Природный талант

Владимир Мешков 2
 
      В нашем колхозе произошли изменения. В правлении вместо шестидесятилетней Марии Ивановны, которая возглавляла хозяйство во время войны и после неё, выбрали участника ВОВ Филиппа Спиридоновича Багаева. Серьёзный, но с юмором, он ценил эти качества и в других людях. Точно знал, где нужно потрудиться, а где можно и посмеяться, чтобы жизнь не была скучной и однообразной.
     Шёл 1952 год и начался второй год руководства Филиппа Спиридоновича в нашем колхозе. Дела шли неплохо. Дисциплина, которая страдала при прежнем председателе, наладилась, и колхоз стабильно увеличивал темпы в улучшении качественных и количественных показателей. Но с кадрами было плохо, везде не хватало людей. Моя мать работала уборщицей в конторе и по совместительству была посыльной. Это что-то вроде армейского адъютанта. В общем, мама при председателе была тем человеком, который выполнял его поручения. Мне было тогда одиннадцать лет. Однажды, забежав к маме на работу, я услышал, как председатель отсылает её за шесть километров отнести документ.
   - Вот была бы у меня лошадь, так я б мамке  помогал развозить всё, что надо, на дальние расстояния. 
    Услышав это, председатель позвал меня к себе, и к концу нашего разговора мне выделили из конюшни лошадь и я стал полноправным посыльным вместо своей матери. Теперь в конторе было только и слышно « Федя - туда, Федя - сюда». В общем, на своей работе я был востребован, как никто другой.
    В нашем колхозе в то время работал знаменитый чабан Исенбаев Темерек. Его портрет и заметки о нём нередко помещали в районной газете. И вот однажды Темерек пришёл к Филиппу Спиридоновичу с неожиданной просьбой.
- Товарищ председатель, помоги мне с лошадью. У меня сын женится, а по нашему обычаю на столе должна быть конина, так что выручай. Озадачив своей просьбой, он ушёл. В колхозе лишних лошадей не было, один лишь двадцатилетний Карик мог подойти для этих целей, да он ростом был не больше восьмидесяти сантиметров в холке, одним словом, чуть выше пони. Знаменитому чабану определить его на забой было неудобно. С одной мыслью, как помочь ему, председатель выехал на дальнее поле, чтобы посмотреть, когда люди закончат косовицу, и перебросить их на другое место. Выехав за околицу, Филипп Спиридонович увидел остановившейся табор цыган, хозяин которого распрягал кобылу, лоснящуюся от жира. Это привлекло председателя, и он подъехал к цыганам. Узнав, что перед ним хозяин колхоза, цыган сразу же стал просить, чтобы тот выписал ему поросёнка. Но у Филиппа Спиридоновича было своё в голове.
  - А что кобылка старая? – задал он вопрос цыгану.
  - Ты что, ей всего три года. Она ни разу ещё жеребёнка не приносила. Один у неё недостаток, она слепая.
  - А насчёт поросёнка я подумаю, – сказал председатель и уехал.
Обмозговав свой план, утром он отослал Фёдора к цыгану, чтоб тот пришёл к нему с лошадью.
  - Я вот подумал и решил тебе помочь. У тебя кобыла слепая, и я хочу заменить её своим конём, но сначала хочу проверить её на выносливость. Федька, ты сядь на кобылу и доскочи на ней до моста и обратно.
   Лошадь пришла и даже не вспотела, видно здоровья в ней было не меряно.
   - А теперь запряги её в телегу и сделай так, чтобы одно колесо не крутилось.
Лошадь тронулась, но явно почувствовала в этой езде дискомфорт.
   - А теперь, Федя, второе колесо застопори.
Лошадь с трудом сдвинула телегу, получилось как на санях летом и через пятьдесят метров у лошади закончились силы, она даже не обращала внимания на взмахи кнута. Лошадь тяжело дышала, уши, стоявшие торчком, опустились.
   - Да, цыган, лошадь твоя не только слепая, но и больная, у неё даже дыхалки нет. Её только конематкой держать, да это накладно, весь год кормить, а польза только один жеребёнок.
Цыгану в ответ сказать было нечего.
  - Федя, приведи Карика. Вот это конь, хоть малый рост, но сила как у ишака, такой груз прёт и не задыхается.
Привели Карика, у цыгана глаза на лоб полезли.
  - Что же это за конь? Через него можно перешагнуть!
  - Мал золотник, да дорог, – стоял на своем председатель. - Да не забывай, что впридачу ещё и поросёночек.
     Вот эта придача и сгубила цыгана. Федя через полчаса был на свиноферме, а через час состоялся бартер. Как только цыган увёл Карика, председатель тут же послал за Темереком.
   - У меня к тебе только одна просьба, Темерек. Как только доедешь, так сразу лошадь зарежь. Чует моё сердце – скандал будет, ты понял меня?
    Обрадованный  такому сюрпризу, Темерек безукоризненно выполнил просьбу председателя. А Филипп Спиридонович с нетерпением ждал новости  на следующее утро, и они появились. Не успел провести планёрку, как в дверь постучался цыган.
  - Здравствуй, председатель.
  - Здравствуй, тебе ещё что-то надо? – задал встречный вопрос, хотя догадывался о чем пойдет разговор.
  - Да нет, мне от тебя больше ничего не надо. Я привёл тебе Карика назад и принёс поросёнка. Председатель, давай снова поменяемся, а то надо мной весь табор смеётся. Запрягли твоего коня, а он с места   пустую телегу сдвинуть не может. Давай по-хорошему, верни мою кобылу.
  - Да я не знаю, цела она ещё или нет. Её сразу чабан купил, сыну на свадьбу. Федя, смотайся, узнай.
  - Товарищ председатель, а её уже зарезали, - доложил вернувшийся посыльный.
    Так пришлось цыгану ни с чем вернуться в табор. Чтобы обмануть цыгана, нужен большой талант, и небольшая афера впридачу. Филиппу Спиридоновичу хватало того и другого и он по полной пользовался этим  в  своей деятельности многие годы, а колхоз его всегда ходил в передовиках.