно тронуть, расшевелить, им овладеть. Сердце принимает или отталкивает истину: оно говорит истине: «приди, благословлю тебя», или : «отойди, ты мгне наскучила». Любовь же в состоянии изменить его.
У арабов есть поговорка: «Чтобы склонить голову нужна сабля, чтобы склонить сердце – нужно сердце».
Итак, если вы хотите, чтобы вас слушали, если хотите избегнуть критики учёных и невежд, то имейте сердце, имейте любовь, любите, заставьте любить, чувствовать, трепетать, плакать.
Какое прекрасное наследие, состоящее в любви к людям, своим братьям.
Пусть другие стараются властвовать над ними, стяжать рукоплескания, вам необходимо просто протянуть к ним руку, благословить их, и пожалеть их.
Пусть проповедь ваша будет излиянием сердца, полного любви и истины, покажите искусно пороки и заблуждения людей, потом поражайте без жалости зло в человеке, отнимите у него все способности у дурному, попирайте зло ногами вашими, но поднимите человека, протяните ему руку, пролейте в его душу доверие, благость, скажите ему слова, которые могут вызвать его рукоплескания.
Апостольское красноречие есть сочетание истины, искренности и любви. Пусть ничто не смущает вашей любви. Пусть сердце ваше будет шире и выше всех слабостей, невежества, предрассудков и всех скверн бедного человека.
«Любите! – сказал Августин, - и делайте что хотите!»
К глубокому знанию религии должно присоединить также знание о современном человеке, его мыслях, стремлениях, нуждах и проблемах.
Для того, чтобы слушатели познали и полюбили религию, ваша проповедь должна быть: народной, ясной и краткой.
Хороший пример в этом даёт Иоанн Златоуст:
Посреди своих слушателей Златоуст как отец родной посреди своей семьи: беседует, спрашивает, даже советуется с ними, и всегда любит. Известен обычай того времени аплодировать проповеднику даже в церкви. Для Иоанна Златоуста не жалели рукоплесканий, и вот как он жалуется: «Поверите мне – не без намерения говорю это, - когда рукоплещут словам моим, - то (почему бы не сказать правды?) я чувствую нечто человеческое, радуюсь и восхищаюсь; а когда возвратясь домой, представляю себе, что рукоплескания не получили никакой пользы, тогда сокрушаюсь, воздыхая и плача, как говоривший всё напрасно, и со скорбью говорю сам себе: к чему служат труды мои, когда слушающие не хотят пользоваться моими словами?: И не раз подумывал я постановить закон, запрещавший рукоплескания и обязывающий вас слушать с молчанием и подобающим вниманием».

13.4. ПУТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРОПОВЕДИ.

Мысли, служащие исходной точкой, должны быть просты, естественны и популярны. Народ ничего не смыслит в ваших отвлечённостях, в ваших высоких умозаключениях, для него это непонятный язык. Нужно начинать с известного, для того, чтобы вести к неизвестному. Это математический и логический закон.
Следует отправляться от предметов всеми ощущаемых, видимых и особо действующих на внешние чувства, для того, чтобы потихоньку привлечь его к предметам духовным, невидимым, принадлежащим к другой жизни. Этим, а не другим путём, можно вести его далеко вперёд и вознести высоко – до самых высших порывов души и сердца.
Ваше изложение должно быть коротко, потому что, когда проповедь слишком длинна, то конец заставляет забыть середину, а середина – начало.
«Самые посредственные проповедники терпимы, когда они говорят коротко, и самыми отличными тяготятся, когда они говорят продолжительно».
Такт и доброта ещё необходимы там, где страсти взволнованы. Нужно хорошо владеть собой, чтобы овладеть другими. Прежде всего, нужно быть справедливым, народ чуток к справедливости, он её любит.
Для того, чтобы занять слушателей своих, никогда не должно терять их из виду: они неотступно должны следовать за вами, пусть даже иногда они опередят вас и угадают вашу мысль: это будет для них наслаждением.
Если видите, что внимание отвлекается, возбудите его одним из тех метких слов, которые побуждают, раскрывают душу, вызывают на уста скучающего – улыбку.
Тон убеждения – что это?
Это соединение веры, силы и любви. Это простое, благоговейное, великое, дышащее вдохновением, святостью: это сила – жизнь слова, священный огонь.
Тон убеждения – это волшебство слова. Если он есть у говорящего, то слушатели не спорят, не обращают внимания на того, кто говорит, а только на то, что он говорит – или лучше на то, что устами его говорит сам Бог.
К несчастью в этом отношении многого недостаёт нам. Конечно, в наших душах есть вера, но не всегда она чувствуется в нашем слове, а как заставите вы поверить других тому, чему по-видимому сами не верите?
Тон убеждения – тон твёрдый, тон, о котором говорит И. Златоуст: «Который трогает и пленяет».
Несколько слов, сказанных с чувством убеждения, более произведут действия, нежели длинные речи.
Как, в самом деле, устоять против человека, в котором чувствуется присутствие Божие?
Красноречие, ум, воображение, блестящая эрудиция и аргументация – всё это слишком обыкновенно у нас, ко всему этому мы привыкли; но слово, дышащее верой, истекающее из сердца полного любви Божией – вот то, что всегда ново, всегда неожиданно, и всегда победоносно!

