Если дал трещину старый привычный мир

Ирина Воропаева
Если дал трещину старый привычный мир,
Клювом стучится доктор чумной в окно,
Смерть свою пляску затеяла на костях, -
Самое время роскошный устроить пир
И сочинить пикантный Декамерон,
Будто бы в жизни мы дома, а не в гостях.

Впрочем, не хочешь пира – пожалуй в храм
И помолись о спасении для души
В блеске мистических радуг от витражей.
Крысы по свежим трупам шныряют там?
Не размышляй о подобном и не дрожи,
Не дорожа свыше меры остатком дней.

Праху – возврат во прах, предрешён исход. 
Славно эпикурействуя до сих пор,
Много грешил, слишком груз тех грехов тяжёл?
Думаешь, что расплата за гробом ждёт? -
Как Боттичелли, прошлое брось в костёр, -
Савонаролы набатом гремит глагол.

Пусть догорает в жаровне беды Весна,
Пеплос золы Симонетте затянет грудь,
Кудри Венеры канут в огне, змеясь.
Но неужели и вправду нам жизнь дана
Только лишь для того, чтобы страшный путь
Возненавидеть её научил бы нас?

Было уж всякое: каялся, пировал,
С благоговением брался за Книгу книг
Или листал пикантный Декамерон.
Доброму Богу молился – но Бог молчал,
Ожесточения вновь приближая миг.
Что ж до финала – известен его шаблон.

Снова дал трещину старый привычный мир.
Истину не по зубам, знать, уразуметь.
Ужасом дышит ночь и вокруг черно.    
Гостеприимный хозяин зовет на пир
На карнавале снявшую маску Смерть.
Что же вы, доктор, - ваш клюв нам разбил окно.
21.11.2016
+++++++++++++++
               
                Снова дал трещину старый привычный мир.

ПЛЯСКА СМЕРТИ – сюжет в изобразительном искусстве, популярный этак примерно с 14 по 16 век, когда смерть, можно сказать, вошла в повседневный человеческий обиход, превратив жизнь в краткий и мучительный период между рождением и уходом в мир иной, одновременно с замашками палача приобретя черты спасительницы от невыносимых страданий земного бытия. И закружились на живописных холстах танцующие вереницы скелетов и увлекаемых ими смертных, бедных, богатых, старых, молодых – всех однозначно.   

Наиболее знаменитые картины на этот сюжет находились в Базеле и Любеке (обе не уцелели, но сохранились в копиях и воспоминаниях современников). В 1524-1526 годах цикл гравюр «Пляска смерти» создал придворный художник короля Англии Генриха VIII Ганс Гольбейн Младший, это один из лучших образчиков работ такого рода.       
+++

ДЕКАМЕРОН – сборник новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо, создан в 1352—1354 годы. Не смотря на упреки в безнравственности со стороны ревнителей морали, иногда искренних, чаще ханжески-лицемерных, сборник получил признание и известность как яркое, жизнерадостное, жизнеутверждающее произведение.

Новеллы объедены общей сюжетной канвой: во время эпидемии чумы, в 1348 году в свою очередь поразившей Флоренцию, десять молодых знатных флорентийцев (семь дам и трое кавалеров) уезжают в загородное поместье, чтобы отдохнуть от происходящих в городе  ужасов, и ради развлечения рассказывают друг другу занимательные истории, среди которых много любовных, в том числе фривольных, трагичных, поэтичных и т.д. Дополнительно к увлекательным рассказам читатель может поломать голову над тем, кто в кого влюблен среди членов кружка, используя некоторые подсказки автора.

Всего через 10 дней молодые люди возвращаются во Флоренцию – короткий отдых, уход в царство фантазии окончен. Если обратиться к реальности, то их дальнейшая судьба, скорее всего, предопределена, но повестям и песням, рассказанным и спетым от их имени, суждена была долгая жизнь.
+++

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ – пандемия бубонной чумы 14-того века, охватившая всю Европу и Азию и унесшая миллионы жизней. Это дело известное, но поражает вновь и вновь – прошло уже 7 веков, а все помнится, и недаром.

