Визит аспида

Алина Райз
-И явится тебе чёрный аспид-змей, и утащит тебя в геенну  огненную ,где сгоришь ты… Если будешь пьянствовать дальше.
Баба Маня, как  верующая  христианка, не могла без проповеди продавать свою самогонку.
Так было и сейчас. Володька Перцев, мужчина 39 лет отроду, знал её слабость и терпеливо ждал конца словоизлияния старушки. Чтобы скоротать время, он, закрыв глаза, стал представлять себе этого аспида. Его воображение, усиленное муками похмелья,  разыгралось не на шутку: чёрная ,большая змеюка стояла перед глазами, как живая. Сложившись чёрными кольцами и громко шипя, она сверкала белым зубом над раздвоенным дрожащим языком.
Володька, мотнув головой от яркости воображаемой картинки, взмолился:
-Баба Маня, кончай свои наставления! Вот рупь - отдай  пузырь и пусти душу на покаяние. Плохо мне очень с похмела.
И протянул смятый влажный рубль. Он быстро исчез в пухлой  ладошке бабы Мани и откуда- то из складок её необъятной  юбки появилась поллитровка  мутной самогонки. Володька схватил её за тонкое горлышко и поспешил на колхозный сеновал: там у него было лежбище, про которое не знала ни одна живая душа. Там он прятался от жены и от всех, кто мог бы помешать его размышлениям.

Открыв бутылку на ходу, он сделал первый глоток, стараясь не вдохнуть запах вонючего пойла. Самогонка пролилась огненной струей в желудок. Тот съёжился, как от ожога, и стал урчать. Мужчина вытащил из кармана пиджака горбушку чёрного хлеба. Понюхав её, медленно откусил и стал  задумчиво жевать.
Медленно стали исчезать чёрные точки, мелькавшие в глазах. Головная боль улетучилась, и перестали дрожать коленки и руки.
-Хорошо!- подумал Володька – Но, ненадолго.

Он знал, что уже через час новая волна необъяснимой тоски и безысходности вновь накроет  его сознание. И нужно будет опять пить спиртное, что бы впасть в бессознательное состояние.

А ведь недавно он был самым счастливым человеком на свете. У него было всё: любимая жена, здоровые детки, профессия, почёт и уважение селян. Что случилось с ним и почему?

Лёжа на сеновале и рассматривая зажигающиеся звезды, Володька пытался понять, откуда взялась эта тоска и безразличие ко всему, что раньше его радовало.
Володька и Любашка после окончания школы подали сразу  два заявления: одно о том, что остаются  работать в колхозе, другое о вступлении в брак.
Председатель был несказанно рад: сыграли весёлую свадьбу. На ней вручили молодожёнам ключи от нового дома. Колхоз был преуспевающим зажиточным. Через пару лет во дворе супругов Перцевых было  полно животины: три коровы, лошадь, десяток баранов и куча домашней птицы. Огород в девять соток весело зеленел ботвой картошки и капустными вилками.
Любаша,  была  жадной до хозяйства. Успевала  в доме уют навести и пирогов напечь и рубашонки малым сшить. Высокая, красивая со свежим  румянцем на щеках, женщина, казалось, не знала ни усталости, ни хандры. Володя не пил в то время: пару рюмок на Новый Год или за компанию с трактористами-коллегами.

В это лето на село приехала бригада  шабашников-строителей. Колхозу срочно нужно было отстроить новые коровники. Бригадиром  этих строителей был высокий, красивый, похожий на цыгана мужчина по имени Сергей. Он ловко составлял смету, умел достать-выбить по своим каналам нужные стройматериалы и для председателя был просто кладом.
 Так повелось, что после тяжёлого трудового дня  бригаду строителей сытно кормили в колхозной столовке .Пили спиртного шабашники мало: по рюмочке для аппетита. Очень боялись своего бригадира. Стоило тому только бровью повести, как здоровые детины, как гуси, чередом отправлялись спать на колхозный сеновал. Дисциплина у них была железной. Строительство коровников  шло быстро и качественно.

