Новый взгляд на казачество, как военную силу на юг

Виктор Ремизов 2
 Наука еще не сказала своего слова о казаках Алтая.

Размышляя над фактами, безусловно доказывающими, что на Алтае имели место отдельные формирования компактного проживания людей, организующих своё социальное обустройство похожее на своеобразие казачьего уклада Запорожья и Дона, до сих пор нет однозначного ответа:  имеют ли историческое право некоторая часть населения на Алтае называть себя казаками? И здесь нужен кропотливый, вдумчивый анализ документов, которые бы содержали следующие сведения:
1. Кто изначально стоял у истоков казачества?
2. Какова стратегическая роль отводилась казакам?
3. Каковы результаты военной казачьей деятельности?
4. Имеется ли историческое описание казачества на Алтае в цельном научном труде на основе документов архивных фондов края?
5. Зачем на Алтае нужны были казаки, выполняющие функцию пограничников, когда по южной граничной линии в это же время размещались мощные военные формирования регулярной армии?
До тех пор, пока на эти вопросы мы не получим исторически выверенных документов, нет смысла поднимать эту тему и будоражить людей. Конечно, в Российской истории казачество занимает достойной место. И можно понять стремление некоторых наших «казаков» заявить свои исторические корни в этом качестве. Образ казака в сознании народа – это лихой рубака, выносливый воин, этакий безалаберный и веселый человек, всю жизнь практически проводивший в седле, отважный, стойко переносивший лишения и тяготы и всю свою историю пламенно любящий Россию и Государя Императора. Кому же не захочется быть таким же, как Григорий Мелихов из «Тихого Дона» или товарищ Нагульнов из «Поднятой целины». И особенно из тех, кому сего от 45 до 60 лет. Даже политики используют эту тему.

 Кто оборонял юг Алтая в XVIII веке?

Чтобы ответить на первый вопрос необходимо дать краткий анализ истории образования военно-оборонительной линии на юге Алтая. Её начало следует отнести к указу Петра I от 1698г., в котором он предписал, чтобы в деревнях по граничному краю Империи вооружить мужиков «пиками с железными наконечниками, да ружьем за свой счет». Уже в 1708г. последовал указ относительно нынешней территории Алтая. Петр указал: «… на реках Бии и Катуни в пристойном месте для сбору ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями». Такой острог будет построен в 1709г., но в 1710 джунгары сожгут его, а в 1718г. будет вновь выстроен Бикатунский острог, который более не будет подвергаться нападению.
Демидовское предприятие потребовало рабочей силы и охраны территорий. Демидов добился приписки крестьян к своим заводам, а в месте с тем и построил Колыванскую крепость. Колыванская крепость не отвечала требованиям фортификации в военном отношении, но всё же предупреждала инородные племена о том, что данная территория занята. Джунгар это не устраивало, и они как-то пытались выражать протест, что проявилось в разрушении, например, Чагырского рудника. Но серьезных мер они не предпринимали. Дело в том, что посольство капитана Унковского урегулировало этот вопрос мирным путем.
Демидову, имеющему заводы в частном владении, самому же надо было и организовывать охрану территории. И он не придумал нечего нового, как использовать старый метод применяемый    у себя на Урале: На охрану территории направлялись крестьяне, приписанные к заводам со своими лошадьми. И службу они обязаны были исполнять в зачет заводской отработки попеременно. Такое начинание получит продолжение и после Демидова. Для этого был применен и термин «выписка в казаки». Ю.С. Булыгин называет этот вид отработки заводской повинности «достаточно разорительным для крестьян», а потому они шли на это        неохотно.
В до демидовский период в полосе граничного края России с Джунгарией уже были построены три мощные крепости Усть-Каменогорская, Бикатунская и Кузнецкая. Гарнизоны этих крепостей состояли из казаков присланных из России, солдат и офицеров. Имея пушечное, пищальное, а позднее мушкетное вооружение, крепости в страхе и повиновении удерживали инородцев и не допускали агрессии с их       стороны.
К 1745г. на южных рубежах Российской империи из-за конфликта Китая с Джунгарией и ростом агрессии последней к России, Царское правительство усилило границу регулярными войсками и огнестрельным вооружением. Но обошлось, а расквартированные войска от Усть-Каменогорска до Бийска организовали хорошо укреплённую, оборонительную линию в состав который вошли редуты, форпосты, защиты, маяки и полумаяки. В 1752г. эта линия будет называться Колывано-Кузнецкой.
Однако надо иметь ввиду и еще одно обстоятельство, которое имело место в это время на границе.
Еще в бытность владения Демидовым горнорудными заводами и рудниками, он усиленно пытался заселять территорию крестьянами, чтобы иметь их в качестве рабочей силы. Но, не имея мощной государственной поддержки, он этого в полной мере осуществить не смог. Тем более, что его деятельность вызывала подозрение у властей.
С 1744г. когда заводы перешли в собственность Его Императорского Величества, вопрос о заселении территории вновь стал актуальным. Начальник заводов Беэр добился невероятного: ему было разрешено принимать на территорию Горного округа переселенцев из Европейской части России отправляемых в Сибирь. Чтобы обустроить переселенцев, Горное ведомство снаряжает экспедицию картографов, которые подыскивают места «для селитьбы». На 1749 год по граничному краю  будет 42 деревни.
Таким образом, Колывано-Кузнецкая оборонительная линия состояла из двух компонентов – военно-стратегического, в состав которого входили регулярные войска под командованием генерала и мирные переселенцы из числа крестьян, обязанных заниматься хлебопашеством, работать на заводах и представлять собой оборонительную силу. По своей сути Колывано-Кузнецкая оборонительная линия выглядела как военно-экономический участок территории, который устраивал царское правительство ибо:
1. Миновала угроза внезапного нападения на Россию.
2. Развивалось горно-рудное производство.
3. Шло сельскохозяйственное освоение края.

