Не пора ли вспомнить о русчизне?

Хотислав Мелник
Домашняя диссертация любознательного обывателя

ПРЕДИСЛОВИЕ

             Знают ли уважаемые читатели, что такое «русчизна»? Думаю, что далеко не все, во всяком случае те, кто не знает белорусского, польского или литовского языков, кто не читал древние славяно-русские летописи.

     Для меня это слово было знакомо с детства по причинам моего рождения и проживания до совершеннолетия в белорусском Полесье, изучения литературного классического белорусского языка (языка Янки Купалы – Ивана Доминиковича Луцевича), местного уникального языка (языка полешуков юго-западных районов Брестской области), понимания польского и литературного классического малороссийского (языка Тараса Григорьевича Шевченко) языков.

    Словом «русчизна» обозначался язык, на котором говорили наши далекие предки, это язык древнейших летописей, сохранившийся в наибольшей его части в архаичном белорусском языке, в его полесских диалектах.

     В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится так называемый Слуцкий список Статута Великого княжества Литовского 1529 года, состоящий из 269 рукописных листов. На обороте 13 листа этого списка рукой поэта Яна Казимира Пашкевича в 1621 году написано его знаменитое стихотворение:

Полска квитне лациною,
Литва квитне русчизною.
Без той в Полсце не пребудзеш,
Без сей в Литве блазнем будзеш.
Той лацина езык дает,
Та без Руси не вытрвает.
Ведзь же юж Русь, иж тва хвала
По всем свете юж дойзрала.
Весели ж се ты, Русине,
Тва слава никгды не згине.

   На современном русском языке это стихотворение будет иметь следующий смысл: Польша цветет латиной, Литва цветет русчизной. Без той в Польше не пребудешь, без этой в Литве блазнем (неразумным/шутом/дурнем) будешь. Той латина язык дает, эта без Руси не сможет. Знай же, Русь, тебе хвала по всему свету распростерлась (дойзрала – дозрила, от слова зрить/видеть). Веселись же ты, Русин, твоя слава никогда не сгинет.

    Следовательно, даже в начале семнадцатого века у жителей Литвы (точнее Великого княжества Литовского) родным был язык, основу которого составляла русчизна. Основой же польского языка считался в те времена латинский язык.

   Когда же появилась русчизна и исчезла ли она безвозвратно?
 
      Почему поляков считают в настоящее время славянским народом, а литовцев нет?

     Почему многие годы, даже несколько столетий некоторые ученые люди и не очень пытаются разыскать только Русь изначальную, при этом совершенно не задаваясь вопросами об изначальных Германии, Польши, Болгарии и других государствах или племенах. Неужели о всех «изначальных» известно и только Русь или Россия остается некоей мифической страной, которой в действительности-то и не было?

     Слово «Россия» чаще всего отождествляется с русами – древними жителями Европы. Имеется ли в действительности связь между этими двумя словами?

     Любознательных читателей приглашаю в очередное путешествие в глубь тысячелетий. Однако, в этот раз путешествие будет необычное – мы с вами будем проводить некоторые «археологические раскопки» нашего языка.

    Измаил Иванович Срезневский (годы жизни: 1812-1880) в своем труде «Мысли об истории русского языка», Санкт-Петербург, 1850 г. (страница 20), написал: «Первые страницы нашей истории остаются ненаписанными. Они и останутся белыми до тех пор, пока не примет в этом участие филология. Она одна может написать их. Пусть она и не скажет ничего о лицах действующих, пусть обойдется в своем рассказе и без собственных имен; без всего этого она будет в состоянии рассказать многое и о многом. Она передаст быль первоначальной жизни народа, его нравов и обычаев, его внутренней связи и связей с другими народами – теми самыми словами, которые выражал ее сам народ – передаст тем вернее и подробнее, чем глубже проникнет в смысл языка, в его соотношении с народной жизнью, и проникнет тем глубже, чем большими средствами будет пользоваться при сравнении языков и наречий сродных».

     Мы живем в благодатное для изучения исторического материала время, доступ в архивы, библиотеки, в том числе в сети интернет, музеи и открытые для обозрения памятники прошедших времен могут позволить любознательному человеку изучить гораздо больший объем информации по интересующему его предмету, чем тот, который был доступен ученому даже в двадцатом веке.

    Я считаю несправедливым сокрытие исторической информации – всех древних манускриптов, предметов материальной культуры – от простого обывателя. Мы все являемся наследниками ушедших поколений и недопустимо с точки зрения разума и нравственности преднамеренно одним людям скрывать от других древние знания. Еще более безнравственно умышленно искажать историю человечества, преследуя далеко неблагородные цели некоего круга людей.

    Однако шила в мешке уже не утаить – слишком большое информационное пространство. И пока оно никем не перекрыто, попробуем разобраться, откуда все-таки «есть пошла…».

      ГЛАВА 1. В начале было Слово

      Как известно славянские народы имели на каком-то этапе своей истории один язык и скорее всего единую территорию проживания. Попробуем начать изучение истории нашего языка (на котором говорит население России) с самого начала, с того самого начала, когда появилось Слово.

      В Первой главе Евангелия от Иоанна мы можем прочесть: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете…».

     В нашем современном понимании «Слово» - это просто слово, то есть набор букв, который имеет определенное значение, смысл.

     До нас дошли две книги 1626 и 1653 годов под названием «Лексикон словеноросский» Памвы Берынды, изданные первый в Киеве (при жизни П. Берынды), второй в Кутеинском монастыре города Орши (Беларусь) уже после его смерти. Отсканированные в полном объеме обе книги можно прочесть онлайн на сайте Российской национальной библиотеки.

      П. Берында составил «лексикон» - толковый словарь «словеноросских» слов, которые уже в то время нужно было объяснять по причине утраты значений, выхода из употребления или заимствования из языков других народов.

      Так вот, П. Берында открывает нам множество значений «слова»:
Слово - это попечение, то есть печание, старание, повесть;

Слово - это мова (язык), взгляд, позор (от слова зрить/погляд), старание, обычай, звычай;

Слово - это личба (счет), сила, преможность (преодоление), розум (разум) и другие значения.

     Получается, что Бог передал человеку не только Слово в значении языка, но и повесть, обычай, силу и разум!

ГЛАВА 2. И был язык един

      Из многочисленных древних источников, в том числе из славяно-русских, белорусско-литовских летописей, мы можем узнать, что после Всемирного Потопа отец спасенного семейства Ной разделил землю между своими тремя сыновьями:

- Симу достался весь восток: Персия, Ватрь, протянувшаяся и до Индикии, в долготу и в ширину, и до Нирокерии, и от востока протянувшаяся до полудня (до юга), и Сирия, и Мидия, и Евфрат река, Вавилон, Кородуна, Асеряне (Ассирия), Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Индия, Аравия Сильная, Колни (Кулии), Комагини (Колгини), Финикия вся;

- Хаму была отведена вся полуденная (южная) часть: Египет, Эфиопия, прилежащая  ко Индом (Индии), и другая же Эфиопия, из нее же исходит река Эфиопскаа чръмна (чермная/красная), текущая на восток, Фива, Ливия, прилежащие и достающие до Кириния, Мармария, Сурити, Люва и другая, Нумидия, Масурия, Мавритания, против сущи (суши/земли) Гадире. Сущии (суша/земля) же к востоку имеет: Киликию, Памфилию, Писидию, Мосию, Лукаонию, Фригию, Камалию, Ликию, Карию, Лудию, Амасию другую, Троаду, Солиду, Вифунию, Старую Фригию, и острова: Сарданий (Сардиния), Крит, Кипр и реку Гион, зовущуюся Нил;

- Яфет/Афет во владение получил полунощныя (северные) страны и западные: Мидию, Алванию, Армении Малую и Великую, Каппадокию, Феврагони, Галатию, Колхысъ (Колхиду), Въспирии и Меоти (Меотиду), Деверию, Сарматию, Таврианию, Сисифию, Фрацы, Македонию, Далматию, Малоси, Фасалию, Локрию, Пелению, он же и Пелопонес называется, Аркадию, Ипиронию, Илуриик, Словению, Лухитию, Андриакию и Андриатинскую пучину (Адриатическое море). Имел же острова: Вретаниа (Британия), Сикилия (Сицилия), Евиюсъ, Радон (Родос), Хион, Лезвон, Кофирон, Закунф, Кефалинию, Афакинук, Керкеру и часть всех стран, нарицаемую Унией и реку Тигр, текущую между Мидией и Вавилоном до Поньтьскаго (Черного) моря на полунощные (северные) страны, Дунай, Днепр, и Какасийские горы, зовущиеся также Угорские, и оттуда до Днепра и прочих рек: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая идет на восток в часть Симову. В Афетовой же части сидят Русь, Чюдь и все языци (народы): Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочьскаа Чюдь, Пермь, Печера, Емь, угра, Литва, Зимьгола, Корсь, Ситгола, Любь, Ляхове же и Прусь и Чюдь приседят к морю Вяряжскому. По сему морю сидят Варязи, семо к востоку до предела Симова. По тому же морю сидят к западу до земли Агляньскыи  (Английской) и до Волошской, так как Афетово колено и Варязи, Севеи, Нирмани, Гти, Русь, Агляне, Галичане, Ляхове, Волоси, Римляне, Н;мци, Корлязи, Венедици, Фрязи и прочие, эти же приседят от запада к полунощию (северу) и соседят с племенем Хамовым.

