Трагедия

Тамара Белова
     Отзыв на книгу Юрия Петровича Макропуло «Долгая дорога в рай»
    Краснодарский край, поселение Виноградный. Рай.
Я здесь случайный житель, но приезжаю сюда уже в третий раз. Начинаю заводить подруг.  Приехала на отдых на несколько дней, но мне здесь понравилось, и я осталась в этом благодатном крае. А вот мои новые подруги, прошли длинный тернистый путь, чтобы оказаться в этом раю.
Читаю повесть Юрия Петровича Макропуло «Долгая дорога в рай». Можно было бы назвать эту повесть «Семейная история», или «Трагедия семьи», но автор назвал её иначе. Читала повесть Юрия Петровича порой со слезами, порой от души смеялась. С автором я пока не знакома, но, видимо, вскоре познакомлюсь.
Издалека начал  рассказ Юрий Петрович.
     Дед грек, бабушка болгарка. Судьба привела их в Россию, в Крым, а затем в далёкие и холодные края заснеженной Сибири на лесоповал. Там в Сибирской тюрьме и родился автор повести – трагедии семейной. Это не была трагедия одной семьи – это была трагедия государства. Юрий Петрович на примере своей семьи показал, как кидало в пропасть перемен эту семью. Россия – тебя сравнить можно с огромным пароходом, лайнером, что попал в шторм океана. От такого шторма бросало корабль с боку на бок…. Сколько народов пострадало от такого шторма. Сколько сгинуло бесследно…
Как же оказались греки, болгары в России? Вот об этом пишет Юрий, потомственный наследник деда Макропуло.

    В конце сороковых годов в Греции гражданская война закончилась не удачно для восставших. Грек Иван Фёдорович Макропуло находит политическое убежище в России, в Крыму. Но в 1937 году его по навету арестовывают и ссылают в Сибирь, откуда он уже не вернётся. Его жена Мария, по национальности болгарка осталась в Крыму до поры до времени с  детьми: Мария, Пётр, Нина, Савва.   Только не обошла и её судьба, и она с детьми была  сослана  тоже в Сибирь. Были они рядом, муж в одном лагере, и жена с детьми в другом. Да, не судьба, - не встретились. Поздно внук узнал об этом. Деда уже не было в живых, да и лагеря того тоже не стало. Побывал внук на месте этого  лагеря и взял оттуда кусок колючей проволоки. Вот и вся память об Иване Фёдоровиче Макропуло.
Сибирь, до чего же широки и необъятны твои холодные просторы! Богата ты лесами, болотами и залежами полезных ископаемых. Надо осваивать твои безбрежные просторы. Кто их будет осваивать? Страна находит такую дешёвую рабочую силу: заключенные, нарушители законов, преступники разного рода и невинно осуждённые по наветам завистников, трусов. Виновен, что уцелел в немецких концентрационных лагерях, выжил -  в Сибирь! Жили в оккупации, остались живы, значит пособники фашизму, -  Сибирь!

     Вот так и случилось с семьёй, что вели подпольную войну с немцами, но остались живы, несмотря на то, что их дети погибли и похоронены заживо во рву, семьи были сосланы. Старший сын Пётр случайно уцелел от расстрела. Его с другом вовремя спрятали. Все друзья из комсомольского партизанского подполья «Молодогвардейцы» были расстреляны. Спасала пацана и мудрость матери. Юрий Петрович с большой любовью и нежностью вспоминает о бабушке Марии. Невозможно сдержать слёзы, когда читаешь, родители только что откопали, нашли во рву своих детей после расстрела их фашистами. Детей расстреливали на глазах у родителей, Они оплакивают своих кровиночек, а им даже не  разрешили похоронить детей. Погрузили и в дальние края…, но что поделаешь? Мельница перестраховщиков работала исправно.
В глухой неведомой тайге, где свободно жили непуганые звери, пришлось ново переселенцам рубить эту тайгу и обживать её. Какую же закалку имели эти люди, если сумели построить дома, выращивать овощи. Жить «ни шагу» без команды надзирателя.

