Языческие тайны Георгиевского собора

Николай Павлов Юрьевский
          




   Киевский князь Владимир Святославович в 980 году установил новый пантеон языческих богов. Особо почитаемые стали главные боги: Перун, Хорс - Даждьбог,  Семаргл, Макош и Лада. Но буквально через 8 лет (в 988 году) князь Владимир вдруг решил крестить Русь! Но славяне ещё на протяжении многих веков по - прежнему поклонялись своим самым главным языческим богам: Перуну, Хорсу - Даждьбогу, Макоше и Ладе, а Святой Дух олицетворяли с языческим Семарглом.               

   О языческом культе Древней Руси красноречиво говорят найденные в кладах времен нашествия Батыя на местах бывших княжеских хором Рязани, Владимира, Чернигова и Киева артефакты: золотые и серебряные украшения. На женских браслетах, колтах, диадемах изображены только русалки, кентавры, сирены, грифоны и другие языческие существа.         

   Об устойчивости языческих верований у славян в 11 – 13 веках рассказывают не только эти изделия из драгоценных металлов, но и памятники зодчества Древней Руси, один из них находится в городе Юрьеве – Польском. Это уникальнейший, знаменитый Георгиевский собор, который построен в 1234 году Юрьевским князем Святославом Всеволодовичем.               

   К сожалению катастрофическое разрушение храма землетрясением в 1471 году и затем некачественное восстановление московским строителем Ермолиным, превратило этот древний собор в каменный ребус. Но несмотря даже на это, Георгиевский собор является уникальным собором Владимиро – Суздальской Руси и даже во всём мире.

   Его стены, словно каменная книга, красноречиво рассказывают нам о временах двоеверия, когда язычество на Руси было ещё очень сильно и переплетено с христианством. Достаточно сказать, что в знаменитой повести "Слове о полку Игореве" нет ни слова обращения к христианским богам, а только к языческим.

    Подойдём ближе к древнему собору и рассмотрим его фасады: все они, кроме восточного, покрыты изумительной каменной резьбой. Нижний пояс собора представляет собой сплошной ковер из растений, зверей, птиц и чудищ.               

    У цоколя изображены птицы с шариками в клювах, которые народ прозвал  оглядышками, они рассказывают нам языческую легенду о возникновении жизни на земле: со дна моря птицы подняли комочки земли, из которых и была сотворена земля и всё живое.               

     Выше птиц, в кружеве переплетений их хвостов идёт растительный орнамент из побегов растений, листьев и цветов, в нём вся мощь сотворенной природы: здесь много птиц, зверей и фантастических животных. Судя по сохранившимся на стенах фрагментам, над этими изображениями находился пояс с человеческими и львиными головами, из пасти которых вились лианы причудливых растений.               

     Северный, западный и южный фасады Георгиевского собора были разделены по вертикали двумя промежуточными полукруглыми колоннами – пилястрами на три части. Пилястры завершались квадратными капителями с женскими ликами: это изображения богини Весны, а резные полуколонны - пилястры символизируют  стволы деревьев.               

     На притворах (входах) каждого фасада по обе стороны мы видим изображения человека с птичьим хвостом и ногами зверя, который держит в руках растения, это бог растительности Переплут. Его имя происходит от греческого Плутоса, означающего богатство.               

     На южном фасаде собора особенно много фантастических существ с головой орла, туловищем собаки с крыльями, это Семарглы. Собако – птицы Семарглы крылатые псы Зевса имеют иранское происхождение. Семаргл у славян был божеством, охраняющим семена и посевы.               

     На всех притворах собора изображены птицы со звериными лапами и хвостом дракона это Грифоны, они охраняют все входы в собор. Птицы с женскими лицами - Сирены - Русалки. На верху южного фасада  зверь с волчьей головой на двух лапах с крыльями и чешуйчатым хвостом это дракон.
    
     Кроме всевозможных фантастических животных на стенах собора очень много изображений львов и зверей кошачьей породы с гривой - это пардусы, так в старину называли гепардов.               

     На Руси пардусы служили для княжеской охоты. Изображения на Георгиевском соборе показывают, что это пардусы вида "Чита", родина которых юго - западная Азия, у этих гепардов большая грива и сильная пятнистость.               

     Тело у гепарда собачье, ноги, голова и хвост кошачьи, когти, как у собак не убираются. Повадки у пардуса - гепарда так же собачьи - это дружелюбный, легко приручаемый к человеку зверь. Пардус - гепард самое быстрое в мире животное, в погоне за добычей развивает скорость до 120 километров в час.

