Делегат Балтики или воспоминания сорок лет спустя

Николай Жуков 3
                9

Помня инструктаж главного комсомольца полка, я вышел из автобуса на остановке возле областного драматического театра. Оглядевшись на месте, путем опроса местных жителей, узнал, где находится обком комсомола. Здание довоенной постройки, слабо освещенный коридор, рекреация с деревянными стульями. К установленному времени прибыли уже все комсомольцы представители городов и районов области, Балтийского флота и 11 гвардейской армии.
К нам вышел секретарь областного комитета ВЛКСМ Александр Курков, он приветливо улыбнулся, пожал всем руки, и порекомендовал прибыть в гостиницу «Калининград» для обустройства, и подготовки к вечеру знакомства. Работники обкома выдали нам программки комсомольского сбора, и так называемые карманные деньги. Гражданским делегатам повезло больше, они получили по сто рублей, мы военные довольствовались тридцатью.
Стол в главном зале гостиничного ресторана был накрыт по- праздничному. Кроме вкуснейших закусок на столе стояли и всякие напитки. Прозвучали первые тосты. Сидевшие за столом делегаты повеселели, общение стало более свободным и раскованным.  Всего в составе делегации нас было девятнадцать человек. Это  были рабочие, колхозники, инженеры, учителя, учащиеся и военнослужащие. К сожалению, я уже не помню всех имен и фамилий. В моей памяти остались только некоторых из них. За столом сидели: руководитель делегации секретарь обкома комсомола Александр Петрович Курков, секретарь городского комитета ВЛКСМ Калининграда Владимир Иванович Крутиков, секретарь комитета ВЛКСМ Зеленоградска Владимир Владимирович Шегеда, лучший продавец области комсомолка из магазина «Силуэт» Люда Федорова, учитель средней школы №6 из Балтийска Лариса Мясникова, моя симпатия Таня Донскова, военно-морской летчик старший лейтенант Смирнов, сержант танкист из полка 11 гвардейской армии, студентка Калининградского университета Ирина, тракторист одного из калининградских колхозов, гвардии капитан - помощник начальника политуправления 11 армии, ученица одной из калининградских школ. В памяти отложилось мнение некоторых специалистов о том, что наша небольшая делегация отличалась от других самыми симпатичными девчонками. 
Курков  посадил меня рядом с собой. Через несколько минут застолья я заметил, что армейский делегат сержант-танкист грустно ест, глядя в свою вилку и искоса поглядывая, то на меня, то  на своего капитана.
Повернувшись к Александру Петровичу, я посетовал на неравноправное положение  делегатов присутствующих за столом, и первый секретарь порекомендовал старшим представителям прекратить демонстрировать свое преимущество, все делегаты должны быть равны независимо от должностей и воинских званий! К счастью, моим куратором был военно-морской летчик из Быхова, спокойный и рассудительный старший лейтенант Смирнов.
Заиграла музыка, солист местной ресторанной группы запел. Наибольшей популярностью в ходе вечера пользовалась песня из репертуара группы «Апрель» «Остановите музыку!» Мы весело танцевали быстрые танцы, знакомились с девчонками нашей делегации, приглашая их на медленные. На вечере было весело, как на празднике. Мы без проблем перезнакомились друг с другом, скованность и зажатость, как рукой сняло.
Пробыли мы в Калининграде три дня. Совершили прекрасную автобусную экскурсию по городу и области, посетили могилу Канта, осмотрели развалины Кафедрального собора, бункер генерала Ляша, побывали на форте №5, познакомились с экспозицией музея «Янтаря». Нас встретил еще старый областной историко-художественный музей, который находился на улице Горького, посмотрели на Калининград с командного пункта 11 армии, возложили гвоздики к памятнику 1200 гвардейцам, у мемориала павшим советским воинам в поселке Русское, посетили музей янтарного комбината.  Мне очень понравился Калининградский зоопарк с памятниками участникам его штурма.  Мы встречались с известными людьми, ветеранами войны и труда, передовиками производства. В обкоме КПСС побеседовали с его первым секретарем, легендарным партийным руководителем Коноваловым. Седой импозантный мужчина внимательно выслушал рассказ Куркова, наши вопросы и отзывы о подготовке к съезду, рассказал о перспективах развития Калининградской области, посоветовал нам обязательно посетить в Москве некоторые достопримечательности. Вспомнил он и о гвардейских морских пехотинцах Балтийского Флота. «Большое и хорошее дело осуществляют  ребята, отлично справляются с боевыми задачами на берегу и в дальних морских походах!  По больше было бы таких полков!», - сказал он. Разговор был доверительным и добрым, и обстановка в кабинете царила теплая, с положительными впечатлениями мы вернулись в гостиницу.
Вечером вновь собрались на ужин за широким ресторанным  столом, снова  общались, танцевали. Сегодня мне кажется, что тогда солистом вокально-инструментального ансамбля, который выступал с ресторанной сцены, мог быть, на тот момент еще неизвестный для нас и для всей страны, Олег Газманов.
Неожиданно к нашему столу подошел один из официантов, сообщивший мне о том, что в фойе гостиницы меня дожидается какой-то капитан-лейтенант. Сначала я подумал, что это начальник военного патруля, заметивший моряка срочной службы через стекло гостиницы, но выйдя за двери ресторана, я увидел корреспондента флотской газеты «Страж Балтики», который во время нашей экскурсии в областной историко-художественный музей подходил ко мне и предлагал встретиться для взятия интервью. Мы поднялись в мой гостиничный номер, и в течение целого часа провели интересную беседу. Газета с репортажем вышла перед самим нашим отъездом в Москву. Несколько экземпляров выпуска корреспондент принес прямо к поезду.
Отъезд калининградской делегации в столицу был торжественным. Наш автобус от самой гостиницы «Калининград» сопровождал целый кортеж автомобилей. Кроме комсомольских и партийных работников нас  провожали комсомольцы Калининградского университета и школьники. Приятное впечатление произвело на нас  приветствие пионеров из Черняховска. На вокзальном перроне  ко мне подошел сам начальник береговых и ракетных войск Балтийского Флота полковник Ампилогов. Он пожал мою руку и пожелал счастливого пути и успехов в ходе работы съезда. В купе расселили по интересам, возрасту, профессии и с учетом гендерного принципа. Поездка была веселой и не утомительной. В то время мы жили в  великом и могучем Советском Союзе, тогда не было границ, таможен, утомляющих ночных проверок документов. Принимать пищу, мы ходили в вагон-ресторан. Первый обед был очень веселым, поднимали тосты за Родину, партию и комсомол. В купе продолжали общение. Кто-то читал, кто-то играл в карточного Кинга, кто-то смотрел в окно, а кто-то вел беседы на самые различные темы. Просочилась и секретная информация о том, что нас в поездке самым серьезным образом охраняют представители специальных служб. Но на протяжении всего пути мы их так и не заметили – профессионалы!