Рассказ журналиста

Вера Коллер
Много лет я проработал журналистом в областных изданиях. Потом мне доверили рубрику «журналистское расследование». Помню, были ошибки и удачи. Иногда после моей статьи суд пересматривал дело. По ходу своей деятельности, я общался с людьми. Многие доверяли мне свои судьбы. Каждый раз,  после до глубины души, затронувшей меня истории, я обязательно ночью записывал эту историю в тетрадь. Так у меня накопилось несколько тетрадей человеческих судеб. И вот теперь, я хочу написать книгу, состоящую из рассказов, не связанных между собой. Но каждый рассказ – это просто чья-та жизнь, это просто чья-та судьба.
Рассказ первый.
Это было в середине восьмидесятых годов. Мне надо было утром попасть в г. Челябинск. Чтобы там, на вокзале не коротать время, я сел в ночной поезд. Вагон был полупустой, и проводница, разместила меня в купе, в котором ехала одинокая женщина. Женщине было более сорока лет, но по виду она напоминала девочку подростка. На голове у нее была повязана черная косынка. На мое приветствие – женщина улыбнулась. И чтобы завести разговор, я несмело спросил у нее, вы едите на похороны или с похорон. Да,  мать похоронила и в глазах промелькнула радость, а на губах улыбка. Я робко переспросил – мачеху? Нет! Родную мать – серьезно ответила она. От ее слов холодок пробежал у меня по спине. Произошло какое-то замешательство, потом она начала рассказывать свою жизнь. Колеса вагонов отстукивали по рельсам, оставляя позади прожитые ее годы. А она рассказывала и рассказывала. В мои двадцать четыре года, мне было тяжело слушать ее рассказ. Когда слезы катились из глаз, я поднимал голову к потолку и загонял их обратно. Она не смотрела на меня, а через стекло всматривалась в темноту ночи. И рассказывала не замолкая. Наверное, ей давно хотелось доверить кому-то свою жизнь, и этим слушателем оказался я. Утром на вокзале  я простился с ней и долго смотрел ей вслед, когда она шла по перрону. Потом она оглянулась, помахала мне рукой и смешалась с толпой людей.
Мои рабочие дела отвлекли меня от этой истории. Но приехав в г. Курган, я снова и снова мысленно слушал рассказ женщины, которая так похожа на девочку подростка. Когда у меня выдался выходной, я поехал туда, где прошло детство  этой женщины. Я нашел ту улицу  и дом, зашел во двор, меня встретил бригадир строителей, она разбирали крышу старенького дома. Сказав, что я когда-то жил здесь, попросил разрешения осмотреть дом внутри. Да. что вы там увидите – только грязь. С опаской ходил я по комнатам, и ужас сковывал мое сознание. Да это и есть та правда, что рассказывала моя попутчица. Выйдя во двор, я нашел то место, где детскими руками был создан уголок. На стене сарая висела самодельная полка, в уголке стоял столик, а вместо стульчиков – три пенька. Над головой висела какая-то тряпка, которая закрывала этот детский уголок от солнца.

РАССКАЗ ЖЕНЩИНЫ.
Мои родители поженились сами. Отец был сирота, а мать из многодетной семьи. Они жили не здесь, а в Поволжье. У них был маленький дом – две комнаты и кухня. До войны у них было два сына пяти и трех лет. Я родилась в 1940году. Однажды мама уложила моих братьев  спать, а меня понесла к врачу. Мне тогда не было еще и годика. Видимо там мы задержались, когда пришли домой, было уже поздно. Мои братья были мертвы. Над горячей плитой сушилась детская одежда, веревка оборвалась, одежда упала на плиту и стала тлеть, дым заполнил весь дом и дети задохнулись от дыма, прям во сне. Когда мама увидела это – она кричала, рвала на себе волосы и проклинала всех, в том числе и меня. Братьев похоронили в одном гробике. Вскоре отец ушел на войну. Так я осталась с матерью одна. Казалось, ее мировоззрение поменялось, она вдруг возненавидела меня. В 1942 году мы переехали на Урал. Мать никогда не рассказывала, почему мы уехали оттуда, она вообще не любила разговаривать со мной, целовать меня, обнимать. Я для нее была кем-то ужасным. Может быть глядя на меня, она вспоминала своих сыновей. Отец не вернулся с фронта. Похоронка не пришла, и никто не знал, что с ним. Тогда объясняли – пропал без вести. Если бы пришла похоронка, то мать получала пенсию на меня, а так ничего. Мать злилась и