О жизни цитатник

Сергий Чернец
О жизни цитатник
(подразумевает, несвязность мыслей, тем не менее связанных одной целью показать предмет во всей его многозначительности).

Мольер:
Красавица всё может себе позволить,
Красавице всё можно простить.
Коль жены думают лишь о своих мужьях
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.

Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин своих.
Мужчина, например, громко негодует на женщину, которая его разлюбила и затем быстро утешается; женщина же не столь бурно выражает свои чувства, но долго остается безутешной.
Мужчина, например, соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную; а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.
О женщинах судят мужчины, - потому что всё искусство было в руках мужчин, литература в том числе. Женщина же – сама по себе уже есть искусство – ваяние природы.

Мурасаки Сикибу:
Главное для женщины – быть приятной и мягкой, спокойной и уравновешенной. И тогда её обхождение и доброта будут умиротворять.
1) Если ты непостоянна и ветрена, если нрав твой от природы открыта, людям с тобой легко, - они не станут тебя осуждать.
2) Та же, кто ставит себя чересчур высоко, речью и видом заносчива, обращает на себя излишнее внимание, даже если ведет себя с осторожностью. - А уж если на тебя устремлены взоры, то тут уж не избежать колкостей по поводу того, как ты входишь и садишься, встаешь и выходишь.
3) Те же, чья речь полна несуразностей, суждения о людях – пренебрежительны, привлекают к себе ещё больше глаз и ушей.
4) Если же у тебя нет дурных наклонностей, - то злословить о тебе не станут и отнесутся с сочувствием, хотя бы и показным.

Жизнь.

Когда вся жизнь в детях: дети делают любой труд радостным, но неудачи кажутся из-за них (детей) более огорчительными; благодаря детям же – жизнь кажется более приятной, а смерть менее страшной.
Очень важно в жизни выбирать время для любого дела: выбрать время – значит сберечь время, а всё что сделано несвоевременно – сделано напрасно и плохо.
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить, и меньше всего берегут на самом-то деле.
Вообразите, что перед вами множество людей в кандалы закованных, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах у остальных, и те понимают, что и им уготована та же участь и смотрят друг на друга, полные скорби и безнадёжности – и все ждут своей очереди. – Вот картина человеческого существования.

Мольер:
В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир – вот грех, и чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

Но – плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же глупо и безумно, как плакать, - что мы не жили сто лет назад. Наша жизнь – отражение нашего образа мыслей.
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами её превратили.
Как на оси координат: на Небесах всё – радость (в плюс), в Аду всё – горе (в минус), а что посередине – это и то, и другое. Так мы живём меж двух крайностей, и причастны к обеим. Судьба превратна: не может быть сплошь счастье либо сплошь несчастье. Наш мир – это ноль: сам по себе он ничего не стоит; в сочетании с небесным – стоит многого и, наоборот, в сочетании с адом – отрицательно. Равнодушие к превратностям судьбы – благоразумно, и мудрый ничему не дивится.
Жизнь завязывается как комедия, кривая от оси координат то вверх подпрыгнет от нулевой отметки, то вниз падёт и после трудно поднимается; в конце будет развязка – гляди же, чтобы конец был не в отрицательном поле.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, - подарите ей сначала своё хорошее настроение. Улыбайтесь и радуйтесь сами и жизнь ответит вам тем же.
Конечно, важно помнить о том, что все мы умрём, но это не должно быть препятствием, - жить надо так, как если бы были уверены, что должны жить вечно.
Подобно тому, как хорошо прожитый день приносит счастливый сон, так и хорошо прожитая жизнь влечёт за собой счастливую смерть. Только с пользой прожитая жизнь – долга.
Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит, жить дважды, в старости в воспоминаниях переживая вновь всё доброе.

Пока мы откладываем жизнь на будущее – она проходит.

Цветаева:
Знаю всё, что было, всё что будет
Знаю всю глухонемую тайну,
Что на темном, на косноязычном
Языке людском зовётся Жизнью.