13.5. ДЕЙСТВИЯ НА КАФЕДРЕ.
Сама душа, за невозможностью высказать своими средствами, понуждает свою вещественную оболочку передать другой душе всю истину и всю любовь свою.
Сердце должно быть исходной точкой действования. Голос, жесты, лицо, глаза, руки все наружные приёмы, само молчание – всё это средства действования.
Если мысль ваша основательна, благородна, если чувство ваше истинное, и, если при этом, действование прекрасно – народ не устоит против вас.
Есть несколько самых основных правил, без выполнения которых нельзя добиться успеха.
Первое: Прежде всего оратор должен быть самим собой и говорить, как человек. Нужно чтобы всё гармонировало с мыслью – руки, лицо, поза и т.д. Лучшее средство исправить себя от всякой фальши, это - чаще слушать монотонных и напыщенных проповедников, их способ проповедования внушит вам такое отвращение, что вы скорее осудите себя на полное молчание, нежели станете подражать им.
Второе: Действование должно быть сосредоточено, т.е. должно исходить из души убеждённой, пламенной, которая как бы сдерживает себя, чтобы не высказать всего, что она чувствует и что вырывается из неё временами, как пламя из вулкана.
Третье: Действование должно быть назидательно, тот, кто говорит во имя Святого Евангелия, должен иметь вид благочестия и истины.
Прекрасны обширные познания, очарователен блестящий ум и талант, но всего этого недостаточно, нужно, чтобы сама наружность проповедника дышала добродетелью, даже святостью.

Проповеднику следует явиться на кафедру просто и скромно, обвести любящим взглядом своих слушателей и спокойно начать речь.
Если чего недостаёт нам, так это произношения – того сильного произношения, которое выделяет, как бы гравирует, отчеканивает каждую мысль, которое наполняет слух гармонией, а душу истиной, которое даёт проповеднику необычайно сильную жизненную силу, приводя в действование всю его нервную систему, всё его естество.
Голосовые силы – это неотёсанный камень; ударения в произношении – это резец художника, из камня, выделывающего чудное творение.
Нужно упражняться в том, чтобы хорошо сказать различные части проповеди, и те, которые выражают различные страсти, и те, которые излагают предмет, и те, которые доказывают его. Но взошедши на кафедру – забудьте всё это и всецело положитесь на Божье провидение.
Есть тон убеждения, тон угрозы, тон доброты, тон милосердия, тон правосудия Божия, тон просьбы и тон повелительный. Нужно, чтобы вы сделали себя очень гибким, чтобы просто «сломали» свой организм для того, чтобы усвоить и применять все эти тона.
Главное надо быть спокойным: увлекаться – обладая собою, и обладать собою – увлекаясь. Самое увлекательное красноречие то, которое говорит много в немногих словах и без шума. (26, ст.200)


14. ВЫВОДЫ.