Все началось в Азии примерно в 1320 году, болезнь распространялась по Великому Шелковому Пути из Монголии и Китая. В Европе (Западной, Южной, Восточной) эпидемия свирепствовала с 1346 по 1353 год.

За период 1331-1346 годы чума проявила себя на территориях Центральной Азии, в Индии, в Иране, по берегам Каспия и Черного моря, в низовьях Волги. Из Крыма генуэзские корабли разнесли болезнь по всему Средиземноморью.   
1347 год – Константинополь, Балканы, северное побережье Африки, Франция.
1348 – Испания, Италия, Англия, Шотландия.
1349 – Ирландия, Германия, Скандинавия; 1350 – Польша.
1352 – Русь, Псков и Новгород; 1353 – Москва.   
+++

Добравшаяся в 1347 году до ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, чума забушевала здесь на больших пространствах подобно лесному пожару в сухую ветреную погоду.   

Все, что тогда происходило, достаточно хорошо изучено, расследовано, разложено по полочкам, поскольку документов и прочих свидетельств сохранилось очень много. Современные ученые не побоялись забраться в старые чумные рвы, чтобы узнать все досконально из, так сказать, первоисточников. Мнение скептиков, прозвучавшее в конце 20-того века, предложивших отнести историю этой катастрофы не к реальности, но к богатому воображению людей Средневековья, не выдержало критики.

«Огромная опасность», она же «смертельный бич», как называли чуму совершенно ошарашенные размером  свалившегося на их головы бедствия современники (название «Черная смерть» появилось позднее, задним числом, в 17-том веке), спала в песках пустыни Гоби и была вызвана к жизни природными аномалиями (кстати, повод задуматься – с природой шутки плохи, проблема экологии – не пустой звук, между тем возбудители инфекции очень живучи), но эпидемия не стала бы такой всеобъемлющей, если бы не идеальные условия для ее развития, созданные средневековым общественным укладом: дремучее невежество и крайняя степень антисанитарии – это как раз то, что нужно, чтобы шансы на спасение стали практически равны нулю.

Поскольку чуме, стремительной и беспощадной, предшествовали сильные вспышки оспы и проказы, в наше время было высказано предположение, что какие-то факторы (какой-то СПИД 14-того века или что-то в этом роде) предварительно ослабили иммунитет множества людей, что сделало шествие Черной смерти по миру поистине триумфальным. В целом же тогда по стечению обстоятельств срезонировали несколько важных, основополагающих причин, и последствия оказались более чем трагичны.      

Позднее смертельная болезнь взяла привычку повторяться, причем ее симптомы варьировались по сравнению с бубонной формой, неизменным оставалось одно – легкость заражения, быстрое течение и неизбежность смерти. Современные эпидемиологи насчитали порядка 10 штаммов возбудителей чумы. Некоторые ее разновидности могли передаваться воздушно-капельным путем, как грипп (не случайно в старой песенке, сопровождавшей детскую игру, появившуюся, предположительно, в те страшные времена, есть упоминание именно об этом: «На шее венки из роз, Букетиков полные карманы, Апчхи-апчхи! Все падают на землю», - цветочная ароматизация – слабая защита от болезни, апчхи-апчхи – и готово, причем дня за три, не дольше). Но волна, захлестнувшая Европу в середине 14-того века, была наиболее ужасающей – и по своей массовости, и в силу новизны.
+++

КРЫСЫ – нашествие черных крыс (позднее вытеснены серыми крысами, которые в диком виде здравствуют и поныне, не путать с домашними декоративными – это уже совсем другая порода), - крысиное нашествие на европейские королевства началось с Крестовых походов: грызуны в большом количестве прибыли из Палестины на кораблях крестоносцев и прекрасно устроились в утопающих в грязи европейских городах. Их связь с распространением чумы была замечена еще во время самих событий, но стройная теория относительно того, что крысы являлись лишь переносчиками инфицированных блох, оказалась выстроена, конечно, значительно позднее. Возможно, если бы крысы не расплодились так сильно, все сложилось бы иначе – хотя бы отчасти. 

