Биллворд - Словесный Бильярд

Александр Бубнов
Буквологические игры - то есть игры с буквами - я начал изобретать ещё в начале 1990-х… Через десяток лет появились знаковые для меня "БУБИКИ" - БУквенные кУБИКИ… И вот теперь от всех этих граней и углов, от всех этих острых "костей" удалось перейти (естественно, вместе с буквами) к самой естественной форме - к сфере!.. Катались себе да катались шары по зелёному сукну, аки по полю, а теперь катаются уже не просто так, а оснащённые буквами и их комбинациями… А комбинаторная литература в играх начинается там, где образующиеся слова сами намекают на сюжеты и формы, рифмы и стихи, каламбуры и шутки… Иначе говоря, игровая буквологическая поэзия и комбинаторная литература с её главным свойством - анаграмматизмом - завоёвывает ни много, ни мало - бильярдные столы!..

Биллворд (или Билворд, или Бильворд, или Словесный Бильярд, англ. Billword) - одна из моих новых буквологических игр, которая, как это должно быть ясно из названия, представляет собой игру на стыке бильярда и словесных игр. Но это не просто бильярд, как бы "отягощённый" игрой в слова. Надеюсь, что бильярд здесь - своего рода "антураж", среди которого разворачиваются буквенно-словесные баталии. Иначе говоря, я стремился так построить правила биллворда, чтобы выигрывал тот, кто талантливо составляет слова, но, тем не менее, использует для этого свои навыки игры в бильярд. Конечно, стратегия и нюансы бильярдной игры претерпевают в биллворде некоторые изменения, без которых невозможно сконструировать новую интересную игру на стыке таких разных игр. Самое главное изменение - это отмена повторного удара для игрока, кто только что забил шар - оба игрока делают удары строго по очереди от начала и до конца. От одного этого правила меняется тактика самого бильярда, не говоря уже о возможностях составления слов.

Из всех разновидностей бильярдных игр для биллворда лучше подходит свободная пирамида (американка), когда в любой момент можно бить любым шаром по любому шару, и любой залетевший в лузу шар засчитывается. И это обстоятельство позволяет гибко варьировать игру в зависимости от комбинации шаров, ведь на каждом шаре в биллворде должны быть начертаны буквы (по 4 на каждом), каждый шар - это определённый набор букв, из которых для зачётного слова из конкретного шара выбирается только одна буква. В итоге каждого хода из букв на шарах составляются слова - нарицательные существительные в единственном числе и именительном падеже (нюансы по зачётным словам оговариваются отдельно). Сколько букв в слове - столько и шаров участвует в слове. И сколько букв в слове - столько и баллов, которые в итоге суммируются. Не отменяется и обычный набор бильярдных баллов - за каждый забитый в лузу шар добавляется… ну не 1 балл, а всё-таки 2 балла. По общей сумме баллов подводятся итоги партии, как только один из игроков забивает 8 шаров. Но лучше вести учёт текущей суммы баллов (а также фиксировать зачётные слова) в специальном протоколе партии, потому что от текущей суммы и использованных слов (повторять слова нельзя) зависит тактика игрока на текущем отрезке партии. Из предыдущего понятно, что победитель собственно бильярдной части биллворда не всегда будет победителем биллворда в целом, потому что основную часть баллов игрок набирает за составление зачётных слов.

Слова изначально планировалось составлять в двух местах ("зонах"): либо из забитых шаров, выставляемых на полке шкафа (не меняя их порядка), либо из шаров, расположенных на сукне стола… 21 июля 2018 года, после первой апробации, стало понятно, что ОБА места составления слов между собой сочетаются плохо: внимание игрока рассредоточивается, игра теряет динамику и цельность. В итоге уже сразу биллворд "разбился" (извините за каламбур) на 2 вида: с составлением слов из забитых шаров на полке (условно "биллворд-плюс") и с составлением слов на сукне стола (условно "биллворд-минус", по типу карамболя, когда забивать шары не надо, ну а если случайно залетит - в биллворде - штраф - 3 балла сопернику). Понятно, что порядок шаров на столе в "минусовом" биллворде можно поменять с помощью ударов кием, добиваясь таким образом составления более длинных слов…

В "плюсовом" биллворде игрокам разрешается составлять слова не сразу, а тогда, когда один из участников наберёт первые бильярдные 3 балла, забив в лузы свои первые 3 шара - условие или правило "трёх шаров". Понятно, что первое зачётное слово на полке может быть составлено из 3 букв - из 3 шаров, выставленных на своей полке одним из участников игры. Игрок вертит каждый свой шар отдельно, выставляя вперёд ту или иную букву и подбирая зачётное слово… Если не удаётся составить слово из 3 букв, то игрок при желании составляет слово из 2 букв, а в общем случае - из меньшего числа букв (шаров), чем есть у него на полке. Можно это действие заменить на составление слова с помощью анаграммирования (техники анаграммы, когда буквы сочетаются в свободном порядке) - либо с участием только своих шаров, либо с участием (добавлением) шаров соперника.

