Памятное утро... 1993 - байки мемуары

Виктор Жижин
         В предрассветных сумерках всё чётче выступал рельеф Псышского ледника, увенчанного двумя заснеженными куполами, между которыми находился перевал Псыш – цель сегодняшнего дня нашей небольшой команды.

         Ещё вчера нас было шесть человек, за спиной остался Пшиш Узловой,  ставший по общему мнению, самым сложным перевалом в Архызе. После него двое – подполковник Юра и майор Серёга сошли с маршрута. Им, как военнослужащим предстояло через пару суток предстать перед очами отцов-командиров из высшего офицерского состава. Третий вояка – майор Саша остался, его отпуск ещё только начался.

          В памирке, видавшей виды, заночевали вчетвером. В ней, помимо Саши, разместились Михалыч – спасатель из краевого ПСО, Генка – непревзойдённый слесарь-рукодельник и Витя, по прозвищу Мастер, который готовил команду к предстоящему походу-пятёрке. Плечистым парням в палатке пришлось размещаться валетом. В тесноте, да не в обиде, да и какие могли быть разногласия между товарищами, уже несколько лет ходившими  вместе по Кавказу!

                …Назову кратким словом - уют 
                Тесноту между нами в палатке.
                Горы – место, где люди живут
                И по жизни все делят по–братски.

                Как зажжёт свой багрянец рассвет,
                Мы уходим наверх друг за другом,
                За спиной оставляя свой след
                И следы от штычка ледоруба…

          Вот так, как и в стихотворении, двинулись в путь. Лавируя двумя связками между ледовыми провалами, поднялись до уровня перевала Токмак, затем аккуратно преодолели серию бергшрундов и через три с половиной часа группа оказалась на щебнистой перемычке между Восточным и Западным Псышом высотой 3350 метров.

          Генка, заглянув за перегиб, поинтересовался – как же тут спускаться и удивился, услышав от Вити – свободным лазанием! Однако поверил, ибо тот уже дважды бывал здесь.

          Михалыч тем временем присматривался к гребешку, ведущему на Западную вершину Псыша. Как скалолаз он был, наверное, лучшим среди всех нас. Худощавый, жилистый и высокий. Когда он поднимал руки, то становился похожим на телескопическую антенну, а на скалах своими гибкими и быстрыми движениями напоминал ящерицу.

          Саша, задумчиво произнёс, что вот, мол спустимся и, если нас там грузины поймают, вас скорее всего просто побьют, да и отпустят, а меня сразу к стенке поставят, что ж ты, гад, за своих не воюешь!  А если абхазы встретят, то тоже расстреляют, но уже как шпиона!
 
          Саша – грузин, его вполне можно было понять. Никто внизу при встрече не будет разбираться детально – кто, как и почему, шёл 1993 год – второй год грузино-абхазского конфликта, кровавого и беспощадного. Витя, немного поразмыслив, заявил, что не вправе настаивать в такой ситуации на продолжении маршрута и что можно вернуться обратно, дабы не искушать судьбу. А пока надо подумать и только потом действовать!

          Наступила пауза, во время которой все изучали ледничок Скеу, раскинувшийся внизу и самым внимательным образом разглядывали ближайшие подступы к нему со стороны Бзыби. Не заметив ничего подозрительного, решили – идём дальше!

          После короткого перекуса с несколькими глотками чая из фляжки, вслед за Витей стали спускаться по ступенчатым скалам к месту, где начинался монолитный лоб. В удобном месте Михалыч забил крючья, ввязал петлю и первым сдюльферял на ледовое плато, осмотрелся кругом и призывно махнул рукой. Все четверо собрались вместе на леднике и сдёрнули верёвку – назад уже не вернёмся, идём на запад, а затем через Краб и Наур – в Архыз!

          Прошло полчаса, мы остановились у кромки ледника под гребнем, отходящим от Западной вершины Псыша. Косая и узкая скальная полочка наверху разветвлялась, немного не доходя до седловины Краба. Азартный Генка, рванувший впереди всех, свернул там вправо и успел набрать полтора-два десятка метров высоты, когда ему предложили вернуться, ибо команде нужен был всё-таки перевал, а не гора, к которой уводило правое ответвление!

          Через час мы присели возле блиндажей на Наурском перевале. День катился к вечеру, вызрело решение валить в Псышскую долину, подальше от границы, так спокойнее будет.

          Спустя ещё час или около того, встали на просторной ровнёхонькой песчаной площадке, окаймлённой кустиками можжевельника, посмотрели друг на друга и задались вопросом – а зачем, собственно говоря, мы рюкзаки с собой таскали? Чуть выше нас из склона выдавался заросший рододендроном и травой выступ, тот самый с которого сегодняшним утром мы стартовали на Псыш… Состоялся случай редкого везенья! Повезло с «Сусаниным», хорошо знавшим маршрут, повезло и с погодой, и с самочувствием – наверх пёрли как лоси, а вниз почти бежали, пыль так и летела из под ног!

          Но жизнь не намазана всё время мёдом! На следующее утро природа устроила «крутым зубрам» грандиозный конфуз! С середины ночи полил сильный дождь, который, впрочем ни у кого особого беспокойства не вызвал, палатку с вечера накрыли куском полиэтилена, вокруг неё прокопали канавку. Тем не менее, утром разбудило чувство сродни тому, какое иногда испытывалось в раннем детстве – обдулись во сне! По всему полу разлилась вода, насквозь пропитавшая спальники, каждое движение сопровождалось чавканьем, трусы и футболки нежно прилипали к телу.
 
          Высунувшись наружу, увидели, что стоим, подобно острову, в центре большого озерца, вода которого свободно переливалась через порожек входа! Чудесная песчаная площадка оказалась дном естественного водоёма-отстойника для потоков, стекавших с соседних склонов после дождей. Кругом разве что только лягушки не квакали!
 
          Впечатление было ещё то! Как мы вылезали из палатки с охапками мокрых пожитков, как искали под водой посуду, колышки для палатки и ледорубы, выкручивали спальники и выжимали одежду! Разве с таким могло сравниться тривиальное прохождение ледопада и скал Псыша, какие-то там переживания от опасности попасть в плен на территории сопредельных государств?  Чего не случилось, того уже не вспомнить, а вот проснуться в сырых трусах – это да!


Коллаж из интернета