Делегат Балтики или воспоминания сорок лет спустя

Николай Жуков 3
                12

В адрес 18 съезда ВЛКСМ поступали многочисленные приветствия от комсомольских организаций, комсомольско-молодежных коллективов всесоюзных ударных строек, молодых рабочих и колхозников, воинов Советской Армии и Военно-морского Флота, пионеров и школьников, то партийных и профсоюзных органов, министерств и ведомств, ветеранов партии и комсомола, героев труда и войны, деятелей науки, литературы и искусства, от трудящихся нашей Родины, рапорты комсомольских и пионерских организаций. Президиум 18 съезда счел необходимым информировать об этом нас делегатов. Для этого была выпущена брошюра, которая входила в набор нашего портфеля-дипломата. Нашему вниманию был представлен проект состава руководящих органов съезда, порядка дня и регламент его работы. Мы могли ознакомиться с предполагаемым составом мандатной комиссии, секретариата и президиума. Еще одна брошюра содержала список зарубежных гостей, прибывших на 18 съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи. Каждый делегат имел полное право самостоятельно записаться для участия в прениях и вносить свои предложения, связанные с работой съезда. Для этой цели в каждом делегатском наборе были специальные записки, для написания вышеперечисленного. Интересная информация  была и  в самой яркой брошюре «ВЛКСМ от съезда к съезду». В ней  анализировалось участие комсомола в деле строительства коммунизма в СССР. Ее эпиграфом были слова «60 лет под знаменем Ленина, под руководством коммунистической партии». Ленинская цитата: «Быть членами союза молодежи значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело… только в такой работе превращается молодой человек или девушка в настоящего коммуниста» перекликалась с высказыванием Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева: «Продолжая славные традиции своих дедов и отцов, комсомольцы, девушки и юноши идут в первых рядах строителей коммунизма, мужают в труде, учатся управлять хозяйством, руководить делами общества и государства, в их руках – будущее страны. И мы уверены – это надежные руки. » Этапами великого пути комсомола стали: годы гражданской войны, первые пятилетки, Великая Отечественная война, послевоенные годы, пятидесятые и шестидесятые годы, годы семидесятые стали показателем возрастающей роли ВЛКСМ как организатора молодежи, активного помощника и резерва партии на всех участках коммунистического строительства. На знамени комсомола гордо сияют его награды: ордена Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, три ордена Ленина и орден Октябрьской Революции.
Год работы 18 съезда явился третьим ударным годом десятой пятилетки, годом 60-летия Вооруженных Сил, годом 11 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване, годом 60-летия ВЛКСМ. К началу работы съезда в составе комсомола состояло уже 37049112 комсомольцев. Они были представлены всеми категориями советской молодежи: рабочими, колхозниками, служащими и учащимися.
В прениях по отчетному докладу выступали многие делегаты, председатели мандатной и ревизионной комиссии, секретарь комсомольской организации города Москвы. Не смотря на то, что в настоящее время имя Леонида Ильича Брежнева звучит в ироничных тонах. На тот момент нам так не показалось. Генсек вышел к трибуне бодрым моложавым шагом, выступал ясно и высказывал  много правильных и нужных мыслей, которые на мой взгляд, актуальны и по настоящее время!  Главная задача, которую поставил перед комсомолом Леонид Ильич, состояла в борьбе за эффективность и качество. Она должна была стать программой воспитания на многие годы. Это означало работать на совесть, результат и эффективность, организовывать труд на каждом участке, бережливо относиться к социалистической собственности, создавать такую морально-психологическую атмосферу, чтобы положение лодырей и прогульщиков было нетерпимым. Он пообещал строго спрашивать с хозяйственных руководителей, но самым главным должна была стать заинтересованность каждого комсомольца. А для этого нужна творческая инициатива. Особое внимание он обратил на комсомольские стройки в Восточной Сибири и Тюменской области. Их