Как бы мы не пытались объяснить появление казаков в данный период, исторические данные говорят о том, что казаки в описываемый период, никакой роли как военная сила в истории Алтая не играют.   

 Кто стоял у истоков создания казачества?

Отыскивая документальные подтверждения стратегической роли казаков  в становлении Алтая, автор не может сослаться ни на один документ, который бы указывал: да казаки сыграли главную роль! Анализируя документы архивных фондов, можно сделать однозначный вывод: в то время правительство, горное начальство, местное самоуправление казакам не придавало никакого значения, как сегодня это делают некоторые активисты от казачества. Справедливости ради надо сказать, что слово «казак» встречается во многих документах, но еще чаще документы повествуют о крестьянах ремесленниках, купцах, мещанах, разночинцах и т.д.
Но не отрицая, а наоборот, пытаясь исторически оправдать и доказать такое уникальное явление для истории Алтая, как казаки, историк А.Д.Сергеев указывает, что таковые здесь появились и произошло как бы закрепление их статуса с 1773г. Правда, он это не аргументирует. Хотя надо отметить, что действительно присланные из Запорожья и Дона (90 и 138 соответственно) казаки были определены для места жительства в деревнях Верх-Алейской, Чарышской и Антоньевской которые, кстати, в 1775г. уже называются на казачий манер -  станицами. Задача для них была определена: поимка беглых с заводов т.е. полиция. И вот здесь, на мой взгляд, начинается фантастическая история с казачеством на Алтае. Запорожцы и донцы забыты, а исследователи казачества дают огромный прирост казачьего сословия на Алтае. Так, Петров исследуя казачество в Сибири, пишет, что в 1825г. общее число жителей казачьего сословия на Алтае составило 37 тыс. человек, а в 1856г. оно достигло 84 тыс.. Далее он поясняет, откуда появились      эти тысячи.
1. Перевод крестьян в казаки.
2. Выходцы из Казахстана.
3. Ссыльные казаки из Запорожья и Дона.
Правда Петров не пояснил, сколько было крестьянских казаков, сколько казахских, и сколько запорожских и донских. Но что интересно, Водарский в книге «Население России за 400 лет (16 – нач. 20 веков)» На 1858 год даёт следующие данные по казачеству:
- Дон – около 900 тыс. казаков;
- Урал – около 100 тыс. казаков;
- Кубань и Терек – около 300 тыс. казаков;
- Сибирь – около 100 тыс. казаков.
Итак, данные очень сильно расходятся: Петров – 84 тыс. казаков только на Алтае; Водарский – 100 тыс. казаков на всю Сибирь. Если верить Петрову, то на всю Сибирь (100-84) остается всего 16 тыс. казаков. А где же тогда Омские, Красноярские, Приморские, Дальновосточные казаки?
И все-таки у Петрова есть некая истина в данных. Но он без тщательного анализа записал переселенных в казаки. Да к тому же переселенцы сами себя причисляли в казаки. И на то были причины.
 
 Причины, по которым выгодно было стать казаком.