Итак, игрок имеет право составить слово сразу после того, как он забьёт очередной шар в лузу, начиная с 3-го по счёту шара. После того, как забивший шар игрок составил слово (и это слово с баллами записано в протокол), другому игроку предоставляется право ответного слова. Этот ход можно назвать "ход алаверды" или "алаверды-ход". Сделано это для того, чтобы дать шанс не забившему свой шар игроку, чтобы тот не сильно отстал по баллам, когда уже не будет смысла продолжать партию (понятно, что "алаверды" может состоять только из анаграммирования). А принцип равного количества зачётных слов используется практически во всех буквологических играх.

Если составление первого слова происходит при счёте 3:0, то проигрывающий игрок в качестве "алаверды" анаграммирует только буквы соперника, конечно - без права прикасаться к ним, с теми буквами, которые "остались" после "верчения" их соперником. Кстати, оставшиеся свои шары, которые не входят в зачётное слово, игрок может специально повернуть теми буквами, которые встречаются реже, и таким образом затруднить своему противнику составление следующего слова.

За слово из 3 и более букв, составленное на полке из своих шаров, стоящих подряд (слева направо или справа налево) игрок получает бонусные баллы в количестве половины букв от составленного слова, но не более того: за слово из 3 букв - 1 балл, из 4-х и 5 букв - 2 балла и т.д.

Для составления на полке слова из шаров, стоящих подряд, важно шар с согласными буквами забить первым, потому что большинство слов начинаются с согласной буквы. А второй шар забить - с гласными буквами.

В биллворде (в обоих его вариантах) соперники составляют в итоге одинаковое количество слов, а иначе преимущество получит хороший бильярдист, а не тот игрок, кто примерно одинаково талантливо играет в бильярд и составляет относительно длинные слова.

На полке буквы зачётного слова должны быть расположены подряд - без промежутков. Для большего разнообразия допускается составление слов в обратном порядке - справа налево. Но если составлено, допустим, слово "РАБ", то слово "БАР" (обратный порядок букв) можно составить только в результате следующего хода.

Крутя, поправляя или возвращая каждый раз шар на свою полку, игрок должен выставить каждый свой шар определённым образом, показав ОДНОЗНАЧНО одну и только одну из букв.

Если игрок так и не смог составить очередное зачётное слово, то он получает 0 баллов за слово, и ход переходит к сопернику. Это не касается баллов за забитые шары: если забит шар, то игрок получает 2 балла в любом случае.

В итоге на полке игроком может быть выстроено новое зачётное слово после вращения и подбора букв на шарах. Слово записывается в протокол и "стоит" на полке до следующего хода... Что касается шаров на столе, то шары при составлении слов трогать нельзя, кроме случаев, сопряжённых с правилами собственно бильярда, либо особых случаев, специально описанных для биллворда. Например, при нарушении правил одним из игроков (допустим, кикс или шар после удара не соприкоснулся с другим шаром), другой игрок получает 1 бонусный балл и имеет право взять с полки соперника крайний справа шар (только что забитый) и выставить его на стол, но не к борту, а в любую точку стола на расстоянии от бортов и луз большем, чем ребро треугольника для установки пирамиды... В целом, более полная версия правил биллворда будет изложена после нескольких апробаций игры.

Чтобы искусственно затруднить сопернику составлять слова на столе, один из игроков может применить, допустим, неспортивную тактику намеренного забивания только гласных шаров в лузу. Во избежание этого, в итоге на полке у победителя бильярдной составляющей игры должно быть от 2 до 4 гласных и от 4 до 6 согласных шаров, в итоге 8 шаров (правило "2-4-6"). Любой новый забитый шар, нарушающий данный лимит (5-й гласный или 7-й согласный), выставляется обратно на стол соперником (можно назвать правило "5-7"), причём, как говорилось уже выше, этот игрок, получив 3 бонусных балла, может взять с полки любой превышающий лимит шар своего оппонента и выставить на стол не ближе к бортам, чем на длину треугольника.