      Сим, Хам и Афет/Яфет разделив землю и жребий метавши, не преступать никому же в жребий (здесь: удел) брата, жили каждый в своей части, и был язык един.

     Если внимательно проследить по древним, а затем по современным географическим картам описанные владения братьев, то можно узнать, что граница между владениями Хама и Яфета шла по Средиземному и Черному морям. Острова Сардиния, Крит и Кипр, Малая Азия, весь север Африки, полуостров Сомали (Эфиопия) и Синайский полуостров (вторая Эфиопия) принадлежали Хаму.

     Граница владений Хама и Сима шла по Красному морю, реке Иордан (Эфиопская красная), реке Евфрат. Симу принадлежали Аравийский полуостров, Персия с прилегающими странами, Индия, вся Сибирь до реки Лены и озера Байкал. В границы Симовы не входили территории Дальнего Востока, Забайкалья, Монголии, Китая, Тибета и Индокитая с прилегающими островами. Индикией или Хиндустаном называлась территория Дальнего Востока и Забайкалья до современных Монголии и Китая, которые в свою очередь считались Средней Индией.

     Яфету принадлежала вся территория Европы с прилежащими островами: от Средиземного моря (кроме островов Сардиния, Крит и Кипр) до Северного Ледовитого океана. Граница с Симовым уделом проходила по границе между континентами Европой и Азией, от Каспийского моря по рекам Урал, Тобол, Иртыш, Обь до Северного Ледовитого океана.

     Территории Дальнего Востока, Забайкалья, Монголии, Китая, Тибета и Индокитая с прилегающими островами оставил себе во владение ремесленник/кузнец/коваль/каве (Ной). Об этом событии можно узнать из бурятских, алтайских, монгольских сказаний, из знаменитой «Шахнаме» великого Фирдоуси.

      Более подробно о расселении народов в допотопные и послепотопные времена я рассказал в моем произведении «Латырь-Камень Бел-Горюч… сказка?». В настоящем же исследовании мы обратим внимание на места проживания после великого потопа племен: Яфета/Афета/Апхета - земледельца, Сима/Сина/Синда – скотовода, Хама/Сама/Тора/Тура/Артура – воина, Ноя/Кара/Мана – ремесленника/кузнеца.

      Подведем итог: примерно 12,5 тысяч лет назад (по современным датировкам всемирного потопа) земледельцы заняли всю Европу, скотоводы – Сибирь, Среднюю Азию, ремесленники/кузнецы – Дальний Восток. Воины заселили север Африки с островами Сардиния, Крит и Кипр, и Малую Азию.

     Конечно, Северная Америка тоже была заселена: восточная часть со стороны Атлантического океана – воинами Хама, а западная со стороны Тихого океана – ремесленниками Ноя.

     Летописи говорят, что язык у всех народов сначала был единый. Возникает вопрос – какой? Дошла ли до нас основа этого единого языка? И если дошла, то какой язык ее хранит в большей степени?
   
***
      Великий индийский ученый Локаманья Бал Гангадхар Тилак (1856-1920), происходивший из рода брахманов, с раннего детства изучавший древнейшие индийские сказания, в том числе Веды, Авесту, пришел к выводу о том, что созданы эти сказания были людьми, проживавшими на территории, не южнее 60 градуса северной широты, называемыми в Индии арьями, пришедшими на территорию современной Индии двумя миграционными потоками: первый - не менее двадцати тысяч лет назад, второй - не менее пяти тысяч лет назад.

      Сохранившийся в Индии древнейший язык - «ведический санскрит» - имеет основу общую с европейскими языками. В большей степени по единству этой общей языковой основы и было введено понятие «индоевропейцы».

     Так называемая Великопольская хроника - незаконченная летопись польской истории, написанная неизвестным летописцем во времена правления Перемышля II, то есть до 1296 года (в переводе на современный русский язык можно прочесть в издании ВЕЛИКАЯ ХРОНИКА О ПОЛЬШЕ, РУСИ И ИХ СОСЕДЯХ XI-XIII вв. CHRONICA POLONIAE MAIORIS, под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.Л. Янина, Издательство Московского университета, 1987), сообщает, что «Хотя историки лехитов, которые теперь называются поляками (Poloni) от названия Северного полюса или иначе полянами (Роlani) от крепости Полань, расположенной в границах поморян, над которой они властвовали, благодаря свидетельству письменных известий описали достаточно полно и достоверно передали вечной памяти потомков происхождение королей и князей польских и их деяния и достойные удивления смелые подвиги, в особенности [это сделал] досточтимый отец Винцентий, некогда епископ краковский, и другие, однако, поскольку они в своих трудах упоминают некоторых князей Великой Польши (Maioris Polonie), преимущественно короля Пшемыслава, короля этой земли, а последовательность его генеалогии, по-видимому, опускают, необходимо перечислить его родоначальников и назвать поименно прародителей его и других князей и правителей обширнейшего королевства поляков (Polonie), или лехитов, и обозначить земли.» Поскольку поляков называют также и лехитами, следует узнать, почему их называют этим именем.

     В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов, «Пан» (Pan) же, согласно толкованию греков и славян, это тот, кто всем владеет…

     Эти паннонцы, названные так от «Пан», как говорят, ведут свое происхождение от Яна, потомка Яфета. Из них первым, как утверждают, был этот могучий Нимрод, который впервые стал покорять людей, братьев своих и подчинять своему господству. Итак, от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов…».

    Легенда о Лехе, Русе и Чехе дошла до нас на латыни в так называемой Польско-венгерской хронике, датированной историками 1222 годом.

     Хроника рассказывает о путешествии трех славянских князей: Чеха, Леха и Руса, которые пришли из района бывшей Хорватии - славянского государства Karantania. Князья пошли на север, в Великую Моравию, затем ими были созданы новые славянские государства: Чехия, Польша и Русь.

    Эта же легенда записана в Хронике Далимила 14 века на чешском языке.

   В городе Цешин (в чешском варианте – Тешин) в Силезии тоже есть аналогичная легенда о Чехе, Лехе и Русе. Основателями города Цешин считаются братья Болько, Лешко и Цешко.

    Обратим внимание, что в 13 веке у ученых не было сомнения в том, что «полони/полане» имели первым местом жительства землю у Северного полюса (полюс – полане), а после великого потопа их потомок Пан пришел на территорию Европы и занял территорию, которая по его имени стала называться Паннонией.

     Пан, по мнению автора Великопольской хроники, был потомком Яна, а тот в свою очередь вел родословную от Яфета. Попробуем разобраться, было ли родство Пана по прямой нисходящей линии с Яфетом и когда Пан пришел в Европу?

     Иеромонах Феодосий Софонович, игумен монастыря Михайловского Золотоверхого Киевского в «Кройнике з летописцов стародавних, з святого Нестора Печерского Киевского, а также з кройник полских о Русии, отколь Русь почалася, и о первых князех руских, по них далших наступуючих князех, и о их делах собраная» сообщает, что русский народ от Ияфета, сына Ноева, ведет свое поколение, и от его сына Мосоха, от которого первые  мосохами или мосхами назывались, так как после потопа, когда разделил Господь Бог языки (народы) в столпотворении (в строительстве столпа - Вавилонской башни), разошлись по всему свету сынов Ноевых потомки: Симовы, отдельно Хамовы, отдельно поселились Иафетовы потомки. Им Бог дал языком славесным говорить. Пошли они по отдельности и широко, рассеялись в полночных (северных) краях, в восточных, полуденных (южных), и к западу расселились начиная от Каппадоцких стран и царств Колхинских (Колхида), около Черного моря и около рек: Дуная, Аки (Оки), Волги, Хамы, Днепра, Богу (Буга), Десны, Днестра, Дуная, аж до Двины и Немана, на всех берегах и землях осели. Впоследствии аж до Ледоватого (Северного Ледовитого океана) и Балтийского моря, которое Варажским Рус называет. Силу и власть словеского языка расширили с благословением Ноевым, имя сына его Иафета в том расширении своем выразив, так как Иафет толкуется «расширение, распространение». Поэтому потом россиянами и земля их Россия от широкого их по свету рассеяния назвалась. Словенами называться стали, говорят, от Словенного моря или от славы и от славных своих в свитязьстве (победах) дел рыцарских, которые во всем свете славными были и не так в скарбе (здесь: в богатстве), как в славе кахалися (в смысле «слава их любила»). Для того князьям своим и их потомкам, особенно русским, славянам и имена, соединенные со славою давали: Святослав, Всеслав, Вышеслав, Станислав, Ярослав, Доброслав, Изяслав, Премыслав, Вячеслав, Мечислав, Мстислав, Судислав, Владислав, Болеслав и проч. Также и княгиням своим давали: Збыслава, Предислава и проч. Воевали знатно и славно против греческих царей и против римских кесарей и свитязьство славное удерживали славным. Воевали перед пришествием Христовым с Митродатом (Митридатом), славным царем, за сто и восемьдесят лет.

