Эксавнсия Миров

Юрий Куратченко
                ЮРИЙ  КУРАТЧЕНКО         
            
                ЭКСПАНСИЯ МИРОВ
                Научно-детективная фантастика
                Начало публикаций в Прозе-Ру – 26.07.18.

  ЧАСТЬ – 1     ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ.               
 «…Так, век за веком. Скоро ли Господь?
   Под скальпелем природы и искусства,
   кипит наш дух, изнемогает плоть,
   рождая орган для шестого чувства!»
                Поэт Николай Гумилёв.
               
 Глава - 1–1  НЕСОСТОЯВШАЯСЯ  ВСТРЕЧА.(1-1-1)
                « Человек предполагает, а Бог – располагает!» - Пословица.
 
      Кра… кра… кра... – закрякал красный телефонный аппарат секретной связи  на столе Арского. Он звонил редко и был заставлен рабочими папками. От неожиданности Арский вздрогнул и, не дотянувшись до аппарата, сдвинул стопку папок на пол. Любой звонок по этому телефону не обещал ничего хорошего.   
. – Готовность №1. Вылет  через  час. Заеду! – Не здороваясь,   приказал  Благов и повесил трубку.
    Арский полез в столешницу искать ключ от сейфа, где внизу стоял тревожный чемоданчик, с необходимыми для его профессии  средствами  экспертизы. Июньское солнце обещало лётную погоду, но Арский прихватил свой  плащ. Дал поручения секретарше  и спустился в вестибюль института. Он управился за 15 минут, положенных на сборы. Место вылета никогда не сообщалось, Арский рассчитал, что на машине Благова они  успеют в любое возможное место вылета. Его машина  уже стояла у крыльца. Арский сел на заднее сиденье,
 –  Давно ждёте?
 . – Ты уложился в срок, мы на это рассчитывали.
Арский молчал, понимая, что инициатива в руках Благова.
 *   *   *       
         Генерал , Благов Игооь Максимович –  академик Академии Естественных Наук, начальник НИИ Развития Информационных Технологий  Военно-Промышленного Комитета (РИТ  ВПК), был  главным  экспертом истории науки и техники, признанным  специалистом использования  перспективных  инноваций в военно-промышленном комплексе.  НИИ  РИТ  ВПК  входил в структуру 4-го научно-аналитического управления ГРУ МО.
       По академическому ведомству, академик Благов Игорь Максимович, директор Института Информационных Технологий, осуществлял научное руководство важной  государственной  задачей  по созданию Искусственного Интеллекта для автоматических систем управления процессами в   таких отраслях как атомная энергетика и космос. 
         Его институт был создан в конце 80-х годов прошлого столетия,  как   независимый от Сибирского отделения Академии Наук специальным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР и сразу же засекречен. Хотя территориально он был в Академгородке. Открытой тематикой института стала информатизация и компьютеризация школьного образования. При создании ему выделили  бывшее здание школы с большим корпусом спортзала. 
      
       В этом корпусе и расположился его секретный отдел Фонд алгоритмов и программ, который по существу занимался созданием Искусственного Интеллекта.  Заведовал отделом тогда кандидат наук, а теперь – доктор наук, профессор Арский Георгий Алексеевич. Фонд получил полномочия Госкомитета по информатике и вычислительной технике, проводить экспертизу и хранение всех программных средств, создаваемых в стране и за рубежом.  Это и было прикрытием для научного, технического и информационного  обеспечения поставленной задачи. Главным направлением была лаборатория мозга и психологии. На стыке этих наук и создавался Искусственный  Интеллект. Работы Арского  финансировались государством по  академическому  ведомству, но  некоторые темы, перейдя в разряд особо важных,  финансировались   из бюджетов МО и  ВПК.  Эти темы  были  строго  секреты.    
      
      Территориально он был в левобережье Академгородка. Открытой тематикой института стала информатизация и компьютеризация школьного образования. При создании ему выделили  бывшее здание школы с большим корпусом спортзала.  В этом корпусе и расположился его секретный отдел Фонд алгоритмов и программ, который по существу занимался созданием Искусственного Интеллекта.  Заведовал отделом тогда кандидат наук, а теперь – доктор наук, профессор Арский Георгий Алексеевич. Фонд получил полномочия Госкомитета по информатике и вычислительной технике, проводить экспертизу и хранение всех программных средств, создаваемых в стране и за рубежом.  Это и было прикрытием для научного, технического и информационного  обеспечения поставленной задачи. Главным направлением была лаборатория мозга и психологии. На стыке этих наук и создавался Искусственный  Интеллект...

  *   *   *
      Благов упорно молчал. При въезде в город, Арский понял, что вылет будет с военного аэродрома завода Чкалова. Значит на военном самолёте. Значит что-то  – из рук вон, необычное. «Чем же он, как эксперт по искусственному интеллекту, может быть полезен. Его портативный  электроэнцефалографический аппарат, слаб   для снятия осциллограмм мозга. И с запасными батарейками рассчитан на 50 человек, для снятия рабочих функций мозга  живого тела».
    ………
       Подъехали к зданию СибНИИА. 
. – Павел. Ты свободен. Мы тут будем совещаться несколько дней. Назад нас привезёт водитель  Сувернева. До свиданья.
      Их встретил директор института  Сувернев и без расспросов проводил в свой кабинет.
. – Чай, Кофе, или что покрепче? Вы редкий гость, Игорь Максимович.
. – Кто будет нас спрашивать, «замути» что-нибудь про затянувшиеся  беседы. А чай, или что покрепче, как-нибудь в другой раз. – У нас вылет через пять минут. Проводи нас на военный аэродром завода.
. – Понял. Опять на рыбалку за хариусом. – Пошутил Сувернев.
. – Арский, проверь его мозги! Что-то он глубоко копается в моих мозгах?!
. – Игорь Максимович, так все знают о ваших увлечениях. – Оправдывался Сувернев.
      
