Духовный стержень человека

Свет Софии
По определению словарей: СТЕРЖЕНЬ это – ось, вокруг которой что-либо вращается, основа, поддерживающая, несущая на себе что-нибудь.

Духовный стержень человека – это сердцевина всего его существа, его основа. Это ось, по которой выстроены и держатся все его структуры, все сферы его проявления, это основа, на которой построен храм его души. Одними из факторов, дающих сильный духовный стержень служит истинная вера в человеке, его горячая устремленность к Богу, искренняя любовь к Нему, а также мужество взять ответственность за свою жизнь, огненность.

Читая Библию, мы видим, как Господь негодовал, когда Его народ обращался к язычеству: «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их» (Исх 34:14-15). Господь сравнивает поклонение иным богам, т.е. язычество с блудодеянием. Человек вместо того, чтобы быть всегда обращенным к единой Любви, быть ей верным и соединяться только со своим Богом – соединяется с разными богами, предает свою Любовь, предает «Жену юности своей» (Мал 2). Путь язычества – это устремление человека к внешнему миру, оно порождает всевозможные грехи. Путь духовности – это устремление к своему духу. В первом случае, человек теряет свое единство, его духовный стержень становится слабым, т.к. привык склоняться и менять свои цели и убеждения – потому, что эти убеждения и ценности не являются истинными, но иллюзорными. Причина – отсутствие истинного центра в человеке, а точнее помещение им центра мироздания не в Боге, а в себе. Поскольку, духовный стержень становится слабым, теряется соборность тел, человек теряет свою целостность, его структуры становятся раздробленными. Мир распадается на части, человек уже не может адекватно видеть то, что происходит и в нем, и вокруг него. Он уже не в состоянии сопротивляться внешним течениям, каждый порыв ветра склоняет его на свою сторону, заставляет менять направление и убеждения. Связь с высшим «Я», с духом ослабевает. Без истинного духовного стержня человек превращается в аморфное существо, он неспособен созидать, его невозможно спасти.

Устремление к Единому Богу всем существом, разумением, волей, крепостью, душой, сердцем – дает единство всему существу человека, и только лишь это может дать ему полноту и гармонию. Это устремление создает живой поток, постоянно действующий. Когда это течение мощное, целенаправленное, непрерывное, то ничто не может войти в человека и повредить ему – ни один духовный вирус, никакой соблазн. Имея сильный духовный стержень, человек устремлен к внутренним ценностям, и внешний мир не имеет на него такого влияния. Что бы ни происходило извне – его внутреннее состояние остается спокойным и гармоничным. Потому, ему легко выработать правильное действие и сделать правильный выбор. Его слова не расходятся с делом, и за мыслью следует действие. Сильный духовный стержень – это и живая совесть, это верный компас, помогающие человеку найти правильный путь, и сделать правильный выбор.

Духовный стержень, по своему назначению, подобен позвоночнику в теле человека. Он должен быть достаточно крепким, прочным, чтобы служить каркасом для всех структур организма. Но в то же время, он должен быть в меру гибким, чтобы тело могло принять необходимую форму. В духовном стержне крепость и твердость – это вера, целеустремленность, верность, стойкость. Гибкость – это послушание, смирение, терпение, кротость, любовь. При хорошем духовном стержне, у человека есть стойкость к прохождению любых испытаний. Что бы то ни было, но у него «позвоночник» или духовный стержень не ломается и всегда возвращается в вертикальное состояние, оставаясь устремленным в Небо.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор.2:14-15).

Только духовный человек имеет возможность воспринимать мир в единстве. Его духовный стержень, как мощный ствол, служит опорой и душе и телу, соединяя их с духом воедино. Он, как хорошая антенна устремлен всегда к Истине Божьей, не давая вторгнуться в сознание и структуры человека никакому вирусу. Он четко видит разницу между истинным и ложным, в каком бы виде всё это ни подавалось. Душевный человек не имеет такой опоры, душа его устремляется, то к хорошему, то к плохому, постоянно совершая ошибки. В нем нет той структуры, которая бы позволяла совершать движения в этом мире, не теряя себя, своей цели, не предавая своей сути. Душе необходима опора, она тяготеет к тому, чтобы быть на что-то нанизана, что-то заполнить, на что-то опереться. Ей нужен твердый поводырь, нужен ясный маяк, что не даст ей сбиться с пути. А иначе, она может начать смотреть в зеркала, отражения этого мира и потеряться в них, быть втянутой в различные его течения. В той же главе Библии мы читаем: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор.3:3) Если человек проявляет большой процент любого порока, значит он пока еще язычник, он устремлен к этому миру, миру лжи, иллюзии, суеты. Его духовный стержень слаб, и не в состоянии соединить воедино дух, душу и тело.

Как уже говорилось, духовный стержень должен обладать не только твердостью, но и гибкостью. Гибкости мешает фанатизм, косность, догматизм, а также недостаток жертвенности, прощения, снисходительности, терпения, неумение идти на компромисс. В результате, человек пытается отстаивать свое мнение, не принимая в расчет никаких обстоятельств, и идет к своей цели напролом.
Человек со слабым духовным стержнем часто стремится найти себе какую-то опору во внешнем мире. Он создает себе кумиров, становится рабом чьей-то более сильной воли, исполняя чужие желания и цели. Опоры могут часто меняться, вовлекая его в новые течения, общества. Такими опорами могут быть какие-то люди, он сам, материальные ценности, какие-то физические или умственные способности, знания, достижения техники и науки и т.д. Человек может менять свои увлечения, бегать от одних идолов к другим. «Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой?» (Иер.2:36) – говорит таким людям Господь.

Конечно, сильный духовный стержень обязательно в своей основе имеет сильную волю. Человек со слабой волей не может удержаться на своем пути, любой ветер сбивает его с ног. Он испытывает страх и неуверенность, и у него не хватает сил проложить правильно и уверенно свою колею в пространстве. Духовный стержень человека формируется в преодолении. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:39). Только, проходя через испытания, жертвуя интересами своего низшего «я», действуя, мы можем укрепить свой духовный, внутренний стержень. Не может сильная духовная личность быть безучастной, теплохладной, отстраненной от происходящего вокруг. Она должна не просто сохранять свою внутреннюю гармонию, она должна с помощью этой гармонии действовать в мире, внося в него Божьи лучи и преображая его. Для этого необходима не только истинная вера в Бога, но и вера в себя.

На формирование духовного стержня, конечно, оказывают влияние и воспитание, всё то, что было накоплено в данном роде, где человек родился, общие понятия о нравственности и духовности в обществе, в окружении, но у сильной духовной личности главенствующим фактором все же будут играть его собственные качества души, качества духа, его совесть и воля.

Следовательно, сильный духовный стержень – это во-первых, правильная цель, истинный центр, во-вторых, верность этому центру, истинному идеалу, послушание Ему, воля к тому, чтобы быть с Ним всегда связанным, стремиться к Нему, в-третьих, способность проявления в мире того, что человек получает от своего истинного Центра, той Идеи, которая Им дается. Не насилие над миром и не приспособленчество к нему, а мудрая и сильная воля и любовь, помогающая совершить правильное действие, при котором мир одухотворяется. Тогда высшее управляет низшим, и низшая воля послушна воле высшей. Духовный мир утверждает свои ценности в мире материальном.