Утро в Нормандии

Александр Таубин
История, как известно, не любит сослагательного наклонения. Как она складывается, так и складывается. Но иногда не вредно и пофантазировать.  Возьмем вторую мировую. Что было бы, если бы командные кадры СССР не были бы выбиты репрессиями? Что было бы, если бы мы не объединились с союзниками, и не было бы поставок по ленд-лизу? Что было бы, если бы высадка 6 июня 1944 года в Нормандии закончилась провалом? Оставляем в стороне первые два вопроса и частично обсудим третий из вопросов: как происходила высадка 6 июня 1944 года в Нормандии и могла ли она закончиться провалом? По этому эпизоду можно прочитать очень много чего, но особую ценность имеют источники, составленные, как говорят, по горячим следам. К ним я отнесу книгу Дэвида Ховарда  «Утро в Нормандии» (David Hovard «DAWN of D-DAY” LONDON 1959).  Она наполнена бытовыми деталями тех событий, рассказами непосредственных участников. Неудачи также подробно описываются, как и удачные действия.  Пересказывать книгу намерения нет,  но описанные в ней острые моменты операции  достойны  внимательного рассмотрения.
Можно сколько угодно осуждать союзников за затяжку операции, но нельзя не признать, что вторжение в таких масштабах было грандиозной операцией, масштаб которой никогда не был повторен.  Совершенно очевидно, что она требовала длительной  подготовки, тщательного планирования в условиях значительной неопределенности, и не могла быть проведена враз по команде. Для успеха операции были намечены участки высадки, были собраны все имеющиеся в наличии десантные суда, но их все равно не хватало. Поэтому решили отложить высадку с мая на начало июня 1944 года, когда будет изготовлено достаточное количество десантных барж и плавучих причалов. Громадную роль во всем этом деле играли погода и ….Луна. Дело в том, что выбор времени высадки определялся состоянием морского прилива. Если бы высадка проводилась во время прилива, то приготовленные немцами заграждения, густо обвешанные минами, окажутся под водой  и не будут видны. В этом случае большая часть десантных судов будет повреждена или взорвана вместе с направляющимся десантом. Если высаживаться во время отлива, то заграждения можно взорвать, послав вперед саперов, но добавятся дополнительные сотни метров отмели, простреливаемой врагом. В итоге был выбран вариант начала высадки сразу после отлива, чтобы уничтожить заграждения и продолжать ее уже во время прилива. Для сокращения потерь было принято решение высадить впереди пехоты танки и подвергнуть сильной бомбардировке и обстрелу оборону немцев непосредственно перед высадкой. Был предусмотрен также выброс парашютных и планерных десантов, чтобы блокировать действия противника по противодействию высадке. Часть мостов по плану должна была быть захвачена, а часть взорвана. 
Участок, где предполагалась высадка, протянулся на 60 миль – от реки Див  возле Кана до восточной части Шербургского полуострова. Непосредственно под высадку американцам отводились два участка побережья, по одному с каждой стороны реки Вир.  Были определены также два английских участка и посередине между ними канадский участок. 
 Понятно, что действия были расписаны по минутам и часам, иначе свои били бы по своим, а силы у немцев в районе проливов были значительные. Борьба секретных служб была нешуточная, и германское командование  было предварительно частично дезориентировано насчет направления главного удара, но через несколько часов после начала операции ситуация становилась ясной. Много сил они держали в районе Кале, где пролив был уже. Нельзя было допустить, чтобы немцы успели направить танки и пехоту на локальные районы высадок в Нормандии.  Десантируемый состав на короткое время почти беззащитен. Флот, предназначенный для вторжения в Нормандию, насчитывал в итоге 5333 корабля и 9210 самолетов. Синхронизация действий такой массы авиации и флота, а по части флота  тысяч кораблей различного водоизмещения,  скорости и управляемости – это чудовищно сложная задача даже при  отличной погоде. А, если погода не благоприятствует, то она становится практически невыполнимой. Что касается Луны, то она действует как часы, чего нельзя сказать о волне, ветре и тучах. Облачность не позволяет бомбардировщикам найти цели, парашютным десантам найти ориентиры. Ветер сносит парашютистов, калечит их при приземлении, ломает планеры при посадке. К погоде мы еще вернемся, а далее обсудим новые технические средства.
Десантные бвржи с открывающимися аппарелями. Насколько мне известно, до второй мировой войны такие баржи не применялись. Искусственные причалы – тоже новое  средство для высадки на необорудованное побережье.  Плавающие танки.  Мы привыкли их видеть в телехрониках, но для того времени это было новое решение. Более того эти танки должны были не пересекать реку или озеро, а плыть большой участок по взволнованному морю, а это совсем другая песня. Плавающие танки Т38 и Т40 были и в Красной армии,  но задачи плыть в услових шторма на море им не ставились. Можно только заключить, что у англичан подобный танк получился явно неудачным и реальной проверки волной не выдержал.
Было предусмотрено всё кроме погоды. 5,  6 и 7 июня были единственными днями, когда прилив находился в необходимой фазе с восходом солнца. Следующая комбинация дней наступала только через 2 недели. До 1 июня всё было хорошо, но 2 июня метеорологи предсказали приближение цепочки циклонов, а на выбранные дни сильные ветры, низкую облачность и плохую видимость. Чтобы осуществить высадку 5 июня, надо было начинать движение части кораблей 3 июня. 4 июня погода действительно начала ухудшаться. В этот день стало ясно, что операцию надо было переносить на сутки. Огромный флот, который двигался курсом на юг был вынужден повернуть на север. 4 июня метеорологи все же предсказали кратковременное улучшение погоды утром 6 июня, и командующий генерал Эйзенхауэр решился действовать. Отсрочка вторжения на 2 недели могла привести к срыву всей этой затеи. Две недели держать сотни тысяч людей на кораблях не представлялось возможным. К тому же утечка информации была неизбежна. Решение же начать вторжение в довольно плохую погоду  заключало в себе громадную опасность. Если погода будет, хоть немного, хуже предсказанной,  десантные суда могут пойти на дно, бомбардировка окажется неточной, свои истребители не смогут охранять небо, а даже небольшое количество бомбардировщиков врага могут нанести громадный ущерб атакующим. Вторжение в таком случае может закончиться величайшей военной катастрофой, которую когда-либо переживали союзники.  И, наконец, в случае неудачи не останется никакой возможности провести высадку в намеченном году и неизвестно, когда снова представится возможность. Таким образом, на кон было поставлено всё, что имелось в наличии.
Решение начать высадку в относительно плохую погоду в итоге оказалось правильным. Успех был достигнут, хотя потери на отдельных участках были большие. У союзников многие решения принимают сами командиры. Они бывают удачными, но бывают и неудачными. Те плавающие танки, которые оперативно выпустили с барж в открытом море на казалось бы небольшом удалении от берега, до него в большинстве не доплыли, были перевернуты волнами  и  затонули вместе с экипажами. Плохая погода всё же сказалась чувствительным образом. Те командиры барж, которые приняли в этих условиях решение пробиваться к берегу и высаживать танки на песок, добрались до него, несмотря на заграждения и сохранили танки с экипажами для прикрытия высадки.
По сути, важнее всего достижение положительного результата. В таком деле всё предусмотреть невозможно, вмешаться в последовательность действий с какого-то момента тоже невозможно, и потери, к сожалению, неизбежны при любом раскладе. Результат в 1944 году был достигнут. Гарантии, конечно, не было. Помешать похуже немцев могла погода. Но обошлось.