История Тамани часть 80

Николай Мринский
Командир батареи Спахов С.Ф.

Части 98-й пехотной дивизии немцев на участке курган Пужайка, Вышестеблиевская оказывали упорное огневое сопротивление на прежнем рубеже и в ночь на 4 октября начали отход в северо-западном направлении. Артиллерия противника вела огонь по боевым порядкам наших частей. Всего действовало 8 арт. и 8 мин. батарей с общим расходом снарядов и мин до 1,5 тысяч. Немецкая авиация 3 октября вела разведку в направлениях: Ейск, Приморско-Ахтарская, Темрюк, Холмская, Анапа и группами от 2 до 22 самолётов бомбила районы ст-ниц Старотитаровская, Витязевская. Всего за день отмечено 90 самолёто-полётов. Огнём наших зениток сбито три Ю-87. Далее о танковой бригаде: на подходах к Тамани, она подверглась артобстрелу и бомбовым ударам с воздуха. В этой связи было убито 5 чел. и 37 ранено; выведено из строя несколько единиц боевой техники. На 12 часов 2 октября 1943 г. в танковой бригаде имелась на ходу следующая материальная часть: Тяжёлый КВ-1, Средний Т-34 - 1, Американский М4А2 - 1, Английский Мk.III. - 1, Т-50 - 1, Лёгкий Т-26 - 1, Т-60 - 1, Т-70 - 1, СУ-76 мм - 4; в 105 ИПТАН - 16 боеспособных 76 мм орудий и 16 автомобильных тягачей "студебекер". В 4 часа утра 3 октября 1943 г. противник начал отход на Тамань. В это же время танковая бригада с приданными ей частями выступила в его преследование не встречая сопротивления. В 7 утра гвардейцы-танкисты вступили в Тамань и стали зачищать её от оставшихся румын. В плен было взято 5 вражеских солдат. Бригада продолжила преследование противника в направлении посёлков Приморского и Сенного с целью навязать ему бой.

Об этом решении был поставлен в известность командующий 18-й армией ген. Леселидзе. В 9 утра, выйдя на рубеж - Молочная ферма - северо-западный склон горы Чиркова - танкисты встретили сильный заградительный огонь противотанковой и тяжелой артиллерии противника. Из района горы Чиркова и Карнина одновременно 8 «Мессеров» начали штурмовать и обстреливать из пулемётов мотопехоту и сапёров. Было ранено 6 чел. На горе Чиркова появилась пехота. Туда, с задачей разведки, была направлена одна самоходка Т-60. Двигаясь по северным скатам горы Чиркова и, выйдя на северо-восточные скаты, самоходка была сожжена прямым попаданием снаряда. Противник, продолжая вести сильный огонь по танкам, поджёг траву на северо-западных склонах горы Чиркова. Тогда, повторно с задачей выяснить принадлежность пехоты, пошел танк гвардии капитана Горлинского. Выйдя на гору в район курганов, он обнаружил оборонительные позиции румынской пехоты и, с ходу стал давить её гусеницами, разворачиваясь на окопах и, уничтожая огнём из пушки и пулемёта. К этому времени бригада вела огонь из района свинофермы. На помощь экипажу Горлинского пошли ещё 4 танка, а батарея 76 мм орудий 103 (ИПТАП) истребительно-противотанкового полка открыла огонь прямой наводкой по румынской пехоте. Подоспевшие танки стали также давить пехоту и уничтожать огнём, находящуюся на горе артиллерию противника. В виду того, что нашей пехоты было недостаточно, комбриг гвардии полковник П.К. Шуренков пустил за танками свой взвод управления.

Таким образом, к 20 00 3 октября гора Чиркова была очищена от румынской пехоты. Пехотинцы наших стрелковых частей не успели подойти и танковая бригада весь день вела бой своими силами. С захватом горы Чиркова, враг полностью оставил этот рубеж обороны и стал откатываться на следующий - гора Яновская - Безымяная высота. Дальше танкисты не могли продолжать преследование противника - закончились боеприпасы и горючее. На ходу оставался только один Т-34. В 5 утра 4 октября, имея на ходу уже несколько единиц бронетехники (1-КВ, 1-Т-34, 1-Т-60 и 1-76 мм орудие) танки двинулись в направлении Приморский-Сенная. В бою за гору Чиркова отличился экипаж Горлинского, который уничтожил до двух взводов румынской пехоты и одно 105 мм орудие. Отличился также взвод ст. сержанта Кокшина, уничтоживший 8 пулемётных расчётов и до 80 солдат и офицеров противника. Всего за бой уничтожено: ПТО - 3, дотов - 1, дзотов - 3, станковых и ручных пулемётов - 45 и до 400 солдат и офицеров. Потери 5-й гв. Новороссийской танковой бригады: сожжена Т-60 - 1, подбита американская М4А2 - 1, вышел из строя по неисправности английский танк МkIII - 1, Т - 26 - 1, Су-76 мм - 1. Сгорело две автомашины «Студебекер» и повреждена рация РСБ. Убито 2 чел., ранено 7 чел. В бою за гору Чиркова в бригаде отсутствовало прикрытие с воздуха, не было зениток и пехоты (на танках или на автомашинах) (29). После освобождения 16 сентября 1943 г. Новороссийска и Анапы усилия войск были сосредоточены на направлениях: Темрюк-Кучурганы и Веселовка-Тамань.

