14. История Афин

Юрий Козиоров
     1. ОСНОВАНИЕ АФИН. «Афины» вовсе не означает «много Афин», это имя древнего города, названного так в честь богини Афины и являющегося в настоящее время столицей Греции. Не стоит, однако, спрашивать греков, почему их столица имеет такое странное название, а, скажем, не Афинск, подобно тому, как назван у нас город Мичуринск в честь селекционера Мичурина или город Петропавловск в честь апостолов Петра и Павла. Греки такому вопросу удивятся и ответят, что об этом лучше знать нам самим, потому что как раз мы все это и выдумали, а они и богиню, и столицу называют одинаково – Атэна. Это, по-видимому, наш менталитет, что мы всё называем по-своему: итальянскую столицу Рому почему-то называем Римом, английский Ландэн – Лондоном, французский Пари – Парижем, а австрий Вин – Веной. Иностранцы на нас не обижаются, но в долгу не остаются: нашу Москву называют кто Моска’у, кто Мо’скоу, а кто просто Мо’ска, словом, кто как хочет. Против менталитета мы, однако, не пойдём и сохраним имена, которые нам привычны: богиню будем называть Афиной, а город – Афинами.
     Афины расположены в жаркой маловодной стране, называемой Аттикой и почти всюду покрытой горами и камнями. Но какие это горы и какие это камни! В горах залежи серебра, а камни – превосходный белый мрамор тончайшего зерна, который шел на постройки и древнегреческие статуи. Серебро все вынули еще к началу нашей эры, а вот мрамор там добывают до сих пор. Кроме камней в Аттике, особенно в прибрежной полосе, полно отличной глины, которую афинские горшечники с успехом использовали для изготовления гидрий, амфор и прочих сосудов, расходившихся не только по всей Элладе, но, пожалуй, и по всему миру. Сейчас редкий музей не имеет такого изделия – либо целого, либо пары черепков от разбитого. К тому же на этих сосудах всегда рисовали картинки с изображениями разных происшествий с богами и героями, а то и просто с обыкновенными людьми, и для древнегреческих детей они вполне сходили за комиксы. Правда, среди этих картинок часто попадались не совсем приличные, но древнегреческих родителей это никак не смущало.
     Первыми жителями Аттики были автохтоны, т. е. люди, появившиеся прямо из земли, подобно деревьям и травам. Автохтоном являлся и первый царь Аттики Кекропс, который к тому же был наполовину человеком и наполовину драконом. Для поддержания своего авторитета он всю страну называл Кекропией, а Аттикой она стала называться позже – когда именно, будет сказано в своем месте. Этот Кекропс и был основателем города, который мы называем Афины, а греки – Атэна.
     На одном из своих божественных пиров боги, набравшись порядочно нектара (так они остроумно называли напиток, по крепости мало уступающий медицинскому спирту), придумали поделить между собой города, где бы каждый из них пользовался только ему одному принадлежащими почестями. В Аттику первым пришел Посейдон и, ударив трезубцем о землю, прямо посреди акрополя явил источник морской воды. После него пришла Афина и в присутствии Кекропса вырастила оливковое дерево. После этого между двумя богами начался спор из-за обладания Аттикой, и божественный арбитражный суд приговорил, что Аттика должна принадлежать Афине, так как Кекропс засвидетельствовал, что Афина вырастила оливу, а от Посейдона никакой экономической пользы не было. Город, основанный Кекропсом, тогда и получил свое название по имени богини Афины. Посейдон же в отместку устроил в Аттике наводнение.
     Посейдону при этой делёжке вообще не везло. Он оспаривал еще власть Афины над городом Трезеном, но Зевс на сей раз повелел разделить город между спорщиками. После Посейдон безуспешно пытался отнять остров Эгину у Зевса и Наксос у Диониса, а в споре с Гелиосом за Коринф получил только перешеек, тогда как акрополь остался за Гелиосом. В отместку Посейдон разрушил статую Гелиоса на Родосе, но об этом мы уже подробно рассказывали*. Он пытался затем отнять Арголиду у Геры, это дело Зевс передал на суд рекам Инаху, Кефису и Астериону, которые вынесли решение в пользу Геры. При этом Зевс заранее предупредил Посейдона, что ему не поздоровится, если он в случае неблагоприятного решения снова устроит наводнение, как это было в Аттике. Тогда в Арголиде Посейдон сделал противоположное: он высушил потоки всех трех рек, так что те совсем пересыхали летом. Но когда он увидел, что Данаида Амимона, к которой он был неравнодушен, опечалена такой засухой, то сделал так, что источники в Лерне текли постоянно. Один из этих источников и теперь носит имя Амимоны.
     Священная олива, выращенная Афиной, растет до сих пор. Утверждают, что, когда напавшие на Аттику мидийцы жгли ее селения, сгорела и эта олива, но сожженная она в тот же день дала росток высотой в три локтя, т. е. почти в полтора метра.