Однажды, прохладным вечерком на такой ужин к строителям забрёл и Володька. С бутылкой дорогой водки: обмыть очередную похвальную грамоту, которую ему торжественно вручил председатель.
Сергей, внимательно посмотрел  золочёные вензеля на грамоте, хмыкнул и выпив рюмку водки, лениво процедил:
-Бумажка, она и есть бумажка. В туалете сгодилась бы, да толстовата.
Его бригада  дружно заржала.
У Володьки от обиды покраснел нос, и затряслись руки.
Сергей, тряхнув кудрявой гривой, прищурил плутоватые зелёные глаза, ласково спросил:
-Тебе сколько лет, милок? Под сорок  уже? А что ты видел, кроме баранки трактора и колхозных лепёшек навоза? Где побывал? В Москве был? А до неё, родимой, всего три часа на поезде от вашей деревни. А море нюхал? Купался в нём? Нет? Так вот повесь это фуфло на стенку и любуйся. Ты  на эти бумажки всю жизнь и променял.
Потом, достав пачку сигарет Родопи, затянулся душистым дымом и произнёс:
-Рабы вы! Что ни на есть рабы. Только вместо цепей на вас  много чего: колхоз ,огороды ,скотина. Вы не умеете отдыхать. Да и жить не умеете. Вот ты ,небось ,кроме своей жены-доярки ,других баб и не пробовал? Уткнёшься в её сиську, молоком коровьим пропахшую и счастлив..Ведь так?
Володька сжал кулаки и залился по самую шею краснотой.
А Сергей продолжал:
-А я - свободный, как ветер! Вот сгоношу деньжат и в Сочи. Море ,пальмы! Девахи -какие хочешь, сами в руки прыгают. А в ресторане закажу себе  вкусное: сациви и шашлык по карски, вино Изабелла. Ты хоть раз шашлык ел, чудо с грамотой? Жрёшь, поди одну картошку с мясом да по праздникам -лапшу с курицей. Так?
Володька открыл рот от удивления, как точно описал Сергей  ассортимент деревенских блюд. От этого покраснел ещё больше.
Но, опомнившись,  неуверенно прошептал:
-А в старости ты как будешь проживать? С кем?
На что Сергей рассмеялся и, легко шлёпнув ладошкой Володю по лбу, сказал:
-А ты -то доживёшь до старости? С такой- то работой? Ты ведь не лошадь двужильная? Оглянись - много ли в твоей деревне стариков? Нет! Одни бабки. Ты за меня не боись: я к старости найду себе бабу. Потеплее и поуютнее. Уж чего - чего, а  одиноких баб на мой век хватит. Русская баба как устроена : ты её  погладь, да ласковое слово скажи. Да пообещай её век любить. Она тебе всё отдаст. Так то! Иди домой ,труженик полей. И свою бумажку не забудь!

Как пьяный пришёл Володька домой после такого душевного разговора. И вот что удивительно: как будто открылись у него глаза. И стал смотреть он  на всё своё житьё-бытьё по- другому. И от горечи осознания, что этот Сергей прав, так стало тошно мужику, что уже  без спиртного жизнь ему стала невыносима.

Любаша удивлялась переменам в муже. Раньше редкую ночь Володька не приставал к ней с мужским интересом. А теперь? Шлёпнет по заднему месту, покрутит носом и говорит непонятно  про запах молока. А чем должна ещё пахнуть доярка?
Всё чаще уходил на сеновал  ворочался там как, если у него что болело. Не радовался как прежде прибытку в хозяйстве. Когда корова отелилась, сказал про какие то новые цепи .А когда Любашка довольная принесла премию - целых 150 рублей, то обозвал их «бумажками».Стал чаще ругаться по мелочам и даже спорил с председателем. А однажды вообще прогулял целый день.
Любашка плакала и бегала по гадалкам и ворожеям. Те шлёпали засаленными картами и ничего путного не советовали.
 
Одна радость была у женщины: её детки и огромный персидский кот, которого на зависть  соседям она привезла из города. У Грея(так звали котика) была плоская мордочка и огромные как блюдца жёлтые глазищи. А ещё он был кастрирован и оттого ленив и разборчив  в еде до чрезвычайности. Для него, любимца, Любаша ставила возле беседки в летнее время большую миску и наливала туда утром рано парного молочка.

