Что видели на небе волхвы

Кедров-Челищев
31 декабря 2004 года
"РУССКИЙ КУРЬЕР": "Что видели на небе волхвы"

Похоже, что мы до сих пор не очень хорошо понимаем жанр четырех Евангелий. Ни одно из них не указывает точную дату рождения Иисуса. А ведь написаны они в цивилизованной Римской империи, где календарь отнюдь не являлся редкостью.

Насколько хорошо владели календарем евреи, свидетельствует "История иудейской войны" Иосифа Флавия, где жизнь Иерусалима на много лет расписана часто не только по дням, но и по часам. Но даже Флавий уделил Иисусу не более одного абзаца, в котором уместился без подробностей сюжет всех четырех Евангелий. Стоп! Ведь Евангелий-то как раз в то время еще и не было. А, стало быть, самое первое научное свидетельство об Иисусе - это Иосиф Флавий.

Флавий сообщает о великом праведнике, который, обладая даром исцеления, привлек к себе множество последователей. Потом был казнен и, как утверждают его сторонники, воскрес. Историк не комментирует это утверждение и прочие слухи, но, видимо, не считает их значительными, иначе расписал бы подробнее. Лаконизм Флавия легко объясним. Никаких других сведений об Иисусе просто не было. Во всяком случае, до Рима дошло только это.

С точки зрения филолога и историка совершенно ясно, что в Евангелиях представлены те же события, но не глазами ученого, а пылким взором поэта. Так, сегодня мы взахлеб читаем романы о 40-50-х годах: "Детей Арбата" Рыбакова, "Московскую сагу" Аксенова, "Белые одежды" Дудинцева. Еще живы современники тех событий, например, автор этих строк. Слава Богу, жив Аксенов, он тоже современник. Но, боже, сколько неуемной фантазии!

Кто, когда, при каких обстоятельствах мог бы вырвать школьницу из лап Берии, если ее уже к нему затащили? А мог ли сын Сталина Василий прорваться к нему на прием без разрешения, минуя охрану? Ни при каких обстоятельствах. Да и генетики никаких тайных делянок с картошкой для запрещенных опытов иметь не могли.

Спрятаться в то время ни от кого и ни от чего было невозможно. Но Дудинцеву для остроты сюжета нужна была эта тайная делянка, и он ее в свой роман вписал.

Есть закон художественного жанра, располагающий к вымыслам, иначе никто не будет читать.

Евангелисты, прежде всего, художники, писатели. Свои Евангелия они создают на основе многих и многих живых легенд, да и неизвестно, что они на самом деле написали. До нас дошли переложения и пересказы от Матфея, от Луки, от Марка. От Иоанна. Даже церковная традиция не отрицает, что это пересказ другими людьми того, что поведали эти евангелисты.

Общим во всех четырех Евангелиях является только сам факт рождения Иисуса и отсутствие даты, которое может означать лишь одно: дата Рождества всем четырем евангелистам неизвестна. Сказать "во дни Ирода" то же самое, что отметить рождение, ну, скажем, того же Аксенова "в годы советской власти", коих, как известно, больше семидесяти.

Этих Иродов было целых четверо, они правили, сменяя друг друга. Их деспотическое правление охватывает примерно такой же период, как советская власть.

Сделано множество попыток связать рождение Иисуса с появлением кометы Галлея, а также с конъюнкцией, соединением Юпитера и Сатурна. Последнее особенно интересно, поскольку Сатурн есть античный отец, а Юпитер-Зевс соответственно его сын.

Но была еще и третья планета, Марс. Соединение трех планет в одну сияющую триипостасную планету вполне могло быть той самой Вифлеемской звездой.

Можно не сомневаться, что бегство Марии и Иосифа в Египет с младенцем Иисусом - обобщение большой трагедии. Десятки, а может, и сотни родителей бежали со своими детьми, имевшими несчастье родиться в момент соединения трех планет. Восток - дело тонкое. Упоминание Египта - неплохое объяснение, почему Иисус появляется в Евангелиях уже отроком, словно у него не было детства. Детство в Египте можно считать как не бывшее.

Все начинается и заканчивается только в земле отцов, в царстве Авраама и Исаака.

Если Кеплер прав, то Рождество Иисуса произошло на 7 лет раньше, чем принято считать, и сейчас наступает не 2005-й, а 2012-й год от Рождества Христова. Именно в это время император Август приказал всех сосчитать. И все стали разбегаться в разные стороны вплоть до Египта, чтобы не попасть в налоговые ведомости и не платить грабительские налоги.

Дата рождения Иисуса остается спорной. Бесспорно только само рождение. До 34 года н.э.

христиане вообще праздновали только Богоявление и Крещение, поскольку они не имели точных сведений о времени рождения своего Спасителя.

Мне дело представляется так.

В 12 году до н.э. в созвездии Льва (знаке колена Иудина) появилась хвостатая звезда - комета Галлея, что предвещало рождение нового Царя 6 сентября. Ирод встречается с волхвами чуть позже, когда он вернулся в Иудею из Рима после встречи с императором Августом. Знамение кометы взволновало царство. Вспыхнуло восстание. Ирод его жесточайше подавил и приказал убить всех младенцев до двухлетнего возраста. Все это сугубо исторические факты, не подлежащие особому сомнению. После избиения идут упорные слухи, что младенец Мессия все же спасся - его родители бежали в Египет.

В 7 году до н.э. происходит соединение Сатурна, Юпитера и Марса (Отца, Сына и Святого Духа). Возможно, Иисус родился в это время, а возможно, ему уже пять лет. В любом случае два астрономических события (комета в 12 году и конъюнкция трех планет в 7 году до н.э.) произвели сильнейшее впечатление на современников и были восприняты как знак рождения нового Царя иудейского, тем более что соединение произошло в созвездии Рыб. Известно, что в первые века христианства Иисус изображался в виде рыбы.

Все это, конечно, не меняет сути дела и является лишь примечанием на полях к такому важнейшему всемирно-историческому событию, которое мир отмечает, как Рождество Христово.

В своем сочинении "Об истинной дате рождения Господа нашего Иисуса Христа" Кеплер отождествил Вифлеемскую звезду с великим соединением Сатурна и Юпитера и рассчитал, что оно приходится на третий год до новой эры.

Общим во всех четырех Евангелиях является только сам факт рождения Иисуса и отсутствие даты, которое может означать лишь одно: дата Рождества всем четырем евангелистам неизвестна.