Кампания 1943 года. Глава 104

Григорий Макаров 2
              Глава 104.



 

 Перед началом большого сражения главное для командира соединения - хорошо выспаться.

 Командир 8-го авиакорпуса генерал-майор Зайдеман всегда следовал этой здравой максиме. За полчаса до рассвета 5 июля он встал, умылся и уже заканчивал одеваться, когда в комнату, постучав, вошёл адъютант.

 - Господин генерал! Радары дальнего обнаружения видят большое количество русских самолётов, летящих с северо-востока. Наши истребители взлетели по тревоге.

 Радарные установки "Фрейя" были технической новинкой, поступившей этим летом на вооружение Люфтваффе.

 Зайдеман, пристёгивая на ходу кобуру, поспешил следом за адъютантом в бункер телефонистов. На шестнадцати немецких аэродромах в окрестностях Харькова стояли, прикрытые маскировочными сетками, тысяча двести самолётов.  Русские, взлетев затемно, наверняка намеревались атаковать и уничтожить эти самолёты на земле. И не будь у Зайдемана радаров - так бы и произошло.

 - Соедините меня с первым эшелоном штаба ПВО.

 - На проводе Микояновка.

 - Докладывайте.

 - Две авиадивизии русских бомбардировщиков и штурмовиков на подлёте к Курску. Высота три тысячи метров. Их сопровождают в большом количестве истребители МИГ-3, ЯК-1, ЯК-7. Наши истребители уже в воздухе. Зенитная артиллерия открывает огонь.

 Через четверть часа в небе над Курской дугой разыгралось грандиозное воздушное сражение. На высотах выше двух километров лёгкие "Мессершмитты" значительно превосходили новые модели русских истребителей в маневренности, уступая им в мощи вооружения.   Так польские уланы при Ватерлоо перехватили элитную тяжёлую кавалерию Веллингтона, когда та вылетела из-за холмов, чтобы атаковать выдвинутую вперёд артиллерию Друо, и загнали в грязь, где шотландские серые увязли и полегли под польскими пиками. По иронии судьбы эта же грязь на дорогах не позволила в тот роковой день Наполеону начать сражение в девять утра вместо половины двенадцатого, а  Груши и Жерару - догнать Блюхера, которого они преследовали после сражения у Катр-Бра. В результате Блюхер привёл к Ватерлоо шесть тысяч лёгкого прусского авангарда, напал с тыла на старую гвардию Наполеона и обратил близкую победу французов над Веллингтоном в поражение. Не случись тогда ночной грозы - и вся история девятнадцатого века могла пойти по другому пути.

 Нечто подобное происходило теперь в небе над Курской дугой. Оставшись без прикрытия истребителей, крутящихся в карусели с перехватившими их "Мессершмиттами", бомбардировщики и штурмовики подвергались со всех сторон нападению подлетающих одна за другой немецких истребительных эскадрилий. Воздушный бой продолжался до захода солнца. В первые же часы русские потеряли 120 самолётов. К вечеру это число выросло до 432. Сражение в воздухе продолжилось и 6 июля. В этот день было сбито ещё 205 советских машин. В результате успешного применения новых немецких радаров танкисты Манштейна начали наступление, следуя за огненным валом уцелевших на аэродромах генерала Зайдемана пикирующих бомбардировщиков, оспаривающих у противника господство в небе над полем сражения.