Уже с 26 сентября на подступах к Тамани разгорелись ожесточённые бои с частями немецкой пехотной дивизии ген. Эрвина. 5-я гв. танковая бригада продвигалась на станицу Тамань со стороны Бугаза, взаимодействуя с 83-й Краснознаменной отдельной морской стрелковой бригадой п/п-ка Козлова и 55-й гвардейской Иркутской ордена Ленина и трижды Краснознаменной им. Верховного Совета РСФСР стрелковой дивизией ген. Б.Н. Аршинцева. Указанными воинскими соединениями было уничтожено: 20 тыс. немецких солдат и офицеров, 3 тыс. взяты в плен; 52 танка, 587 орудий, 229 минометов, 540 тяжелых. Захвачено 184 склада различного назначения. Уходя, немцы и румыны минировали всё, даже виноградники. К счастью, они не успели разрушить памятник первым казакам-черноморцам. Лавина вражеских войск отступала к берегам Керченского п-ова. В этой обстановке активно действовала авиация 4-й воздушной армии и ЧФ. Лётчики бомбили живую силу и технику врага на дорогах и в местах погрузки на суда. Топили плавсредства при переправе через пролив. В сводке воздушных боев только за 26 сентября указывалось: потоплено 8 десантных барж, 6 катеров и сбито 14 самолётов врага. Велик был наступательный порыв наших воинов. Никакие укрепления не могли удержать их натиск. 01.10.1943 г. войска всех армий начали штурм последней укрепленной линии обороны на подступах к Керченскому проливу. В ночь на 6 октября 144-й отдельный усиленный батальон морской пехоты из состава 83-й ОСБМП п/п-ка Козлова погрузился в порту Комсомольский (долгое время там действовал крупный рыбзавод) на два малых охотника и пять десантных ботов и высадился на косу Тузла.

Немцы собирались удерживать её до эвакуации последних своих частей с косы Чушка в ночь на 9 октября. Они опасались, что на Тузле будет установлена артиллерия, которая затруднит эвакуацию. Гарнизон косы состоял из одного немецкого батальона. Преодолевая сопротивление и инженерное заграждение противника, сломив его оборону, батальон продвинулся на 1,5 км, обеспечив плацдарм для высадки морского десанта второго эшелона бригады с участием 16-го и 305-го отдельных батальонов морской пехоты (всего 742 чел. с 6 пушками). При этом в непогоду был потерян один десантный бот. С воздуха десантников поддержали самолеты ЧФ, совершив 21 вылет. При поддержке 8-ми батарей с крымского берега немцы трижды пытались ликвидировать плацдарм, но понесли такие потери, что им на подмогу был переброшен ещё один батальон. Бои продолжались до утра 9 октября и закончились эвакуацией остатков немцев в Крым. Хотя противнику не удалось сбросить наш десант в море, главную задачу он всё же решил - не позволил помешать проходу через пролив конвоя с последними частями 17-й армии. В итоге Тузлинская коса – узкий и длинный песчаный остров в центре Керченского пролива, позволяла контролировать пролив и северную часть Чёрного моря, была полностью очищена от врага. За это время убито и ранено до 3 тыс. солдат и офицеров, подбито и уничтожено 4 танка, 12 орудий, 3 катера, 37 пулемётов, 19 минометов. Трофеи составили: танков -8 (1 с экипажем из 4 чел.), орудий - 35, пулемётов - 29, миномётов - 19, винтовок - 230, складов - 7. Пленных солдат, немцев и румын - 59.

21 сентября 1943 г. командующий СКФ ген.-полковник И.Е. Петров приказал вице-адмиралу Л.А. Владимирскому высадить десанты у Темрюка и в районе Благовещенская - озеро Солёное. Замыслом десантной операции в ночь на 24. 09. предусматривалась высадка 166-го гв. стрелкового полка 55-й сд в районе станицы Благовещенской, а 83-й морской стрелковой бригады и 143-го батальона морской пехоты у Солёного озера. Десантники, погрузившись на плавсредства в Геленджике, получили р/станцию для вызова авиации, а также 3 тыс. противотанковых мин. Осуществить чёткий переход мешала штормовая погода, один из десантных ботов затонул. Во время перехода сторожевой корабль «Шквал» с контр-адмиралом Г.Н. Холостяковым на борту дважды безуспешно был атакован парой немецких торпедных катеров. Наши дозорные катера у мыса Железный Рог имели стычку с немецкими БДБ, также находящимися в дозоре. Десантников, завязавших на косе бой, до рассвета поддерживали огнём наши сторожевые катера. Вечером румынскую дивизию, отошедшую в район переправы, сменили части 4-й немецкой горнострелковой дивизии (участвовали в боях в августе 1942 г. в районе ст-цы Кущёвской с казаками 17-го - 4 гв. Кубанского кавкорпуса). Поэт Илья Сельвинский писал в те дни:

Тамань моя, Тамань! Весенней кутерьмой.
Не рвется стриж с такой тоской издалека домой,
С какою тянутся к тебе через огонь и сны
Твои казацкие полки, кубанские сыны...

Продолжение следует в части  81                http://proza.ru/2019/01/15/2230