Как погиб Карфаген

Николай Сологубовский
Как погиб Карфаген

Это произошло   2164 года назад…
В течение  одного ужасного 146 года до нашей эры  погибли два цветущих центра древней культуры: Коринф (в Греции)  и Карфаген. Погибли от мечей и огня   римлян-завоевателей, империалистов, создавших первую Империю на Земле.
Сегодня Тунис, как  и Древний Карфаген, переживает не лучшие времена.
Современный  Тунис, построенный в течение многих  веков  на руинах Карфагенского государства,  снова оказался  под ударом! Ему снова диктуют условия! Его снова пытаются поставить на колени!
… Вернемся в 146 год до новой эры.  Ахейская война,   взятие римлянами цветущего Коринфа  и сожжение этого города, конец независимости греков.
А что в этот год произошло  в Карфагене?
Напомним, что попытки великого Ганнибала, патриота свой родины,  провести реформы в Карфагене не удались из-за противодействия   местной олигархии, купленной Римом. 
Напомним, как предостережение, некоторые страницы Истории Человечества… 

Подготовка Мировой  войны   

Во втором веке до нашей эры Карфаген скоро оправился от последствий Второй Пунической войны. Богатства его все еще огромной территории, простиравшейся на восток до Кирены продолжали оставаться источником больших доходов граждан Карфагена.
Руины Кирены  находятся  на севере Африки, в уничтоженной  в 2011 году бомбежками «миролюбивого» альянса НАТО и наемниками США цветущей, демократической  Ливийской Джамахирии.
Правящая партия (та самая, которая предала Ганнибала и заставила его покинуть Карфаген)  старалась жить в мире и с Римом, и со своим непосредственным африканским соседом — Масиниссой, царем Нумидии.
Опять историческая параллель: в 2011 году президент Туниса Бен Али тоже был вынужден покинуть Карфаген и отправился, как и Ганнибал, на Восток. И пусть все параллели , как говорится, «хромают», но есть над чем подумать.
Само существование Карфагена вызывало в Риме постоянную тревогу: слишком сильны были воспоминания о так называемой «ганнибаловой войне»,  спровоцированной римлянами, чтобы они  могли  скоро их забыть.
Пока во внешней политике  Рима продолжались сципионовские традиции  - лучше плохой мир, чем война - , дальше смутных опасений дело не шло. Положение стало меняться после III македонской войны.   Она послужила началом больших сдвигов в области римской политики: хищник стал показывать когти.
Это сейчас же сказалось и в отношениях к Карфагену.
В 153 г. в Карфагене  побывал старик Катон, римский сенатор,  в качестве главы посольства, отправленного для «урегулирования споров» Карфагена с Масиниссой. Споров, которые разжинались самими римлянами.  Когда он собственными глазами увидел цветущее состояние Карфагена, мысль о разрушении города стала его idee fixe.
Катоновский лозунг «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Я думаю, что Карфаген должен быть  разрушенным») получил  поддержку тех кругов римской элиты, для которых  стремление к мировому господству и   агрессия стали знаменем внешней политики.
Опять историческая параллель: разве сегодня  агрессия  не стала знаменем внешней политики Соединенных Штатов Америки? Взять хотя бы тот же театр боевых действий, регион Средиземноморья и Ближнего востока: Ирак, Ливия, Сирия, Йемен… Который год  продолжаются здесь войны!
 