всю злость вымещала на мне. Когда я пошла в школу и приносила пятерки, она грубо отталкивала меня и не хотела смотреть. Лучше бы она сдала меня в детский дом. А потом в доме появился мужчина. Мать летала как на крыльях, угождая ему. Вечером, после работы он любил выпить и рассказывать про войну. Мать до глубокой ночи сидела с ним и слушала его рассказы. Так она пристрастилась к алкоголю. А потом у меня родился братик. Мужчина куда-то уехал и не вернулся. Мне было семь лет, и вся забота о братике легла на меня. Мать где-то работала, а по вечерам выпивала и ложилась спать. Иногда она уходила на несколько дней к подругам, а мы оставались одни. От них она приходила счастливая, увидев меня, она злилась и кричала. Братику было три года, я решилась уйти из жизни. Я выпила уксус, но не умерла. Уксус обжег мне губы, рот, но я не умерла. Мать почти нигде не работала, и ее друзья приходили к нам. Я с братьями пряталась в кладовке. После гуляний, когда мать спала, я собирала остатки еды со стола и кормила братьев. В те годы, жизнь у людей стала налаживаться после войны, а мы шли ко дну. Мне было уже двенадцать лет, и я уже все понимала. Как исчезли подруги матери, а остались одни мужчины. Они приносили еду, выпивку и по очереди лезли на мать, а под утро уходили. Чтобы братики не видели все это, я перенесла все наши вещи, постели в дальнюю комнату. И когда приходили гости, мы заходили в свою комнату и закрывались. Однажды утром, я подметала двор за оградой, машин не было, и я подмела до самой дороги. Напротив, через дорогу была столовая, женщина вышла и попросила меня подмести около их забора. Я так хорошо везде подмела, что мне дали еду. Я радостная отнесла еду братикам. А после обеда, мне дали целую миску вареных сухофруктов от компота. Когда я относила миску, заведующая попросила меня  утром рано подметать у них во дворе и около забора. А еще, если я умею чисто мыть посуду, то после обеда могу приходить помогать. Я так обрадовалась, и решила сегодня все постирать. Но когда повесила белье, веревка оборвалась. Все это видел соседский мальчик, он пришел и помог мне. Мальчика звали Вася, он был старше меня, ему было уже пятнадцать лет. Я рассказала ему, что устроилась работать в столовую. Он искренне обрадовался за меня, и вызвался мне помочь по домашним делам. На другой день был понедельник, и столовая не работала, но я все равно подмела около забора столовой. Ранним утром, Вася пришел к нам, и мы занялись уборкой. Мы вынесли все вещи из нашей комнаты, пока я мыла половики, и развешивала их по забору, Вася принес известь и побелил нашу комнату. А потом принес из дома хлеб, молоко и мы все поели. Это он поставил столик, бревнышки, прибил полку, и привязал сверху брезент. Здесь братишки будут играть, когда ты будешь на работе, а я буду приходить к ним. Ой, спасибо обрадовалась я. В ту ночь, я с братишками, легли спать в сарае. Вася, смазал пол в нашей комнате, а еще, он принес замок, и мы закрыли нашу комнату. Утром рано, я подметала двор в столовой, потом прибегала, умывалась, мыла ноги, переодевалась и снова шла в столовую. Свой завтрак, я относила братишкам. Я убирала посуду со столов, вытирала столы, мыла посуду. Если посетители не доедали пельмени, я собирала их в миску, а вечером с остатками бульона приносила братикам. Все знали, что нам трудно живется, повара принесли мне детскую одежду, кое-какие игрушки, правда сломанные. Днем братишки играли под навесом с игрушками и ждали меня с едой. Повара знали, что я отношу свою еду братикам, поэтому накладывали мне побольше. В один из выходных мы перенесли все наши вещи в комнату. Когда мы выносили наши кровати и шкаф, мать увидела все это, стала кричать, ругаться, бросала на нас с Васей пустые бутылки и требовала, чтобы я убралась у нее. Но мне некогда было исполнять ее приказы, а она покричала и уснула. Низкий поклон Василию, он помогал мне, как старший брат. Так прошел июнь, через два месяца мне в школу. Как мы будем жить, я не знала, как мне купить школьные принадлежности, я тоже не знала. В начале августа в столовую приехал обедать посторонний человек. Был он молод, но седой, красиво одет. Он внимательно осмотрел все вокруг, и