     Обратим внимание, иеромонах Феодосий Софонович сообщает нам, что название земли потомков Яфета – Россия. Это слово образовано не от имени Руса, а от имени самого Яфета.

    Свою версию о происхождении названия «Россия» сообщает нам анонимный автор Великопольской хроники: «…У славян существует большое разнообразие в языках и в то же время они понимают друг друга, хотя в некоторых словах и в их произношении существуют, по-видимому, кое-какие различия. Языки эти берут начало от одного отца Слава, откуда и славяне (Slavs). Они и до сих пор не перестают пользоваться этим именем, например: Томислав, Станислав, Янислав, Венцеслав и др. Утверждают, что от этого же Слава произошел Нимрод. Нимрод по-славянски означает «Немежа» (Nemerza), что и понимается по-славянски как «не мир» (nоn pax) или «не измеряющий мира» (nоn mеnsurans pacem), от которого началось среди людей рабство, в то время как прежде у всех была незыблемая свобода. Сперва он безрассудно пытался подчинить своей власти своих братьев; дерзость его безрассудства навлекла закон рабства не только на его братьев из рода славян, но также и на весь мир. Исходя из вышесказанного, можно назвать четыре государства славян, а именно паннонцев, лехитов, русских и чехов или богемцев. И, так как впоследствии «появилось много других государств и королевств славянского народа (Slavonice nacionis), достойным является сообщить их имена и объяснить их. Королевство булгар ведет свое название от реки Булга (Bulga). Таким же образом королевство Расция идет от «рац» (Racz), что означает след многих коней, собранных в одно войско. Ведь отсюда славяне множество всадников называют «раци».

     Великопольская хроника также сообщает нам, что «королевство Расция» получило свое название не от имени Руса.

    В так называемом Хронографе 1679 года (Полное собрание русских летописей, том 31, 1977 г.) имеется «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», которое сообщает, что в лето от сотворения мира 2244 (5508 – 2244 = 3264 г. до н.э.), во второе же лето после потопа, по благословению Ноя праотца разделилась вся вселенная на три части трем сыновьям его: Симу, Хаму и Афету…

    Через малое время правнуки Афета: Скиф и Зардан отлучились от братьев своих и от рода своего, от западных стран, пришли в полуденные страны и поселились в Ексинопонте, жили там много лет, от них родились сыновья и внуки. Умножившись они стали прозываться по имени прадеда своего Скифа - Скифия Великая. И была между ними распря и междоусобица, и крамолы много, и тесноты ради места. У правящего же тогда князя было пять сыновей, им имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер.

    Из этого сказания следует, что Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер были потомками Скифа, который был правнуком Яфета.

     Кем же приходился Яфету Пан?

    Великопольская хроника нам сообщает: «… славяне и тевтонцы, как говорят, происходили от двух братьев — Яна и Куса, потомков Яфета, согласно сообщению Исидора в первой книге «Этимологии» и Мартина в «Хронике Римской». Именно они описывают Германию, [пользуясь назва-ниями] рек, как например Дунай, Рейн, Висла или Вандал, Одра или Гуттал и Эльба, или Лаба, обозначая при помощи этих больших рек [местность] от их устья до их впадения. Рейн и Дунай — это большие реки тевтонцев, Вандал же, Одра и Эльба — это реки Польского и Чешского королевств. Некогда они поселились вокруг этих трех последних рек, а также в областях, к ним примыкающих, и владеют ими вплоть до Северного моря, хотя саксы, оставив свои очень небольшие земли и деревни своего народа, переселились на обширную землю славян и среди них обрели себе постоянные жилища. Всем этим славянским народам, за исключением только Паннонии, но совместно с Каринтией, жители которой называются керуханами от «корыта» (coritha), что истолковывается как «каналы», [народы] всегда подчиненные власти лехитов, платили подати вплоть до времен короля Казимира Монаха. В его время, прежде чем по повелению господина папы он ушел из монастыря в Клюни, где находился в послушании, многие народы, выйдя из повиновения лехитам, перестали выплачивать им обычные подати.

     А вот и иное истолкование слова «германцы». Говорят, что оно происходит от [слова] «german», когда один с другим связан узами братства. Ведь «germo» есть какое-то приспособление, в котором два вола, соединенные вместе, тащат плуг или повозку. Так и тевтонцы, имея соседние королевства со славянами, постоянно общаются с ними, и нет в мире других народов столь близких и дружественных, чем славяне и тевтонцы. Таким образом, латинянами они были названы «ducz» — отсюда тевтонцы и «Slaws» — отсюда славяне, то есть родные братья…».

     В любом случае славяне и тевтонцы были потомками Яфета, его детей Яна и Куса, то есть земледельцами.

     Языки же берут начало от одного отца Слава, который был еще до появления в Европе Пана и соответственно, его детей Леха, Руса и Чеха.

ГЛАВА 3. Гуторка о Бае

     Великий русский ученый Евдоким Романович Романов (годы жизни: 1855-1922) получил от редактора газеты «Витебские Губернские Ведомости» В.С. Сафонова записанную в 1829 году от белорусского гуторника (сказителя) Филиппа Смурого гуторку (сказание) о Бае. Запись гуторки выполнил некий господин Маркс, который проживал в 20-40 годах 19 века в городе Витебске, а затем уехал в город Енисейск и оттуда выслал это сказание в редакцию витебской газеты.

     Мной проведен «розыск» господина Маркса, уехавшего в город Енисейск.

     Оказалось, что это Максымильян (Максимилиан) Осипович Маркс, арестованный в 1866 году по делу Дмитрия Каракозова (покушение на императора Александра II), приговоренный к лишению всех прав и ссылке на поселение в Сибирь. В декабре 1868 года прибыл на поселение в Енисейск как бывший преподаватель географии московской и смоленской гимназий. Максымильян Маркс окончил Витебскую гимназию в 1834 году, затем учился в Московском университете, который не закончил из-за болезни.

     М.О. Маркс являлся известным этнографом, метеорологом. За вклад в науку был награжден золотой медалью Русского географического общества.
 
   Как сообщает Дмитрий Олегович Виноходов в своей работе «Этногенетический миф белорусов», оригинал письма Маркса с текстом гуторки Смурого о Бае в 1933 году еще хранился в Белорусском музее им. И. Луцкевича в Вильне (современном Вильнюсе, Литва), но дальнейшая судьба письма пока не известна.

       Гуторку о Бае сам Е.Р.Романов посчитал псевдонародным сказанием, поскольку сведений о князе Бае в истории не было, да и сейчас нет. Но гуторка удивила его множеством белорусских фамилий, которые существовали в действительности, и он включил ее в свой Белорусский сборник, сказки космогонические и культурные, четвертый выпуск, Витебск, 1891 год, под номером 33 на 174 странице.

      Прочтите, уважаемый читатель, историю о князе Бае. Привожу ее полный текст в собственном переводе с белорусского языка:

     «Давно некогда жил князь Бай, в Краснополье, недалеко от того места, где стоит теперь Дрисса. Дриссы этой тогда еще не было. С того времени остались только копцы – Ставры и Гавры, и девки и теперь туда бегают песни петь! (Относится к 1829 году – пояснения Е.Р.Романова).

     Ставра и Гавра – это были собаки Бая. Они брали и волка серого, и медведя косолапого, и лося рогатого, и вепря зубатого. И князь с ними гулял по густым лесам, по темным борам, - ездил от княгини к княгине. А княгинь у него было пять-шесть: и каждая сидела в своей пасеке. Он, как подхватит где себе княгиню, так построит ей пасеку, даст парубков, служанок, - она и живет там, как в раю. Ну, он так к ним и ездил, от одной к другой.

     И хорошая жизнь тогда всем была. Не было тогда ни исправников, ни становых, ни рандарей, ни панов в красных чоботах, ни экономов, ни войтов. Ведали люди только князя да дружину.

     Ну, так самою первою княгиней у Бая была Вольга – дочка дружинника княжеского. Взял он ее от отца вместе со Ставрою и Гаврою. От нее родился у него сын Бойко, старший за всех, да девки три или четыре.

     Другая княгиня была Рогнеда с Полоцка. У этой, что стук, так детюк. И родила она ему шесть сынов и седьмую девку. Сыны ее вот какие: Варган, Зарянка, Нырка, Обловух, Самища и Юрла.

     Третья княгиня была Красуля из Смоленска. Она родила Цюру и Мотуза.

     Четвертая была Ода из Киева. От нее родились: Бажень, Дзявуля, Лапа и Таранчук.

     Пятая княгиня была Доня, что раньше была служанкой у Красули. От нее родились: Гадюк, Жаба, Кавурка и Ревун.

    А тогда, как Вольга померла, Бай взял себе шестую жену – Альду из Литвы. Она родила ему Хорощу и Чижа и умерла после родов. С сестрой ее Лилей Бай прижил еще одного сына Пацюка, уже двадцатого.