Предлог для агрессии всегда найдется.
Чтобы объявить войну Карфагену, нужно было найти подходящий предлог и создать соответствующее настроение в римском обществе. Прекрасную роль здесь мог сыграть Масинисса с его алчными амбициями по отношению к  Карфагену..
Его царство Нумидия было по соседству с Карфагеном, ну, как  такие страны как … Впрочем, напрашиваются  сразу несколько параллелей…
 Договор 201 года  до новой эры, подписанный после Второй пунической   (мировой!) войны, был так сочинен победителем-Римом, что  не определил точных границ между Нумидией и Карфагенским государством, что служило источником бесконечных споров и вызывало частые присылки римских  «примирительных» комиссий. Чем враждебнее к Карфагену становились в Риме, тем наглее вел себя Масинисса.
Снова параллели! Чем враждебнее Трамп к Арабскому миру и, в частности, к Сирии,  тем наглее Нетаньяху!
В конце концов терпение карфагенян лопнуло. Во главе карфагенского правительства оказались вожди демократической партии, являвшиеся сторонниками более твердой политики по отношению к  наглому Масиниссе. И когда   в 150 году до н.э. нумидяне вновь напали на карфагенскую территорию с целью грабежа (очередная мелкая провокация, вроде тех, которыми занимаются каждый день киевские каратели против городов Донбасса!),  то против них выслали войско под начальством Гасдрубала, одного из лидеров демократов. Он и  прогнал мародеров, дав им хорошую взбучку.
Столь желаемый  «повод» для объявления  Римом войны Карфагену был найден: как же так, эти ужасные карфагеняне  отразили нападение     без разрешения римского сената?

Кровавая дорога предательства

В Риме начались военные приготовления. Испуганное   карфагенское правительство, бывшее под колпаком местных олигархов,  связанных с Римом (опять параллель с современностью!)  немедленно забило отбой: Гасдрубал был приговорен (!!!) к смертной казни, а в Рим отправили посольство, которое свалило всю вину на «воинственного» Гасдрубала. Но в сенате признали объяснения карфагенян недостаточными.   
И  в 149 году до нашей эры была объявлена война!
Увы, нет исторической параллели: все свои новые войны Соединенные Штаты Америки начинали против арабских и африканских стран без объявления войны!
Карфагенское правительство, то есть олигархи, решило сдаться. Якобы для того, чтобы спасти Карфаген от разрушения. На самом деле для того, чтобы спасти свои богатства. Тогда римский сенат объявил, что он гарантирует (!!!) карфагенянам  сохранение свободы, земель, собственности и даже государственного строя (!!!). Но  с условием… выдачи в месячный срок 300 заложников из числа детей богатых  семей и выполнения  всех дальнейших  (!!!) распоряжений римских консулов, который будут направлены в Карфаген. Заложники были немедленно выданы, и их судьба оказалась  трагичной.
Когда консулы высадились в Африке, то  они предъявили Карфагену новое требование:  сдать все оружие и боевые припасы. Это распоряжение также было выполнено. Карфаген был полностью разоружен!
Вам это ничего не напоминает из истории современной России?
Затем  последовал новый страшный ультиматум: город Карфаген должен быть  полностью разрушен руками самих жителей; его жители имеют право (!!!)  выбрать себе новое место для поселения,  но далеко от берега моря.
Когда   это бесчеловечное требование стало известно в городе, гнев и отчаяние охватили карфагенян.   Они  перебили находившихся в городе римлян.
К  оставленным в живых римским консулам ими было отправлено  посольство с просьбой о месячном перемирии, якобы для дальнейших переговоров..   Консулы, нисколько не сомневаясь, что Карфаген не сможет защищаться, отложили  штурм.