_________________
* См. главу 3(1).
----------------------------------
Иллюстрация: А. Ломбарди. Спор Афины с Посейдоном. XIV в.


     2. ПЕРВЫЕ ЦАРИ АТТИКИ. Аглавра, жена Кекропса, родила ему трех дочерей, которых звали Аглавра, Герса и Пандроса. Аглавра и Герса были красивыми, а Пандроса, наоборот, – очень умной. От Аглавры, дочери Кекропса, и Ареса родилась Алкиппа. Над ней пытался совершить насилие Галлиротий, сын Посейдона и нимфы Эвриты, но был застигнут и убит Аресом на месте преступления. Посейдон привлек племянника к суду по обвинению в убийстве; суд был публичным и происходил на холме, который с тех пор называется Ареопагом, т. е. холмом Ареса. Судьями были все олимпийские боги, а богини были публикой. Этим судом Арес был единогласно оправдан. Даже Посейдон проголосовал за оправдание, не выдержав пристального взгляда председателя суда Зевса, который приходился ему родным братом, а подсудимому – родным отцом. Позднее Ареопагом стали называть любое судебное заседание, хотя бы оно и не происходило на холме Ареса и не имело такого благополучного конца.
     От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Эта богиня когда-то сошлась с Аресом, и Афродита из ревности сделала так, что Эос могла влюбляться только в смертных. Богиню Эос римляне называли Авророй, но мы не будем использовать это имя, чтобы не путать богиню с одноименным крейсером, который перешел на сторону большевиков, обидевшись на царя за то, что тот назвал его женским именем. Однако о римском имени надо было сказать, потому что его всегда используют поэты в своих творениях и художники в названиях картин, изображающих любовь Кефала и Эос.
     От Кефала Эос родила Фаэтона. Сыном этого Фаэтона был Астиной, а его сыном – Сандок, который породил Кинира. Кинир с большим числом людей переселился на Кипр и основал там город Пафос. Он женился на Метарме, дочери кипрского царя Пигмалиона, и у него родились дочери Лаодика и Мирра. Последняя почему-то не почитала Афродиту, а та в отместку внушила ей страсть к родному отцу. Взяв в соучастницы кормилицу, напоившую Кинира допьяна, эта девица ночью разделила ложе со своим ничего не подозревавшим отцом. Когда же он узнал истину, то выхватил меч и кинулся преследовать Мирру; уже настигаемая им Мирра взмолилась богам, и боги превратили ее в мирровое дерево**.
     Спустя девять месяцев дерево треснуло и родился мальчик необыкновенной красоты, названный Адонисом. Афродита тайно от богов положила его в ларец и доверила Персефоне. Но та, увидев его, не захотела отдавать. Был учрежден суд, и Зевс присудил, чтобы год разделили на три части: одну часть Адонис будет проводить у себя, другую – у Персефоны, а оставшуюся часть – у Афродиты. Адонис присоединил к последней части и свою часть. Позже во время охоты Адонис был ранен диким кабаном и погиб. Подозревали, что Адониса убил из ревности сам Арес, обратившийся в вепря.
     После смерти Кекропса воцарился автохтон Кранай, у которого была дочь Аттида, умершая совсем юной. В память о ней Кранай и назвал страну по ее имени Аттикой, а до этого она называлась Кекропией. Краная изгнал Амфиктион, сын того Девкалиона, который сам был сыном Прометея. Амфиктион царствовал двенадцать лет и, в свою очередь, был изгнан Эрихтонием, который считался сыном Гефеста и Геи. Рассказывают об этом так. Афина как-то пришла в кузницу к Гефесту, желая изготовить себе оружие. Гефест, жена которого Афродита ушла к Аресу, хотел жениться на Афине и, не откладывая этого дела в долгий ящик, попытался тут же овладеть ею. Но Афина, будучи целомудренной девой, не допустила его до себя, и тот пролил семя на землю. Из этого брошенного в землю семени Гея (т. е. Земля) и родила Эрихтония. Афина, увидев младенца, положила его в ларец и отдала этот ларец дочери Кекропса Пандросе на сохранение, запретив ей открывать его. Но сестры Пандросы, будучи, как все красивые женщины, весьма любопытными, открыли ларец и обнаружили дитя, у которого нижняя половина тела была телом дракона. Утверждают, что из-за этого сестры так перепугались, что бросились бежать, упали с акрополя в пропасть и разбились. И это при том, что их собственный папаша имел в точности такой же вид, да и вообще полулюди-полудраконы были в те времена обычным делом. Но известно, что некоторые женщины падают в обморок даже при виде совершенно безобидной мыши. Так или иначе, Афине пришлось снова заняться Эрихтонием. Она отнесла его в свой храм, и там он воспитывался богиней, а когда вырос, то, как было сказано, изгнал Амфиктиона и сам воцарился в Афинах. Он воздвиг на акрополе деревянную статую Афины, учредил Панафинейские игры и женился на наяде Пракситее, дочери реки Кефиса. От этого брака родился Пандион.