Конечно, для биллворда должны быть выпущены специальные шары, но пока можно адаптировать обычные бильярдные шары. На каждый шар наносится по 4 буквы - как бы по "экватору" шара, оставляя "полюса" шара (цифры на шарах) свободными, при этом каждую букву лучше обвести окружностью - так подчёркивается отдельность данной буквы от остальных букв на шаре. Для простоты и аналогии шар можно условно сравнить с кубиком, противоположные стороны которого представляют собой "полюса", а остальные 4 "грани" - это "экватор". "Полюса", во-первых, оставлены под надписи, уже существующие на шарах (допустим, цифры), а во-вторых, для пальцев, чтобы дать возможность игроку вращать уже забитый шар в руках и думать над очередным зачётным словом. Ну и в-третьих, "полюса" нужны для чёткой фиксации шара в пространстве - в руках игрока или на полке, чтобы чётко просматривались условные "верх" и "низ" каждого шара. Само собой разумеется, буквы должны наноситься на шар так, чтобы они "смотрели" в одну сторону. Порядок распределения букв по шарам разработан отдельно - см. ниже. Буквы могут быть нанесены временно или постоянно (краской, лаком, фломастером или с помощью скотча).

В биллворде-карамболе (или "биллворде-минус") зачётные слова на столе составляются по более сложным правилам, чем на полке ("биллворд-плюс"). Но прежде всего - об условиях для НАЧАЛА составления зачётных слов на столе. Условие, при выполнении которого разрешается составлять слова на столе, состоит в следующем: в "верхней" половине стола (противоположной от пирамиды) должно находиться (полностью перейти среднюю линию стола) не менее половины шаров, находящихся в данный момент на столе в целом, при этом все шары пирамиды должны сойти со своих начальных мест и не соприкасаться друг с другом. Данное условие "обратной силы" не имеет, то есть достаточно один раз зафиксировать такое положение шаров, и с этого момента можно составлять слова на столе. Условие определённого расположения шаров на столе предназначено для того, чтобы стимулировать игроков побыстрее и относительно равномерно распределить шары по столу, чтобы эти шары в итоге более разнообразно комбинировали друг с другом (более подробные правила составления слов на столе изложены ниже).

Конечно, для "минусового" биллворда лучше иметь стол без луз, но этот вариант встречается редко, поэтому можно пользоваться и столом с лузами, начисляя "штрафы" за попадание шара в лузу.

Так же, как и в "плюсовом" биллворде, в "минусовом" игроки делают удары строго по очереди, но составляют слова либо ДО, либо ПОСЛЕ КАЖДОГО своего удара. Иначе говоря, один ход игрока состоит из одного удара и одного зачётного слова, а что за чем идёт - это уже - каждый раз - решение игрока в контексте сложившейся позиции. Игра идёт либо до определённого количества баллов, либо прекращается после оговорённого заранее количества ударов, которые считаются после выполнения условия начала составления слов на столе (см. выше). Количество этих ударов будет равно количеству составленных в итоге слов, так что специально удары считать не надо, а слова фиксируются в протоколе. Случайно (или не случайно)) забитые шары выставляются соперником на стол, а штрафные баллы плюсуются противнику (думается, достаточно 3 баллов, дальнейшие апробации уточнят).

Теперь о том, как составляются слова на столе.
Первый способ (самый простой) - с помощью треугольника для составления пирамиды (способ "площадь треугольника"). Если треугольник приблизить к какой-либо области стола (как бы "выбрать" эту область), то ВСЕ шары, оказавшиеся внутри треугольника, плюс те шары, которые треугольник "задевает" (если смотреть сверху) можно использовать в составлении слова по принципу анаграммы.
Второй способ ("ребром треугольника"). Составленное слово можно "показать" с помощью того же треугольника, поставленного на ребро, переходя таким образом последовательно(!) от буквы к букве зачётного слова: если ребро треугольника не помещается между двумя буквами (шарами), то эти буквы могут быть соседними буквами в зачётном слове. На будущее - можно будет подобрать специальную линейку, которая отличается в большую или меньшую сторону от ребра треугольника, в зависимости от величины стола и других нюансов апробации…
При составлении слов первым и вторым способами все буквы слова должны быть видны из одной точки(!), что можно фиксировать с помощью фотографирования.
Предлагаю и третий способ ("способ снукера"), хотя при апробации он показался не очень удачным. Шары могут участвовать в слове (в любой последовательности), если они хотя бы минимально перекрывают друг друга по одной линии между двумя самыми дальними шарами в этой группе (по принципу снукера). Понятно, что самый частотный вариант такой группы - из 3 шаров, однако с помощью искусного удара можно составить подобную группу из 4 и более шаров, а сразу после удара составить зачётное слово.
Этим трём способам можно дать и другие названия (по степени охвата) - соответственно - компактный, средний и дальний (или снукерный) способы.
Сочетать вышеописанные способы в одном слове нельзя - надо выбрать только один способ для составления одного слова. Ну и само собой разумеется, нельзя использовать более одного раза один и тот же шар, нельзя касаться шаров при составлении слов, нельзя использовать букву на шаре, если она не видна, то есть если она соприкасается с сукном или бортом, хотя последнее правило будет ещё уточняться при следующих апробациях.
Преимущественное право держать в руке треугольник, как и выбирать место размышлений (у стола или у полки) имеет тот игрок, который делает ход. Если делающему ход игроку в определённый момент треугольник не нужен, то другой игрок может его взять для своих размышлений - до тех пор, пока делающий ход игрок не потребует вернуть треугольник. В любом случае, делающий ход игрок не должен испытывать неудобств в своих передвижениях и размышлениях, а также испытывать препятствий со стороны другого игрока.