территория равна территориям Великобритании, Франции вместе взятых. Тюменскими запасами нефти нашей стране придется жить очень долгие годы. Брежнев указал, что скоро наступит новый, более сложный этап развития Западной Сибири. Это именно те участки, куда необходимо было направить основные силы комсомола. Главным компасом молодежи должно было стать марксистско-ленинское учение. Большое внимание он уделил нравственному воспитанию. По его мнению, важным участком воспитания должна была стать борьба с духовной скудностью, пьянством и хулиганством. А центральным направлением – повышение культурного и жизненного уровня людей. Он отметил, что материальное богатство не должно стать самой целью, главное - обогащение внутреннего мира человека и  нетерпимость к проявлению формализма. Особое внимание Леонид Ильич обратил на Вооруженные Силы, где молодежь проходит большую закалку. Там она не только усваивает дисциплину, но и проявляет настоящий героизм. Во время поездки по Сибири и Дальнему Востоку он обратил внимание, как охранялась наша граница. Генсек высказал свое мнение о том, что дело ее защиты находилось в надежных руках! Молодые люди, охраняющие мир и покой, имеют все необходимое, для того, что бы выполнять свою замечательную миссию. Обеспечить мир на Земле – один из важнейших принципов нашей страны. Разрядка это не лозунг, главная задача – добиться ликвидации военной опасности, уменьшение угрозы ядерной войны. Для этого необходимо сдержать гонку вооружений, бороться за соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия. Генеральный секретарь заверил, что СССР приложит все силы в борьбе против создания самого антигуманного оружия – нейтронной бомбы. Европа должна стать континентом мира и сотрудничества. И не одно государство не сделало в этом вопросе больше чем наша страна. И если кто-нибудь думает, что Советский Союз изменит свой курс под воздействием различных доктрин – глубоко ошибаются! Наше будущее – счастье свободного труда на мирной планете! Это выступление я набросал тезисами, но согласитесь, сколько актуальных на настоящий момент проблем и задач, он высказал! Тех задач, которые тогда успешно решал комсомол!
Каждый перерыв между заседаниями был для нас маленьким праздником! На всех этажах Дворца съездов выступали вокально-инструментальные ансамбли такие как «Самоцветы», «Пламя» и «Песняры».  После длительного многолетнего отсутствия  на телевизионном экране, именно на 18 съезде ВЛКСМ, я снова увидел легендарного ведущего КВН и многих других телевизионных программ Александра Маслякова, который, кстати, в день завершения работы съезда предложил мне поучаствовать в съемках репортажа для программы «Время». Само общение с делегатами было интереснейшим занятием. Я встречался с моряками и братьями морскими пехотинцами с Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского флота. Мы обменивались значками и адресами. Ко мне, как к какой-то «звезде» постоянно подходили простые делегаты ребята и девчонки, с просьбой оставить для них свой автограф. Некоторые из этих встреч были зафиксированы средствами массовой информации. На протяжении длительного времени я не переставал узнавать себя на фотографиях в журналах «Советский воин», «Морской сборник», «Знаменосец», фотоальбомах посвященных Военно-морскому Флоту и Балтийскому Флоту, в «Ежегодниках», в газете «Красная Звезда», и конечно в родной флотской газете «Страже Балтики».  Там были зафиксированы эпизоды  общения с девочкой делегатом от комсомольской организации Башкирии, моряками и морскими пехотинцами с Черного моря, Севера и Тихого океана. Мне оставляли свои автографы летчики-космонавты, такие как  дважды Герои Советского Союза Леонов,  Шаталов, и Береговой, олимпийские чемпионы по гимнастике Николай Андрианов,   художественной гимнастике  Ирина Дерюгина и  Галима Шугурова, по вольной борьбе Леван Тедеашвили,  ветеран Великой Отечественной войны трижды Герой Советского Союза маршал авиации Покрышкин. Встреч с интересными людьми было гораздо больше, чем вспомнил я сейчас. Это были   самые яркие и памятные впечатления.  Хочу сказать, что вокруг нас царила  незабываемая атмосфера, которую я сохраняю всю свою жизнь.