На миниатюре из старинной книги изображены крысы, бегающие по нагроможденным наподобие холма жертвам эпидемии. Задний фон рисунка показывает городские строения, непосредственно над мертвыми изображен высокий свод здания, может быть, административного, может быть, культового. В поисках спасения люди приходили в церкви, молить святых о милости и помощи, и происходило то же, что и в других местах скопления народа, - среди толпы замертво падали те, для кого не оставалось уже и надежды. Благочестивый обычай почитания священных реликвий способствовал тому, чтобы болезнь передавалась от больных к здоровым, поскольку к иконам и мощам одинаково прикладывались и те, и другие.   
+++

КОШКИ – Крысы, хотя они тоже погибали от чумы, как и другие животные, восполняли потери в своих рядах за счет чрезвычайно быстрого размножения, между тем извечные враги и истребители грызунов, кошки, не пользовались в то время любовью в Западной Европе и целенаправленно уничтожались, так как были объявлены католической церковью дьявольскими животными (согласно зловещим суевериям, спутник каждый приличный ведьмы – кот, желательно черный, но и прочие сгодятся). Рекомендованными домашними питомцами стали другие зверьки, недаром на дошедших до нас из тех времен портретах дамы изображены с куницами, горностаями, но не с кошками.

В одной английской сказке говорится о том, как бедный мальчик продал свою кошку, свое единственное достояние, за большие деньги и до того разбогател, что стал в конце концов городским мэром, - возможный отголосок давних дней, когда отношение к кошкам уже смягчилось, но они все еще были немногочисленны, превратившись в своего рода редкость. 

Оставшись без достаточного количества кошек, западные европейцы получили дополнительные поголовья грызунов. Чуму сопровождал голод, - в связи с высокой смертностью заботиться о новых хлебных урожаях становилось просто некому. Остатки пшеницы в отсутствие кошек уничтожали те же крысы.   

В общем, если старательно копать себе яму, свалиться в нее – это дело времени.
+++

БЛОХИ – охотно перескакивали с грызунов на людей, тем более что те имели крайне малое представление о телесной чистоте. Причин не мыться в католическом мире было придумано несколько. Согласно проповедям святых отцов, отсутствие личной гигиены причислялось к добродетелям, поскольку грешному телу следовало отказывать в удовольствиях, в том числе и ванне, ради спасения души. К тому же в ванне христианин рисковал смыть с тела святую воду крещения. Грязь и вонь были предпочтительней столь тяжкой утраты. Кроме того, бытовало мнение, выдвинутое тогдашними светилами науки, что в очищенные поры попадает зараженный воздух. Был даже утерян рецепт изготовления мыла, хорошо известный в прошлом, зато большим спросом пользовались духи, по возможности наиболее сильные, чтобы отбить скверные запахи.   

«Жемчужинки божьи», как принято было называть крошечных кровопийц, оставались спутниками человечества века и века. В старинной сказке король так полюбил паразитировавшую на нем блоху, что сделал ее своим лучшим другом, откормил и одел в парчу и бархат. Когда блоха сдохла от обжорства, он был крайне опечален.

«На перламутре белом точкой черной» виделась блоха поэту, воспевавшему красоту своей  возлюбленной, другой же его собрат по поэтическому ремеслу высокопарно любовался золотистыми волосами прекрасной дамы, из которых она вычесывала вшей: «Меж трав златых и золотых ветвей Бредет амуров ласковое стадо, Упитанное сладостью твоей…»

И Джон Донн, английский поэт более поздних, чем разгул Черной смерти, времен (но за истекшие века в данном вопросе ничего не изменилось), очень талантливо рассказал в стихотворении «Блоха» о том, как кусачая тварь смешивает в себе кровь влюбленных. Это казалось не противным – но символичным.