     И вот от этих самых детей Баевых и разросся наш народ по всей нашей земле.

     У Бойки, Вольгиного сына, был Гацук, у Гацука Караська, у Караськи Трасила, у Трасилы Гусак и Пластун. От Гусака пошли Гущи, Плишки и Кисели. У Пластуна ж был Вовк, у Вовка -  Колышка, у Колышки Сяврук, у Сяврука Люрка и Глинка. У Люрки был Ворошило, у Ворошилы Повзик, у Повзика Сивоха, у Сивохи Кошка, у Кошки Симашка, у Симашки Омелька. У а Глинки был Гласка, у Гласки Хрыпка, у Хрыпки Петрища, у Петрищи Виюк. Всего от Бойки пошло двадцать четыре рода, старших.

     У Варгана Рогнединого сына, был сын Пестун, а у Пестуна Бурак, у Бурака Репка, у Репки Лесовик, у Лесовика Вьюн, у Вьюна Скирла и Снитка. Скирла пошел к волохам, а у Снитки родился Барсук, у Барсука Сопоцька, у Сопоцьки Липка, у Липки Грачиха, у Грачихи Бульба и Володзька. Бульба отошел за Киев по Днепру, а у Володзьки родился Бык, у Быка Белоха, у Белохи Петух, у Петуха Осинка, у Осинки Ступка.

     От Заранки пошли Таратутки. У одного Таратутки родился Огрызка, у Огрызки Клоп, у Клопа Гурка, у Гурки Лускина, у Лускины Полетуха, у Полетухи Выдра, у Выдры Крот, у Крота Сопелька, у Сопельки Зязюля, у Зязюли Блошка, у Блошки Бледуха и Бурачок, у Бледухи Свистун, у Свистуна Рабинка, у Рабинки Силивурка, у Силивурки Скрыпочка и Сучок. У Скрыпочки был Швед, Цяцера, Толочка и Шмурла, а у Сучка Чуйка, у Чуйки Висловух, у Висловуха Дудка, у Дудки Таптала и Крамзель. Туптала пошел к Киеву, а Крамзель имел сына Смоляка. У Бурачка, Бледухиного брата, был сын Шишка, а у Шишки Журка, у Журки Мякиш, у Мякиша Обух, у Обуха Краска и Кулик. У Краски был Лещ, у Леща Рыбка, у Рыбки Топорик, у Топорика Рында. От Кулика же пошли Пущи, и Курочки.

     От третьего сына Рогнединого Нырки пошли Дроздики, Сверкуны, Селезни, Прусы, Сосны и Гладыши.

     От четвертого Обловуха пошли Жулеи, Князьки, Корки, Крупени и Дульки.

     У пятого сына Самищи родились Миска и Лось. Миска отошел за Межу (реку), в Москву, а у Лося родился Сермяжка, у Сермяжки Кулак.

     У шестого сына Юрлы родился Пест, у Песта Пискун, у Пискуна Пражень, у Пражня Сумка и Сапун. Сумка отделился в Москву, а от Сапуна пошли Смурые.

     От Красулиного сына Цюры пошли Шкурки, Короваи и Сипки.

     А от Одиного сына, от Лапы пошли Дубовики и Бычки.

   От первого сына Дони Гадюка родился Ласица, от другого Жабки – Мышка, а от Мышки Оношка, от Оношки Лисичка, от Лисички Комар, Куна. От третьего сына Дони Кавурки родились Викула и Вирла. От четвертого Ревуна родился Дзядуля, от Дзядули Родзянка, от Родзянки Калинка и Оборка. Калинка отошел к Ляхам, а от Оборки пошли Торчилы.

     От Альдиного сына Хорощи пошли Рылы, Звяги, Сипайлы и Стрехи. От другого Чижа – Жмурки. У одного Жмурки родились Вовчок, Рык и Лучина. Рык пошел по Двине к латышам, а Лучина зашел еще дальше – к словенцам.

     Лилин сын Пацюк имел себе сына Сторожку, а Сторожка Хохлюка, Хохлюк Жука, Жук Войцеха, Войцех Крыську, Крыська Костюка и Орлюка. От Костюка пошли Пятки и Кулаги, а от Орлюка Жабы и Рабки. От Жабов вышли Кишки.

     Всего родов наших сто шестьдесят. Восемь пошли искать счастья в белом свете, по Двине, за Днепром, да за Межой, а те все и теперь живут тут, пашут и скородят (возделывают/обрабатывают) земельку».

    Е.Р.Романов сделал приписку: «Считаем не лишним добавить, что упоминаемые здесь фамилии встречаются и в настоящее время во всех слоях белорусского народа».

      Я думаю, уважаемые читатели обнаружили множество знакомых фамилий и поняли их происхождение. В настоящее время сохранилось множество фамилий, образованных от этих первых: Куликовы, Пущины, Селезневы, Чижовы, Звягинцевы, Рыковы, Жуковы и прочие.

     Если фамилии в наличии есть, то возникает вопрос: когда же, в какие времена жил их прародитель Бай?

     В гуторке упоминаются внуки Бая – Швед и Прус. Получается, что до детей князя Бая шведов и прусов еще не было?!

     Имя «Бай» образовано от слова «баять» - рассказывать, петь. Краснобай – это красиво говорящий человек.

    Обратим же внимание на описание рода занятий Бая, его атрибуты и место жительства.

      Бросается в глаза особенность: вошедшие в историю две собаки – Ставра и Гавра. Род занятий Бая – охота. Бай строил своим женам «пасеки» (от слова «посечь» - вырубить лес, кустарник), то есть построил для своих жен города, которые периодически посещал. Сам Бай проживал в районе реки Дрисса, там, где в 19 веке был город с таким названием.

     Обратимся к старинным, а затем к современным географическим картам.

    Имена собак «Ставра» и «Гавра» действительно можно обнаружить в названиях населенных пунктов и местностей: деревня Ставры в Оршанском районе Витебской области Беларуси; Гавранец, Велка Гавранья (Великая Гавранья) и Гавранцова долина в Словакии.

     Ставра и Гавра тоже были?!

     А.К.Киркор в третьем томе альманаха «Живописная Россия» за 1882 год (часть вторая «Белорусское Полесье») на странице 246 сообщает, что он посетил в Галицкой Подолии при реке Серет в Монастырке «изсеченное в скале» языческое капище, «в котором находились две колоссальные фигуры собак, к сожалению, недавно истребленные».  Что это было – святилище Бая? К сожалению, следы пребывания Бая методично уничтожались на протяжении последних трех сотен лет.

      Монастырок – это село в Борщевском районе Тернопольской области Украины, в шести километрах от села Бильче-Золотое. При советской власти Монастырок назывался Межгорьем.

     Здесь, на берегу реки Серет находится пещерный храм, покрытый большим скальным навесом, под который в 19 веке были установлены каменные опоры (после уничтожения изваяний двух гигантских собак?).          Часть пещерного храма закрыта в настоящее время.
 
        М.А.Дмитриев в Памятной книжке Гродненской губернии на 1869 год на странице 80 описывает сохранившийся во всяком случае до семидесятых годов 19 века древнейший обычай белорусского народа, в частности проживающего в Дисненском уезде, под названием «Стаурусские дзяды» (Ставрусские деды) или «Семка».

      Вот как описывает этот обычай, который проводился весной в субботу перед «Сошествием Святого Духа» господин Дмитриев:

      «Название дедов Стаурусские или Стауроусские взято из бессознательно сохранившегося в некоторых местах Дисненского уезда торжественного воззвания перед началом ужина. Старик или отец семейства спустившись со скамейки так, чтобы лицо его было в уровень с кушаньями, говорит: стауры, гауры приходите к нам! Недалеко от города Дриссы, во времена языческие, говорят, жил и господствовал значительным пространством на Двинских берегах какой-то славный богатырь, князь Бай или Буй. Он имел две собаки большой породы, из коих одна называлась Стауры, а другая Гауры. Эти собаки были очень сильны и смышлены; никакой зверь не мог бороться с ними; они неоднократно спасали своего господина и заблудившего на охоте выводили из лесу. Князь велел подвластному народу отдавать им честь, как первым и искреннейшим защитникам своим. И когда они погибли, то он ежегодно давал пиршество своему народу на том месте, где были зарыты его друзья – собаки. Пиршество и гулянье продолжалось за полночь, и когда все расходились, то остатки кушаньев, кости бросали в огонь, призывая мнимые души погибших собак: Стауры, Гауры».

   Быть может, местом погребения собак и была пещера возле села Монастырок, где в конце 19 века еще можно было видеть их огромные каменные изваяния?
      
     Река Дрисса на территории Беларуси есть, город Дрисса – это современный Верхнедвинск в Полоцком районе Беларуси, который до 1962 года назывался Дрисса.

     Города и населенные пункты, образованные от имен жен Бая тоже есть: древнейший город Рагнета, упоминаемый в летописях, это современный город Неман в Калининградской области, где сохранилась крепость Рагнит на Немане.