_________________________
     * Превращение Мирры в дерево довольно натуралистично описывает Овидий в своих «Метаморфозах»:
     «Голени скрыла земля, и, прорвавши ногти, кривые
     Корни стали расти, чтобы ствол поддерживать длинный,
     В дерево кости идут, и мозг сердцевиной остался,
     Кровь обращается в сок, а руки – в пространные ветви,
     В малые – пальцы идут, и кожа твердеет корою...».
**Мирровое дерево (комифора мирровая) – источник пахучей смолы мирры (смирны), используемой в религиозных ритуалах.


     3. ВИЗИТЫ В АТТИКУ ДЕМЕТРЫ И ДИОНИСА. Когда Эрихтоний умер и был погребен на священном участке храма богини Афины, Пандион стал царем в Афинах. При нем в Аттику прибыли Деметра и Дионис. Деметру радушно принял в Элевсине Келей, сыну которого Триптолему, как мы уже рассказывали*, Деметра вручила для посева зерна пшеницы. Триптолем сеял их с крылатой колесницы по всей Элладе, но в самой Аттике пшеница не прижилась – каменистая почва для нее оказалась непригодной. Однако Деметра нашла замену, предложив жителям Аттики ячмень, тот рос здесь довольно неплохо, но все-таки не так, как дар Афины: оливки и сейчас являются главным продуктом страны и предметом вывоза. И, конечно, не так, как дар Диониса – виноград.
     Житель Аттики, которому Дионис вручил побег виноградной лозы и научил виноделию, был Икарий, отец Эригоны, ставшей возлюбленной Диониса. Первым изготовленным вином Икарий угостил пастухов, предупредив, что вино нужно пить, смешивая его с водой. Однако те, найдя этот напиток превосходным, напились, не смешивая его с водой, сверх меры, а затем, сочтя себя отравленными, убили Икария, и бросили его тело под сосной. Собака Икария привела к этому месту Эригону, которая, увидев своего отца мертвым, в отчаянии повесилась на той же сосне. Разгневанный Дионис поразил безумием всех девушек Аттики, которые стали одна за другой лишать себя жизни, вешаясь на деревьях. Жители Аттики с трудом умилостивили бога, покарав пастухов и учредив ежегодные празднества в честь Икария, его дочери Эригоны и их собаки. Дионис же поместил всех троих среди звезд – это созвездия Волопас, Дева и Малый пес.
     Пандион, женился на наяде Зевксиппе, сестре своей матери, и породил дочерей Прокну и Филомелу и сыновей-близнецов Эрехтея и Бута. Когда возникла война с Лабдаком из-за пограничного спора, Пандион позвал на помощь из Фракии Терея, сына Ареса, и, одержав с его помощью победу в войне, отдал Терею в жены свою дочь Прокну, которая родила Терею сына Итиса. Но, влюбившись в Филомелу, он сошелся и с этой сестрой, ложно уверив ее, будто Прокна умерла (сам же он скрыл Прокну в сельской местности). Затем Терей женился на Филомеле, а когда же весть о случившемся дошла до Прокны, он поместил Прокну среди рабов, вырезав ей язык. Тогда Прокна выткала на пеплосе письмо для Филомелы, в котором известила сестру о своих несчастьях. Та отыскала свою сестру, и Прокна, убив сына Итиса, приготовила из него блюдо, которое Филомела дала съесть Терею. После этого сестры бежали от Терея, а тот, узнав о случившемся, схватил топор и кинулся их преследовать. Но когда он уже настигал их, сестры взмолились богам, чтобы они превратили их в птиц, и Прокна превратилась в ласточку, крик которой напоминает бормотанье немого, Филомела же, имя которой по-гречески означает «любящая пение» превратилась в соловья. Заодно и Терей превратился в птицу и стал удодом, как утверждают некоторые, но другие говорят, что он превратился в ястреба.
     После смерти Пандиона царскую власть унаследовал Эрехтей, а Бут получил должность жреца. У Эрехтея были сыновья Кекропс и Метион и дочери Прокрида, Креуса, Хтония, Орифия, Протогония, Пандора и Отиония. На Хтонии женился Бут, на Орифии – северный ветер Борей, на Креусе – племянник Амфиктиона Ксуф, на Прокриде – Кефал.
_________________
* В главе 2(4).