     Надёжный фронтовой и  всепогодный трудяга, АНТ -2 – фыркал мотором. Командир экипажа подошёл с докладом.
. – Товарищ  генерал, самолёт и экипаж к полёту готов! –  Командир.  капитан Курбатов.  Прошу в салон. – Откозырял он и отошёл в сторону.
. –  Что, улыбаешься, Арский.  Поди  и не летал на таких лайнерах?
. – Зачем экипаж  тревожите? Товарищ генерал. Родной он мне. Вот и улыбаюсь.  Я и сам бы доставил вас к месту назначения на этом лайнере. – Отшутился Арский, понимая,   что Благов шутками скрывает своё    сильное волнение. –  До сих пор ни одного слова о цели  «Готовности №1»
.
. –  Помню, помню, что ты служил в ВВС, был старшим техник  лейтенантом на самолёте командира полка, Кузьменко, Виктора Фаддеевича, дай бог память.  Верно? А ещё и борт техником на дивизионном  управленческом  АНТ-2. И что сам  приводил свой лайнер с весёлой командой, на родной аэродром… Да ещё, писали командиры,  пижон ты!… – Парашют свой выбрасывал перед  полётом, на спор.
. – Ну и память! Всё, всё, всё,  товарищ генерал. Я не улыбаюсь и замолкаю. А то выдадите что-то секретное из моих любовных похождений.  Похоже, Вы лучше меня копаетесь в мозгах.

      Самолёт набрал высоту эшелона полёта. Благов  достал из нагрудного кармана карту и молча,  показал маршрут командиру самолёта.  Тот молча кивнул.
    Салон самолёта был звуко и вибро изолирован. Арский вспомнил свой АНТ-2 и увлёкся воспоминаниями молодости.
. –  Ну,  теперь, под шорох твоих винтов я посвящу тебя в строго, на 50 лет, секретное  задание нашему институту. Я выбрал тебя и как специалиста по искусственному интеллекту, и как авиационного инженера по летательным аппаратам, и как борт техника АНТ-2… Прямо, три в одном! – Пошутил он.

. – А платить то будете тоже за  троих?
. – Нет. Просто как хорошему человеку, с хорошими мозгами.
. –  И что же из этих свойств понадобилось для «Готовности №1»?
. – А вот об этом поймём не месте.
. – Уже становится интересно. Люблю искать чёрного кота в чёрном ящике…  Особенно, если его там нет.
. – Что. Дольше процесс и больше платят? – ёрничал  Благов.
. – Нет. – Меньше ответственности.
. – А я-то считал, что ты ответственный человек.
. – Этого критерия не было в вашем выборе. Я умываю руки. Вся ответственность на Вас.–
Арский продолжал отшучиваться, понимая настроение Благова.
. – Ну, ты,  и  прохиндей! Ничего не заплачу. Ни командировочные, ни премию.
      Крякнул ревун   вызова пилота. Блаов подошёл к командиру.
. – Вижу посадочные костры. Садиться?
     Благов  посмотрел на время.
. – Дай наушники и где тут настройка волн? – Благов нашёл нужную волну, назвал  позывной. – Мы та точке. Посадочные костры есть. Но никакого движения вокруг котлована нет.  Передовой команды не видно. Мы прибыли в точно указанное время по московскому времени.

. –Сколько у нас горючего? – Спросил он, наклонившись к уху командира. Тот указал на прибор. Стрелка  остатка горючего показывала чуть больше половины.
. – У нас на один круг облёта и на обратную дорогу.
      Командир закивал головой и показал большой палец, в знак согласия.
. – Хорошо, садимся и ждём ваших команд на этой частоте. – Садись! – Похлопал он командира по плечу. И вернулся в салон, закрыв дверь кабины.
 . – Пристегнуть ремни! – Скомандовал Арский, вспомнив свои былые времена.

       Самолёт шёл на посадку, совершив круг облёта. Вскрышной золотодобывающий карьер в форме большого глубокого  блюдца с ярусами дорог по склонам и гладким круглым дном, без всяких строений и техники, напоминал стартовый стол космодрома. 
     «Зачем мы здесь? – подумал Арский. – Может быть, выброс природных ядовитых газов? Но мы без защитной экипировки. Разберёмся на месте. Вспомнил он ответ Благова».
       Самолёт плавно вписался в профиль посадочной полосы и запрыгал на неровностях грунтовки. Не весть,  откуда  к самолёту спешили трое в песочных      
полевых военных спецовках.
. – Капитан Курбатов, открыл дверь, выбросил наружу маленький трап и  спустился на землю. Подошли три офицера. Старший группы – подполковник, увидев в проёме  люка  гражданских лиц, ожидающих установки трапа,  спросил у капитана, кто есть кто из прибывших. И  доложил, как только Благов ступил на землю.
                26.07.18            Юрий Куратченко