Маленькая жемчужина

Владимир Врубель
Наверное, нет людей, которые не слышали бы легенду о «Летучем голландце». Уже несколько веков странствует по морям и океанам голандский парусник с разорванными парусами и мёртвой командой на борту.
 
Такие жуткие истории рассказывали мы друг другу после отбоя в пионерском лагере, после чего страшно было выбираться ночью из палатки в туалет. Но я не буду пугать читателей, расскажу о том, что подтверждено документально.

В 1931 году американский кинорежиссёр Роланд Уэст стал владельцем роскошной деревянной яхты длиной двадцать один метр. Он назвал яхту «Джойта», что на испанском языке означает «Маленькая жемчужина».
 
Актрису, жену режиссёра, звали Джулия Карменилле, и яхта была ей подарком от любящего мужа. В 1936 году супруги продали яхту, а в 1941 году судно приобрело командование Тихоокеанского военно-морского флота США. Яхту переоборудовали в патрульный катер и в таком качестве её использовали во время войны.

В 1943 году яхту посадили на мель, довольно сильно повредили корпус, но после ремонта снова ввели в строй. Во время ремонта латунный трубопровод в машинном отделении заменили на трубопровод из оцинкованного железа, что впоследствии сыграло роковую роль.

После войны надобность в «Джойте» отпала, с неё сняли всё военное оборудование и продали на аукционе. Последним владельцем яхты оказался англичанин Томас Миллер, который жил на Самоа. Миллер использовал яхту для чартерных рейсов.

На рассвете 3 октября 1955 года «Джойта» вышла из порта Апии на Самоа и направилась к острову Токелау. Предстояло пройти примерно 270 миль, что должно было занять не свыше двух суток.

На борту яхты находились шестнадцать членов экипажа и девять пассажиров, в том числе двое детей. Груз состоял из древесины, пустых ёмкостей и продовольствия. Через трое суток, когда «Джойта» не пришла к месту назначения, забили тревогу.

Насторожило и то, что сигнал бедствия с яхты не поступал. Поиск осуществлялся самолётами Королевских ВВС Новой Зеландии. Лётчики просмотрели акваторию, равную 260 000 квадратных километров, но не обнаружили никаких признаков судна либо следов крушения.

10 ноября того же года капитан транспорта «Тувалу» Джеральд Дуглас увидел в море глубоко сидевшую в воде дрейфующую яхту «Джойта». При осмотре не обнаружили никого из людей. Как потом выяснилось, часть груза,  около четырёх тонн, пропало.

Радиопередатчик был настроен на волну 2182 кГц, международный морской радиотелефонный канал бедствия. Позже, при более тщательном осмотре, увидели, что в кабеле к антенне имелся небольшой разрыв.

Не обнаружили на борту яхты шлюпки и трёх маленьких спасательных плотов. Навигационные огни и освещение кабины были включены, следовательно, события произошли ночью.

По расходу топлива определили, что судно прошло 243 мили, его оставили примерно в 50 милях от пункта назначения на острове Токелау, а обнаружили его после дрейфа за сотни миль от острова.

При осмотре в порту оказалось, что причиной течи из-за коррозии была та самая злополучная труба в контуре подачи забортной воды для охлаждения двигателя. Судя по всему, вода стала поступать в трюмы яхты вечером, и была обнаружена, когда затопила настил палубы в машинном отделении.

На трюмных насосах отсутствовали фильтры, насосы были забиты мусором, откачивать ими воду было затруднительно. Но всё равно, судно не могло затонуть, в трюмах имелось 18 кубических метров пробки, капитан Миллер это прекрасно знал.

Что могло вызвать панику и побудить экипаж покинуть судно, непонятно. Среди пассажиров находился военный врач. На палубе нашли его медицинскую сумку со стетоскопом, скальпелем и несколькими окровавленными бинтами.

В отсеке спасательной шлюпки Миллер хранил экземпляр корабельного журнала, механический хронометр, секстант, другие навигационные приборы и своё огнестрельное оружие.

Самолёты должны были обнаружить шлюпку или плоты, но лётчики их не увидели. Необъяснимо исчезновение части груза и некоторого оборудования. Среди гипотез вспомнили о напряжённости в отношениях между Миллером и его помощником американцем Чаком Симпсоном, которая могла привести к драке и тяжёлому ранению или убийству.

Этим могут объясняться окровавленные бинты. Оставшихся без руководства людей, возможно, охватила паника. Некоторые считали, что могло быть нападение японских рыбаков, после войны прошло не так уж много времени.

Вспомнили и пиратов, которые могли захватить четыре тонны груза и перебить экипаж и пассажиров. Договорились даже до такого бреда, что людей похитила советская подводная лодка. Высказывалось мнение, что присутствовало страховое мошенничество.

Такие вещи действительно случаются, но в данном случае всё было чисто. В 2012 году все члены экипажа и пассажиры были признаны пропавшими без вести.
Жизненный и служебный опыт подсказывают, что при разных ЧП нужно искать самое простое объяснение. Однако у меня его нет.

«Джойту» называли тихоокеанской «Марией Целестой». О ней я расскажу в следующем рассказе.



На фотографии: обнаруженная "Джойта"