За время работы форума, я неплохо изучил Кремль и  Дворец Съездов, обошел все исторические и архитектурные памятники, посетил все доступные залы и палаты. Отдельным штрихом хочу отметить организацию питания делегатов в обеденных перерывах. Прямо во дворце во многих залах стояли столы, накрытые самыми разнообразными блюдами. Именно здесь мне удалось сравнить вкус красной и черной икры. Каждый делегат принимал пищу, и только после этого подходил к буфетчице для расчета. Все честно говорили ей о тех блюдах, которые съедали. Случаев обмана зафиксировано не было! Со съезда я мог бесплатно отправить посылки своим родным в Донецк. Помню, что в 1978 году в нашей стране были проблемы с шоколадом, и мне посчастливилось отправить посылки со сладостями своим родным. Я обеспечил своих друзей сослуживцев, уважаемых мною офицеров части фломастерами, которые на тот период были серьезным дефицитом.
Опозданий с моей стороны в зал заседаний Кремлевского дворца больше не наблюдалось. Элегантные охранники каждый раз с юмором отмечали мою точность, сравнивая ее с американской. Тот самый журналист «Советского воина», который очень подвел нас в самом начале работы съезда, наверно решил реабилитироваться. Во время одного из перерывов он собрал группу военнослужащих у входа во дворец для фотографирования. Мы должны были идти группой рядом друг с другом, и в непринужденной обстановке вести беседу. Среди нас был моряк с ТАКР «Киев» Коля Баринов, курсант Ленинградского общевойскового командного училища имени С.М. Кирова, курсант Ленинградской военно-медицинской академии, ребята представители воинских частей и соединений Вооруженных Сил. Я шел вторым с правого края, но так случилось, что разговор со мной заинтересовал окружающих военных. После фотографирования курсант общевойсковик подарил мне на память интересную книгу о янтаре.
После разговора с Масляковым о съемках, я старательно подготовил речь, с которой успешно выступил на камеру для программы «Время». Все это покажут 1 мая по Всесоюзному телевидению. К сожалению,  в этот момент, после возвращения из поездки, я отдыхал, и прибежавшие в расположение ребята успели только сообщить мне о  показе, но посмотреть эпизод мне самому так и не довелось! А в это время в Донецке, папа тоже прилег отдохнуть возле телевизора, устав после шахтерской смены. Проснулся он от громкого стука в окно, быстро вскочив, он увидел радостное лицо нашего соседа дяди Толи Блинова, который жестами показывал на телевизионный экран. Когда отец включил телеприемник, программа «Время» уже заканчивалась, ему пришлось ограничиться рассказом соседа. Но наш репортаж посмотрели дедушка Алексей Петрович, и бабушка Лидия Николаевна. Бабушка обнимала телевизор и целовала экран. Посмотрели его и в Балтийске, и в Калининграде, и в поселке Мечниково.  Зрителями стали мои друзья сослуживцы, и недруги, и командиры, и начальники различных рангов.
Трогательным было наше прощание со столицей. Белорусский вокзал предоставил в наше распоряжение калининградский поезд «Янтарь». Проводить нашу делегацию прибыли шефы из московского научно исследовательского института. Простились мы и с Таней Донсковой, она оставалась в Москве у своей мамы, я кричал ей из окна какие-то теплые слова, махал снятым с плеч форменным воротником, помню, что она плакала…
Больше мы никогда не встречались, но в моей памяти осталась красивая и  очень добрая девушка, которая была еще  и очень хорошим и приветливым человеком, с которым  меня познакомил съезд комсомола.
Был солнечный первомайский день. Встречали делегатов в Калининграде по-разному, кого руководители, кого родные и близкие. Меня приехал встретить на автомобиле командира полка помощник начальника политотдела по комсомольской работе гвардии старший лейтенант Мелешин. Встреча прошла тепло и не наиграно. В Балтийске в штабе полка меня ожидал сам начальник политотдела гвардии майор Абрамов. Он с интересом расспрашивал  о съезде, ориентировал на то, что придется много  ездить по воинским частям и кораблям с выступлениями. Я был готов ко всему. На радостях я сразу же подарил гвардии майору полное собрание произведений Л.И. Брежнева. Он такого подарка не ожидал и несказанно обрадовался. В Балтийске к командиру нашего полка гвардии подполковнику Соломеннику меня повезли прямо домой на улицу Невского. Тогда мобильных телефонов не было, и встретил меня командир по-домашнему. Его жена накрыла столик, а он достал бутылку «Столичной». Первым был тост за успешное завершение мероприятия, вторым тостом он поблагодарил меня за строгое и точное выполнение его приказания. Дело в том, что я попал на страницы не только флотской, но и Всесоюзной печати, меня уже сняли для программы «Время». Где я, на мой взгляд, достойно представил родной полк и всю морскую пехоту Советского Союза. После короткого застолья, он отдал приказание Мелешину о предоставлении мне времени для отдыха. Приехав в батальон, я лег спать, и проспал до вечера, прозевав программу «Время» с моим участием.