Как было показано, современный человек с первых минут своей жизни входит в мир общения и коммуникации с себе подобными, но в то же самое время, он разделяется с Богом, дарующим ему эту земную жизнь, и сотворившего его бессмертную душу.
Грех прародителей изменил человеческую природу – она грешна, и по мере возрастания человека, заявляет о себе всё сильнее и громче.
Враг души человеческой постоянно стремиться обольстить человека, и предлагает ему различные удовольствия и развлечения, наполняет его жизнь суетой и внешним общением, часто греховным, чтобы увести его в сторону от истинного общения человека – общения со своим Творцом и Богом!
Но душа человека по природе своей «христианка», и она стремиться вернуть это потерянное общение – это сладостное упоение единения с Безначальным и Святым. Собственно говоря, вся жизнь человека – это стремление восстановить эту разорванную связь. Этот поиск происходит даже тогда, когда человек не осознаёт этого, а как-бы просто неудовлетворённый своим положением, пытается найти какой-либо выход для своей души.
Человек непросвещённый, в своих поисках выхода, часто попадает в ловушки дьявола, часто спотыкается и падает, а порой заходит в полный духовный тупик, не в силах самостоятельно найти то самое единение с Богом. Он остро нуждается в помощи для разрешения своих духовных и душевных нужд.
Проповедник, как раз и является тем человеком, который может, должен и обязан, помочь ищущей душе осуществить эту коммуникацию – это вечное и изначальное общение человека и Бога!
Но это трудная и ответственная, можно сказать глобальная задача, и чтобы её выполнить необходимо выполнение некоторых условий.
Во-первых, сам проповедник должен иметь тесную связь со своим Господом.
Во-вторых, его жизнь должна соответствовать его словам о благочестии и святости.
В-третьих, ему необходимо много знать и серьёзно готовиться к выполнению данной задачи.
В любой работе для того, чтобы её хорошо выполнить, нужны определённые знания и навыки, опыт и практика, тем более нам необходима серьёзная подготовка в таком деле, как провозглашение Евангелия для спасения погибающих грешников.
Сила проповедника в его слове и поэтому ему просто необходимо знать, как протекают различные психические, энергетические и физиологические процессы в сознании человека, который воспринимает определённую речь.
Полагаясь на благодать и помощь Божию, проповедник не должен пренебрегать использованием тех знаний о человеке, которые были собраны до него; активно использовать все способы воздействия на человека, чтобы пробудить его спящее сознание греховности, и вернуть его на узкий и тернистый путь, ведущий в жизнь вечную.
Серьёзная работа по составлению, улучшению и произнесению проповеди, является постоянной задачей проповедника. Только в небе, у ног Христа, он сможет узнать насколько ценными в глазах Божьих, были его проповеди. Ему не следует обольщаться «первыми успехами» - когда он видит кающиеся души, идущие к Богу по призыву его проповеди, ведь это не его заслуга.
Бог, богатый милостью, может и плохую проповедь употребить для Своей славы, но только при одном условии – если проповедник преисполнен любви к погибающим душам.

15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог всему, можно сказать следующее: сегодня на проповедника возложена огромная по важности и значимости задача – осуществить коммуникацию между Богом и человеком, между видимым миром и невидимым миром (духовным).
От того насколько он будет подготовлен к этой важной миссии, будет зависеть успех или неудача этого поручения.
Проповедник должен серьёзно рассматривать все аспекты, связанные с процессом произнесения речи, и активно использовать все технические приёмы произнесения, для улучшения свое речи.
Однако, самое основное, что он должен знать и помнить это то, что успех или неудача в его проповеди в первую очередь зависит от его личного общения с Богом, поэтому ему следует особое внимание уделять на внутреннее единение с Господом, молитвенную подготовку к произнесению проповеди.
В том случае, когда он будет в тесном контакте с Иисусом Христом, можно с уверенностью сказать, что его проповедь будет иметь успех, души людские почувствуют это, и откликнутся на призыв к покаянию и возвращения к Богу.