Долгих в работе «Землевладение и землепользование в Сибирском казачьем войске накануне февральской революции 1917г.» пишет: «Казаки – это переселенцы, самовольно захватившие земли около военных постов и редутов, после того, как военные отказались от попытки выращивать зерно, а перепоручили это переселенцам. Земля эта была государственной, а потому ни каких ограничений на неё не было. Но казаки к тому же получали денежное и натуральное жалование. Чтобы навести порядок  в учете земли и не вызвать нежелательных последствий из-за её захвата правительство в 1773г. официально наделило казаков землей, установив норму в 6 десятин на душу. Но только в 1808 году законоположением эта норма была подтверждена. На самом деле воинское начальство допускало владение в 15 десятин. А вот уде Положение от 15 декабря 1846 года увеличивает эту норму до 30 десятин».
Однако казаки, и особенно из переселенцев вокруг постов и редутов этой нормой себя не ограничивали, Архивные данные приводят по 60-80 десятин, а гарнизонное начальство не препятствовало, когда казачий офицер мог владеть 400 десятинами земли, унтер-офицеров – 200 десятинами. Одним словом к 1846г. среди населения граничной линии выделялась богатая верхушка, потомки старожилов, которые были зачислены в казаки. Родом их занятия было хлебопашество, разведение скота и торговля. Для удержания общественного статуса они выстроили свою систему местного управления в чем-то похожую на устройство военной демократии в Запорожье, на Дону и Урале.
Привлеченные рассказами о привольной жизни и поиске призрачного Беловолья сюда устремлялись тысячи переселенцев, которые как-то обустраивались, стремились также причислить себя к казакам, так как это сулило определенные льготы. Тем более, что причисление к казакам происходило на основе сельского приговора (у казаков – станичного приговора), порядок и правила которого определялись правительством.
Но видя, что приток переселенцев в Сибирь, и в частности, на Алтай выходит из под контроля, а особенно стремление их приобрести звание казака, в 1848г. Сенат распустил Сибирское казачье войско. Однако социальный статус казака был сохранен. В конце XIX века оставшимся казачьим поселениям специальным царским указом отведут земли – казачью юрты, и в дальнейшем они не будут подвергнуты Столыпинскому переделу. Царское правительство сохранит казачью общину на Алтае, отдавая дань уважения истории. В казаках останутся самые стойкие, то есть которые будут хранить традиции предков, а те переселенцы, которые не ощутят ожидаемых льгот от казачьего звания покинут их стан  с такой же легкостью, с какой в него пришли. Тем более, что оставаться в казаках им не было резону, так как согласно казачьему уставу на них накладывались огромные дополнительные служебные повинности, что вело к большим материальным затратам.
  В 1901г. на Алтае остается 2 станицы: Чарышская и Антоньевская в которых будет насчитываться 6000 казаков.
Так из 84 тыс. казаков (по Петрову) в 1858 году на начало XX века казаков на Алтае останется около 6 тысяч. Что же это было за войско из которого 78 тыс. убежало? И по какой причине? По причине отсутствия выгод или по причине не оправдавшего и не состоявшего  политического явления?
Есть ли результаты военной деятельности казаков?
Результаты военной деятельности казаков также крайне трудно анализируемы. Есть описание у Кислицина, Кривоносова, у ныне действующих и противостоящих друг другу «атаманов» алтайских о том, что казаки в станицах имели полигоны, где учились джигитовке, рубки «лозы», владению шашкой, стрельбы с лошади. Безусловно их в этом можно поддержать, что приобретенные таким образом навыки пригодились на Русско-японской и Первой Мировой войнах. Да и в плане патриотического воспитания это тоже играет свою роль. Но история, как наука, в своем логическом обосновании явлений и событий требует результатов, как последнего звена в выстраивании причинно-следственных связей.
И здесь, на мой взгляд, логичным было бы отыскать яркие примеры того, как Алтайские казаки в боях защищали русскую границу от посягательств, например, казахов, китайцев. Увы, таковых примеров не было. Но имеются другие. И архивные документы об этом говорят. Если их сгруппировать в единую картину, то мы увидим, что казаки выполняли охранно-полицейскую функцию на границе: они отлавливали обремененных тяжким крепостным трудом на заводах беглых. Вот за эту «доблесть» они льготировались начальством. Об этом красноречиво говорят факты погони казаков за беглыми, создания горной полиции, о чем просил начальгтк горных заводов П.К. Фролов. Сенат (кстати, ему это сделать не разрешил, но он сей факт   проигнорировал).
Некоторые алтайские историки как-то пытались показать чем занимались казаки, например, тем, что они в первую мировую войну внесли большой материальный вклад. Но не указывает, что казаки, таким образом, стоят выше остальных сословий  по любви к Отечеству. Архивы хранят огромное количество документов, показывающих не меньшую любовь к Отечеству крестьян, купцов, интеллигенции.
Или вопрос торговли. Казаки считали это своей прерогативой. И что якобы они начинатели этого дела. Но опять же, обращаясь к архивам, мы находим массу примеров, что торговлей занималось огромное количество жителей юга Алтая. Благо и Казахстан, и Монголия, и Китай были рядом. То, что казаки были выходцами из крестьян – старожилов, давало возможность  иметь больше земли, скота, и соответственно излишки продукции, что они и продавали. А тот факт, что у них были мельницы, маслобойки еще не говорит не о чем. В то время мало в какой деревне на Алтае не было мельницы и маслобойни. И обилие масла, мяса, меда, воска приносило славу Алтаю совсем не из-за того, что этим занимались лишь казаки. 
Говоря о военной деятельности казаков на Алтае, мы можем констатировать, что таковой не было, а занималась они сугубо мирными делами – сеяли хлеб, выращивали скотину, занимались ремеслом и успешно вели торговлю, а когда была необходимость ловить беглых, то они и это делали, то есть это были обычные крестьяне волею судьбы успешно обустроившие свою жизнь, исходя из целесообразности свободного проживания, свободного владения землей и свободного распределение собственного продукта. Но при этом исключительно свято чтили нравы, обычаи и традиции своих предков. Вот потому-то на Алтае и сложилась группа населения, назвавшая себя казаками – свободолюбивых, честных, зажиточных, а потому и гордых.