82. И что нам теперь, по больницам не ходить?

Ольга Кузнечик
"И не обратился ко иному врачу" - вот аргумент, которым царь Давид апеллировал ко Господу, и жития святых (новых, ибо Давид - царь Ветхозаветный) показывают, что этакий "мелкий шантаж" вполне угоден Господу: один из Оптинских старцев, будучи еще отроком, в затруднительной ситуации прибежал к иконе Богородицы, и помолился: "Матерь Божия, я стараюсь работать Господу, я даже "Верую" наизусть выучил! Заступись за меня!" - помолился и пошел по своим отроческим делам, и тут же, этим же вечером, увидел - как Пречистая за него заступилась: тот, кто хотел выпороть за какие-то погрешности, не только не выпорол, но и наоборот, что-то ласковое и доброе сказал и в чем-то помог.

То есть - вполне уважительная ситуация в молитвах ко Господу или Пречистой апеллировать на свои "как бы подвиги", хотя они таковыми и не являются - должное делаешь! Для себя же "Верую" выучил! Для себя "не обратился ко иному врачу"! Среди людей попробуй-ка так сказать: "Я для тебя вот это сделал, и это, и это! Ты - сейчас же и немедленно вспомни об этом и проникнись ко мне благодарностью и любовью!" - только отвернутся, и в лучшем случае молча поднимут брови на такое нахальство. Некрасиво среди людей напоминать о том, что было для них сделано.

А Богу и Пречистой напоминать, оказывается, можно и нужно. И именно по причине того, что мы - делаем - для себя. И Богу нужно, чтобы мы - делали - для себя. И напоминая Ему, мы просим дополнительной помощи в нашем общем деле - делать богоугодное для себя. Таково "краткое содержание" Его Промысла в отношении людей - спасти нас. Что Он промышляет для Себя - вот это тайна тайн, которую узнать можно будет только после Всеобщего Воскресения и только тем, кто сумеет пробиться к Нему поближе при жизни, но это лирика.

"Не обратился ко иному врачу" - Давид смог этим аргументом умолить Бога подать ему что-то нужное и важное.
Является ли это каменным топором, запрещающим ходить по врачам? Нет, конечно. Но вот вопрос - что мы приобретаем и что утрачиваем в больнице?

У человека две природы.
Земная-плотская и душевно-духовная.
Образ человека - это разум, воля и желание, подобие - формируется старательным уподоблением Богу в Троице либо святым.

Антиподобие - это, безусловно, богохуление действием, то есть, намеренное с целью похулить Бога совершение действий, направленных против Закона Божиего. Если проще: тот, кто знает Закон, знает Бога - в состоянии похулить Его. Тот, кто ни закона, ни Бога не знает - не в состоянии похулить Его, ибо нет такого намерения. В Евангелии это изложено просто: "незнающий мало бит будет, знающий - много".

Что мы приобретаем в больнице?

Прежде всего - что такое "болезнь"? Болезнь - это ограничение телу возможности двигаться в унисон с плотью. Жаждет плоть "на Канары" - тело рвется зарабатывать бабло, а Богу это, может быть, неугодно вовсе. У Него же для каждого есть "план жизни", Канары, предположим, не вписываются. И чтобы вписались - нужно сначала попросить Бога внести корректировки в индивидуальный план жизни, а Бог - это ж не наши родители, которым ножкой топнул, и они сдались. Богу нужно разумное обоснование - почему Канары полезны для спасения души человека. Не для "умерщвления плоти", или "стяжания духа" - а именно для спасения души! Мозги сломаешь, придумывать - это ж надо сначала душу свою нащупать и понять и ее, и Бога, и обдумать еще миллиард всякого разного, о чем, в общем-то, за нас Бог думает "индивидуальным планом".

Идя навстречу человеку, видя его страстное желание попасть на Канары, которые не предусмотрены индивидуальным планом, Бог насылает на человека болезнь. Мол, "полежи, подумай! Обо Мне, о душе своей, о Канарах! О способах, как туда попасть!" - ну, и так далее. Кто догадается так сделать - может, и попадет на Канары, ибо царствие небесное (благоволение Божие) нуждою дается.

И - что мы приобретаем с больнице? Квалифицированную помощь людей. Они восстанавливают работоспособность тела и отправляют по своим делам. Потому что у них самих своих дел столько же, они тоже на Канары хотят.

И что - утрачиваем? Ни много, ни мало - премудрость. Откроем любую аннотацию к лекарственным препаратам - я еще ни одного (кроме кальция глюконата) не встречала без противопоказаний и побочных действий. Одну часть тела пролечили, переместив зачаток болезни в другую - рано или поздно одно из побочных "выстрелит", и нобелевские лауреаты будут долго искать лекарства от новых, неизвестных доселе болезней, "мутировавших" из противопоказаний и побочных эффектов лекарств.

Как вариант - можно сходить "к бабкам", говорят, они порчу снимают.
Безусловно, этот вариант, при всей идиотичности, более адекватен космогонии мироздания: "бабки" по крайней мере в состоянии абстрагироваться от паталогоанатомии и увидеть в заболеваниях тела намек на духовность:
- Э-э-э, милый! Говоришь, рожа у тебя? А ты никого "мордоворотом" в злобе душевной не называл?
И человек вспоминает, как однажды напоил священника пьяным, а потом предложил ему крест в ломбард отнести.

А пользе и вреде "бабок" в наше время можно спорить сколько угодно, вопрос не в этом. Можно ли ходить по докторам, не рискуя нарваться на гнев Божий?

"Все мне позволительно, не все полезно" - как это ни странно, но если бы царь Давид обратился к докторам после того, как много раз не обращался, выискивая в фактах болезни то, что можно назвать "направлением Гнева Божиего", то Господь вряд ли бы прогневался, ибо цель - достигнута. Давид вразумлен, что в трудных ситуациях в первую очередь нужно обращаться к Богу.

Вопрос личной любознательности. Гораздо интереснее прежде покопаться в "медицинском справочнике" самому, поискать соответствия симптоматики заболевания тела - искажениям плоти. По сути, тело - это экран, на который проецируется наша плоть. Если плоть чиста - то и тело будет здоровым.

Можно, конечно, возразить, что есть масса примеров в житиях святых, когда болезни не оставляют и самых чистых, но - зачем? У этих людей другие цели. Их цели обусловливают искажение плоти так, чтобы тень падала на других людей - к больному телом старцу приходили здоровые телом, но больные душой люди, и никто не знает - что там происходило между ними по части духовности? Может быть, именно так изгоняются бесы? Два тела, одно больное, другое здоровое. Две души, одна здоровая, другая больная. Две плоти - одна небесная, другая земная. Беседа направлена на обретение единодушия в Духе Святом. Раз! С головы здорового нечистые духи слетели! Два - душа просветлилась.
Это - писательщина, конечно, но нужно же искать объяснения загадочного, что так часто встречается в житиях святых.

Но - к теме.
Можно ли ходить по больницам?
Можно, если не бояться стать навсегда "впаянным" в тело, ибо большей частью мы получаем в больницах усиление страха смерти.