Третья Мировая война

Карфаген  получил  драгоценную отсрочку. Приговоренному к смерти  Гасдрубалу, который не дал себя арестовать  и находился вне Карфагена, олигархи объявили  амнистию и обратились к нему с мольбой «помочь родному городу в минуту смертельной опасности». 
Все население днем и ночью ковало оружие, строило метательные машины, укрепляло высокие оборонительные стены города. Женщины отдавали свои волосы на изготовление канатов для баллист и других боевых машин.  Для пополнения городского ополчения освободили всех рабов. В город свозили продовольствие.
  Когда же  римская армия появилась под стенами города, консулы   увидели, что они опоздали и что Карфаген готов к обороне.
Первые два года осады (149-й и 148-й до н.э.) прошли для римлян без всякого успеха: взять город штурмом оказалось невозможным, в нем находилось много продовольствия, а  карфагенская армия, отряды которой действовали и вне стен города,  мешала полной изоляции города. Римлянам даже не удалось парализовать активные боевые действия карфагенского флота.   Масинисса  мало  помогал римлянам, так как был недоволен их политикой: он сам намеревался завладеть Карфагеном.    В конце 149 г. он скончался….
Тогда говорили, что римляне  «помогли» своему союзнику отправиться  к праотцам…. Вам это ничего  не напоминает?
Среди высших римских офицеров был   военный трибун Публий Корнелий Сципион Эмилиан, усыновленный Сципионом  Африканским. Тем самым, который  выиграл битву с великим воином Карфагена,  Ганнибалом.  Впервые трибун выдвинулся еще в Испании, под Карфагеном он  приобрел репутацию смелого офицера, не раз выручавшего римлян своим  личным  мужеством.
Один факт показывает, каким уважением пользовался Сципион: умирающий  90-летний Масинисса  попросил Сципиона приехать в Нумидию для раздела власти между тремя его сыновьями. Сципион  умело решил эту задачу в интересах Рима:  под Карфагеном  появились  многочисленные  нумидийские войска.
В 148 г. римскому сенату стало ясно, что необходимо   любой  ценой довести до конца позорно затянувшуюся осаду непокорного Карфагена. Для этого решили повторить тот удачный опыт, который когда-то проделали со Сципионом Африканским.
«Удачный» для Рима, но печальный для самого Сципиона Африканского, победившего в 202 году до н.э., в  битве при Зама самого Ганнибала:  тогда Сципиона, героя Рима,   обвинили в предательстве, он был вынужден покинуть Рим, долго искал и встретился все-таки с Ганнибалом, который тоже скитался по чужбинам.
И скончались они в один год…
 И оба вдали от своих стран, которым они так верно служили…
На 147 год хитрые римские сенаторы  избрали консулом Сципиона Эмилиана, хотя по возрасту и стажу он еще не подходил для этой должности (ему было около 35 лет), и специальным постановлением поручили именно  ему ведение войны в Африке «до победного конца».

Защитникам  и защитницам Карфагена поем мы славу

Прибыв   с новыми нумидийскими подкреплениями, Сципион   штурмом взял предместье Карфагена и затем  осадными работами добился полного окружения города с моря и суши.
Полевая карфагенская армия, действовавшая вне города,  была разбита. Зимой 147/46 г. всякая связь осажденных с внешним миром прервалась. В городе наступил стращный голод.
К весне 146 г. голод и болезни произвели в Карфагене такие опустошения, что Сципион решился начать общий штурм. На одном участке стены, который почти не защищался ослабевшим от голода гарнизоном, римлянам удалось проникнуть в морскую  гавань. Затем они овладели примыкавшими  к гавани кварталами  и стали медленно подвигаться к Бирсе, «карфагенскому Кремлю». Много  дней и ночей шли   бои на узких улицах города. Карфагеняне   мужественно  защищали свои дома, превращенные в крепости. Агрессоры  вынуждены были проламывать стены.  Озверевшие римляне никого не щадили...
Наконец, они  прорвались  к Бирсе. Там укрылись последние защитники  — около 50 тысяч человек.
Сломленный мучениями и ставший предателем Гасдрубал вышел из Бирсы и опустился на колени перед  Сципионом. Тот пообещал сохранить (!!!) карфагенянам   жизнь. Однако  он  хорошо знал секретное  решение римского сената: «все карфагеняне должны быть   мертвы  или стать рабами».
Только 900 человек  не захотели сдаться: они подожгли Храм Баала, находившийся в «карфагенском Кремле», и   погибли в огне.
Последними  защитниками Карфагена руководила  жена Гасдрубала, имя которой История не запомнила… Но предания говорят, что перед смертью в огне она, держа за руки двух сыновей, посылала проклятья своему мужу, которого римляне заставили лицезреть гибель  семьи и Карфагена…
Сдавшиеся в плен были проданы в рабство...