     Деревня Красуля есть в Круглянском районе Могилевской области Беларуси. Однако, населенных пунктов с таким названием, а также рек достаточно много на территории России и Украины. Населенных пунктов и водных объектов, названия которых образованы от различных вариантов имени Вольга/Ольга тоже много.

     Но, Рагнета! Тильжу и Рагнету «посещали» новгородцы в летописные времена. Потомок императора Августа Палемон со своими рыцарями «приплыл» в эти места в семидесятые годы начала первого тысячелетия нашей эры, спасаясь от Неронова гнева. Это значит, что в начале первого тысячелетия город, построенный Баем для Рагнеды уже был!

     Следовательно, бесследно в истории Бай не мог исчезнуть! Он мог упоминаться под различными вариантами имен, сходными по звучанию или значению с именем Бай.

     Чтобы идентифицировать Бая, необходимо провести исследование по сказаниям народов, проживающих на территории как минимум, Европы. Провести анализ символики и атрибутов древних правителей или так называемых богов. В этом случае мы, возможно, найдем нашего Бая.

     Учитывая, что ранее мной было проведено огромное многолетнее исследование древних текстов при написании первой домашней диссертации «Латырь-Камень Бел-Горюч … сказка …? При изучении сказания о Бае мне сразу бросилась в глаза информация о том, что Бай был охотник, что у него были две собаки, что у него было несколько жен, имя его начиналось на букву «Б» и первым сыном его был Бойко.

      Такие атрибуты были у финского Воота, которого считают Волопасом!

    Если посмотреть на средневековое изображение созвездия Волопас, то можно увидеть полуобнаженного охотника с белокурыми волосами, который держит в одной руке дубину, а второй сдерживает двух собак!

     Каким же значимым должен был быть Воот/Волопас, чтобы его как Персея и других героев вознесли на небо!?

      Обратимся к древнегреческим мифам о Волопасе.

     В образе Волопаса древние философы видели Аркаса или Аркада - сына Зевса и Каллисто. У него был родной брат Пан. Воспитывал Аркаса царь Аркадии Ликаон, приходившийся Аркасу дедом. Спутниками Аркаса были его псы – Астерион и Чара. Аркас привязывал своих волов к полярной оси, чем поддерживал небеса в постоянном вращении.

    Артемида по наущению Геры застрелила Каллисто как дикого зверя (медведицу) из лука. Зевс отправил Аркаса и его мать Каллисто на небо в виде созвездий Волопаса и Медведицы.

    Упоминаемый ранее Пан, который по Великопольской хронике приходился отцом Леху, Русу и Чеху, был родным братом Воота/Волопаса/ Аркада!

     Если Пан поселился в Паннонии (территория по отношению к нашей земле – за Дунаем и Вислой, то возникает вопрос, где поселился Воот/Волопас, пришедший из Аркадии во времена царя Ликаона?

    Ликаон по свидетельству древнегреческих философов являлся сыном Пеласга, первого царя Аркадии. Пеласг считался коренным жителем Аркадии, которые по его имени ранее назывались пеласгами. Его сыном был Никтим, который считается отцом Аркада. Во времена Никтима произошел так называемый девкалионов потоп – всемирный потоп во время правления царя Фтиотиды в Фессалии Девкалиона.

     Следовательно, Пан и Аркад/Воот-Волопас пришли на территорию Европы   после всемирного потопа, то есть не ранее 12,5 тысяч лет назад.

    Вел свою родословную Воот/Волопас/Аркад от допотопного рода аркадцев, первым царем которых был Пеласг.

    Обратимся опять к Великопольской хронике, которая сообщает, что отцом Пана был Пикус или Кус, потомком которого считается знаменитый Нимрод. Слово «Нимрод», как пояснил автор хроники, означает «не измеряющий мира» (nоn mеnsurans pacem), от которого началось среди людей рабство, в то время как прежде у всех была незыблемая свобода.

      Очень интересную информацию я нашел у Хоpeнaци Мовcecа (родился около 410 и умер в 490 годах нашей эры или в начале VI века), в его труде «История Армении». С этим трудом можно ознакомиться в свободном доступе в интернете. (Перевод с древнеармянского языка, введение и примечания Гагика Саркисяна. Сканирование и электронная редакция Врежа Атабекяна. (Издательство: Ер., «Айастан», 1990).

      В главе 7 под названием «Краткое сообщение о том, что тот, кого язычники именуют Белом, согласно Божественному Писанию действительно является Небротом» Хоренаци Мовсес сообщает:
    «О Беле, современником которого был предок наш Хайк, повествуют многие и многообразно. Я же говорю, что носящий имя Кроноса и Бела — это Неброт, как сходно с Моисеем перечисляют египтяне — Гефест, Солнце, Кронос, то есть Хам, Хуш, Неброт, — опуская Местраима. Ибо они говорят, что первым человеком и изобретателем огня у них был Гефест. Почему же он — изобретатель огня или Прометей — похититель огня у богов, даровавший его людям, что является иносказанием, — к порядку нашего повествования не относится. При этом и очередность египетских династий, и сумма лет от династии пастухов до Гефеста сходятся с тем, что отмечается у иудеев от времени Иосифа и до Сима, Хама и Иафета…».

     Хоренаци Мовсес описывает битву Титанида Бела и Хайка, в результате которой Бел погибает от стрелы Хайка, а также описывает атрибуты Бела: «На Беле же был железный, с блестящими привесками, головной убор, медные пластины на спине и на груди, броня на икрах (ног) и на руках; чресла — опоясанные, слева — обоюдоострый меч, в правой руке — копье невероятной длины, в левой — щит».

     Я полагаю, что знаменитый автор «Истории Армении» и великий ученый Хоренаци Мовсес не ошибался, он обоснованно пришел к выводу: Бел - это Неброт/Нимрод, сын Хуша/Куша/Куса/Пикуса, который вел свою родословную от Хама.

     Следовательно, Нимрод – это прозвище, а не собственное имя.      Собственное имя этого персонажа было «Бел»!

   Эта история удивительным образом совпадает с историей Бальдера и Хёдера, рассказанной Саксоном Грамматиком, летописцем 12 века, в его   знаменитом труде «Деяния данов».

     Надо отдать должное как уважаемому Саксону Грамматику, так и другим летописцам, составившим исторические хроники. Они добросовестно записывали известную им информацию, но иногда делали свои личные пояснения, которые не всегда соответствовали действительности. В этом случае летописцы делали оговорки: «как говорят», «я думаю, что» и другие подобные.

     Саксон Грамматик понимал, что история данов – это не история Дании с незапамятных времен, поэтому дал пояснения: «…скудость нашей древней письменности лишила многих великих мужей из нашего народа заслуженных ими славы и памяти. И, если бы благоволением судьбы латынь была известна в нашей стране уже в старые времена, сегодня в нашем распоряжении было бы огромное множество книг о подвигах данов…».

     «Деяния данов» нам сообщают, что у бога Одина было два сына Бальдер и Бо, которые были рождены от разных жен.

    Бальдер прославился как завоеванием земель, так и знаменитой и длительной войной с Хёдером. Этой битве предшествовало сватовство Бальдера к Нанне, которая жила в земле Гевара. Гевар предложил Бальдеру узнать мнение самой Нанны. Ее ответ о том, что бог не может сочетаться браком со смертной по причине огромного различия в их природе (вероятно потому, что Бальдер был гигант-титанид), не удовлетворил Бальдера, вследствие чего началась война. Сначала Бальдер одержал победу и Хёдер вынужден был спасаться бегством в землю Гевара. Затем Бальдер отступил, чтобы дать войску отдохнуть, вырыл колодец воды, чтобы всех напоить. И по воле случая был случайно встречен Хёдером, который его пронзил острым оружием в бок. Битва раненого Бальдёра с Хёдером возобновилась, но к исходу третьего дня Бальдер умер от раны, нанесенной Хёдером. Преданные воины над его могилой возвели курган.

      В этой битве на стороне Бальдера воевали боги Один и Тор, а также все верховные боги.

     Один просил Бо отомстить за смерть брата, что тот и сделал. Однако, через день Бо умер от раны, нанесенной в битве ему Хёдером. Войско рутенов устроило Бо достойные похороны и воздвигли курган.

   Согласно скандинавской мифологии Нанна все-таки стала женой Бальдра/Бальдера и у них родился сын Форсети. Нанна считалась дочерью Непра (река Днепр в летописях Непром зовется!).

      У Саксона Грамматика упоминается также правитель финнов и бьярмов Кусо, у которого была дочь Тара. Имя Кусо очень похоже на имя Куса/Пикуса/Пика.

     Бьярмы – это жители Бармии (современного Пермского края). Барма – это пчела. Словом «барма» до настоящего времени называют в Медвежьегорском и Кондопожском районах республики Карелия пчел, иногда оводов, слепней и больших мух. Такое же название имеют белорусские пчелы-медуницы.

      Получается, что Бел-Нимрод/Немиря является Бальдером/Воотом/Волопасом, пришедшим из Аркадии и … нашим Баем?!