Была ещё задумка на некоторых шарах (или даже на всех шарах, но разрешить одну в слове) сделать "звёздочки" (любые буквы), но при апробации стало понятно, что и без этого можно вполне обойтись, "звёздочки" только усложнят игру.

В распределении букв по шарам были использованы наработки других буквологических игр, прежде всего - бубиков (2005 год). Как и бубики, все 16 шаров в биллворде были поделены на гласные и согласные шары. По опыту бубиков, количество гласных шаров должно быть немногим более половины от количества согласных (по типу "золотого сечения"): 6 гласных и 10 согласных шаров.

Для согласных особо важно было на одном шаре располагать буквы, которые меньше сочетаются в словах - ведь слова в биллворде образуются из сочетаний букв, расположенных на разных шарах, а не на одном. В группе гласных это обстоятельство не играет такой решающей роли.

Ещё важно было - для лучшего запоминания игроками, а также для возможных педагогических задач по изучению языка - попытаться объединить на одном шаре парные и близкие по звуку буквы - как гласные, так и согласные.

На гласных шарах в сумме могут разместиться 24 гласные буквы (6 шаров, по 4 буквы на каждом). Всего гласных букв 10. Наиболее редким буквам достаточно дать по 1 месту, конечно, на разных шарах, чтобы суммарная частотность букв на каждом шаре была более-менее сопоставимой (то же касается и согласных шаров). Малочастотными гласными буквами являются буквы Ы, Э, Ю, Я. Эти буквы по одной разместим на 4-х разных шарах. На другом "полюсе" частотности - буквы А, Е, И, О, каждая из которых по оптимальному варианту достойна быть представленной на 4 шарах из 6. Итак, гласные шары выглядят так: 1) А, Е, И, Ы; 2) А, О, Е, Э; 3) А, Я, И, О; 4) О, Е, Ё, У; 5) А, И, Е, Ё; 6) И, О, У, Ю. Аналогично разрабатывалось "наполнение" согласных шаров: например, наиболее редкие буквы (Ж, З, Й, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ь) были представлены в одном экземпляре и распределялись относительно равномерно среди более частотных букв… Как видите, всего редких букв (негласных) оказалось 11, а шаров 10. В итоге две буквы (З и Ц) пришлось объединить в одном, но вместе с достаточно частотными С и Т, "родственными" буквам З и Ц. Наиболее частотные буквы К, Н, П, Р, С, Т были представлены каждая на 3 шарах. Пробные игры подтвердили правильность такого подхода. Тем не менее, не исключено, что распределение букв по шарам будет ещё уточняться.

В обоих вариантах биллворда группы гласных и согласных шаров в начальной пирамиде занимают строго обозначенное место. Биток представляет собой гласный шар. Ещё 2 гласных шара располагаются по углам пирамиды, ближайшим к угловым лузам. Остальные 3 гласных шара располагаются по трём внешним сторонам пирамиды на равных расстояниях от углов пирамиды. Иначе говоря, периметр пирамиды представляет собой чередование гласных и согласных букв, исключение - согласный шар на "вершине" пирамиды, как бы "смотрящей" на биток. Более конкретный порядок "внутри" групп гласных и согласных шаров по своему усмотрению выбирает тот игрок, который - по жребию - ставит пирамиду и/или начинает игру…

Выражаю искреннюю благодарность мастеру анаграммы и комбинаторных литературных форм, автору первой в России книги стихов-анаграмм "Мои фразы - афоризмы" Олегу Марьину - за поддержку биллворда, за участие в его апробации. Первая наша игра в биллворд ("биллворд-плюс") состоялась 21 июля 2018 года в Подмосковье и закончилась победой Олега со счётом 57:45.

Получи удовольствие от самой игры, и ты точно не проиграешь!

Приятных игр!