Потом были поездки к береговым ракетчикам в поселок Донское, пограничникам на Балтийскую косу, на корабли в Военную гавань, к комсомольцам Светловского судоремонтного завода, к морякам минно-торпедного арсенала. Параллельно мне разрешили после отбоя готовиться к вступительным экзаменам в училище. Выступая перед моряками бригады ракетных кораблей в Базовом матросском клубе  Военной гавани, я познакомился с курсантами-стажерами выпускниками Киевского высшего военно-морского политического училища, которые рассказали мне о многих полезных для поступления и учебы вещах.
В училище меня провожали всем батальоном. Дежурным по части был, на мое счастье, сам командир взвода разведки гвардии старший лейтенант Горенко.  После вечерней проверки он перестроил подразделения так, что бы я смог проститься со всеми бойцами индивидуально, с кем рукопожатием, а с кем и обняться на прощание. Разведчики проводили меня до остановки, загрузив мой нехитрый скарб в маршрутный автобус. Они долго махали мне в след, пока автобус не скрылся за первым поворотом. С некоторыми из своих сослуживцев мне довелось встретиться в будущем при различных ситуациях, остальных я больше не встречал, даже используя для их поиска возможности сетей интернета.
В училищном лагере перед первым, самым главным экзаменом в моей жизни нас построили в две шеренги. Начальник лагерного сбора объявил порядок сдачи экзамена. Я стоял в первой шеренге, когда проходивший вдоль строя замполит случайно увидел на моей груди делегатский значок. Он с удивлением спросил: «Ты тоже делегат!?», и после утвердительного ответа бросился бегом к учебному корпусу. В помещение для экзаменов я вошел четким строевым шагом, выбивая со штатных мест планки паркета. Мой доклад был громким и по гвардейскому четким. За столом сидели те же преподаватели, что и два года назад, но на этот раз они приветливо улыбались и хвалили меня за знания и строевую выправку. Я ответил на экзаменационные вопросы достойно. Мои будущие друзья потом жаловались, что весь этот гром очень мешал их подготовке к выступлениям. Капитан 2 ранга Быков, принимавший экзамен, останавливал меня, предлагая перейти к очередному вопросу. Офицеры-экзаменаторы  пожали мне руку и пожелали быстрее отправить телеграмму родителям об успешном поступлении в училище. Но радоваться было еще рано. На медицинской комиссии у меня на ноге был обнаружен грибок, который я получил в Москве, в гостинице «Россия» почти перед отъездом в училище. Подполковник медицинской службы, порекомендовал мне срочно заняться его лечением. Для этого я снял свои сапоги и ходил по лагерю в тапочках, а по утрам босиком по росе, использовал различные мази и лекарства. Мои труды не прошли даром, я излечился. Хотя из-за этой нелепой болезни мог бы распрощаться со своей давней мечтой. Во время последней встречи с руководителем медицинской комиссии, я доложил о результатах лечения, а он удостоверился в действительности сказанного. Подстраховал меня на этот раз и командир моего учебного взвода капитан-лейтенант Барабаш, сообщив по секрету медику о том, что я делегат комсомольского съезда.
18 съезд ВЛКСМ продолжал работать и в период моей учебы, выручая в некоторых жизненных обстоятельствах и на предметных экзаменах. Помогал он и на ниве комсомольской и партийной работы, и во время офицерской службы в частях и на кораблях Балтийского флота, куда я целенаправленно вернулся после окончания училища. Он оказывает мне помощь и сейчас через сорок лет после своего окончания. Комсомол научил меня идти по жизни не просто, подчиняясь воле волн, а обязательно к чему-то стремясь и чего-то добиваясь. И от этого она становится еще более насыщенной и интересной. И какие бы трудности на моем пути не встречались, моя жизненная мечта всегда остается моим компасом, а биография результатом ее реализации, за который мне ни перед кем не стыдно!