     Можно проследить по атрибутам, символике и другим характеристикам Бела/Бальдера/Воота/Волопаса/Бая с прозвищами «Нимрод»/«Немиря» и «Аркад»: главный атрибут - дубина/дарда/дзида/посох/палица/копье.

      В большинстве древних источников сообщается, что он был охотником, иногда пастухом и редко – земледельцем.

      Предком его считается бог огня/кузнец/бог охоты и войны, редко – бог пастухов.

     Собаки являются спутниками охотника, жезл-посох – атрибут Гефеста.

  Слова «пан» и «бай» тождественны слову «господин». Первое распространено до настоящего времени на территории Польши, второе было распространено до революции 1917 года в Средней Азии.

     Бай появился на земле своих предков-земледельцев после всемирного потопа, во времена, когда уже началось смешение народов. В его жилах текла уже кровь не только земледельцев, но и воинов, и ремесленников/кузнецов, и, возможно, скотоводов.

    На Руси правителя называли «володар», что вполне соотносится с «искаженными» именами Бальдер и даже Волопас (первые слоги «Воло»). Я полагаю, что имя Волопас возникло гораздо позднее, поскольку у Бая-Бела нет атрибутов пастуха. Да и в северной Европе земледельцы не пахали на волах – в почете были лошади, сивки-бурки!

     Сын Бая Бойко оставил по себе на территории Европы много «следов»: от города Бойковице, деревень Бойково, горы Бойко в Крыму до народности «бойки» на территории западной Украины и очень распространенной фамилии Бойко, особенно на Полесье.

 ***
     После обнаружения такой информации у меня возник обоснованный вопрос: если герой Бай был равен богам, то почему до наших дней не дошли сказки, предания о нем? Или дошли, но под другим его именем?

       И тут я вспомнил о Голубиной книге!

     Ну да, конечно, Волот-Волотович и Белый Царь, который всем царям царь – это он, наш Бай!

     Когда я стал рассказывать друзьям разного возраста об этом своем «открытии», то был весьма удручен тем, что если кто из них и слышал о Голубиной книге, то никогда ее не читал, а некоторые и не знали о существовании этого древнейшего стиха.

    Еще в семидесятых годах двадцатого столетия в полесских деревнях очень старенькие бабушки рассказывали стихи о Голубиной книге. В моей памяти с детства сохранились строки из этого стиха, особенно, про латырь-камень, который всем камням отец, про белого царя, который всем царям царь, про серого и белого зайчика, да про правду с кривдой.

     Голубиной книга называлась не от голубя или от голубого цвета, а от ее «голубины» – глубины тысячелетий. Книга эта являлась древнейшим сакральным знанием, сохраняемым «каликами перехожими» («калика» - от слова «кол» - один/одиночка), и передаваемым как говорят «из уст в уста».

   Понятно, что с приходом православия на Русь, книга дополнялась библейскими именами и сюжетами, но самое сокровенное знание, пусть и в очень сжатом сюжете, в различных вариантах и наслоениях времен, она все же донесла до нас.

    Уникальные записи сказания выполнил уже упоминаемый мной Евдоким Романович Романов. В Российской национальной библиотеке можно ознакомиться с несколькими вариантами этого древнейшего духовного стиха.

     Каликами перехожими назывались странствующие гусляры в белых одеждах, которые к тому же были богатырями и могли постоять при случае и за себя, и за нуждающихся в помощи и защите людей.

       В средние века каликами перехожими были уже «калеки»: слепые музыканты с поводырями, инвалиды, которые проходя по населенным пунктам также сказывали/пели под старинные гусли духовные стихи, былины и жили подаянием. Но во все времена народ почитал калик перехожих – они были носителями древних знаний, которые и сохранялись в основном в их среде.

     Со стихом о Голубиной книге уважаемый читатель может познакомиться в конце нашей домашней диссертации. А сейчас продолжим исследование на тему, когда же на Руси впервые появился Рус и почему Россия названа не по его имени.

ГЛАВА 4. Переселенцы

    Мы узнали, что Пан и Бай были родными братьями. Они появились на европейских землях после всемирного потопа, то есть не ранее 12,5 тысяч лет назад. Европейская земля была их родиной. Язык у них был «един». Они считались потомками допотопного Слава, либо говорили на «славесном»/славянском (вспомним – «в начале было Слово») языке. Они были также потомками Куса/Куша/Пикуса, который считался потомком Хама  - воина, одного из сыновей Ноя.

      У Пана были сыновья – Лех, Рус и Чех, а у Бая наследником считался первый сын первой жены Вольги/Ольги – Бойко.

       По именам этих героев были названы земли и народы. По Леху – народ лехиты и земля Лехы (впоследствии Полония и Польша), по Чеху – народ чехи и земля Чехы (впоследствии Чехия), по Русу – народ русы/рутены/русины/русь и земля Руссия, до прихода Руса называвшаяся Россия/Расция.

      В своей первой домашней диссертации «Латырь-Камень Бел-Горюч … сказка…?» мной проведено исследование о местах первых поселений (местах создания) людей современного вида. Это событие произошло не менее 400 тысяч лет назад. На территории Антарктиды были поселены три темнокожие человеческие расы, названные мной по самоназваниям народов, наиболее сохранившим расовые признаки: сани с кожей цвета латуни, черноволосые и черноглазые, с ромбовидными лицами; коли с кожей цвета шоколада, карими глазами, мясистыми трапециевидными лицами и курчавыми цвета шоколада (от светлого до темного) волосами; эфиопы – с кожей цвета черного кофе, черными курчавыми волосами, элипсообразными лицами и глазами цвета очень черного кофе.

     А у северного полюса были искусственно созданы пять островов (по причине недостатка суши), на которых были поселены четыре человеческие расы: арии/оратые/земледельцы, которые были голубоглазыми блондинами/альвами с овальными лицами; скотоводы/тартарийцы/турсы, которые были круглолицые с серыми узкими глазами и волосами всех оттенков серого, без желтого пигмента; ремесленники-кузнецы/ваны/манги, черноволосые и черноглазые с удлиненными чертами лица, которое имело форму перевернутого треугольника; воины/иверийцы/атланты/асы, у которых был розовый оттенок кожи (румяные), волосы цвета от рыжего до темно-каштанового, а глаза от желтого, чайного до зеленого, оливкового, с квадратным овалом лица.

     После природного катаклизма антарктические народы переселились на все континенты, в том числе в Европу, Сибирь и на Дальний Восток. Это событие произошло не менее восьмидесяти тысяч лет назад.

    Не менее тридцати восьми тысяч лет назад в результате природного катаклизма на севере почти половина острова, где жили арьи/оратые – земледельцы, ушла на дно и часть островитян вынужденно покинула свою прародину.

     Высокие голубоглазые блондины арьи/оратые/земледельцы постепенно заселяли сначала Европу, Малую Азию, потом же рассеялись по всем континентам, смешиваясь с местным населением. Они принесли свое «Слово» и память о прародине-рае другим народам. Информацию о яблоневом саде Гесперид, с добрым змеем Смоком, о красавице Медусе/Медузе, о сияющем «бел-горючем» Латыре-Камне на острове Буяне.

     Во всех культурах появилась «райская» символика: изображения добрых двухголовых змеев, олицетворяющих две райские реки – Тигр и Евфрат, огибавшие остров ариев/оратыев Гиперборею. Круглая земля, состоящая из пяти островов, омываемых четырьмя реками, распадавшимися на рукава, представлялась окруженной змеем с множеством голов.

  По Катрушницкому лемезеню, составленному Е.Р.Романовым, опубликованному в 1901 году в Санкт-Петербурге, в древние времена  землю называли: цирь, цырь, мастор, цэрь, цэря, цыря, цируга, сырья, царья, тарья, сыруха. Теперь понятно, почему «Мать-Сыра Земля», понятно и значение слова «царь»!      

   Символом покинутой земли арьев/оратыев стало изображение двухголового Сарпедона, окружившего своим телом Афродиту. В более позднем варианте – это «вавилонская блудница» (блудница – от слова «блуждать»/путешествовать), сидящая верхом на чудовище, у которого голова на длинной шее и длинный хвост загнуты вверх в виде перевернутой буквы «п». Иштар изображалась с двумя змеями – по одной в каждой руке.

     На территории Белоруссии Смок считался добрым змеем, он изображался обвивающим фиговое дерево – символ райского сада. По этой причине фиговое дерево получило название «смоковница» - дерево Смока.   
     Была еще двухголовая змея выварна. Противопоставительная приставка «вы» указывает на предмет, расположенный напротив варны/вары – места создания/поселения людей.

     Изображение выварны представляет пестрого или золотого змея, у которого туловище изогнуто в виде перевернутой буквы «п», две головы смотрят в разные стороны, посредине внизу две лапы, а вверху два крыла. Такое изображение выварны сохранялось еще в 14 веке, например, в валийских хрониках.

     Двухголовый византийский орел - не что иное, как сохранившийся в памяти древнейший символ прародины первых земледельцев - оратыев.

     В те времена и появился Первый Рим – Визант (вис/вик – это число «пять», пятый остров, где был Латырь-Камень, «остров блаженных»).

