Курочка Ряба

Ефим Шейнис
                Жили были дед и баба, и была у них курочка ряба. Курочка снесла
                яичко – не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба
                била, била - не разбила. Мышка пробежала, хвостиком махнула,
                яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка
                кудахчет: не плачь дед, не плачь баба, я вам снесу другое яичко,
                не золотое, а простое.
                Сказка о курочке Рябе

Не так давно мне пришлось познакомиться с писателем, творческая биография которого состоит в основном в комментировании известных литературных произведений. Он издал несколько богато иллюстрированных книг, посвященных исследованию таких сказок, как «Алиса в стране чудес» и «Властелин колец». В его толковании эти сказки приобретают глубокий философский смысл и непосредственную связь с политической жизнью того времени. Этот неожиданный взгляд на произведения литературы подвигнул меня на изучение и толкование известной русской сказки о курочке Рябе.

В этом году все прогрессивное человечество отмечает двухсотлетие знаменитой русской сказки о курочке Рябе. Новое прочтение этого шедевра русского фольклора показывает скрытый глубокий смысл, который несомненно доступен внимательному исследователю.

Так, автор сказки сообщает нам что после того как пробежала мышка и задела хвостиком яичко, оно упало и разбилось. Можно уверенно предположить, что употребление глагола «упало» предполагает, что яйцо упало с какой-то высоты. Например, с лавки или со стола. То есть мышь забралась на стол или на лавку. Это могла сделать только очень голодная мышь, из чего следует, что в доме у старика со старухой было пусто. Ясно, что они были бедны, это были крепостные крестьяне, которые не могли обеспечить себя продовольствием и их единственная надежда была на курочку Рябу. Поведением мыши автор сказки обличает крепостной строй, он, видимо, был одним из декабристов, вернувшихся из Парижа после войны 1812 года и познакомившихся с более прогрессивной формой государственного правления.

Несомненно, внимательный читатель заметил в сказке явное противоречие. Старик и старуха хотели сами разбить яичко и не смогли, но когда это сделала мышка, они заплакали. Казалось бы, они должны обрадоваться, но они не обрадовались, а стали проливать слезы. Автор специально акцентирует внимание читателя на этом противоречии, показывая, что борьба противоречий – один из самых фундаментальных законов диалектики как движущий принцип всякого развития. Это ясно следует из сказки о курочке Рябее, то есть этот закон было открыт в России задолго до Гегеля.

Сказка о курочку Рябе оказала большое влияние на творческую интеллигенцию России. В 1834 году Пушкин написал «Сказку о золотом петушке». Как могла появиться у Пушкина мысль о том, что может существовать золотой петушок? Несомненно, он был знаком с сказкой о курочке Рябе и справедливо решил, что если курица снесла золотое яйцо, то она ушла от своего законного мужа к золотому петушку, что и позволило ей снести золотое яйцо. Это наглядный пример женского непостоянства, когда привлеченная блеском золота женщина оставляет честного, но небогатого мужа. Можно ли ожидать, что она будет счастлива с новым любовником? Нет. Курочка Ряба сама уже это поняла и решила вернуться к своему петуху, пообещав старику и старухе снести простое яйцо.

Другая известная личность - ювелир Петер Фаберже признался, что идея создания яиц из золота и драгоценных камней к нему пришла еще в детстве, когда ему рассказывали сказку про курочку Рябу.

Почему главным персонажем сказки выбрана мышка? Здесь явный намек на важную деталь современного компьютера, что говорит о приоритете российской науки, хотя изобретение компьютерной мышки незаслуженно приписывается американцу Дугласу Энгельбарту. История изобилует такими ошибками. Почему Рентгену приписывается изобретение, позволяющее видеть внутренности человека? Эта идея была предложена впервые русским мужиком Федотом, который еще в 16-м веке сказал жене: - Я тебя, сука, насквозь вижу.

Автор сказки не сообщает, в каком географическом месте жили дед и баба. Этот пробел заполняет Пушкин, который в 1835 году пишет «Сказку о рыбаке и рыбке», где продолжает использовать сказку про курочку Рябу, перефразируя ее начало «Жили были дед и баба» на «Жили старик со старухой», что существенной разницы не вносит, так как дед и старик синонимы, также, как баба и старуха. Однако, он дополняет автора сказки, сообщая, что они жили у самого синего моря. Конечно, речь идет о Черном море, то есть действие происходило в Крыму, который 200 лет назад уже принадлежал России. Эта сказка является опровержением безосновательных претензий Украины на Крымский полуостров и ставит точку в их территориальном споре.

Курочки у Пушкина нет, так как дед и баба ее уже съели, перед тем, как податься на юг. Фигурально выражаясь, они съели курицу, которая несла золотые яйца. Что еще можно ждать от малообразованного и невежественного сословия крепостных?

После раскрытия аллегории и выявления скрытого смысла, вложенного в эту сказку, она приобретает большое политическое звучание и становится предвестником русской революции.