К коту с весны присоединился ещё один любитель молока-уж. Старый и большой (под два метра),грузный, он с раннего утра прятался в малиннике и ждал, пока хозяйка плеснёт  парного молочка в  заветную миску. Напившись вдоволь, он бесшумно уползал  к колхозному пруду ,ловить молодых лягушек.

Жарким июлем случилась в семье Перцевых беда: старший сынишка захворал ангиной. Да так, что пришлось госпитализировать его вместе с мамой в районную больницу. Любашка отвела второго мальчика матери и попросила соседку присмотреть за животиной: муж был уже три дня в запое.

А Володка лежал в своём схороне, на сеновале и напряжённо думал, как жить.
Может, бросить всё и уйти к красивой ,как Сергей, рассказывал жизни? Море, деньги, пальмы ,другие женщины? Но как после  этого смирится с осознанием собственной подлости? Внутри себя он будет всегда виноватым: бросил жену и детей..
Пытался Володька читать умные книги. Но мозг, не приученный к такому труду, давал сбой: мужчина засыпал на второй странице любой книги.
Сегодня вечером он решил вернуться домой и поговорить с женой: может переехать в город?

Было тёплый закат, когда Володька открыл калитку своего двора. Дома было непривычно тихо. Последние лучи закатного солнышка играли на резных листьях винограда, оплетавшего беседку. На одной стойке её висел огромный чёрный уж. Он обвил стойку кольцами своего тела и, шипя и раскачиваясь, выражал возмущение по поводу отсутствия в миске любимого им молока.
Володька замер на месте и стал тереть глаза .Это было не видение! Черный аспид из проповеди бабы Маши разевал пасть .И зуб торчал и язык чёрной молнией вылетал из пасти.
Мужчина  заорал и кинулся к выходу.

Уж бесшумно сполз со стойки и, шипя, удалился в кусты малинника, а оттуда во двор бабы Мани.

Баба Маня была довольна: из мешка сахара она выгнала приличное количество самогонки. Если продавать по рублю, то будет хорошая прибавка к пенсии. Она аккуратно расставила бутылки на столе. Тут же стояла кринка со сливками ,прикрытая блюдцем .Женщина спустилась в подпол. Там у неё шёл процесс перегонки остатков  браги. Не выливать же?

Голодная рептилия заползла в комнату и учуяла запах свежих сливок. Быстро заползла на стол и скинула  блюдце с кринки. На звук падающих бутылок из подпола вылезла баба Маня. Ей представилась следующая картина: на столе посреди упавших и разлитых бутылок ,обвив кринку кольцами тела, качал головой огромный уж. Он лакомился сливками и был очень недоволен появлением хозяйки. Раскрыв  пасть, он стал громко шипеть. Баба Маня, схватившись за сердце, упала замертво. Последние слова её были:"Аспид пришёл и за мной".

Старушку  скромно похоронили. Под матрацем нашли у неё шесть тысяч рублей. Долго не знали, что с ними делать :старушка была одинока. Решили привести в порядок на эти деньги деревенское кладбище и отремонтировать клуб.

Володька не пил три месяца. Работал исправно, но был молчалив и пасмурен.Изнурял себя работой так,что касаясь подушки,засыпал мёртвым,без снов,сном.
Но однажды приснился  ему тот бригадир,Сергей.
Был он в виде огромного змея,с блестящей чешуёй.Говоря с Володькой,вытаскивал изо рта чёрный  раздвоенный змеиный язык:

-Ну,как живёшь,труженик полей? Пашешь,сеешь?Ты не держи на меня зла,милок.Я ведь аспид-змей и мне положено говорить людям правду.О вас и вашей жизни.А правда-вещь серьёзная.Видишь,как она разрушила твой сельский рай? Верно?

И изчез.Проснулся Володька в поту,со смертельной тоской в душе.Такую тоску никаким  самогоном не зальёшь.

 Любашка прибежала к председателю с криками и рыданиями.
Дело в том, что её муж Владимир абсолютно трезвый утром встал на колени перед беседкой и кричал что- то невразумительное. Звал он какого то аспида. Просил, чтобы он его забрал ,потому что он, Володька, не может так жить, а по- другому не умеет.
Еле- еле успокоили мужчину: напоили валерианой и корвалолом.

А через три дня он повесился.

В своём сарае.