12. 4. Речевое воздействие как риторическая пробле

Виктор Тарасенко
12.4. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК РИТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Речевое воздействие, если и не заполняет всё пространство риторики, то, во всяком случае, определяет её векторную структуру. (5, ст.36)
Вся риторика, от центральной схемы до малейших стилистических рекомендаций, пронизана поиском решения сверхзадачи коммуникации – убеждения другого. Для риторика особый интерес вызывает действие как деятельность не только как инструментальная функция, но и экспрессивно-коммуникационная функция, которая позволяет установить контакт и вызвать эмоциональную реакцию слушателя.

12.4.1. Специфика речевого действия.
1. Речевое действие всегда коммуникационное, и может быть понято и интерпретировано.
2. Речевое действие осуществляется с помощью элементов знаковой системы.
3. Речевое действие осуществляется во взаимодействии с другими типами действия.
4. Речевое действие осуществляет когнитивную функцию, в ходе его планирования и реализации протекают определённые мыслительные и оценочные процессы. (5, ст.128)

12.4.2. Требования к речи.
Требования к искусству устной речи были сформулированы ещё древнеримским политическим деятелем и оратором Тулием Марком Цицероном в книге «Об ораторе».
Навыки правильно построенной, чистой речи, приобретаются уже в детстве. Далее, они развиваются углубленным и сознательным усвоением литературы, практикой живого языка в семье, обществе, а закрепляются – работой над книгой.
Ещё Аристотель обратил внимание на важность сочетания слова с мимико-пантомимическими движениями. Он предостерегал ораторов против возможных ошибок: произносить жёсткие слова не жёстким языком, не делая при этом жёсткого лица, и всех других подобающих действий.
Мимика только одна часть общей двигательной активности человека, отражающая его внутреннее состояние. Второй частью этой активности является пантомимика, т.е. выражение наличных переживаний в движении тела, в его позах. (4, ст.16)

12.4.3. Объёмное восприятие речи.
Как бы не были важны вербальные средства общения, реальный процесс взаимодействия личностей включает также и невербальные средства. К последним относятся:
- Кинетические явления;
- Праксиматические явления;
- Фонационные явления.
Реализация языковой системы в виде сигналов различной физической природы, а именно в устной и письменной разновидностях, предполагает противоставление непосредственных форм речевого взаимодействия.
При непосредственном восприятии собеседника подразумевается восприятие его мимики, жестов, телодвижений, интонационных качеств речи, тембра голоса.
Концепция Дж. Трейгера рассматривает язык устного общения, выделяя в нём параязык, в который входят:
1. Характеризаторы (смех, плачь, улыбка).
2. Квалификаторы (быстрота, частота, низкий голос).
3. Разделители (темп речи, голоса, ритм). (50, ст.34)

12.5. ВНИМАНИЕ.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чём-нибудь определённом.
Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека.
Любая человеческая речь содержит определённую информацию, которую оратор старается донести до слушателя, однако, на каждого человека, в каждый момент, действуют разнообразные раздражители, которые исходят как из внешней среды, так и из собственного организма, и каждый раздражитель несёт также определённую информацию.
И только тогда, когда исходящая от оратора информация оказывается более привлекательной, интересной и нужной для слушателя, она притягивает его внимание, он концентрируется на восприятие.
Сильная концентрация внимания называется доминантной.


12.5.1. Особенности внимания.

Внимание подразделяется на:
- Произвольное внимание;
- Непроизвольное внимание;
- Послепроизвольное внимание;
Произвольное внимание человека зависит от его собственной воли и определяется его собственными интересами. Чем больше речь лектора соответствует интересам аудитории, тем выше степень произвольного внимания.
Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателей. Оно зависит от мастерства оратора и содержания речи. Очень часто непроизвольному вниманию предшествует произвольное внимание.
Послепроизвольное внимание – это трансформация произвольного внимания. Слушатель вначале заставляет себя сосредоточиться на выступлении оратора, но затем оказывается настолько втянутым и захваченным речью, что от него не требуется волевое усилие для поддержания своего внимания.