        Слово «рима» сохранилось в белорусском языке – это купина (выросший куст/кочка) в воде. Круглый куст купины, плавающий в воде, также был символом прародины, отчего первый город переселенцы-оратые Римом и назвали (у Фирдоуси – Рум).

      Я думаю, теперь становится понятным иной смысл слов про первый, второй и третий Рим: первый – это допотопный Рим – Визант, второй – это послепотопный Рим, построенный троянцами, третий – это Москва, сохранившая древнейшие традиции Византа/Византии, а четвертому, как мы знаем,  «не бывать», поскольку для него места в истории нет!

***   
    Согласно древнеримскому поэту Публию Вергилию Марону (годы жизни: 70 – 19 годы до нашей эры), в составе той первой волны переселенцев-оратыев был Тевкр, в числе потомков которого перечисляется и Бел.

     Все старинные источники говорят, что продолжительность жизни в допотопные времена составляла в среднем тысячу лет, после потопа продолжительность жизни стала постепенно снижаться.

     Ко времени всемирного потопа у Тевкра была дочь Батия, которую он выдал за спасшегося от потопа Дардана – правителя Италии. В честь его сына Ила был назван город Илион, по внуку Дардана – Трою Илион получил второе название –Троя.

      После троянской войны, которая была не менее пяти тысяч лет назад, правнук Троя Анхиз вместе со своим сыном Энеем и внуком Асканием/Юлом возвратились на допотопную родину своих предков.

     Однако, эта земля была уже заселена арьями/оратыями/земледельцами, ранее проживавшими на оставшейся части острова Гипербореи, и переселившимися после потопа в Европу. Правил Землей Италии престарелый Латин.

     Как сообщает нам Вергилий, Энею пришлось воевать с Турном – женихом дочери Латина Лавинии, которая потом вышла замуж за Энея и родила ему сына Сильвия.

     О Латине Вергилий сообщает, что он был сыном Фавна (Пана) и внуком Пика, который приходился сыном Сатурну.

     Обратим внимание, что такая же родословная соответствует сыну Пана Леху и его братьям Русу и Чеху!

     Латин – это Лех?! Атрибуты Латина и Леха совпадают – белый орел и меч с серповидным лезвием.

      Ко времени прибытия Энея в Италию «рутулы» уже были.
   
      Следовательно, они появились на нашей земле по прошествии небольшого времени после всемирного потопа, помогали Бо/Бабу/Папу/Пану отомстить Хайку/Хёдеру за смерть брата Бела/Бальдера/Бая, потом воздвигли также и Бо/Пану курган. Думаю, что это были племена первого Руса – сына Пана.

      Второй же Рус появился в истории нашей родины уже вместе со своими братьями Словеном, Болгаром, Команом и Истером. По их именам стали называться не только земли, реки, города, но и народы.

***
     Мы проследили путь носителей нашего словеского/словенского языка земледельцев-оратыев от их первого переселения из рая, второго бегства от всемирного потопа до возвращения части потомков в лице Энея и его сына Аскания/Юла.

     Символами (атрибутами) правителей земледельцев первой волны переселения из рая являлись: золотая двуглавая выварна, длинный щит, островерхая шапка или шлем. Выварна впоследствии трансформировалась в золотого двулапого дракона, у которого вместо второй головы закрученный хвост со стрелой на конце. Этот символ встречается до сих пор в гербах рыцарских орденов,  населенных пунктов, в том числе Казани и исчезнувшего Камбалыка.

  Символом правителей послепотопных переселенцев-оратыев/земледельцев был золотой сокол – финист. В сказках его называли Финист – ясный (в значении быстрый) сокол. У воинов, которые смешались с земледельцами второй волны переселения символом был белый сокол – кречет/мерлин/Falco rusticolus (фалко рустиколус).

      Да, волшебник Мерлин, у которого воспитывался король Артур, был Белым Соколом – кречетом! Сокол был тотемом многих правителей на территории Евразии, в том числе наших Рюрика и Великого Хана Чынгиса.

      А теперь, уважаемые читатели я предлагаю взглянуть на герб нашего государства, где посредине двуглавого орла – трансформированной выварны - помещен Георгий Победоносец, поражающий Змия. Георгий – это Егорий/Юрий/Арий/Оратый/Земледелец. Он символизирует освобождение вод (змей – символ реки, окружавшей рай). Это символ «послепотопных» - яфетовых земледельцев.

      В стародавнем смысле современный герб нашего отечества полностью соответствует памяти народа о своей прародине, хотя с течением времени в него вложен иной смысл.

      Что же до названия Россия, так это «на закуску»: в книге «Словарь трудностей русского языка» Д.Э.Розенталя, М.А.Теленковой, Издательство «Русский язык», Москва, 1976 год, на странице 522 написано: «росс, -а. Устар. поэт».

     Вот теперь и подумаем, уважаемые читатели, почему наша страна называется Россия?

      В какой стране поэтов на душу населения больше всего?

      Кто до сих пор сочиняет злободневные частушки, анекдоты?

      Какой народ помнит больше всего сказок, загадок, пословиц, песен, былин, эпосов?

       Где ходили-бродили гусляры калики-перехожие, манасчи (певцы сказаний о Манасе), певцы Гэсэра, певцы алтайских и других народных сказаний?

      Это все здесь, в России, потому что россы-поэты и являются до сих пор хранителями Слова! Да и рассеяны они по всей Земле!

      У Памвы Берынды словарь называется «Лексикон славеноросский». В его время наш язык называли еще «русчизной», потому что и первый, и второй Русы на нем говорили.

       А лехиты-латиняне приняли язык послепотопных переселенцев-воинов, который имел «праарабскую» основу. Поэтому Ян Казимир Пашкевич в начале 17 века и сказал, что Польша цветет латиной, а Литва русчизной.

       Вот и Русский Мир – это тоже хранители Слова - все, для кого честь и нравственность - не просто слова, а совесть – не банковская карта.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

      Федор Иванович Буслаев (годы жизни 1818-1897), знаменитый русский ученый лингвист, историк литературы и искусства, в своей рецензии на книгу И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка» пишет: «До тех пор не будет окончательно определено значение многих русских слов, пока не приведутся в известность провинциальные речения. Иногда значение слова, сохранившееся в провинциальном употреблении, может быть посредником при сравнении языка русского с прочими индоевропейскими. Для примера приведу сибирское дивно, в котором сохранилось значение латинских dives, divus, deus. Понятия о свете, дне, богатстве, изобилии и божестве часто выражаются в языке одним и тем же корнем. Так у нас одного происхождения слова: богат, збожъе или збожие (обилие, жито) и бог. В латинском как у нас, deus, divus одного корня с dives; но кроме того латинское divus переходит в значение света в словах divam {sab divo), dies; с dies, deus родственны латинское название богини Диана и наше день, по-санскритски диван (собственно: делающий, подающий сияние, свет); все эти слова имеют при себе в санскрите глагол див, означающий: светить, играть. Понятие о богатстве, изобилии, выражающееся этим корнем в латинском dives сохранилось и у нас в сибирском дивно, употребляющемся в смысле – много, изобильно, богато, довольно; например, денег дивно, в доме всего дивно, воды дивно…история языка приводит в известность и объясняет грамматические формы, словосочинение и корнеслов языка русского, но никогда не имеет ввиду предлагать для всеобщего письменного употребления ни народных областных речений, ни древних устаревших форм языка».

   Чтобы познакомить читателей с самым древним российским («дорусским» и даже допотопным) знанием, сохранившимся в Голубиной книге, я приведу полностью ее вариант, записанный Адрианом Шафрановым и изданный в городе Новочеркасске 15 ноября 1908 года:

На суд старинушке седой,
Былью, сказкой повитой,
Теперь живущей, но слепой,
Труд несу в смущеньи свой.
          
                Расскажу я вам про старое -               
                Что народ мне рассказал,
                Пропою я вам бывалое –
                Что гусляр мне напевал.

                Стих о Голубиной книге

Со восточной холодной сторонушки,
Из-за темного лесу дремучего,
Поднималася туча там темная,
Выкаталася сильная, грозная;
А из тучи на славу не малую,
Ай на славушку людям великую
Выпадала средь поля широкого
Еще книга тоя Голубиная.
               
Соезжались на Русь, собиралися,
К Голубиной той книге божественной
Еще сорок царей и царевичей,
Еще сорок князей и князевичей,
Да богатыри все свято-русские;
И никто к книге той не приступится,
И никто ведь из них не пришатнется.

Выбирался к той книге божественной
Ай премудрый Давид, царь, Осеевич;
До божественной он доступается,
Пред ним книга вся разгибается:
Все писанье ему объявляется.

Выбирался за ним ко божественной
Мудрый князь Волтоман Волтоманович,
Говорит Волтоман Волтоманович:
«Ой, премудрый Давид, царь, Осеевич!
Ты бери книгу тут Голубиную,
Да прочти нам ее с доски на доску;
Объяви нам из ней, проповедай-ко:
От чего белый свет зачинался-от?»