     4. КЕФАЛ И ПРОКРИДА. Нельзя сказать, что Прокрида не любила Кефала, своего мужа, но еще больше она любила ходить на охоту и получать подарки. Поэтому, когда некий Птелеонт показал ей красивый пояс, разукрашенный золотом и драгоценностями и обещал подарить его, если Прокрида проведет с ним ночь, та немедленно согласилась. Но получив вожделенный пояс, Прокрида сообразила, что Кефал наверняка спросит, откуда у нее эта вещь, и поинтересуется, где она была всю ночь. Избегая этих вопросов, она бежала на Крит и попросила у Миноса, царя Крита, политическое убежище. Тот ей не отказал, поскольку он был рыцарем, а Прокрида была очень хорошенькой. У Миноса был пес, настигавший любого, кого он преследовал, и не знавшее промаха копье. После того, как он подарил их Прокриде, она согласилась разделить ложе и с ним. Вскоре, однако, она почувствовала, что попала из огня, да в полымя: Пасифае, жене Миноса и дочери Гелиоса, ничего не стоило, узнай она о новой пассии супруга, превратить ее в мышь или лягушку. По этой причине Прокрида вернулась в Аттику и помирилась с Кефалом, успевшим соскучится по своей непутевой жене, ходила с ним на охоту и родила ему сына Аркесия. Однажды на охоте, когда Прокрида преследовала в кустах дичь, Кефал, думая, что там животное, метнул копье, попал в Прокриду и убил ее наповал. За это он был приговорен к вечному изгнанию и вместе с сыном удалился на острова, которые получил, участвуя на стороне Фив в войне с тафийцами в то самое время, когда Прокрида была на Крите. Он поселился на острове, названному по его имени Кефалленией. У греков этот остров и теперь так называется, на наших же картах он именуется Кефалинией. Сын Кефала Аркесий стал царем соседнего острова Итаки. Он имел сына Лаэрта, а сыном Лаэрта был знаменитый Одиссей по прозвищу Хитроумный.

     5. ЭВМОЛП. Астрей был сыном титана Крия. Сын Астрея и богини Эос северный ветер Борей, разумеется, тоже был богом. Увидев как-то дочь Эрехтея Орифию, игравшую на берегу реки Иллиса, Борей влюбился в нее, немедленно похитил и сделал своей женой. Она родила ему двух сыновей и двух дочерей. Сыновья Зет и Калаид были крылатыми, что неудивительно, поскольку и сам Борей имел крылья. Оба известны еще и тем, что участвовали в походе аргонавтов за золотым руном. Дочерей звали Клеопатра и Хиона, и крыльев у них не было – по-видимому, дочери пошли в мать. Клеопатра вышла замуж за Финея, царя Салмидесса, города на берегу Понта*, Хиона же сошлась с Посейдоном. Родив сына и боясь своего отца, она бросила дитя в пучину. Но Посейдон подобрал его, принес в Эфиопию и отдал своей дочери Бентесикиме, которую родила ему его супруга Нереида Амфитрита. Бентесикима назвала его Эвмолпом и воспитала. Эвмолп вырос, пришел к фракийскому царю Тегирию, женился на его дочери и получил царскую власть.
     В то время Элевсин, город в Аттике, не желал подчиняться Афинам и по этой причине даже завел себе собственного царя, каковым стал упомянутый нами Келей. Афиняне были этим недовольны, но Келею как то удавалось сдерживать их эмоции, когда же Келей умер, началась война с афинянами. На помощь элевсинцам пришел Эвмолп вместе с большим войском фракийцев. Эрехтею, вопросившему бога о том, каким образом афиняне одержат победу, оракул ответил, что нужно принести в жертву богам одну из его дочерей. Принеся в жертву младшую дочь, Эрехтей вступил в сражение и убил Эвмолпа, а разгневанный Посейдон за это убил самого Эрехтея.

     6. ЭГЕЙ. В Афинах воцарился старший из сыновей Эрехтея Кекропс, которого мы будем дальше называть Кекропс 2-й, потому что один Кекропс уже был. Кекропс 2-й женился на Метиадусе, дочери Метиона и Алкиппы, и породил Пандиона 2-го, который стал царем после Кекропса, но был изгнан возмутившимися против него сыновьями Метиона. Прибыв в Мегары к Пиласу, Пандион 2-й женился на его дочери Пилии, и у него родились сыновья Эгей, Паллант, Нис и Лик.
     После смерти Пандиона 2-го сыновья его выступили в поход против Афин, изгнали сыновей Метиона и разделили государство на четыре части. Верховная власть при этом досталась Эгею. Хотя Эгей был уже дважды женат, детей у него не было. Опасаясь своих братьев, особенно Палланта у которого росли многочисленные сыновья, он пришел в Дельфы, чтоб узнать, будут ли и у него сыновья, и получил такой оракул:

     «Винного меха конец не развязывай доблестный воин,
     Прежде чем ты не подымешься вновь на акрополь афинский».