К слову сказать, сам Джон Донн умер после семи лет тяжелой мучительной болезни, переносчиком которой были те самые вши (возвратный тиф, клиническая картина – рецидивирующая лихорадка).
+++

ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ – Первые медицинские трактаты эпидемиологической направленности появились только в 16-том веке, в 14-том веке до них было еще далеко. В то время, как немногочисленные врачи, безо всякой научной базы, обладавшие лишь крупицами знаний, оставшихся от античных времен и перепутанных с суевериями, пытались по долгу службы бороться с болезнью, нацепив маску ворона на лицо, уделом остальных людей была безысходность и, разумеется, как следствие, панические метания в поисках спасения.

Одни предавались безудержным удовольствиям, стараясь заглушить страх смерти и прожить остающиеся дни весело (тот самый «пир во время чумы»). Другие преследовали иноверцев, додумавшись обвинить их в происходящем. Кроме того, благочестие повсеместно достигло своего пика, вскоре перейдя разумные пределы и вылившись в азартно-истерическое покаяние флагеллантов, ставшее очень популярным и в конце концов запрещенное папой римским как ересь. Однако потребность в покаянии не иссякала, поскольку не кончались беды. Ведь, если подумать, что еще, кроме грехов, могло заставить небеса карать людей столь сурово?
+++

САВОНАРОЛА (1452—1498) – доминиканский монах, известный проповедник, живший и действовавший через столетие после Черной смерти, когда человечество, еще не справившись с чумой, уже получило новую эпидемию новой болезни, не столь стремительной, как чума, но не менее ужасной и еще более отвратительной. Во Франции эту хворь называли «неаполитанской болезнью», в Италии она получила название «французской», поскольку страны, находившиеся в состоянии войны, активно обменивались этой заразой, прибывшей из-за далеких морей в качестве своеобразной платы Старого света за завоевание Нового.   

Несчастная любовь привела Джероламо Савонаролу в монастырь, а возмущение неправедным образом жизни и мирян, и католического клира подвигла на проповеди аскетизма, с отказом от всех достижений цивилизации и проклятия «языческому злу» культуры Ренессанса, во имя нравственности и спасения души.

Флоренция, где состоялись самые громкие выступления Савонаролы, по стечению обстоятельств практически полностью оказалась во власти этого мрачного фанатика. Прекратились праздники и карнавалы, красавицы отказались от ярких нарядов и украшений. На городских площадях  загорелись костры «сожжения сует» - в них кающиеся люди уничтожали предметы роскоши, книги и произведения искусства. В таких кострах были сожжены несколько картин Сандро Боттичелли, причем, возможно, с согласия и по инициативе самого художника, увлеченного страстными обличениями Савонаролы. К счастью, наследие Боттичелли было достаточно велико, и до нашего времени дошли многие его картины. Сегодня все знают воздушную задумчивую «Весну», прелестное «Рождение Венеры» и могут отдать должное красоте патрицианки Симонетты Веспуччи, вдохновлявшей мастеров кисти изображать ее в виде античных цариц, богинь и нимф.

Резкость критики Савонаролы и его популярность в народной среде заставили папскую курию решительно вмешаться в происходящее. В то же время во Флоренции росли недовольство тираническими устремлениями Савонаролы и презрение к самым его горячим последователям в деле истового покаяния, которых уничижительно прозвали «плаксами».

Отлученный папой от церкви, Савонарола должен был доказать свою правоту, пройдя испытание огнем, но в день испытания хлынул проливной дождь. Окружающие расценили этот случай как знак отторжения проповедника небом. После этого для Савонаролы все было кончено. Потеряв поддержку своих разочарованных почитателей, он потерял свободу и жизнь, был осужден и казнен.
+++

ПРОКЛЯТЫЕ ВОПРОСЫ – Следствием повальных эпидемий 14-15 веков оказалось переосмысление всего устоявшегося мировоззрения тогдашней Европы, зиждившегося на христианском вероучении, поскольку божественная помощь в столь страшных бедствиях не воспоследовала несмотря ни на какие молитвы.

