По Фабру или по Пушкину?

Любовь Матвеева-Поротикова
 

          Один из любимейших моих писателей Жан Анри Фабр, французский энтомолог, открыл человечеству удивительный мир насекомых, закономерности  жизни которых поражают. Там, в этом миллиметровом иногда мире, идёт такая жуткая борьба за выживание, такие изощрённые способы этой борьбы, что диву даёшься! Невольно проводишь аналогию с ЧЕЛОВЕКОМ, и понимаешь: здесь, в этом высшем мире млекопитающих, творится то же самое… Что обидно – СОВЕРШЕННО то же самое… И по большому счёту никакой ДРУЖБЕ и ЛЮБВИ места на этой земле нет! Даже между самыми близкими людьми! А мы порой ждём дружеских выражений чувств между государствами... бесполезно!
         На днях съездила из своего нового микрорайона города в свою родовую вотчину – Рабочий посёлок. Это часть окраина нашего города Петропавловска, в Казахстане. Здесь я родилась, гоняла на велике, здесь ходила в школу до восьмого класса по улице Красина… Ничего уже не осталось ни от родной усадьбы, ни от школы, хожу по пепелищам былого... Грустно это – большинства знакомых людей уже нет… А мне сегодня надо отыскать следы моей подруги, Нади Пастуховой, чтобы найти её в большом мире. После окончания техникума уехала, жила на Байконуре, потом переехала в Россию, и следы её затерялись. Может, найду её родственников… А всё это было так давно, что и бывшие соседи обновились, и родни её я не нашла, и даже живущие в её родном доме утверждают, что таких среди бывших владельцев никогда не было.
         Зато неожиданно познакомилась с женой бывшего своего знакомца Васьки Лапшина. Был он пьяница и забулдыга, и наше знакомство ограничивалось только приветствиями – он жил на соседней улице, о его жизни я ничего не знала кроме того, что дружба связывала ещё наших отцов. Давным-давно нет отцов, лет десять уже нет и Васьки, а жена его неожиданно оказалась красивой и достойной женщиной, бывшим депутатом. Если бы я знала, ЧТО У Васьки-забулдыги ТАКАЯ ЖЕНА, я бы намного больше уважала и его - какую отхватил!
         Впервые увидела старый домик, в котором проживал хорошо мне знакомый  Васька, познакомилась с его женой, она пригласила меня в дом. Женщина – Екатерина - тоже не смогла вспомнить нужных мне для розыска подруги людей, когда-то живших неподалёку, зато я узнала о жизни её семьи. У них с Василием было двое детей – Вася и Лена. Слава богу, отцовской склонности к пьянству они не унаследовали.
          Вася работает сварщиком, имеет двоих детей, живёт в городе в благоустроенной квартире, которую в своё время дали матери Екатерине от завода изоляционных материалов, на котором она работала. Дочь Нина вышла замуж в деревню, имеет троих детей, живёт сельской жизнью и всем довольна, но хотела бы иметь какую-то базу в городе, и потому отпустила старшего сына Николая к бабушке. Это подросток, который учится в школе, и неустанно трудится на этой старенькой усадьбе в предвидении, что она достанется ему. Я вижу его в окно – на тележке он старательно что-то перевозит из одного конца усадьбы в другой. А семидесятипятилетняя бабушка Катя всё собирается написать на него завещание, и никак не соберётся… Опыт жизни подсказывает ей, что окончательных решений в таких вопросах лучше не принимать, а то родные дети при жизни заедят... Пусть пока остаются в надежде...
          У сына Василия дети уже подросли, перспективы обеспечить их какой-то жилплощадью немного, и у него идут контры с сестрой, живущей в деревне, за то, чтобы овладеть и родительской усадьбой (она построена ещё до войны, и доброго слова не стоит – сырая, ветхая, с неровным полом и кривым потолком). Мать Екатерина лишила себя возможности жить достойно в заработанной ею благоустроенной квартире в пользу сына, и теперь думает, как помочь дочери, находясь в центре интриг между своими детьми, и, по сути, поддерживая их…
          Так что же мы – живём, как насекомые, борясь между собой за существование, не признавая никаких родственных связей, поедая мать, как личинки, созревшие в её теле? Грустно это… Какие же мы ВЫСШИЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ? Мы – насекомые!
          Но сказал гениальный поэт, и это было прозрение:
          «Тьмы низших истин мне дороже
          Нас возвышающий обман!..»
          Конечно, это был Пушкин. Странно, он прожил в два раза меньше меня, а я до сих пор у него учусь… Я узнаю от него истины, которые для меня ещё сокрыты…
          Да, так возвращаясь к теме - как ни мелочна и далека от идеалов наша жизнь, а нет-нет, вопреки своим шкурным интересам, маленький человек вдруг превращается в большого ЧЕЛОВЕКА, и совершает подвиг во благо других!

          Так по кому мы больше живём – по возвышенному Пушкину или по  шкурному Фабру?.. То есть мы, человеки, больше ЛЮДИ или ЖИВОТНЫЕ?

          На этом выпуклом месте надо бы закончить, но я поделюсь ещё с вами своими сомнениями. Нам иногда описывают подвиги граждан нашего сообщества - бывшего социалистического, приписывая их высокому духу наших сограждан, и никогда - подвиги людей капиталистического мира. Известно ведь, что ТАМ заботятся больше о себе, мало уделяя чувств даже своим детям. И мы теперь становимся на них похожи - не дружим с соседями, не заводим друзей, обесчувствливаемся, замыкаясь на своих интересах. О чём это говорит - мы дальше продвигаемся по лестнице ЦИВИЛИЗАЦИИ, или мы возвращаемся вспять?..