     Недаром храброго и сильного воина на Руси сравнивали с пардусом. Пардусы водились в половецких степях и от половцев попадали в Южную Русь. Черниговско - Северские князья держали специальных дрессировщиков, которые приручали детёнышей пардусов к охоте.               

     Дед князя Святослава Юрий Долгорукий любил охоту с гепардом. В летописи под 1147 годом говорится, что сын князя Святослава Олеговича, военного союзника Долгорукого из Южной Руси, Олег приехал в гости к Юрию в Москву и подарил ему пардуса с редкой пятнистостью.
      
     О том что пардусы широко использовались для охоты, говорится в грамоте хана Золотой орды Узбека от 1313 года: "Узбеково слово всем нашим русским князьям..., нашим ловцам, сокольникам и пардусникам..."               

     Поэтому на стенах Георгиевского собора так много изображений гепардов, которые узнаются по характерной гриве и пятнистости, изображенной полукругами.

     Не случайно над главным северным притвором Георгиевского собора изображен святой Георгий - покровитель князя Юрия Долгорукого, на щите которого вздыбленный пардус - гепард. Пардус - гепард был гербом Владимирских князей.
      
     Стены Георгиевского собора сохранили многие тайны язычества древних славян. Но самую главную тайну этот уникальный собор хранит на западном фасаде, где был княжеский вход. Здесь на угловых капителях имеются изображения четырёх крупных лика: два мужских и два женских.               
    
     Я открыл тайну этих загадочных ликов, на которые даже маститые учёные - историки особого внимания не обращали: сравнил четыре лика изображенных на Георгиевском соборе с четырьмя фигурами языческих богов, которые высечены на Збручском идоле 10 века и оказалось, что они полностью идентичны!

На капителях Георгиевского собора так же, как и на Збручском идоле изображены  два мужских и два женских лика с соответствующими признаками божеств. Поэтому я с полной уверенностью утверждаю, что на капителях княжеского входа в Георгиевский собор изображены четыре главных языческих бога славян: Перун, Хорс - Даждьбог, Макош и Лада!

     Чтобы это понять, надо просто сравнить изображения на капителях собора с изображениями на гранях уникального каменного идола 10 века. 

              Справка.
    
     Збручский идол был найден в 1848 году у села Гусятин в реке Збруч (приток Днестра). Село Гусятин, ныне районный центр Тернопольской области на  Украине, расположено на правом берегу реки Збруч. Территория этой местности была давно заселена славянами. Здесь на Фёдоровой горе, на высоком берегу у реки Збруч хорошо сохранились остатки Древнерусского городища. Найденный здесь, редчайший древнеславянский языческий идол хранится в Польше в Краковском археологическом музее, а его копии в натуральную величину имеются в Варшаве, Вильнюсе, Гродно, Киеве, Москве и Тернополе.)               

     Збручский идол представляет собой четырёхгранный каменный столб высотой 2,7 метра. На каждой его грани под общей шапкой высечены четыре человеческие фигуры: двух женщин и двух мужчин, под ними изображены женские фигурки с расставленными как в хороводе руками.               

     Четыре человеческие фигуры, изображенные на Збручском идоле - главные славянские языческие божества: Перун, Хорс - Дажьбог, Макошь и Лада. Мужчина с мечом это Перун (слово перун по славянски огонь). Мужчина со знаком солнца это Хорс - Дажьбог, слово Хорс иранского происхождения означает Солнце. Женщина, которая держит в руках кольцо это богиня Лада покровительница любви и браков, женщина, в руках которой рог (символ изобилия) это богиня Макошь, мать урожая (Ма – кошь).               

     На западных капителях Георгиевского собора точно так же изображены четыре лица: два женских и два мужских. Разница состоит лишь в том, что фигуры языческих богов Збручского идола через 200 лет были преобразованы в лики и эти лики помещёны на капителях христианского собора!               

     Ещё раз отмечаю, что загадка, кто изображен на капителях Георгиевского собора была мною разгадана впервые! Ранее некоторые фантазёры - эескурсоводы говорили, что женское лицо с распущенными волосами это изображением княгини Ольги, вдовы князя Игоря!? На самом деле это изображение славянской богини плодородия Макоши, а суровое мужское лицо считали изображением предводителя княжеской дружины, а на самом деле это языческий бог - громовержец, Перун.
    
     Резчики по камню князя Святослава ухитрились поместить изображения четырёх языческих богов на двух сторонах капителей, они как бы венчают княжеский вход в Георгиевский собор.               