    Как бы не были суровы порядки на лесоповале, молодость брала своё. Влюблялись и женились. В суровых краях, суровые порядки и бедность материальная, но не духовная. Не до свадеб. Сосватали родители красавицу Екатерину, и Пётр тут же увёз её в свой дом. А дома переселенцы построили себе добротные. Многие из переселенцев так и остались в Сибири, на Дальнем востоке, Сахалине. Даже в таких невероятно тяжёлых условиях люди не теряли свой человеческий облик и интерес к жизни. Один такой случай стал для Екатерины Георгиевны роковым. Поехали с подругами в другой город на свадьбу, к друзьям без разрешения коменданта, были задержаны. Беременная Екатерина попала в тюрьму, посадили с блатными и ворами.  Пока разберутся что к чему, а Юрка уже на божий свет запросился. Тут и родился автор этой повести.
Смеялась до слёз, читая строки, как малыш читает со сцены вместо детского стишка, стих на блатном жаргоне. Ведь воры и все блатные жили рядом, вор и преподнёс ребёнку эту «феню».

     Строгий режим, строгие порядки. Хлеба пайка. Так кушать хочется…. Пока Катя шла на делянку и не заметила, как съела эту пайку хлеба.
Начальство было суровое, да и как они могли делать послабление, когда и на них мог быть донос. Всем казалось, что майор Широков зверь. На самом деле был нормальный человек, оказавшийся в охране также не добровольно. Он - то и сообщил Петру Ивановичу, что 20 съезд КПСС осудил прежнюю политику, как тогда говорили «Ежовщину». Вышел указ о снятии правовых ограничений с депортированных. Можно сказать друзьями расстались бывший комендант лагеря и спецпереселенец за кружкой пива в кафе.
 
    Позже в беседе отца и сына выясняется, что они простили государству эту боль и унижение. Разговор отца с сыном:
-«Никто Сталина не хает! Он хозяин был….не то, что нынешние, вор на воре сидит, и вором погоняет….»
-Сталин вас сослал к чёрту на кулички, а ты вроде не в обиде.
 -Почему не в обиде?  Обида есть! Эх, Юрка, Юрка, время было другое, жёсткое, кто кого… . Не поймёте вы, кто тогда не жил. Под раздачу мы все тогда попали»….
Только боялось пустить тех, кого согнали с насиженных домов и ухоженных хозяйств, в Крым. «Это полумиллионная армада» могла взорваться. И стали спец переселенцы устраивать свою жизнь по берегам Чёрного и Азовского морей на плодородных землях Кубани.  Этот край, наверно, самый многонациональный.
Так и оказалась семья Петра Ивановича Макропуло в совхозе «Мирный». Какое чудесное название! После долгих странствий по свету, они, наконец, обрели покой и рай земной. Автор с восторгом рассказывает о прелестях природы края. Да, после сурового климата Сибири, Сахалина, разумеется, рай.
Мне интересно было читать эту повесть, так как я познакомилась с главными героями её. Екатерине Георгиевне уже девяносто лет. Она неплохо выглядит. Читает без очков. Интересуется политикой.
- Тяжело вспоминать. Прошли все муки ада!!!
Её дочь Мария Петровна, сестра Юрия Петровича и ознакомила меня с этой повестью.

    Познакомилась и с другими людьми, что были рядом с ними и прошли по суровым тропам жизни. Это Мария Васильевна  Занилова, её муж Иван Иванович Влачуга.  Все прекрасные работящие люди, имеют хорошие дома и ухоженные усадьбы. Усадьбы их утопают в цветах.  С плодовых деревьев снимают разнообразные фрукты. Они сами создали этот рай. Живут они по соседству. Дружат. Я рада и горжусь дружбой с ними.
Дай Бог им счастья, долгих лет после всех суровых испытаний в мирном краю и посёлке «Мирный».
Спасибо, Юрий Петрович за вашу повесть.

  Тамара Белова. 9 марта 2018 г.