     Не видя в этом никакого смысла, Эгей отправился обратно в Афины. Когда он проходил через Трезен, Питфей, царь Трезена оказал ему гостеприимство, а он рассказал ему об оракуле. Питфей немного разбирался в божественных делах и понял смысл оракула так, что от Эгея должен родиться великий герой, сравнимый разве что с Гераклом. Он немедленно пожелал стать дедом этого героя и по этой причине, хорошо угостив гостя (автор просит прощения за тавтологию), уложил его спать со своей дочерью Эфрой. После этого Эгей приказал Эфре в случае, если у нее родится сын, никому не рассказывать, кто его отец. Затем он положил под тяжелый камень, меч и сандалии, наказав Эфре отправить мальчика к нему в Афины, когда он вырастет и сможет, сдвинув камень, взять оставленные для него предметы.
     Вернувшись в Афины, Эгей устроил Панафинейские игры, в которых сын Миноса Андрогей одержал победу. Некоторые афинские участники так на это досадовали, что подстерегли Андрогея на дороге в Фивы, куда он шел, чтобы и там принять участие в состязаниях, и убили. Из-за этого началась война с Критом.
     Господствуя на море, Минос направил флот против Афин, захватил Мегары, где царствовал Нис, брат Эгея, и убил его. Однако, Минос не сумел взять Афин, война затягивалась, и он взмолился Зевсу, своему отцу, чтобы тот помог отомстить афинянам. После этого в городе начались голод и мор. Афиняне вначале, повинуясь древнему оракулу, принесли в жертву девушек, отец которых поселился в Афинах, придя из Лакедемона. Когда же это не принесло никакой пользы, они вопросили более продвинутый оракул, как им избавиться от напасти. Бог ответил, что они должны понести от Миноса такое наказание за совершенное ими преступление против него, какое тот сам пожелает на них наложить. Тогда они отправили послов к Миносу, поручив узнать, какое наказание тот захочет на них наложить. Минос приказал ежегодно посылать семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, который был заперт в Лабиринте. Вошедшему в лабиринт было трудно из него выбраться: запутанные переходы не давали возможности отыскать выход. Соорудил Лабиринт Дедал, который был искуснейшим строителем и первым изобрел искусство ваяния. Однако были такие, кто утверждал, что искусство ваяния изобрел не Дедал, а кипрский царь Пигмалион, первым изваявший статую Афродиты, о чем мы уже рассказывали*.
     Дедал был афинянином, сыном Метиона и Алкиппы и братом Метиадусы. Он бежал из Афин после того, как сбросил с вершины акрополя Талоса, который был его учеником: Этот Талос, найдя челюсть змеи, распилил ею очень тонко дерево и таким образом изобрел пилу, поэтому Дедал испугался, что ученик превзойдет его в искусстве. Уличенный в убийстве, он бежал из Афин к Миносу. В Лабиринт, сооруженный Дедалом, афиняне каждый год стали доставлять семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, это чудовище имело тело человека и голову быка. Откуда он такой взялся, мы тоже уже рассказывали**.
_______________________
* Глава 5(5).
** Глава 9(7).


     7. ТЕЗЕЙ. Когда после визита Эгея в Трезен прошло положенное время, Эфра родила сына, которого назвали Тезеем. Он воспитывался в доме Питфея до шестнадцати лет, и все это время Эфра скрывала истинное происхождение Тезея, а Питфей распространял слух, будто она родила от Посейдона. Якобы ночью после того дня, когда Эгей прибыл в Трезен, Эфра захотела совершить жертвенное возлияние на алтарь Пелопса, своего деда. Там ее увидел Посейдон и перенес на Сферию (остров невдалеке от побережья Трезена), где и сошелся с нею, после чего снова отнес назад к алтарю.
     Вся эта «деза» была пущена в ход из-за возможных козней паллантидов – пятидесяти сыновей Палланта, желавших после смерти Эгея захватить афинский престол. Узнав о том, что у Эгея есть наследник, они вполне могли его ликвидировать: террористические акты и тогда были в моде. Впрочем, версия Питфея для того времени была достаточно убедительной, и у многих древних поэтов мы находим именно эту версию, изложенную безупречным гекзаметром и с такими интимными подробностями, о которых Питфей даже не подозревал.
     Когда Тезей достиг шестнадцати лет (есть такие, кто утверждает, что даже пятнадцати), он легко сдвинул камень, взял меч и сандалии, оставленные для него Эгеем, и отправился пешком в Афины. Дорога шла через Истм, так назывался в древности Коринфский перешеек, соединяюший полуостров Пелопоннес с остальной Грецией. Этот перешеек был в то время пристанищем разбойников, чудовищ и всякой нечистой силы, с которыми Тезей благополучно справился. Сначала он убил в Эпидавре Перифета, который был сыном Гефеста и какой-то девицы сомнительного происхождения. Ни отцу, ни матери Перифета его воспитанием заниматься было некогда, в результате он отбился от рук и стал разбойником по кличке Дубинщик, потому что он постоянно носил с собой железную дубину, которой и убивал прохожих. Вырвав у него эту дубину, Тезей ею же прикончил Дубинщика, а потом прихватил ее с собой, решив, что в дороге она ему не будет лишней.
