мальчишки и девчонки...

Любушка 2
1.
         Наташе очень нравился букет, с которым она шла в первый класс из детского сада. Мама среди разноцветных астр вставила маленький цветок подсолнуха. Букет с такой большой, яркой, жёлтой и необычной ромашкой притягивал взгляд девочки. Наташка-первоклашка сразу узнавала его в детском саду: лежал ли он на столе воспитательницы или уже стоял в какой-то банке с водой среди других букетов на шкафчиках в раздевалке. А потом уже в школе в классе на учительском столе, который еле вмещал все цветы, что принесли дети, девочка взглядом находила свой букет.
         
        Она была выше всех в детском саду, но в школе, когда рассадили, соседом её на последней парте в ряду у окна оказался самый большой мальчик, - учиться в первом классе ему предстояло второй раз.
 
        Он сразу достал из недр своего не новенького портфеля простой карандаш, линейку и со знанием дела провёл черту на зелёной парте, на сидении и спинке коричневой скамейки. Несколько раз водил карандашом, добиваясь чёткой видимости. Все уроки он охранял свою половину, зорко следя за нарушением границы.

        Старательно выводя палочки, а потом буквы и цифры в тетрадях, она забывала о нём, но стоило ей хоть на мгновение зазеваться и локтем пересечь линию, как следовал удар. Локтем в локоть. Не допускал он и того, чтобы школьное платье пересекало границу на скамье. Она отодвигалась, поправляла юбку коричневой формы и расправляла чёрный фартук.

        На контрольных работах он забывал про вражду, а чтобы подсказала, тыкал в бок ручкой или наезжал локтем на её локоть, но осторожно. Она отстранялась от тетради, давая ему возможность самому посмотреть, как написала.
 
        – Ко-ро-ва,  мо-ло-ко,  со-ба-ка,  пе-нал,  со-ро-ка,  де-жур-ный…  – диктовала медленно и разборчиво учительница.

        Дома жаловалась маме, показывала тетради, в которых были кляксы, кривые буквы и линии из-за его толчков. Мама считала, что всё это можно подправить и предлагала стереть ластиком или лезвием. Но она переписывала классные работы в новую тетрадь. Боялась, что оставят на второй год, и она будет выше всех в классе.

        Однажды на перемене, глядя на других девочек, она как-то залезла и устроилась на подоконнике, свесив ноги. Посмотрела вниз на пол и, совершенно не представляя, как спрыгнет, поболтала ногами для храбрости. Подоконник был длинным и широким, и на нём рядом с цветами в горшочках уместились три или даже четыре девочки.

        Большие окна класса в здании начальной школы выходили на сквер в центре посёлка, в котором весной весело щебетали птицы, а деревья и кустарники зеленели и цвели под лучами яркого солнышка.
        –    Здесь в классе сидеть нельзя! – вдруг услышала она и испуганно обернулась.
        Проходя мимо, он, уверенный в своей правоте, решительно взял её за руку выше запястья и стянул с подоконника. От неожиданности она ничего не успела: ни возразить, ни спрятать руки за спину, ни приготовиться к прыжку и потому присела на полу.
        Звонок на урок заставил вскочить и поспешить за ним к парте.
        Как девочки сами спрыгивали с подоконника, она не видела.
        Все получили замечание от учительницы, которая со звонком вошла в класс и ожидала у двери, пока они рассаживались за парты.

        Во второй класс его не перевели.


2.
        Как-то во время урока, в тот момент, когда учительница сказала положить ручки и послушать новое правило, она промахнулась, и ручка не попала в специальное углубление на парте, - упала на пол и закатилась куда-то. Сидела Наташа тогда за предпоследней партой в ряду около стены. Каждую четверть их пересаживали с одного ряда на другой.
        Не увидев ручку на полу и вопросительно посмотрев на учительницу, громко и увлечённо рассказывающую детям новый материал, девочка решилась достать. Тихонько подняла крышку парты и сползла с сидения на пол.
        Нашла. Хотела вылезти, но тут увидела Сашу под партой в среднем ряду. Он, огороженный от учительницы ногами учеников, в полной безопасности сидел на полу под партой и …ел колбасу с хлебом. Кушал торопливо, с полным ртом откусывая от полукольца колбасы ещё и ещё, не забывая про хлеб.
        Наташа тоже осмелела, голос учительницы проникал под парту приглушённым, но дальнейший обзор класса затруднялся ногами рядом сидящих детей и стал неинтересен. Потихоньку вылезла. Учительница заметила и строго спросила, что она делала под партой. Девочка показала ручку, которую не забыла поднять.

