Нагарджуна. Двенадцать Врат. Глава 11

Лариса Баграмова
Глава 1. Причинные условия: http://www.proza.ru/2016/02/07/283
Глава 2. Существование и несуществование следствия: http://www.proza.ru/2016/05/16/2256
Глава 3. Условия: http://www.proza.ru/2016/06/05/1263
Глава 4. Признаки: http://www.proza.ru/2016/06/12/1512
Глава 5. Характеризуемое и нехарактеризуемое: http://www.proza.ru/2016/11/03/207
Глава 6. Тождество и различие: http://www.proza.ru/2017/01/28/1273
Глава 7. Бытие или небытие: http://www.proza.ru/2017/04/01/186
Глава 8. Природа (Самосущее): http://www.proza.ru/2017/04/08/2286
Глава 9. Причина и следствие: http://www.proza.ru/2017/04/09/78
Глава 10. Творец: http://www.proza.ru/2018/07/25/1508

Глава 11. Три времени

переложение с санскрита

Опять: все вещи пусты. Почему?
Поскольку для причины нет причины
До следствия – предшествовать ему,
Иль отставать, иль [путая личины],

Во времени его сопровождать. 
Событий нет ни «раньше», ни «позднее»,
И ни «одновременно». Ожидать
Не стоит, будто истинна идея,

Что из причин последствия идут.
Ведь если существует лишь причина
[В момент какой-то времени, вот тут,
События в нём нет и половины]:

Нет следствия, и неоткуда взять
Его потом. Где были бы истоки,
Чтоб следствию себя на свет являть?
[Откуда бы его взялись его потоки]?

А если существует тут исход,
То нет причины возникать причине:
Зачем потом она произойдёт,
Коль есть её последствия и ныне?

А если оба есть вот тут, сейчас:
И следствие, и следствия причина –
[Как можем полагать мы в этот раз],
Что истинна причинная доктрина?

Представь рога коровы: ни один
Из них не будет следствием другого.
Они одновременны, [двуедин
Их принцип появленья] – нет такого,

Чтобы один последствием из них
Являлся, а другой – его причиной.
Поэтому три сцепки временных
[Меж фактами, увы], недостижимы.

– Твоё опровержение причин
Не может установлено быть также
В пределах временных трёх величин.
Идёт опровержение однажды

Пусть впереди того, что отрицать
Оно потом намерено собою –
[Обязаны при этом мы признать]:
Опровергаемое никакое

Существовать не может потому.
Не суждено в таких условьях также
Опроверженье свергнуть никому.
[И далее другую мысль покажем]:

Опровергаемое пусть идёт
Опроверженья раньше. [Здесь мы видим],
Что установлен для него черёд –
Зачем опроверженьем [мы обидим]

Его существованье? Пусть теперь
Они одновременно существуют.
Тогда причинных нет у них цепей,
Они несвязны. [Как пример любую

Мы снова пару фактов приведём]:
Рога коровы вместе существуют,
Но ни один при этом не ведом,
[Мы видим независимость прямую].

– Ошибочны суждения твои.
Раз вещи пусты, то не существует
Ни то, чем отрицать должны они,
Ни то, что опровергнуть подчистую.

Ты сам приходишь к выводу о том,
Что рассужденья пусты – вот про это
[Мы изначально речь здесь и ведём],
И речь твоя мой подтверждает метод.

Да, если говорю я, что должно
Существовать опроверженье вместе
С опровергаемым, – неправда то,
А заблужденье. [Но скажи по чести:

Когда я утверждал всё это? Нет.
Напротив, повторюсь сейчас я снова]:
На их существование запрет
Я наложил, [вполне он обоснован].

Так что аргументация твоя
Меня не задевает. – Но на деле
[Причинам разным лишь благодаря
Мы следствия когда-либо имели].

Мы видим, как причина наперёд
У следствия идёт: гончар из глины
Кувшин [как плод проекта] создаёт,
[И следствием являются кувшины].

Причина может быть и позади:
Ученики свой статус обретают
Лишь после лекций, что они прошли,
Да и учитель позже возникает.

[Заметь, без этих основных причин
Ученье не играло б роли следствий.
В финале вариант ещё один
Отметим с рассмотрением последствий]: 
 
Причина может сосуществовать
Со следствием своим, как свет и яркость, –
Одновременно. Ложно утверждать
Поэтому, что [логики подарком

Являются суждения о том],
Что нет причины раньше, чем последствий,
Что позже мы причину не найдём,
И что не встретим их когда-то вместе.

– Пример твой, где ты мастера привёл,
Неверен, потому что без кувшина
Не будет он истоком – приобрёл
Он статус свой лишь в паре с ним. Причина

Не может потому опережать
Последствия свои. Необоснован
[И тезис твой о том], что отыскать
Причину после следствий можно снова.

Поскольку если нет ученика,
Кого считать учителем мы можем?
[Ошибка утверждать наверняка,
Что логики подобный ход возможен].

И если ты берёшься утверждать,
Что свет и яркость как исход с причиной
Одновременно будут возникать,
Ты ложную опять создашь картину.

Положим, свет и яркость есть сейчас –
Так что из них причина, что иное?
[Немного поразмыслив, ты тотчас
Найдёшь лишь заблуждение сплошное].

Причины и условия пусты.
Признать ты должен: всё на свете пусто.
Не существует, кроме пустоты,
Ни вещь, ни существо, [ни Бог], ни чувство.

Глава 12. Произведение (происхождение): http://www.proza.ru/2018/07/29/1536

Перевод – Валентин Ирхин
Рифмовка – Лариса Баграмова