С тех пор церковный догматизм удовлетворял людей все менее и менее, заставляя их пускаться в размышления о многих вещах, что ранее представлялось совершенно невозможным.

«Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог добр?»

Подобного рода вопросы (Генрих Гейне в своем стихотворении «К Лазарю» назвал их «проклятыми») вновь и вновь вставали перед людьми, заставляя их в свою очередь приниматься за поиски истины, причем обычно это происходило с теми, кто был  наиболее склонен к размышлениям – и  наиболее искренен, справедлив, честен - честен перед другими и перед собой. 
+++

МЕТОДЫ БОРЬБЫ - Вместо еще неизвестных антибиотиков в старые времена приноровились применять ртуть. Известно, что таким образом лечил сифилис знаменитый Парацельс, который в своем 16-том веке основал особое направление господствовавшей тогда в сфере науки алхимии – ятрохимию, служившую медицинским целям в деле изготовления лекарств. Ртуть – вещество опасное, лечение ею протекало с существенными побочными эффектами, однако это уже было кое-что. В дальнейшем появились более действенные методы борьбы и с этой болезнью, и с целым рядом других, что кажется сегодня словно бы само собой разумеющимся.   

По сравнению с этим несколько странно, что вопрос относительно того, почему массовые эпидемии чумы в конце концов сошли на нет, порой относят к не отвеченным, дескать, чума сама улеглась, почти чудодейственным образом, - однако этого бы не произошло, если бы не меры профилактического характера, все более решительные и всеобъемлющие,  карантины, прививки, лекарства и т.п., что явилось следствием прогресса, развития наук, повышения уровня общественной культуры.

В авангарде на фронте борьбы со смертельными болезнями находились ученые и врачи, причем часто с риском для собственной жизни. Именно этим вооруженным знаниями, самоотверженным людям человечество обязано тем, что все еще не вымерло, поскольку попытки бороться с чумными поветриями с помощью еврейских погромов, сожжения ведьм и крестных ходов неминуемо в конце концов поставили бы в его существовании жирную точку. 
+++

В ПРЯТКИ СО СМЕРТЬЮ – В известном рассказе Эдгара Алана По (как известны и все прочие  рассказы певца «Ворона», собственно), а именно - «Маска Красной смерти» 1842 года, повествуется о том, что некий принц Просперо в разгар эпидемии заразной болезни вместе со своим окружением затворяется в своем дворце и предается безудержному веселью, надеясь, что беда обойдет его уединенный мирок стороной.

Но вот бьют часы, и Смерть, проникшая на карнавал, снимает свою маску. Если она уже пустилась в свой пляс, не остановленная вовремя, - от нее не скрыться нигде и никому, не поможет ни богатство, ни слава, ни могущество. 
30.11.2016   
+++++++++++++++

Использованная литература, Интернет-ресурсы:

http://www.proza.ru/2014/08/24/868
«Проклятые вопросы».

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/16219/ogl.shtml
«Очерки истории чумы». Супотницкий Михаил Васильевич, Супотницкая Надежда Семеновна.

http://it-med.ru/library/ch/chuma.htm
«История чумных эпидемий в России».

Антология европейской поэзии XVII века «Колесо фортуны». 1989 г., изд. «Московский рабочий».
Италия: Антон Мария Нардуччи. Сонет «Красавица, ищущая вшей».
Джузеппе Артале. Сонет «Блоха на груди прекрасной дамы».
Англия: Джон Донн «Блоха».

http://arsenalnsoz.wordpress.com
«О гигиене в средневековой Европе».
«А знаете ли вы, что европейцы в средние века, вместе с культурой римских терм, утратили и культуру чистого тела».
Возможно, несколько утрировано, но не лишено оснований.