В данной работе были рассмотрены  вопросы коммуникации. Как они раскрыты - судить вам.
Хотелось бы пожелать другим исследователям вопросов коммуникации, более подробно остановиться на специфике общения церковного, его отличии и сходстве общения в группе, социуме.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы, – М: Издательство МГУ, 1990, 239 с.
2. Ажат М. Искусство говорить публично. Психофизиологическая теория красноречия. Рукопись 1900, 79 с.
3. Александренко Н.А. Пособие по гомилетике. Семь шагов к проповеди. Рукопись. Одесса ОБС, 1994, 87с.
4. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. – М: Знание, 1982, 84 с.
5. Березин Ф.М. Проблемы эффективности речевой коммуникации, – М: АН СССР, Институт научной информатики по общественным наукам, 219 с.
6. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение, – М: Знание, 1989, 219 с.
7. Бодалев А.А. Психология воздействия, - М: Академия педагогических наук СССР, 140 с.
8. Большая Советская Энциклопедия, - М: Издательство «Советская энциклопедия», 1973, т.12, 623 с.
9. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.т.25, - С-Петербург: Типо-литография И.А. Ефрона, 1898, 478 с.
10. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го издания 1889 г., - М: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991, 1370 с.
11. Галич А. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений извлечённая из немецкой библиотеки словесных наук, - С. Петербург, 1830, 195 с.
12. Горелов Н.И. Безмолвный знак мысли, - М: Молодая гвардия, 1991, 239с.
13. Гурвич С.С. Основы риторики, - Киев, 1988, 245 с.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого Велико-русского языка, т.3. Репринт 1881, - С-Петербург,- М: Русский язык, 1989, 779 с.
15. Дельвейт Д. Если вы хотите проповедовать, - М: Протестант, 1993, 119 с.
16. Евангелизационная проповедь. Institute of Evangelism Bill Graham Center. World Wide Publications, Minneapolis, Minnesota 55403, 1980, 169 с.
17. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации, - М: Наука, 1992, 155 с.
18. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений, - М: Политиздат, 1988, 316 с.
19. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично, -Новосибирск: Наука, 1990, 183 с.
20. Киселёва Л.А. Вопросы теории речевого воздействия, - Л: М.В. и Ср. Спец. Образования РСФСР, 1978, 159с.
21. Кондаков Н.И. Логический справочник, - М: Наука, 1975, 717 с.
22. Краткая философская энциклопедия, - М: Прогресс-энциклопедия, 1994, 576 с.
23. Кузнецова Т.И. Ораторское искусство в Древнем Риме, - М: Наука, 1976, 287 с.
24. Кукосян Г.  Вопросы психологии межличностного познания и общения, - Краснодар: Краснодарский Гос. Университет, Сборник научных трудов, 1985, 185 с.
25. Митрополит Макарий. Введение в православное богословие, - С-Петербург: Издание С-Петербургской Духовной Академии, 1852, 384 с.
26. Моллуа И. Опыт того как следует проповеднику говорить к народу, -Одесса: Типография П. Францова, 1879, 232 с.
27. Найденов Б.С. Выразительное чтение. Учебное пособие, -М: Просвещение, 1972,191 с.
28. Никольская С.Т. Техника речи, - М: Знание, 1978, 79 с.
29. Ножкин А. Мастерство устного выступления, - М: Политиздат, 1989, 254 с.
30. Олийнык Т. Римское красноречие 3-1 веков до н.э., - Киев, 1971, 210 с.
31. Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство, - Л: Министерство культуры РСФСР, Ленинградский Государственный институт театра музыки и кинематографа, 1976,157 с.
32. Покровский А. О красноречии у древних эллинов, 1908, 101 с.
33. Порфирьев И.Я. История русской словесности, - Казань: Университетская типография, 1886, 234 с.
34. Полный православный богословский энциклопедический словарь, т 2. Репринт, - М: Концерн Возрождение, 1992, 2463 с.
35. Побурова Г. Афоризмы и крылатые изречения об ораторском искусстве. Минск: В.Ш., 1977,66 с.
36. Проханов И.С. Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики, -М: ЗБК ВСЕХБ, 1989, 128 с.
37. Робинсон Х. Изложение проповеди, - Baker Book House, 1980, 172 с.
38. Симфония на Ветхий и Новый Завет, - М: Издание ВСЕХБ, Репринт 1938,1988, 1500 с.
39. Словарь Библейского Богословия, - Брюссель, - Издательство: Жизнь с Богом, 1974, 1287 мс.
40. Современный словарь иностранных слов, - М: Русский язык, 1993, 739 с.
41. Сопер П. Основы искусства речи, - М: Прогресс-академия, 1992, 450 с.
42. Сперджен Ч.Г. Добрые советы проповедникам Евангелия. Лекции в Духовной Семинарии, т.1, - М: Мос. Духовная семинария, 1908, 195 с.
43. Суслов И.П. Языковое общение: процессы и единицы, - Калининград: мин. В. И ср. Сп. Образования. Калининградский Государственный Университет, 1985, 191 с.
44. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении, - М: АН СССР, Институт психологии, Наука,1989, 184 с.
45. Философский словарь, - М: Политиздат, 1987, 588 с.
46. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения, - М: ВШ, 1989, 157 с.
47. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя, - М: Просвещение, 1991, 274 с.
48. Цеплитис Л.К. Теория публичной речи, - Рига, 1974, 119 с.
49. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве, - М: 1972, 453 с.
50. Чанышева З.З. Взаимодействие языковых и неязыковых факторов в процессе речевого взаимодействия, - Уфа: Мин. В. И Ср. Спец. Образования, 71 с.
51. Georg Batson. Expository preaching, 350 p.
52. John A. Broadus. On the preparation and delivery of Sermon, - New-York, 1944, 390 p.
53. Encyclopedia Britannica, INC,vol.6, William Benton, Publisher 1969, 996 p.
54. Chalter E Faw. A Guide to Biblical Preaching – Brodman Press, Nashville, Tennessee, 1962, 198 p.
55. Barbara and Timothy Friberg, Analytical Greek New Testament,- Baker Book House, Michigan, 1993, 854 p.
56. Lamar Frisell. Lectures by Homiletic, Odessa Theological Seminary, 1994, 68 p/
57. Walter C. Kaiser JR. Toward an Evangelical Theology, Biblical Exegesis for preaching and teaching,- Baker Book House, Grand Rapids Michigan, 1985, 268 p.
58. Gerhard Kittel Theological Dictionary of the New Testament, vol.3, - EERDMANS Publishing Company, 1965, 803 p.
59. Andrew Watterson. Expository preaching for today, - Abingdon Press New-York, 1952, 224 p.
60. Farris D. Whitesell. Variety in your preaching, - Fleming H. Revel Company, 1953, 217 p.