Делегат Балтики или воспоминания сорок лет спустя

Николай Жуков 3
                7

В октябре мне пришлось пройти дополнительную подготовку для того, чтобы  стать командиром плавающего танка. На первых в жизни самостоятельных ночных стрельбах я поразил все мишени из пулемета и орудия, заслужив похвалу самого комбата! Однажды вечером, во время несения патрульной службы в парке боевых машин произошла внезапная досрочная смена с поста. Помощник дежурного по батальону, быстро выполнив необходимые условия ритуала,  предложил мне бегом прибыть в кабинет замполита. Там возбужденный капитан-лейтенант Шатохин сообщил, что в штабе полка меня ожидают: командир части, начальник политотдела и офицеры, представляющие Политуправление Балтийского флота. В моей памяти всплыл занимательный случай, произошедший со мной летом, во время несения службы дневальным по батальону. Именно тогда я  нечаянно услышал разговор замполита и комбата о танкисте, который должен будет представлять полк на 18 съезда ВЛКСМ. Задача представлялась мне непростой, но очень интересной. Ее успешное решение могло стать для меня гарантом осуществления мечты – обязательного  поступления в высшее военно-морское политическое училище!  Занимательной стала сама мысль о возможности, вновь посетить Москву, встретиться с интересными и известными всей стране людьми, поучаствовать в незабываемом событии!
Именно тогда, найдя подходящий момент, я и постучал в кабинет замполита, и, обращаясь по уставу, произнес примерно следующее:
«Товарищ гвардии капитан-лейтенант, пошлите меня  на комсомольский съезд, я с задачей справлюсь и вас,  и танковый батальон и всю морскую пехоту Балтики не опозорю!» От неожиданности ЗАМ (так на флоте называют замполитов) опешил, но приветливо улыбаясь,  поблагодарил меня за инициативу, и выпалил, что я хороший парень, но  кандидат в делегаты уже есть. Наверное, через полгода его мнение в корне изменилось.
Командирский УАЗик быстро пересек железнодорожный переезд и заснеженное поле между Мечниковым и военным городком полка. За окнами в темноте промелькнули  забор комендантского сада, парашютно-десантная вышка и  контрольно-пропускной пункт. Водитель остановил автомобиль прямо у крыльца штаба. Мы спешно поднялись на второй этаж. В кабинете начальника политического отдела гвардии майора Абрамова находились пять офицеров. В сидящем по центру подполковнике я узнал командира полка гвардии подполковник Соломенника, справа от него находились: начальник политотдела части и его помощник по работе с комсомолом гвардии старший лейтенант Мелешин. С левого  края на меня внимательно смотрели глаза незнакомых флотских офицеров. Как позже выяснилось, это были заместитель начальника политуправления Балтийского флота капитан 1 ранга Корниенко и старший инструктор политуправления по комсомольской работе старший лейтенант Смирнов.  Первым прозвучал вопрос о моем образовании, затем капраз поинтересовался моим  ростом, который соответствовал среднему росту морского пехотинца – один метр восемьдесят два сантиметра. Офицеры прослушали страницы моей небогатой биографии, расспросили о том,  где я родился, кто мои родители, и какую комсомольскую нагрузку исполняю. Узнав, что я секретарь комсомольской организации разведвзвода, сидевшие за столом начальники повеселели. Потом они обсудили мою фамилию, внешний облик, спортивные достижения и одобрительно подтвердили, что я подхожу для роли комсомольского делегата. Позже я узнал, что кандидатов в полку сначала было около десяти, причины их отставки для меня остались неизвестными. Говорили, что у кого-то не подошла фамилия, у кого-то внешний вид, кто-то провинился, нарушив воинскую дисциплину. Утверждение меня, как кандидата в делегаты прошло довольно гладко. Командир полка приказал своим заместителям провести мою подготовку и экипировку по высшему разряду с составлением специального плана. Гвардии подполковник даже распорядился выдать мне офицерские сапоги из своего личного аттестата, а подгонку формы одежды поручил лучшему закройщику полка. И тот постарался на славу! Она была ушита до предела! Мой новый облик привел начальника политотдела в шок! Комплект парадной формы морского пехотинца был начисто забракован! Второй комплект подгонялся уже под контролем самого гвардии майора! Обязательную новую военно-морскую форму №3          (бескозырка с гвардейской ленточкой, флотская рубаха-суконка, воротник-гюйс, брюки на выпуск и хромовые ботинки) и №4 (суконный бушлат к выше перечисленным составляющим) мне выдали тоже. Она подошла мне сразу и по всем статьям, а гвардии старший лейтенант Мелешин, помог составить план идейно-теоретического развития. В него входило прочтение   актуальных литературных произведений (в том числе книжек Леонида Ильича Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина»), участие в комсомольских мероприятиях, изучение устава ВЛКСМ и инструкции организациям ВЛКСМ в Советской армии и ВМФ. Еще он прозрачно намекнул, что мою биографию будут тщательно проверять компетентные органы.
Уже через месяц на комсомольской конференции полка меня избрали делегатом на флотскую комсомольскую конференцию, которая проходила в Балтийском матросском клубе. Там я вновь встретился с офицерами политуправления. Мне довелось поучаствовать в работе самых разных комсомольских мероприятий, я побывал на приеме у Командующего Балтийским Флотом, и близко сошелся  с человеком, который в будущем станет моим лучшим другом и товарищем. Это инструктор политотдела полка по комсомольской работе гвардии прапорщик Виктор Манухин. Если сказать точнее, то Виктор на всю жизнь станет для меня не только другом, и наставником, но и авторитетным старшим братом. К  его особому мнению и совету  я прислушивался не раз, и всегда находил правильный выход из непростых ситуаций.
Комсомольские дела помогли мне подружиться и с фотокорреспондентом нашей флотской газеты «Страж Балтики» Евгением Павловым. На одной из фотографий я был изображен в погонах гвардии младшего сержанта. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Косов, просматривая пилотный выпуск газеты,  обратил на этот нюанс внимание, и порекомендовал присвоить мне звание сержанта. Евгений не стал откладывать дело в долгий ящик, не дожидаясь приказа командира полка, он сделал фотомонтаж. Таким образом, в общем выпуске газеты я уже был с тремя лычками. Командиру полка ничего не оставалось, как издать приказ с незначительным опозданием.
На комсомольской конференции флота я был избран на областной форум ВЛКСМ. И уже на региональном собрании меня избрали делегатом на 18 съезд комсомола. Торжественная обстановка, высокое представительство на мероприятии оказало на меня большое впечатление. Многие из людей, ставших вместе со мной делегатами, запомнились мне на всю жизнь, а с некоторыми из них еще не раз пришлось встречаться в этой жизни и при очень интересных обстоятельствах.