118-2. Богатство, которое останется навсегда

Вячеслав Абрамов
Все следующие 8 стихов начинаются с буквы бэт. Как ранее отмечалось, буквы иврита обозначают 22 свойства, необходимых для постижения духовного мира и его управления нами.
Как в языке достаточно сочетаний из 22 букв для описания всех знаний, так и 22 свойств достаточно, чтобы с помощью всевозможных сочетаний, соединений выполнять все духовные действия, и привести все свойства человека к исправлению.

Человеку попеременно кажется подходящим для постижения духовного то одно свойство, то какое иное. И так он перебирает все свойства, пока не доходит в своих поисках до истины: только с помощью буквы бэт, только с помощью этой силы можно прийти к тому, что приготовил Творец для ищущих Его, потому что ею начинается слово «браха» – благословение.

Буква бэт является свойством милосердной мудрости, и говорится, что свет милосердия – это дворец для света мудрости. Это и есть благословение.
Свет благословения совершенно не уменьшается, проходя все миры от Творца до последней ступени самого низшего мира. Он одинаков и вверху, и внизу, и никакие грубые желания не могут навредить ему.

Поэтому свойствами буквы бэт создан мир – так говорится в «Зоар». Свойство милосердия самое подходящее для сотворения им мира, потому как не будет в нём никакого присасывания нечистым силам, ведь нечистые силы могут присосаться только там, где есть недостаток, а в свойстве милосердия нет никакого недостатка, и не будет никакой связи с нечистыми силами никогда.
И Господь установил, что этого свойства совершенно достаточно для точного определения и отделения чистого от нечистого. А если люди потянутся за идолом вместо Творца, то не нисходит на них браха – благословение, которое исходит только от Творца. И по этому можно определить, кто праведник, а кто грешник, кто работает ради Бога, а кто – на себя.

Однако Господь не определил свету милосердия властвовать в мире, а предназначил его для доброго начала, для цели приведения мира к совершенству.
Свойством буквы бэт определяется и обеспечивается состояние, ниже которого быть не может, а только выше, и поэтому тоже оно есть основа мира.

А добавка света мудрости к свету милосердия, необходимая для рождения нового, уже духовного уровня, зависит только от добрых действий низших, которые стремятся духовно возвыситься.

Давид собственно преподаёт, какими должны быть эти действия. Начиная с того, как с юности осветить свой путь и войти в радость чистоты. Как достичь связи с Богом, получить нетленное, насладиться и почувствовать такую радость, которая не вмещается в тебе и требует передачи другим.

"Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему"

В жизни очень важно хранить чистоту. Это понятно. Но что значит «содержать в чистоте путь»?
Чистота подразумевает, что где-то есть грязь, которая оскверняет путь. Эта грязь делает путь постыдным для самих молодых, её присутствие оскорбительно для Бога.

Содержать в чистоте свой путь – очиститься и избегать господствующего в мире растления похотью, не замарать неправедностью добрую совесть.

Приводится исчерпывающий ответ о том, как этого достичь: хранением себя по слову Божьему, и больше никак. Божье слово обладает высочайшей честью и имеет исправляющую, преображающую силу.

Чтобы извлекать во благо его исправляющую силу, нужно жаждать слова, внимать слову, во всём вокруг видеть слово Господа.
Чтобы приобщиться к чести, надо сделать Божье слово своим правилом, стремиться его применять: исследовать всё, сверяясь со словом как с высшим стандартом.
Всю заботу о дальнейшем продвижении к духу возьмёт на себя само слово, и ты в нём обретёшь доверие, – здесь и навеки.

"Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих"

Бог не исправляет Своей силой против нашей воли, без искреннего «запроса».
Для того, чтобы достичь связи с Богом, необходимо соприкосновение векторов человеческого желания (Всем сердцем моим ищу Тебя) и Божьей силы (не дай мне уклониться от заповедей Твоих).

Давид делится своим опытом о благой работе Божьей над ним. Для духовного продвижения требуется искать Господа везде, всегда, во всём и всем сердцем. Искать как духовного наставника, стремиться к Нему как к высшему блаженству.
Господь никогда не скажет ищущему и пока не нашедшему, что тот ищет тщетно. Он направит и даст найти.

Давид молится о сохранении этой работы, потому что осознаёт, что человек может легко уклониться, ибо слаб и внутренне грешен. И чем больше радости мы находим в соблюдении Божьих заповедей, тем более следует опасаться уклонения от них, и усерднее молиться, дабы Он задействовал силу Своей благодати, уберегающую от разброда и шатаний.

"В сердце моём сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою"

Тесное приложение слова Божия Давидом к себе самому: он сокрыл его в своем сердце, чтобы оно звучало при каждом ударе, отдавалось во всём существе.

"Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим
Устами моими возвещал я все суды уст Твоих"

Обновленная воздействием Господа душа жаждет узнавать Его уставы и соответствовать им.

Псалмопевец просит у Всевышнего как благодати: «Научи меня уставам Твоим».
Наслаждение сокровищами Божьего слова неизбежно ведёт к желанию поделиться ими с другими. Когда мы действительно верим во что-то, нам непременно хочется передать это другим.

Давид назидал других тем, чему научился из слова Божия. Мы воочию видим, насколько он исполнился Божьим словом и какую святую радость испытывал, познавая слово, «ибо от избытка сердца говорят уста».
И из этого избытка сердца своего вынес доброе и нетленное описание ощущений души, ищущей Творца. Имеющий хлеб жизни может накормить всех жаждущих такого хлеба. Через века Сын Божий, прообразом Которого был в своё время Давид, станет источником воды живой, «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

"На пути откровений Твоих я радуюсь, как о всяком богатстве"

Тот, кто обнаруживает в Писании скрытые истины и смыслы, радуется несравнимо более золотоискателя, нашедшего золотые слитки. Отобрали золото – и нет у тебя богатства. А Слово познанное останется с тобой навсегда.

"О заповедях Твоих размышляю и взираю на пути Твои"

«…всматриваюсь в пути Твои» – такой перевод более раскрывает устремление к проникновенности и осознанности, которое выражает псалмопевец.

Божье Слово – бесконечный источник для самых приятных размышлений, а следование Слову – прямой путь к Господу.

"Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего"

«Заповеди Его не тяжки». Кто рождён свыше от Бога, утешается Его уставами и всегда хранит их в памяти, находит радость в общении с Богом и в послушании Ему.
Это – наслаждение Божественным светом. Кто испытал – тот знает. Кто не испытал – «…просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9-10).