Сципион: «Мой Рим ждет та же участь!»

Комиссия, присланная из римского сената, вместе со Сципионом должна была окончательно решить судьбу Карфагена.  Сам Сципион   стоял  за то, чтобы сохранить город. Но в сенате взяла верх непримиримая точка зрения Катона . Сам он умер в 149 г., не дожив до осуществления своей « самой заветной мечты».
Сципиону было приказано полностью уничтожить город, засыпать его  землей и, предав вечному проклятию то место, на котором он стоял, провести по нему плугами борозды.
Семнадцать дней  и ночей горел подожженный со всех сторон Карфаген. Сципион стоял на соседнем холме (теперь там находится жемчужина тунисского туризма – Сиди Бу Саид) и, не выдержав, пролил скупую слезу.
На вопрос  своего секретаря-историка  он молвил: «Боги не простят нам то, что мы сделали с Карфагеном. Мой Рим ждет та же участь!»

В это же  время   закончился  и род Катона: его единственный наследник погиб, мужественно защищая Утику, маленький городок-порт, союзник Карфагена. Руины Утики  находятся в тридцати километрах на запад от руин Вечного Карфагена.
Такая же трагическая судьба постигла и другие города, которые до конца держали сторону Карфагена.
 На части  территории уничтоженного Карфагенского государства  была создана  Проконсульская  провинция Африка. Наследники  Масиниссы, ставшие вассалами Рима,  тоже получили земли  от великого  Карфагена.
Так, в течение ужасного 146 года до нашей эры  погибли две цветущие   древние цивилизации:   Карфаген и Коринф. Судьба жителей свободного Коринфа была не менее ужасна, чем карфагенян…
Сам «вечный Рим» был уничтожен через каких-то  пять веков от рук варваров, предков  нынешних европейцев…

Сатана, лжеапостолы и «ангелы света»

Прошли века, Коринф был возрожден, стал христианским, но, поддавших проповедям еретиков,  сошел с истинного пути. И тогда апостол Павел обратился к коринфянам с Посланиями, пытаясь образумить их.
Во втором  Послании коринфянам (глава 11, стихи 12-13)  Павел сурово осуждал так называемых «ангелов света»: 
«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.  И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света.  А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды».
Сегодня Сатана правит бал в США, надев на себя тогу «исключительности» и узурпировав  в мировых СМИ «право на правду»…
 Сам Карфаген не возрожден до сих пор, хотя об этом мечтал Хабиб Бургиба,  основатель первого, после древнего Карфагена, независимого государства в Северной Африке, Тунисской Республики. Сегодня над ней нависла новая опасность: страна никак не оправится после так называемой «арабской весны», спровоцированной враждебными Арабскому миру силами.
Соседняя Ливия  до сих пор раздираема  террористами  псевдоисламского  «Халифата ДАЕШ-ИГ», чудища, рожденного стратегами США.
И выстоит ли сегодня Тунис-Карфаген, правящие кланы которого опять дерутся за власть?
И будет ли свободна  Ливия  со своими   античными городами,  пострадавшими от  неоимпериалистов  и их  наемников, отстоит ли она свое суверенное право решать самой свои внутренние дела?
Все  это не может не волновать тех, кто обеспокоен судьбами Человечества, История которого полна ПРОЯВЛЯЮЩИМИ все и вся  параллелями…

Евгений Ларин, Тунис, на руинах Карфагена, 26 июля  2018 года

Автор при написании этой статьи  использовал   интереснейший курс лекций российского ученого С.И.Ковалева по истории Рима…
Ссылка: http://www.roman-glory.com/03-03-06