Сквозь время. Глава 10. Отцы и дети

Рита Аксельруд
 Народная мудрость гласит: «Маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснёшь».
 Была в школе-интернате воспитательница Надежда Сергеевна. Она никогда не была замужем,  и детей у неё не было. Она считала, что дети – это большая обуза и ответственность, что без них лучше и спокойнее, что они «безблагодарные».  Когда умерла её мама, она осталась совершенно одна. Мы её не понимали, твердо зная, что дети – это в первую очередь большая радость и счастье. Конечно, дети болеют, заставляют волноваться, доставляют много проблем. Но без них жизнь пуста и порой не имеет смысла.

  Мы очень радовались, узнав, что Митя и Катя взяли на воспитание Олю. Она и её дети приносили в семью много радостей. Катя и Митя не могли нарадоваться на Оксанку, Димку и Наталочку. Когда они жили в селе под Киевом, Митя и Катя по очереди ездили туда, возили домашние заготовки, помогали воспитывать детей. Об этом Митя писал нам и рассказывал при встречах. Но в молодой семье не всё было гладко. Оля с Иваном часто ссорились.

  Митя ездил их мирить, терпеливо объяснял, что в семейной жизни не бывает только один кто-то виноватым. Он говорил:
- Нет таких весов, на которых можно взвесить, кто больше виноват – муж или жена. Виноваты оба, и нужно думать, делать шаг навстречу.
Оля с Иваном уже готовы были расстаться, но Митя в очередной раз поехал к ним и доказал необдуманность развода:
- Пожалейте детей! Вот представьте, ваш Димка стоит весь красный и не знает, куда деть глаза от стыда, когда его спросили: «А где твой папа?»

  Наконец, после очередного примирения было решено, что Оля с Иваном продают своё хозяйство и переезжают в село к родителям. Так они и сделали. Купили в этом селе дом. Митя устроил Ивана на винзавод. Оля пошла на работу в школу учительницей украинского языка. Митя и Катя помогали воспитывать внуков.

  Время было сложное – конец девяностых. Вспоминаются «челноки» с огромными китайскими клетчатыми сумками.  Люди в поисках заработка шли на небывалые трудности, мучились  на таможнях и в поездах. Казалось, что вся бывшая огромная страна стала на колёса, разъезжающиеся в разные стороны.  Тогда Иван решил поехать на заработки в Болгарию.

  Вскоре оказалось, что возвращаться он не собирается. Митя был ужасно огорчен. Стало понятно, что спасти семью никакими уговорами уже не удастся.  Оля с Иваном развелись. Оля стала работать в лучшей школе райцентра. Её очень хвалили. Дети оставались с бабушкой и дедушкой. Особенно их радовала маленькая Наталочка. Она была очень похожа на Олю и на Катю – беленькая, голубоглазая, весёлая и жизнерадостная. Все внуки искренне любили деда с бабой, во всём помогали. Оксана больше всех была похожа на Ивана. А Димка был смуглый, как Иван, а глаза у него были карие, как у отца и деда. Он очень гордился, что был с дедом полным тёзкой – всё-таки Дмитрий Иванович. Но по характеру был в Ивана – такой же немногословный и тихий. 

  Обида на Ивана тяжелым грузом легла на сердце Мити. Простить его он не мог. Когда мы приехали на Митино семидесятилетие, в разгар застолья в дом вошёл Иван с цветами и поздравлением. Но Митя его слушать не стал. Так он сразу и уехал. Наверное, в Болгарии у него уже была другая семья, но мы об этом ничего не знали.  Оксана, окончив школу, сразу уехала к отцу в Болгарию и в двадцать лет вышла там замуж. Теперь уже все внуки живут и работают в Болгарии. Может быть, Ваня оказался вовсе неплохим отцом, а вот с Олей у них семейная жизнь не сложилась – оба виноваты.