     Второй разбойник, которого убил Тезей, был Синис, сын Полипемона, имевший кличку Сосносгибатель: обитая на Коринфском перешейке, он привязывал прохожих к вершинам двух согнутых сосен, а потом сосны отпускал, и они, распрямляясь, разрывали привязанных надвое. Говорят, что Тезей убил Синиса в точности таким же способом.
     Следующей он убил Кроммионскую свинью, чудовищного зверя, порождение Тифона и Ехидны. Четвертым Тезей убил коринфянина Скирона, которого называли сыном Посейдона, хотя сам Посейдон категорически отрицал свое отцовство. Этот Скирон обитал среди скал, которые до сих пор по его имени называют Скиронидскими, и расправлялся с прохожими таким оригинальным способом: заставлял их мыть ему ноги; когда же они приступали к этому, ударом ноги сталкивал их в пропасть. Тезей, схватил его самого за ноги и забросил далеко в море, где его сожрали акулы. Уже в окрестности Элевсина Тезей убил разбойника Керкиона, который заставлял прохожих с ним бороться и в борьбе применял запрещенные приемы.
     И, наконец, уже по дороге из Элевсина в Афины Тезей убил Полипемона по кличке Растягатель, или, по-гречески, Прокруст. Этот разбойник, обитая у дороги, приглашал путников к себе на ночлег и укладывал их на свое Прокрустово ложе. Если это ложе было для них коротко, он отрубал у них те части тела, которые не помещались, а если оно оказывалось длинней, то растягивал путников на полную длину ложа. Все писатели с энтузиазмом утверждают, что и здесь Тезей применил к Прокрусту его же собственный способ, что, конечно, полная чушь, т. к. самому Прокрусту Прокрустово ложе было как раз впору. Скорее всего, Тезей просто воспользовался той дубиной, которую отобрал у Перифета по кличке Дубинщик.
     Освободив дорогу от разбойников, Тезей прибыл в Афины. Проходя мимо почти построенного храма Аполлона Дельфиния, он был принят каменщиками, работавшими на крыше, за девушку, и те довольно нагло стали спрашивать, кто это ему позволяет ходить по улице без сопровождающих, намекая, что «девушка» имеет, по-видимому, весьма древнюю профессию. Вместо ответа Тезей распряг повозку, стоящую рядом с храмом, и эту повозку забросил наверх так, что она застряла в строительных лесах. Таким способом Тезей убедил рабочих, в том, что они плохо разглядели его сверху.
     Когда Тезей явился во дворец Эгея, тот был уже очень старым и был женат на Медее, от которой имел годовалого сына Меда. Эгей почти забыл о своем приключении в Трезене, но Медея хорошо знала об этом и сразу поняла, кем является прибывший оттуда гость. Желая, чтобы афинский престол достался после Эгея ее сыну, она стала убеждать Эгея остерегаться, говоря, что Тезей замышляет против Эгея недоброе. Эгей, не узнав собственного сына и опасаясь козней со стороны сыновей Палланта, в тот же день преподнес Тезею ядовитый напиток, который ему дала Медея. Но в это время Тезей подарил отцу меч, и Эгей, узнав меч, выбил килик с ядом из рук сына. Вот так Эгей узнал сына и открыл злой умысел Медеи. После этого Медея была изгнана, а Тезей был объявлен наследником Эгея. Паллант и его сыновья, рассчитывавшие после смерти Эгея захватить афинский престол, подняли мятеж, но Тезей всех их перебил своей железной дубиной.

     8. ОТСТУПЛЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ НЕКОТОРЫМ ОСОБЕННОСТЯМ АФИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. После всего изложенного выше мы были бы должны, следуя афинским писателям, рассказывать, как Тезей участвовал в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Об этом писал и Аполлодор Афинский и многие другие. У афинских писателей вообще была такая привычка: какие бы значительные события они ни описывали, непременно заявлять, что в них участвовал и их герой Тезей. В Греции была даже поговорка «Не без Тезея!», которую греки всякий раз произносили, прочитав очередное афинское сочинение. Мы, однако, объясним здесь, почему Тезей не мог участвовать в походе аргонавтов, а заодно расскажем кое-что о Медее.