        Как захотелось такой же колбасы! Наташа еле дождалась конца уроков. Домой бежала вприпрыжку. Тайна про колбасу и Сашу поторапливала, смешила. Едва переступив порог, сняла обувь, кинула портфель и побежала на кухню.
        – Мама, у нас есть колбаса?
        – Посмотри в холодильнике. Кушать хочешь?
        – Нет, это не такая!..
        Осторожно прикрыла дверцу холодильника, - мама сердилась, когда хлопали, и, пробежав глазами по названию «Юрюзань», рассказала «тайну» маме. Попросила купить колбасу колечком.
        Через день или два, подражая Саше, держа в руках полукольцо колбасы и хлеб, девочка старалась как можно больше откусить и есть с полным ртом. Но очень удивило, что это не так вкусно, как, казалось, вкусно было ему под партой. Убирая в холодильник почти целое полукольцо, мама объяснила, что Саша помогал родителям по дому и не успел покушать перед школой. Проголодался и потому ел с большим аппетитом.

        Наташа никак не могла определиться, как относиться к Саше и его поступку: был он с одной стороны смелым, как Тимур или Васёк Трубачёв, но в тоже время так делать было нельзя.

        Отвечал он на тройки у доски, и был меньше ростом, но, когда работали в школьном саду весной, почему-то рядом с ним ей было весело и смешно. Балуясь, Наташка ненароком вывернула ком земли с лопаты Сашке на кеды. Попала земля и на брюки, так как большая лопата не слушалась. Все осуждающе зашумели, заговорили о том, что она замарала ему брюки и теперь его маме придётся стирать. Саша молчал и улыбался, отряхивая с себя землю. Девочка извинилась, отошла от него и сосредоточилась на окапывании другого куста или деревца. Чувство неловкости, какой-то досады на себя за неуместные и непонятные эмоции, испортило настроение.
 
        Однажды осенью, когда после лета собрались в классе, она не увидела Сашу и узнала у девочек, что он и ещё один парень из класса оставлены на второй год.
       Наташа сразу находила его на школьных фотографиях. В четвёртом почти весь класс был принят в пионеры, а он – нет. На фото Саша был в клетчатой рубашке, без пионерского галстука, стоял в сторонке, касаясь спиной стены, и не улыбался.
 

3.
       Весной совсем неожиданно Валера из параллельного класса стал окликать её по имени на улице. Они некоторое время шли рядом. Разговаривали о чём-то незначительном, что совсем и не запоминалось ею.
        При этом она редко смотрела на него. Ну, если только не слышала, что он говорит.
        Он же говорил и улыбался. Совсем не смущаясь. Очень просто. 
        Почему-то глаза её сразу упирались в босоножки, и в камушки, и в траву под ногами.
        Каждый раз он заставал врасплох. Она не успевала придумать, что сказать при встрече, так как просто забывала, что это может произойти.
        Для неё было удивительно, что она раньше не замечала его в школе.
        Он же, как появлялся перед нею, так быстро и исчезал, говоря что-то о своих делах.
        Когда же однажды он вдруг заговорил о Тане из её класса, - она всё поняла. С какой-то нарочитой поспешностью стала хвалить одноклассницу, удивляясь про себя, почему он не может поговорить с Таней также, как с ней.
        В школе после звонка на большую перемену она поменяла учебники на парте, готовясь к следующему уроку, и не сразу вышла из класса. Коридор на втором этаже школы уже жил активной жизнью перемены. Возле каждого окна группами стояли старшеклассники. Мимо промчались мальчишки из младшего класса и, едва не задев, свернули на лестницу. Увидев Валеру, она вспомнила про своё обещание. Пока искала глазами Таню, парень успел подойти и сказать, где будет ждать.
       Таня стояла среди девочек около крайнего окна справа. Все девочки были в коричневых школьных формах с белыми воротничками и в чёрных фартуках. Выделяли одноклассницу косы, подвязанные колечками около ушей и бантики из коричневых атласных лент. Заговорила она с Таней очень тихо. Не хотела, чтобы слышали другие. Но девочки, бросая короткие взгляды на неё, продолжали говорить о чём-то своём, громко смеясь и перебивая друг друга. Таня нисколько не удивилась, что парень из параллельного класса хочет поговорить с ней прямо сейчас, – на перемене. Лишь переспросила, как зовут и куда идти.
        Валера больше не окликал на улице. Она впервые обратила внимание на то, что в их небольшом посёлке не получалось случайно встретиться. Когда же решилась и спросила Таню, то оказалось, что они поговорили только на той перемене.
        – Ты знаешь, что это мама Валеры работает в билетной кассе ДК? – спросила вдруг Таня.
        – Нет, не знала...

        *
        – Здравствуйте!
        Чуть склоняясь и протягивая руку с копеечками на билет в кино, говорила она, заглядывая в небольшую нишу вокруг единственного окошка кассы в боковой стене большого, почти театрального тамбура с тремя огромными входными дверями в их поселковом Доме Культуры. И зазвучало это приветствие уже несколько по-другому.







***
))для журнала:
http://www.proza.ru/2018/07/25/11