попросил, чтобы еду ему принесли. Заметив, что я собираю с тарелок, что не доели посетители, он подозвал заведующую столовой и спросил, что вы объедки опять продаете. Заведующая извинилась и рассказала о моей жизненной ситуации. Он молча выслушал ее, поел еду, потом подозвал меня к себе. Я очень испугалась, что меня могут выгнать с работы. Он стал расспрашивать меня, потом спросил, когда у тебя выходной. Я приеду, заберу тебя с братишками, и мы поедем в город в магазины. Ты писать умеешь, составь список, что вам очень необходимо. Я хорошо в школе учусь, у меня нет ни одной четверки. Что все тройки, переспросил он. Нет! Нет! Одни пятерки испугалась я. Тогда прихвати свой дневник, сказал он улыбаясь. В понедельник, мужчина приехал к столовой. Я вышла с братишками, Вася тоже вышел. Мужчина поздоровался с Васей за руку и взял его в поездку с нами. Да, эта поездка запомнилась нам всем. На прощанье он оставил мне адрес. Когда, закончишь школу без троек, приедете ко мне в Челябинск. Я постараюсь изменить вашу жизнь. А ты, Василий будь для них защитником. Когда встанешь на ноги, я поженю вас. Я хранила этот адрес, как иконку, я поняла, когда я вырасту только тогда я смогу помочь своим братишкам. А пока, нам надо просто выжить.

Женщина перестала рассказывать, глотнула остывший чай, потом вытерла слезы, и набравшись духу, продолжила свой рассказ.

Однажды , произошел ужасный случай. Мне страшно и больно вспоминать. Мне было тогда пятнадцать лет. Мы с братишками зашли в свою комнату и закрылись. Вдруг мать меня зовет. Она подошла к нашей комнате, стучала в дверь и звала меня. Я не хотела выходить, но она грозилась выломать дверь. Когда я открыла дверь и вышла, двое мужчин схватили меня и поволокли в комнату матери. Старший братишка, бросился мне на помощь, а младшему крикнул- беги за Васей. Я кричала и упиралась, а мужчины смеялись и говорили, тебя мать продала, первому за литр водки, а другим за бутылку. Прибежал Вася с отцом, и спасли меня. А  мама Васи вызвала милицию. Милиция приехала и всех забрала вместе с матерью. Никогда не забуду эту тишину. Вася, его отец и мама ушли от нас глубоко за полночь. Разве можно такое забыть. Через три дня мать вернулась домой. Несколько дней гостей не было, а потом все стало как прежде. Примерно так и прошли мои школьные годы. Днем работа, чтобы прокормить братишек, а ночью уроки, чтобы окончить школу без троек. Вася,  окончил школу раньше меня, и поступил в институт в городе Кургане. Приезжал по праздникам и на каникулы, приходил к нам, привозил подарки, но как-то отдалился от нас. Мне было больно, что я потеряла его. Я думала, что он всегда будет с нами. Родители Васи, здоровались со мной, иногда помогали. Но я отказывалась принимать их помощь. Окончила школу я с двумя четверками, остальные пятерки. Я написала письмо в город Челябинск.  Оттуда пришел перевод  на пятьдесят рублей, и телеграмма приезжайте, встречу. Мы собрали кое-какие вещи, я купила билеты и перед отъездом мы зашли попрощаться с матерью. Она как всегда начала кричать на меня, а потом просто заплакала. Мы молча вышли, не оглядываясь. Мы сели в поезд и поехали в неизвестность. Что ждет нас впереди, мы не знали, но и жить как прежде, мы не могли. На вокзале покровитель встретил нас, повез в столовую. Там он посмотрел мои документы и объяснил, что меня он устроит работать в столовую поваром. А жить мы будем в общежитии в одной комнате. А где Василий спросил он. Я рассказала ему, что Вася учится в институте и стал чужим. При воспоминании о Васе, я расплакалась. Он все понял, по отечески обнял меня за плечи и просто сказал, ну выше голову! В ответ я сквозь слезы улыбнулась. Потом он повез нас в общежитие. Нам выдали комнату на втором этаже и все принадлежности. Старший братишка во всем помогал мне, да и младший не отставал. Когда мы обустроились и сели за стол, старший  братишка сказал, вот бы сейчас сладости купить, новую жизнь начинаем. А младший молча полез в карман и достал двадцать рублей. Ему на прощанье покровитель дал. Мы с радостью пошли в магазин и подкупили продукты и сладости. На другое утро покровитель повез нас в  школу, где мы отдали документы мальчиков. А потом меня на работу