И вера, и опыт говорят мне об одном и том же: поддерживать своё существование на земле – это не тягостный труд, а развлечение, если мы живём просто и мудро. Только оканчивая жизнь понимаешь – и видишь, что вся твоя жизнь была поучением, в котором ты был невнимательным учеником.
Жить – значит действовать. Желать смерти, когда живётся, столь же малодушно, как сокрушаться о жизни, когда настала пора умирать. Жизнь коротка, но человек вновь переживает её в своих делах.
«Вот и совсем прошла жизнь. Остались немногие хмурые годы, старые, тоскливые, ненужные… Как всё становится ненужным». – Это главное ощущение старости, особенно о вещах, предметах, одежде, мебели, обстановке.
Печаль не в смерти: «Человек умирает не когда он созрел, а когда он доспел», – то есть, когда жизненные соки его пришли к состоянию, при котором смерть становится необходима и неизбежна.
Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в неё. Мы просим себе долгой жизни, а между тем значение имеют только глубина жизни и её высокие мгновения. Будем же измерять время мерой духовной!

Жизнь часть 2.

Между хорошим обедом и долгой жизнью только та разница, что за обедом сладкое подают в конце, в жизни в конце – всё сморщенное, испорченное и больное.
Идя по жизни, как по льду реки, мы, вдруг, обнаруживаем, что лёд у нас под ногами проваливается становится всё тоньше, и видим, как вокруг нас и за нами проваливаются и исчезают подо льдом наши сверстники.

Суди о прожитом не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял.
Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других, ибо, промахнувшись, ты разобьёшь стены своего дома и ветер хлынет в твой дом и принесёт брызги урагана и бури.
Жизнь — это усталость, растущая с каждым шагом.
Жить, — значит, то же, что и любить: разум против, а здоровый инстинкт – за! Это сложная материя – жизнь (из физики), в которой мы запутываемся, если будем рассуждать о ней слишком много или, наоборот, слишком мало.
Число годов не всегда свидетельствует об истинной длине жизни – жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал. С каждым чувством глубоким ты проживаешь другую, вторую и третью жизнь.

А вы, друзья мои, говорите, что о вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах! Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое – и все имена ценностей других – всё это является оружием и всё это утверждает, что жизнь должна бороться и превозмогать себя снова и снова!
Жизнь – источник радости, родник чистой воды; но всюду, где к нему припадает толпа, родники отравлены.
Всё равно, надо идти вперёд, всё вперёд, с жизнью и за жизнью, которая никогда не останавливается.
Я верю в жизнь, которая непрестанно отсекает отмершие органы и, возрождая материю, заживляет раны; верю в жизнь, которая, невзирая ни на что, среди разложения и смерти стремится к всеобщему здоровью и к непрерывному обновлению.
Жизнь — это борьба против разрушающих начал. Всякий кто не защищается как следует, должен погибнуть.
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, нового, в вечном усилии познать ещё больше.
Воля к жизни, участие в выполнении её далёкой таинственной цели оправдывает самоё жизнь.
Когда жалуются на жизнь, то это почти всегда означает то, что от неё требовали невозможного.
Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на неё только потому, что тебе уже открылось её дно, - не мешай, своим негодованием, наслаждаться красотою чаши жизни другим.

1 Для кого-то, для женщин пришедших в искусство, например, Жорж Санд (Аврора Дюпен): «В жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым, - (как женщина она говорит). – Мужчина, который умно говорит о любви, не очень влюблён. Наша жизнь состоит из любви, и не любить – значит не жить».

2 Для других, Виктор Гюго: «Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и всё остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало».

3 А для третьих, Оноре де Бальзак, видят жизнь в переплетении понятий: «Жизнь – это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними, чтобы всюду оставаться в выгодном положении».

4 Четвёртые прагматики, как Чехов, например: «Смысл жизни только в одном – в борьбе, человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».

5 И философ подведёт итог, Ключевский Василий Осипович, например: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь. Жизнь учит тех, кто её изучает. (И философ за любовь) – Жить – значит быть любимым. Он жил или она жила – это значит только одно: его или её много любили (и близкие и знакомые)».

6 И можно согласиться со Львом Толстым: «Жизнь должна и может быть непрестанной радостью. Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним. Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени».

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и разбойник – поэтому появлялись Робин Гуды – для жизни нужно нравственное занятие…
Жизнь, которая не оставляет следов, стирается при всяком шаге вперёд (растут цивилизации). Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, - а Книга оставалась.
Конец.