Внимание человека к воспринимаемой информации определяется не только самой информацией, но и тем, какое отношение она вызывает: важна ли она для данного индивидуума, связана ли она с его актуальными потребностями и интересами.
Вот почему оратору очень важно знать потребности своих слушателей.
Среди различных потребностей можно выделить:
- Прирождённые;
- Безусловные (рефлексы, инстинкты);
- Духовные (эстетические и моральные).
Необходимо учитывать возрастной состав аудитории.
Молодёжная аудитория более эмоциональна, люди старшего возраста проявляют большой интерес к информации, связанной с их профессиональными интересами, и т.д.

12.5.2. Память – как необходимая составляющая внимания.
Оратор также должен учитывать важную психологическую особенность человека - память.
Существуют три вида памяти:
1. Оперативная память.
2. Кратковременная память.
3. Долговременная память.
Оперативная память хранит информацию от нескольких секунд до нескольких десятков минут, т.е. удерживает информацию.
Кратковременная память удерживает информацию в течении 1-2 суток.
Долговременная память служит для длительного хранения информации. Главная её функция – усвоение знаний, навыков, убеждений. (13, ст.96)
Задача оратора заключается в том, чтобы его сообщение попав в оперативную память, перешло через кратковременную в долговременную память для того, чтобы изменить в дальнейшем поступки и убеждения слушателя, согласно цели оратора.

12.5.3. Эффективность аргументации – как речевого воздействия.
Аргументация – одна из возможных тактик реализации замысла оратора. Всякая аргументация имеет цель «сближение сознаний», а тем самым предполагает существование интеллектуального контакта.
Эффективна аргументация та, которая принимает в расчёт свою аудиторию,оцененною в максимальной степени реалистично.
Выделяют следующие формы аргументации:
1. Теоретический дискурс - имеет цель установить истинность суждений.
2. Практический дискурс – тематизирующий нормативную правильность, высказывания в нём имеют морально-практический характер, а цели его – доказательство правильности форм действия.
3. Эстетическая критика – в её оценочных высказываниях в центре стоит уместность стандартов и ценностей.
4. Терапевтическая критика – пользуется экспрессивными высказываниями, и стремится установить правдоподобие выражаемых средств.
5. Объясняющий дискурс – нацелен на понятность и правильность оформления символических конструкций. (5, ст.20)

Базовым элементом риторического аргумента является энтимена, или вероятное утверждение, в котором толкование посылки неоднозначно и предполагает возможность различных выводов.
Очевидность аргумента – единственное основание для довода.
А. Шопенгауэр полагал, что искусство убеждать, покоится на умении использовать в своих целях порой едва заметные соприкосновения, имеющиеся практически между всеми понятиями, бытующие в человеческом представлении. Именно это и позволяет совершать неожиданные переходы от одних убеждений к другим.
Создав у адресата ощущение добровольного принятия чужого мнения, заинтересованности, актуальности, истинности и удовлетворённости, мы тем самым гарантируем успех внушению.
Страх, вызываемый сообщением о том, что неприятие внушаемого тезиса приведёт к опасным для адресата последствиям, часто способствует большей восприимчивости к различным степеням интенсивного воздействия. (5, ст.36)
Не правда ли, это высказывание близко к Библейскому: «…иных страхом спасайте…»?
Будем использовать все средства, чтобы убедить грешника примириться с Богом!

12.5.4. Качества оратора.
Выделяют девять качеств оратора, которые наиболее предпочтительны:
1. Сдержанность, выдержка.
2. Целеустремлённость, настойчивость.
3. Чуткость, заботливость.
4. Общая эрудиция, образованность.
5. Решительность, уверенность в собственных силах.
6. Ответственность, обязательность.
7. Порядочность, нравственность.
8. Уровень профессиональной компетентности.
9. Практический рационализм. (1, ст.199)

12.5.5. Неудачи коммуникации.

1. Отсутствие чётких сигналов привлечения внимания.
2. Нечёткая артикуляция.
3. Слишком большая дистанция между коммуникантами.
4. Наличие видимых преград.
5. Нарушение постулата «данное – новое»
6. Переоценка или недооценка слушателей.