     Путь в Колхиду и обратно, как сообщает тот же Аполлодор, длился четыре месяца. В Колхиде в предводителя аргонавтов Язона влюбилась царская дочь Медея и согласилась помогать ему при условии, что он увезет ее с собой и на ней женится. Язон согласился и в браке с Медеей прожил, опять же по сообщению Аполлодора, 10 лет. После этого она Язону надоела, и он решил жениться на другой. Коварно погубив новую невесту Язона, Медея бежала в Афины, вышла там замуж за Эгея и была с ним в браке два года до прихода Тезея. Следовательно, когда шестнадцатилетний Тезей появился в Афинах, от начала похода аргонавтов прошло 12 лет и 4 месяца. Вычитанием из шестнадцати находим, что в момент начала похода Тезею было 3 года 8 месяцев. Но в таком возрасте даже Геракл сидел дома, развлекаясь удушением змей, которых насылала на него Гера.
     Определенную путаницу внес в это дело и Аполлоний, которого называют почему-то Родосским, хотя он родился не на Родосе, а в Александрии. Этот Аполлоний Родосский написал поэму «Аргонавтика», в которой хотя и говорит, что Тезей действительно не участвовал в походе аргонавтов, но объясняет это тем, что в то время Тезей отбывал срок в Аиде после того, как похитил Елену из Спарты (об этом похищении мы еще расскажем). Получается, что Тезей похитил двенадцатилетнюю Елену тогда, когда ему самому не было и четырех лет. Но Аполлоний вообще великий путаник и хотя писал свою «Аргонавтику», желая превзойти Гомера в поэтическом искусстве, с этой задачей он явно не справился.
     А теперь продолжим рассказ о Тезее, который в походе аргонавтов не участвовал, но у которого и своих дел оказалось выше головы.

     9. ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ. Когда пришло время платить дань Миносу, Тезей, желая покончить с этим беспределом, предложил себя по собственной воле в число тех, кого отдавали на съедение Минотавру. На корабле был поднят, как обычно, черный парус, Эгей наказал сыну, чтобы он в случае, если одержит победу над чудовищем, сменил на корабле черный парус на белый. Когда Тезей прибыл на Крит, в него влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она сказала, что будет помогать Тезею, если он согласится взять ее в жены и увезти в Афины. Тезею девушка очень понравилась и он поклялся, что выполнит эту просьбу. Тогда Ариадна спросила Дедала, как можно выйти из Лабиринта, и по его совету дала Тезею клубок нити, конец которой тот привязал к двери и стал разматывать клубок, продвигаясь вглубь. Найдя Минотавра в самой отдаленной части Лабиринта, Тезей набросился на него с кулаками и убил его; держась за нить, он вышел обратно наружу.
     Ночью Тезей вместе с Ариадной и афинскими детьми отплыл от Крита и высадился на остров Наксос для ночевки. Но на острове в то время находился бог Дионис, который, увидев спящую Ариадну, влюбился в нее, похитил и, доставив на остров Лемнос, женился на ней. Тезей, проснувшись, убедился, что Ариадна исчезла, и от огорчения забыл натянуть на корабле белый парус. Эгей же, увидев с акрополя корабль, плывущий под черными парусами, счел Тезея погибшим, кинулся вниз и разбился. С тех пор море, по которому плыл Тезей, называется Эгейским.
     Минос, узнав о бегстве Тезея и его спутников вместе с его дочерью, запер Дедала, виновного в этом, в Лабиринте вместе с сыном Икаром, которого родила Дедалу одна из рабынь Миноса. Но Дедал изготовил крылья для себя и для сына, наказав Икару не подниматься слишком высоко, чтобы клей, которым были соединены перья, не расплавился под лучами солнца, и не опускаться слишком низко к морю, чтобы крылья не распались под влиянием сырости. Икар же пренебрег советами отца и, увлеченный полетом, поднимался все выше. Клей расплавился, и Икар погиб, упав в море, по его имени названное Икарийским. Дедал же благополучно завершил перелет и прибыл в сицилийский город Камик.
     Минос, преследуя Дедала и разыскивая его по всем странам, привозил с собой закрученную спиралью раковину, обещая большую премию тому, кто сумеет продеть сквозь эту раковину нить. Прибыв в сицилийский Камик ко дворцу царя Кокала, у которого скрывался Дедал, Минос показал ему эту раковину. Кокал взял ее, пообещав продеть нитку, и отдал Дедалу. Тот привязал нить к муравью и, проделав в раковине дыру, дал муравью пройти через нее. Когда Минос увидел, что нить продета через раковину, то сразу понял, что Дедал находится у Кокала, и стал требовать его выдачи. Кокал пообещал это и продолжал оказывать Миносу внимание как гостю. Но когда дочери Кокала купали Миноса в ванне, тот неожиданно скончался. Говорят, что Минос умер из-за того, что эти девицы облили его кипящей водой, не желая расставаться с Дедалом, который делал для них замечательные игрушки. Сопровождающим же Миноса людям, отдавая его тело, сказали, что он поскользнулся и попал в котел с кипятком.

