Облюбовали

Валерьян Николаев
Вышел указ и моя деревня, по чьей-то злой воле, попала в разряд неперспективных. Началось переселение в общие коробки, на центральную усадьбу. В деревне остались два старика: пенсионер, да работающий в городе мой сосед. Забытая богом и людьми, зарастала матушка бурьяном да крапивой.

И вдруг – новый указ, и деревня получила право на существование. Моментально была она оккупирована шустрыми горожанами, и уже по весне почти в каждом дворе орали петухи, визжали поросята, обживали новые домики скворцы, под крышами зачирикали воробьи – известные деревенские приживалы. А летом появилась и детвора. С утра до вечера в деревне музыка, шум и гам. Живёт деревня.

Незаметно пролетело лето. Завтра последняя декада августа пойдет. Пожелтели хлеба. Дни стали короче. Воздух пропах созревающими яблоками. Ночи же росные и темные.

Проснулся я ранним утром от непривычных звуков: какие-то скороговорки, да приглушенные смешочки.

Выхожу на улицу. Возле колодца стоит мой сосед и улыбаясь тычет пальцем вверх. Вижу: провода электролинии, проходящей вдоль деревни, провисли от сидящих на ней ласточек.

Ласточки меж собой о чем-то быстро-быстро переговариваются, то и дело срываясь с проводов, летают по деревне. Не просто летают, а тщательно обследуют каждый дом. Откуда появились гости, и куда исчезли на следующее утро, никто не видал.

За повседневными заботами незаметно наступили холода, а там и зима пожаловала. Длинными темными вечерами часто с соседом гадали:

– Прилетят ли весной ласточки?

– Если прилетят, то значит признали деревню жилой и нас – хозяевами.

Вот и до весны дожили. Ремонтирую парники. Босой, без рубахи бежит сосед.

– Вернулись! Меня облюбовали! – кричит еще издали.

– Кто на тебя позарился, одуванчик облетевший?

– Ласточки вернулись!

Иду к дому счастливца. Ласточки уже вовсю лепят гнезда.

Возвращаюсь с чувством обворованного:

– Чем же я-то, чем же мой-то дом хуже?

Подхожу к крыльцу… и в душе ликование. Из-под застрехи дома слышу веселый говорок.

Давненько не признаю бег, как способ передвижения. Но не в этот раз. Деревенские шутники утверждали, что я не бегал, а перелетал из дома в дом, рассказывая, что и меня, слава богу, не обошли, поселились.

Только сутки продержались ми с соседом в лидерах. Через день ласточки щебетали под каждой крышей.

Ласточки приносит в дом счастье – верили исстари, надеемся на это и мы. И жаль мне, что не нашла себе места ласточка на гербе России, а распростер на нем крылья ненасытный двуглавый стервятник.

Автор фото: Ольга Пискунова.

28.01.1994 г.