Отвечает Давид, царь, Осеевич:
«Волтоман, мудрый князь, Волтоманович!
Эту книгу читал свет-Исаия,
И читал ее раз, и три годика,
А прочел из нее он три листика!
Не прочесть эту книгу великую
И от младости самой до старости!
На налой [аналой] положить – не уложится,
На руках подержать – не удержится,
И очам ведь ее не обозрити,
И умом ведь ее не сосметити!
А скажу вам по старой по памяти,
Да по памяти словно по грамоте:

     Зачинался весь свет судом праведным
Да от Бога, царя-то небесного;
      Зачиналося солнышко красное
От лица светозарного Божия;
      Зачинался млад-месяц в поднебесьи
От того ли от тыла Господнего;
      Зачиналися звездочки частые
Да от риз все царя-то небесного;
      Зачиналися зорюшки утренни
От очей да пресветлых Божиих;
      Зачиналися ноченьки темные
Да от вечных все дум Саваофовых;
     Зачиналися ветры все буйные
От вздыхания все Саваофова;
     Зачиналися дождики частые
От горючих тех слез Сына Божия!»

Говорит Волтоман Волтоманович:
«Ай, спасибо Давид, царь, Осеевич!
Ты горазд говорить все по памяти;
Объяви нам дела, сударь, Божии
Да про наше житье свято-русское!»

Отвечает Давид, царь, Осеевич:
«Я скажу вам по старой по памяти,
В Голубиной что книге написано:

     Наш ум-разум Христа Сына Божия;
     Наши мысли от облац небесныих;
     Телеса от сырой земли взятые;
     Кости крепкие наши от камени;
     Кровь рудая от моря-то Черного [Чермного];
     Мир-народ весь у нас от Адамия;
     Все цари православны, царевичи
От святой ведь главы от Адамовой;
     Все бояре-князья православные
От святых ведь мощей от Адамовых;
     Все крестьяне у нас православные
От святого колена Адамова!»

Говорит Волтоман Волтоманович:
«Ай, спасибо Давид, царь, Осеевич!
Рассказал ты про это нам самое;
Объяви сударь нам проповедай-ка
Про великую землю всю матушку!»

Отвечает Давид, царь, Осеевич:
«Я скажу вам по старой по памяти,
Да по памяти словно по грамоте,
В Голубиной что книге написано:

     Головам мать глава есть Адамова;
Потому, что когда распинали-то
Христа Бога иуды сарацинские,
То на лобном том месте поставили
Святой крест на главе то Адамовой.

     А Псалтырь книга всем книгам матушка;
Что писалась по Божью велению,
Что по ней за весь мир Богу молится,
Поминают по ней все родителей.

     А наш Белый да царь Свято-Русский-то
Всем царям ведь царем и приходится;
Что ведь держит он веру крещеную,
И стоит он за веру христьянскую.
Православную веру, великую,
И за дом Пресвятой Богородицы;
И что звоны нам ввел колокольные,
Преклонил нам орды все неверные.

     А землям мать земля Свято-Русская;
Что по ней церкви Божьи соборные,
Освященные все, богомольные,
Колокольни стоят на ней звонкие;
Она молится Богу распятому,
Самому да Христу Сыну Божию.

     Русалим городам всем град-батюшка;
Он стоит средь земель на срединушке,
И что в нем пуп земли ведь находится.

 Собор-церковь церквам всем-то матушка,
Что средь града стоит Русалимского;
Потому что престол в ней божественный:
В нем гробница стоит белокаменна,
А в гробнице той ризы Господние;
Над ней свечи горят негасимые.

     Окиян всем морям море-батюшка;
Что окинул он всю подселенную;
В Окияне том Мать Богородица
Приумыла лицо да пречистое;
А среди Окияна над волнами
Выходила там церковь соборная
Да ведь Климента папы то Римского.

     Иордань всем рекам река-матушка;
Что крестился в ней с силой небесною
Сам Христос Иисус со Крестителем.

     Ильмень – озеро озерам главное,
Что над градом стоит Русалимскиим;
Выпадала средь гор, начиналася,
Из него Иордань-река матушка.

     А Фавор всем горам гора-матушка;
Образился на ней Царь небесный свет,
Сам Христос Иисус со апостолы:
Со Петром, Иоанном, Иаковом;
Показал он им славу великую.

     Кипарис всем древам древо-батюшка;
Объявился на нем животворный крест,
На кресте том распят был небесный Царь,
Сам Христос Иисус меж разбойники.

     Бел-Латырь всем камням камень-батюшка;
Почивал на том камне, беседовал,
Сам Христос Иисус со апостолы;
Утвердил на нем веру он крепкую,
Распущал книгу он Голубиную.

     А плакун-трава травам всем матушка;
Повели как Христа на распятие,
То Пречистая Мать Богородица
Следом плачет по Сыну возлюбленном,
И ронила те слезы пречистые,
Да на землю на сырую матушку;
Зарождалась от них Плакун-травушка.

     Малый Индрик всем зверям зверь-батюшка;
Он ведь ходит по всем по подземелью,
Словно солнышко-свет по поднебесью
Прочищает ручьи и проточины;
Где пройдет он - там ключ пробивается;
Куда малый тот зверь поворотится,
Все-то звери ему тут поклонятся.

     А Стратим птица всем птицам матушка;
Она послана жить в море синее
Да по Божьему все повелению,
Что повыела тьму людей добрыих;
Она ложит [кладет] свои все ведь еиця [яйца]
В Окиян, в глубину, море синее,
И детей там выводит все малыих;
А сидит там на сером на камени;
Она ест все и пьет с моря синего;
Коль Стратим птица вдруг встрепещшется,
Окиян-море все восколыблется,
Да все птицы ее испугаются,
С моря синя они убираются;
Корабли она топит гостиные
Со товарами теми заморскими.

     Рыба-Кит рыбам всем рыба-матушка;
На Китах трех земля вся основана;
Когда Кит-рыба вдруг поворотится,
Тогда белый наш свет и покончится!»

Говорит Волтоман Волтоманович:
«Ай, спасибо Давид, царь, Осеевич!
Ты горазд говорить все по памяти,
Да по памяти словно по грамоте;
Рассказал ты про все это самое;
Расскажи, сударь, мне и про эвтое:
Мне ночесь, сударь, мало ведь спалося,
Да во сне, сударь, много мне виделовь:
Как один-бы с восточной сторонушки,
А другой со сторонки полуденной,
В поле вместе два зайца сбегалися,
 И промежду собой там подралися;
Серый заяц стал сильно бить белого;
Белый заяц пошел в поле чистое,
Серый заяц пошел в леса темные!»

Говорит тут Давид, царь, Осеевич:
«Волтоман, мудрый царь, Волтоманович!
Не во снях [снах] это все тебе виделось –
Наяву это все показалося;
Не два зайца в том поле сбегалися,
Это Кривда там с Правдой сходилася;
Правда Кривду тогда переспорила,
И на Правду там Кривда накинулась;
Тогда Правда на небо поднялася,
А уж Кривда пошла землей-матушкой,
И по тайным сердцам поселилася;
От той Кривды земля всколебалася,
От того весь народ возмущается;
И от Кривды народ стал неправильный,
Беззаконный он стал и злопамятный;
Обмануть все друг друга стараются,
И друг друга поесть покушаются».
      
                ***
     В Мстиславском уезде Е.Р. Романовым в конце 19 века был записан вариант Голубиной книги, где еще и про Жар-птицу с Китай-рыбой помнили:
… «Якая пцица усим пцицам маци?
- А Жар-пцица усим пцицам маци…
Што когда тая Жар-пцица
Крылышкум махнець,
Дыкувесь свет позатопитца, -
Вот почаму Жар-пцица
Усим пцицам маци!
… «Якая рыба усим рыбам маци?»
- А Китай-рыба усим рыбам маци…
На Китай-рыби увесь свет судзержается [держится],
Потому Китай-рыба усим рыбам маци…»

   ***
     Наталья Романовна Гусева (годы жизни: 1914 – 2010), доктор исторических наук, индолог, санскритолог, которая перевела на русский язык труды Б.Г.Тилака, в своей книге «Арктическая родина в Ведах» (перевод одноименного труда Б.Г.Тилака) сообщает, что санскритским словом «юга» называется отрезок времени, определяющий эпохи существования людей.

      Известны четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, общая их численность составляет 12 тысяч лет: Критаюга (четвертая), Третаюга (третья), Двапараюга (вторая) и Калиюга (первая - от кали/коло/кол) – последняя  наша эпоха, эпоха черной богини Кали с ожерельем из человеческих черепов – эпоха войн и зла на Земле. Это время Кривды, которая пошла по всей земле. Она должна длиться до смены всего времени.

     Сейчас мы наблюдаем эту смену времени, агонию богини Кали-Кривды. Сколько она продлится?

     Но Правда спустится с небес на Землю, уже спускается, быть может, не так быстро, как нам хочется.

     Пора собирать нашу «птицу-тройку», да запрягать как следует! Поедем же с Богом! С нами Мать – Сыра Земля, да бесчисленная рать наших предков-небожителей!

***