56. Не погуби, помилуй, и позволь разбудить зарю

Вячеслав Абрамов
Послание 56.

"Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру."

«Михтам» – писание Давида, происходит от слова «кетем», которое означало золото высшей пробы или «золотой венец». Этот псалом похож на предыдущий, он описывает схожую ситуацию и раскрывает её духовные смыслы.

В заглавии еврейского текста мы видим новое слово: Ал-ташхэйт – «не погуби».
Предполагают, что так указана основная тема послания, в котором раскрыто значение произошедшего в пещере: имея возможность лишить жизни Саула, Давид не допустил убийства, и воспретил своим слугам. «И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула» (1Цар. 24:7-9).

Одновременно с этим смыслом «не погуби» может означать: Господь допустил, чтобы Саул преследовал Давида, но и Давид не должен был погибнуть, ибо в нём было благословение.

И Саул, и Давид в духовном «срезе» – это определённые состояния и свойства. Раскрытие и сравнение их царствующих свойств придётся начать с Гедеона, ибо тот отказался принять царство и сказал народу, который его о том просил: «…ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8:22).
Праведники со свойствами Гедеона – это особенные люди, стоящие против зла невзирая на опасности, вплоть до самопожертвования. Они так сильно соблюдают праведность и чистоту веры, что нет у них совершенно никакого желания строить царство.

Свойство, прообраз которого есть Саул – это видимое благочестие, не выдерживающее искушения властью. Когда такие люди берутся царствовать, их царство склоняется к идолопоклонству.

Саул изначально был в праведности. И поэтому, когда стал грешить (ибо нет праведника на земле, который бы не согрешил), в собственных глазах он продолжает быть праведным, и не осознаёт в своих действиях беззакония. Такая «априорная праведность» приводит к тому, что им овладевает «дурной дух».
Такова же фарисейская самость, построенная на ощущении собственной праведности, не готовая признать даже возможность заблуждения.

Саул был помазан на царство в результате просьбы народа поставить над ними царя, чтобы тот «выходил впереди», судил их и воевал войны. Но когда власть даже не взывает к имени Бога, и всё царство превращается в богоотрицание, то нет никакого сомнения, что её дух – идолопоклонство.

Несмотря на это, Всевышний откликается на просьбу народа и ставит над ними Саула. Почему? Из необходимости предпослать царство Саула царству Давида.
Этот порядок обозначен в молитве пророчицы Ханы на рождение Самуила, когда она просит потомство, которое помажет на царство двоих. А ещё Хана просит Творца, чтобы продолжилось царство Давида, и не продолжилось царство Саула. Таким образом, миссия Самуила, предвиденная ещё до его рождения, – это помазание Давида, вечное помазание духовного свойства Давид до прихода Царя (Мессии).

Говорится, что Самуил разделился надвое – один помазывает Саула, а второй – Давида. Если точнее, то свойство Самуил есть интегральное свойство Моисея и Аарона, которые вместе управляли еврейским народом, его выходом из Египта и исправлением в пустыне.
Аарон был внимателен к тому, что шло «снизу», от народа, и склонен был видеть Божественный процесс в мирской реальности. Однако именно вследствие этого Аарон повредил народу и пал, вплоть до того, что он сам сделал золотого тельца. И нет сомнения, что он мог воздвигнуть для них царство, имеющее уровень идолопоклонства.
Логично предположить, что свойство Аарона в Самуиле помазывает Саула. Но эта как бы ошибка с помазанием есть промысел Творца, и на то было указано в пророчестве.

Иное свойство в Самуиле, свойство Моисея, помазывает Давида. Моисей пробуждает, чтобы раскрыть царство «сверху», при этом он обращает особое внимание, чтобы это царство полностью было верно пути к Господу.

Переход от Саула к Давиду – это возвращение, обращение к Творцу. Саул имел характер праведника, но опустился до идолопоклонства, а Давид – вознёс жертву покаяния, и Мессия будет из его потомства, и вновь обратит праведников к Господу. 

У Давида тоже были грехи, но он способен к исповеди и признанию, способен прилюдно сказать: я согрешил перед Всевышним.
Саул на это не способен. У того, кто сам мнит себя праведником, нет никакой «прививки» от гордыни и падения в грехе, а как упадёт – невозможно будет подняться.
Ярость Саула в его преследованиях Давида вызвана тем, что Всевышний отвернулся от него, а Давид был призван Богом восстановить дух народа и основать исправленное царство.

Но самое глубокое объяснение того, почему свойство Саул должно предшествовать свойству Давид, связано с тем, что духовность Давида – это его сила покаяния. Саул падает в грехе и теряет царство, а Давид способен исправить свои грехи и усилить духовность народа.
И только тогда, когда Саул показал, что царь, в котором не было изъяна, который как ребёнок не пробовал вкус греха, как только встаёт на царство, то впадает в непослушание Всевышнему, – тогда идея царства изменяется и «взрослеет».
Когда понятно, что царь способен согрешить, и почти невозможно, чтобы он не согрешил, тогда ждут от царя другого качества – свойств царя, который способен исправить свой грех.