в столовую, где я проработала пять лет. А потом я перешла работать на стройку учетчицей, где через четыре года получила квартиру. Старший братишка поступил в медицинский институт, а младший окончил школу милиции. Моя личная жизнь так и не сложилась. Правда я все реже вспоминала Васю, но и другим я не открыла свое сердце. Моя жизнь была однообразной работа-дом,  дом-работа. В воскресенье дома стирка, уборка. Я находила радость в работе. Наверное, надо было изменить свою жизнь, но я так и не решилась. Старший из братьев еще в институте, подрабатывал на скорой помощи. Там познакомился с девушкой медсестрой и женился на ней. После окончания института его направили в район, там дали ему квартиру. Я езжу к нему в гости, а его дети называют меня бабушкой. Второй тоже женился, получил жилье. А я просто осталась одна. Прожив пять лет в одиночестве, я хотела взять ребенка из детского дома, но мне отказали. Выходите замуж и заводите своих детей. И вот мне сорок пять лет, и я живу одна. Хорошие мужчины все женаты, а разбивать семью я не могу. И вот неделю назад мне пришло известие, что мать умерла. Я не заплакала, а просто поехала. Последние пять лет, мать не выходила со двора. Она отписала свой участок с домом одному человеку. Который каждый день присылал ей еду и бутылку вина. Этот человек взял все похоронные расходы на себя. Меня пригласили к себе родители Васи. После похорон я зашла в дом, во всех комнатах валялись пустые бутылки из под «портвейна». Я зашла в нашу комнату, нашла там детские рисунки, дневники, тетрадки. Родители Васи не отпустили меня, они сказали, что надо провести первые поминки, чтобы душа умершей покинула землю. Поминки тоже организовал  тот человек, причем в той столовой, в которой я работала. Правда столовую перестроили, да и заведующая уже была на пенсии. Вечером я сидела во дворе у Васиных родителей и смотрела на небо. В детстве, я думала, что каждому человеку на земле, есть звезда на небе. Где же моя звезда, как мне узнать ее из миллиона других звезд. Мама Васи села рядом, обняла меня и сказала, завтра приедет Василий. Он женат, у него двое детей. А как сложилась твоя судьба, да нормально ответила я. Потом рассказала ей про братишек, она обрадовалась, что они выросли достойными людьми. Пойдем спать дорогая, завтра будет новый день, надо помочь в организации поминок. Да, конечно согласилась я. Как же я встречусь завтра с Василием, думала я. Но сон отогнал мои мысли, мои воспоминания и овладел мной. На другой день около одиннадцати часов приехал Василий Андреевич, теперь его так называли. Он работал председателем колхоза в этом районе. Он заметно постарел, пополнел, стал солидный, если бы я встретила его на улице, то прошла бы мимо. Увидев меня, он остановился, я не поняла. Обрадовался он или наоборот. Но глаза его вдруг остановились и покрылись пеленой слез. Я старалась держаться отчуждено, может даже и улыбнулась, потом подошла и подала ему руку. Он почувствовал холод, быстро взял свои чувства в кулак, и не глядя мне в глаза пожал мне руку. Разговора с ним наедине у нас не получилось. После поминок он уехал, сказав, что много дел. На другой день вечерним поездом уехала я.

После моей поездки в деревню, где жила моя попутчица, я записал ее историю в тетрадь. Было глубоко за полночь и тяжелые мысли не давали мне покоя. Неужели эта женщина, похожая на девочку-подростка никогда не будет счастлива. Почему Высшие Силы не помогают ей. Мое сердце сжималось от жалости и боли за нее. Мне хотелось просто заплакать от бессилия помочь ей. На душу легла тяжесть, комок подступал к горлу. Я сидел в оцепенении, ничего не соображая. И вдруг внутренний голос говорит мне, что ее счастье в другом. Что пришла она на эту землю, чтобы помочь своим братишкам. В этом ее счастье, в этом ее миссия. Я вздрогнул, как будто услышал этот голос наяву. И мне стало немного легче от этой мысли, какое-то успокоение стало наполнять мою душу. Каждый из нас приходит на эту землю, с какой-то миссией, и у всех она разная. У этой женщины, похожей на девочку-подростка она такая. Я долго еще вспоминал разные судьбы людей, и только под утро пошел спать. На этом я заканчиваю свой рассказ.
24.07.2018г.