     Впечатляет грозное мужское лицо, которое смотрит на Запад - Перун, это бог войны, русский Зевс - громовержец, покровитель воинов, оружия и войн.               

     Культ Перуна был введён великим князем Владимиром за 8 лет до крещения Руси, в 980 году. Его лицо, как у Перуна на Збручском идоле, направлено на Запад. Девичье лицо, обрамлённое косами это покровительница браков – богиня Лада. Лицо зрелой женщины с распущенными волосами это богиня Макошь, мать урожая, древняя богиня земли и плодородия (Мать Сыра Земля).                Второе мужское лицо в княжеской шапке это бог Хорс - Дажьбог - бог Солнца -  родоначальник и предводитель русских людей.

(В другой своей статье я доказал, что в виде Хорса - Даждьбога изображен Юрьевский князь Святослав под руководством которого и был построен этот удивительный собор).               

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что на колоннах Георгиевского собора под изображениями языческих богов полукругами расположены скульптурные женские головки символизирующие  тот же хоровод языческого праздника Русалий, который изображен на Збручском идоле, только в лицах.      

     Можно утверждать, что такого пантеона языческих богов, как на Георгиевском соборе в городе Юрьеве - Польском на храмах в России, да и вобще в мире, больше нет нигде, это уникум! Георгиевский собор моложе Збручского идола на 200 лет и хотя изменилась форма изображения языческих богов, но наличие изображений языческих богов на княжеском входе в собор говорят о такой силе язычества в 13 веке, что даже Юрьевский князь Святослав несомненно соблюдал языческие обряды.

     Работа резчиков князя Святослава, так великолепно украсивших Георгиевский собор, поражает своим искусством! Впечатление такое, словно изображения с браслетов и медальонов, найденных в кладах 13 века перенесены на Георгиевский собор.

     Чудища, птицы, звери и изображения святых на стенах собора равноправны: грифон на южном фасаде рядом с Вознесением, он же рядом с целителем Кузьмой.

     На южном притворе изображение кентавра в кафтане с топориком это предводитель княжеской дружины. На западном, княжеском, притворе изображена охрана князя Святослава - китоврасы - люди с телом гепарда в кафтанах и шапках держат в одной руке зайца, в другой булаву они же княжеские ловчие - пардусники.               

     Уникальная каменная резьба Георгиевского собора со всей убедительностью ещё раз доказывает нам, что хотя князья и знать Руси приняли христианскую веру, но не забыли и не отказались от своего язычества с его богатой мифологией.               
Необходимо ещё раз отметить, что Георгиевский собор в городе Юрьеве - Польском это единственный в стране и в мире храм двоеверия.
    
     О постройке Георгиевского собора говорится летописи за 1234 год: «И създа ю Святослав чюдну резаным камнем, а сам бе мастер». Без сомнения князь Святослав был главным зодчим, главным мастером по соружению собора. В летописи об этом так прямо и сказано: "а сам бе мастер" (руководитель). Святослав приказал резчикам  изобразить на стенах собора все символы язычества, чтобы этой каменной резьбой рассказать своим потомкам о религии прадедов.               

     Сооружением Георгиевского собора Святослав поднял гонимую церковью языческую религию на ещё более высокий уровень. Прошло 150 лет после сооружения Георгиевского собора и христианская религия полностью вытеснила язычество, в 1380 году в сказании о Мамаевом побоище уже нет ни малейшего упоминания о язычестве.               

     Но оно с его водяными, домовыми, лешими, русалками ещё долго сохранялось в народной памяти, особенно в деревнях, вплоть до 20 века. Язычество проявлялось в обрядах, танцах, карнавальных играх, в музыке, песнях, сказках, в народном творчестве.               
    
     Многое выветрилось из памяти народной, но интерес к Древней Руси не ослабевает, без знания языческой Руси нельзя понять её искусство.  Георгиевский собор запечатлённое в камне наивысшее достижение Древнерусского искусства, гордость Юрьева – Польского, живое напоминание о временах языческой Руси.               

     На заставке статьи помещены фотографии: слева фотографии четырёх сторон Збручского идола 10 века, справа мои фотографии: вверху вид угловой капители  княжеского входа в Георгиевский собор, на которой изображены: справа мужское лицо в княжеской шапке с кольцом в ухе - языческий бог Хорс - Даждьбог, слева женское лицо богиня любви и семьи Лада. Ниже тот же девичий хоровод, как на Збручском идоле, только в лицах.               

     Павлов Н. П. Кострома апрель 2018 год.  Статья напечатана в Юрьев - Польской газете "ВЕСТНИК ОПОЛЬЯ" 14 августа 2018 года.