И поскольку сила покаяния – это сила, которая требуется, для того, чтобы основать истинное Царство, и в особенности это сила Мессии-Христа, которая требуется для нашего последнего избавления, – Саул должен был стать перед Давидом для того, чтобы «откошеровать» – сделать духовно пригодными и привлекательными свойство Давида.

Это также объяснение того, почему Давид столь почитал Саула, и отказался поразить его, когда представилась возможность. Он ощущал, что действует промысел Господа, и только Всевышний может поразить его, или придёт день его и умрёт, или пойдёт на войну и погибнет.
Так и происходит. Когда войско терпит поражение от рук филистимлян, Саул падает на свой меч и убивает себя.

"Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды."

Давид в любых обстоятельствах поддерживает себя верой и упованием на Бога, взирает на Него и обращается к Нему с молитвой. Он не устаёт об этом говорить в своих посланиях и показывает, как помогает осознание благости, присущей природе Бога, который праведные души, как птица инстинктивно защищает своих птенцов.

"Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
Он пошлёт с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою."

В еврейском тексте стиха звучит «Сэла!» – подтверждение свыше истинности сказанного.
Давид учит все свои желания направить к Богу и во всём видеть руку Божью, ибо Он провидит, во всех событиях совершается Его воля и исполняется Его слово.
В итоге окажется, что всё происходит для блага и развития души, души человека или всего народа.
Поэтому во всех обстоятельствах следует взывать к Нему. Но при этом полезно осознавать, что мы просим о милости, о ещё не заслуженном нами благословении.
Лишь Его милости и истины могут сделать нас счастливыми.

"Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч."

То, что в этом образе содержится явный гротеск, указывает на приглашение перенести восприятие на понимание скрытого смысла. 

Но Давид говорит, что его душа среди львов, а он лежит среди дышущих пламенем (по еврейскому переводу – буквально в пламени). Здесь львы символизируют жестокость, свирепость, а оказавшаяся между ними кроткая душа испытывает ужас и ощущает пламя ненависти, горящее на дровах самости, гордыни, кровожадности и других мирских страстей. Поэтому они названы «сынами человеческими» – человеческими свойствами. Зубы как копья и стрелы – готовность ограбить и убить, язык как острый меч – поразить ложью и клеветой.

"Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!"

Само осознание того, что выше этой горящей в пламени земли есть небеса, и над ними – любовь и справедливость Всевышнего, – лечит душу и рождает желание, чтобы явилась слава Его и царила над землёю.
Давид даже в отчаянии не умоляет для себя, не просит превознести его. Он желает, чтобы превознёсся Господь и явил Свою славу. Он знает, что только это даст спасение от врагов – внешних и внутренних.
Точно так же воззвал Иисус перед крестной смертью: «Отче! прославь имя Твоё» (Ин. 12:28).

"Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё."

«…согнули душу мою, выкопали предо мной яму – сами упали в неё. Сэла!»

Исход в образе падения в самими же вырытую яму – это закономерный результат действия зла, которое в итоге неминуемо обращается  на своих носителей.
Праведным несомненно хочется, чтобы так происходило сразу, но промысел Творца неисповедим, – Он вершит в назначенное время и наиболее эффективным способом.

"Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить."

Благодаря живой действующей вере молитва с обличением зла моментально обращается в хвалу и благодарение, – но если смотреть более внимательно, то понимаешь, что этому предшествует.
Давид готовит сердце своё, повторение этого говорит о непоколебимом, страстном желании, которое рождается постоянным ощущением величия и благости Господа.

"Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано."

«Пробудись, слава моя, пробудись арфа и киннор. Пробужу я утреннюю зарю» – это перевод из Теилим.
Давид считает своей славой способность прославить Бога и проповедовать слово Его. Словом человек вольно или невольно прославляет кого-либо, то есть сливается духом и произносит плоды своего слития с теми или иными духовными силами.

Пробудить утреннюю зарю – значит вызвать и влить в душу красоту творения и  милости Творца.

"Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,"

Давид передаёт состояние, в котором человек настолько считает себя обязанным милости Божьей, что обретает благодать и уверенность, что от его песен осветятся народы и племена.
Как уже неоднократно говорилось, «народы» в духовном значении есть проявления неисправленных эгоистических желаний. Племена – более приземлённые, изначальные желания.
Смысл проповеди народам – в понимании того, что только благодаря их исправлению произойдёт раскрытие света Творца во всей Его силе. Кроме понимания Давидом своей миссии, это – непрозрачный намёк на будущую миссию его прямого потомка – Иисуса Христа.

"ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя."

Великая милость Господа (по сути – сила Его любви) была основой надежды и утешения, теперь же становится основой благодарения. Божья истина поднимает до облаков, их основание хоть и зыбко, но собирает и конденсирует надежды. – до тех пор, пока Он не будет прославлен среди всех народов, в духовном смысле, пока на проникнет в них Его свет.

"Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!"

Псалмопевец использует те же слова, которые звучали апофеозом его молитвы, и это не напрасное повторение. Это уже не итог и апофеоз, это – утверждение высоты Господа, рождающее устремление к полёту духа над землёй, - к слиянию с Его Духом.
Уже только в радости и любви.