Репка

Валентина Карпова
Вот не знаю, как вы, а я чем становлюсь старше, тем с всё большим уважением отношусь к слову, но не просто произнесённому вслух или шёпотом, а напечатанному, пригвождённому к любому носителю информации: будь то папирус, глиняная дощечка какая-нибудь, или же современный вид – бумага. Слава в веках тому, кто однажды изрёк: что написано пером, того не вырубить топором! Правда, есть одно «но», и оно заключается в умении правильно читать и разгадывать истинный смысл прочитанного.

В качестве примера рассмотрим русские народные сказки. Впрочем, у любого другого народа, не только русского, существовал, и существует до сих пор, сей жанр эпистолярного искусства. Нет, я не оговорилась, именно эпистолярного, поскольку каждая из сказок представляет из себя конкретное послание, письмо, если хотите, к нам, своим очень далёким потомкам.

Знакомство с этой разновидностью литературы происходит в раннем детстве. Вначале читают нам, увлекая и приобщая тем самым к процессу чтения и познавания окружающего мира. Потом, спустя какое-то время, мы начинаем перечитывать сами, переживая, негодуя или радуясь, учась различать что есть добро и чем оно отличается от зла. Одну и ту же книгу на протяжении всей жизни, так уж получается, мы держим в руках по крайней мере трижды: первый – когда читали нам; второй – когда перечитывали сами; и третий – когда читаем уже своим внукам. И вот тут, на этом этапе (у одних - раньше, у других – позже, а у третьих – никогда!) происходит нечто фантастическое: сказка вдруг начинает говорить чуть ли не вслух, рассказывать читающим о своём истинном содержании, спрятанном в иносказании до поры, до времени, т.е. до того момента, когда мы становимся способными расшифровать таинственный код послания, предупреждения и призыва к осмотрительности. Словно сбросив с себя некую вуаль занимательного фольклора, между строк проступает нечто такое, чего прежде, как бы и не было… Но ты вдруг начинаешь понимать, что сказка вовсе не детский жанр литературы, а очень даже взрослый. Мудрый, тактичный, глубокомысленный, который иногда и вовсе предстаёт чуть ли настоящей инструкцией, готовой к применению даже в сегодняшнем дне.

Чтобы не быть голословными, давайте более детально всмотримся в сюжет на первый взгляд совсем незамысловатой сказки «Репка» и попытаемся угадать, кто же на самом деле прячется за масками её действующих лиц. Итак, кого мы имеем: ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА, МЫШКА и, наконец, главная героиня – РЕПКА. Начнём анализ прямо с первого предложения: посадил дед репку. Казалось бы, всего три слова, но каков смысл!

Думаю, не нужно пояснять, кого «сажали» на протяжении всей истории человеческих отношений и куда? Правильно, тех, кто не жил в ладу с законом, т.е. с правилами поведения, установленными в данном сообществе на данном отрезке времени. Что же из этого следует? А то, что мы можем сказать вполне определённо кем был «ДЕД», не так ли? Ну, конечно же, он был личностью, наделённой полномочиями карать. За что – вопрос десятый. Как говаривала одна моя знакомая из «тех» структур: был бы человек, а статью подобрать всегда можно…
 
Но пойдём далее по тексту: выросла репка большая-пребольшая! Однако под нашим увеличительным стеклом высвечивается то, что не репка выросла, как таковая, а ком проблем у бабки и больше ничего. Кинулась она к «дедке», помоги, мол, сделай милость, но дело-то уже сделано, поздно давать обратный ход… Он и так, и сяк, тянут-потянут уже вдвоём, а «вытянуть» не могут… Пришлось подключать «друзей и знакомых» и не только своих, но и внучкиных. Пришлось кланяться тем, мимо кого ещё вчера гордо проходила мимо, той же Жучки, к примеру. Пришла Жучка, пришла даже кошка, которая испокон веков не в ладах с этой самой Жучкой, а только за мзду пред кем не склонишься и с чем не смиришься? Но оказывается и это всё не тот уровень: тянут-потянут – освободить не могут… И сидеть бы той Репке до конца назначенного ей срока, если бы не мышка…

Ох, уж эти мышки… Серенькая, ни чем не привлекательная внешность – осмотритесь вокруг себя… заметили? Ваше счастье… Всюду-то она пролезет, всё-то и про всех знает (и про того же Деда тоже, конечно, и про тех, кто над ним стоит!). Даже представить невозможно, что она способна на такое и там, где бессильны сильные мира сего тигры да львы…

Чего бабке стоило обращение к «серому кардиналу» сказка умалчивает, но результат налицо: лишь хвостиком шевельнула и вытянула репку… И опять словно она ни при чём – шмыг в свою «норку», и даже при встрече не поймёшь: она или не она? Да ну, быть такого не может! Ну, что она из себя представляет? Это мы сами всё сделали... Ага, сами... как же...

Да… Вон ещё когда так дела делались. Но разве что-то изменилось в наши-то дни? Разве сегодня не сажают без суда и следствия, и не пытаются «вытянуть» всеми правдами и неправдами? И разве так уж могущественны те, кто постоянно на виду, кто сидит на троне в золотой короне? Разве не руководят ими серые кардиналы, что живут в своих «скромных» норках, да шевелят «хвостиками» при надобности, не появляясь в ослепительном свете софитов, до поры, до времени?

До поры, до времени… Так-то вот, а вы говорите, что сказки детское чтиво… Если бы, господа хорошие, если бы…