     10. ИППОЛИТ. Царь лапифов Пирифой, сын Иксиона и Дии, напав на Аттику, угнал стадо коров, пасшихся у Марафона. Когда Тезей бросился следом, Пирифой смело повернулся к нему навстречу, и они были так поражены красотой и отвагой друг друга, что тут же поклялись в вечной дружбе. Вместе с другом Тезей совершил экспедицию к реке Термодонт, по берегам которой селились амазонки. Добравшись до них, друзья похитили амазонку Антиопу, которая стала женой Тезея и родила ему Ипполита.
     Через год амазонки решили вернуть Антиопу и по этой причине напали на Афины. Оказалось, что Антиопе вовсе не хочется возвращаться, потому что, облачившись в доспехи и вооружившись, она стала воевать на стороне афинян. Обиженные амазонки сделали все, чтобы добраться до нее и убить, и этой цели достигли. Но, в конце концов, афиняне во главе с Тезеем одержали победу, и те амазонки, которые уцелели, сочли за благо убраться восвояси в места своего постоянного обитания.
     После этого Тезей взял в жены дочь Миноса Федру, которая родила ему двух сыновей Акаманта и Демофонта, а затем влюбилась в Ипполита, сына амазонки, и сделала ему нескромное предложение. Ипполит, ненавидевший всех женщин, от такого счастья уклонился, а Федра, боясь, как бы он не рассказал обо всем отцу, порвала на себе одежду и уверила Тезея, что пасынок попытался совершить над ней насилие. Тезей взмолился Посейдону, чтобы наказал Ипполита, и когда тот проезжал на колеснице вдоль морского берега, Посейдон выслал из пучины морское чудовище, перепуганные им кони разбили колесницу, а запутавшегося в вожжах Ипполита потащили по земле, очего он погиб. Артемида, которой Ипполит построил храм в Трезене, была возмущена его гибелью и открыла Тезею истину. После того, как тайна страсти Федры была обнаружена, она повесилась. Ипполит же был помещен богами среди звезд: это созвездие Возничий.

     11. СРАЖЕНИЕ ЛАПИФОВ С КЕНТАВРАМИ. Пирифой справлял свадьбу с Гипподамией, дочерью Бута, но не того, который был братом Эрехтея, а аргонавта Бута, который был одно время возлюбленным Афродиты, родившей ему эту самую Гипподамию. На пиршество были приглашены все лапифы, друг Тезей и большое количество кентавров. Эти кентавры происходили от Кентавра, сына Иксиона и Нефелы, а значит, приходились жениху родственниками. Не привыкшие к вину они быстро опьянели, напившись от жадности сверх меры, и, когда привезли невесту, попытались совершить над ней насилие, а также пытались похищать и других женщин. Пирифой вместе с Тезеем и лапифами вооружились и, вступив в сражение с кентаврами, перебили многих из них. Вот такая получилась свадьба.
     Среди лапифов был Кеней, который родился женщиной и был назван при рождении Кенидой. Когда Кенида выросла, то, несмотря на свою красоту, не желала вступать в брак ни с кем из мужчин, но однажды, когда она находилась на морском берегу, ее увидел Посейдон и овладел ею. В награду он пообещал исполнить любое ее желание, и она попросила бога превратить ее в неуязвимого мужчину. Поэтому Кеней в битве с кентаврами, презрев опасность и не боясь быть раненым, лишил жизни многих из них. Но оставшиеся в живых кентавры окружили его и, ударяя стволами сосен, вогнали в землю и навалили сверху деревьев, отчего Кеней задохнулся и умер. Когда после окончания битвы лапифы достали Кенея из-под завала, желая его похоронить, перед их глазами предстало тело женщины.

     12. КОНЕЦ ЖИЗНИ ПИРИФОЯ И ТЕЗЕЯ. Случилось так, что Гипподамия, жена Пирифоя, умерла, родив ему сына Полипойта, и тогда Пирифой с Тезеем, оказавшись оба вдовцами, вступили в сговор о том, чтобы жениться на дочерях Зевса. Вот тогда-то Тезей с помощью Пирифоя и похитил для себя из Спарты Елену, когда той было всего двенадцать лет. Он привез ее в Аттику в селение Афидны, где оставил под присмотром своей матери Эфры. Потом друзья спустились в Аид, так как Пирифой пожелал похитить для себя Персефону, супругу Плутона, которая была дочерью Зевса и Деметры. В это время братья Елены Кастор и Полидевк выступили вместе с лакедемонянами и аркадянами против Афин и потребовали выдачи Елены. Но афиняне понятия не имели, где находится Елена, и тогда Диоскуры* начали разорять Аттику и делали это до тех пор, пока один из жителей Аттики, по имени Академ и по происхождению аркадянин, не указал на Афидны. После этого Диоскуры вернули обратно сестру и вместе с ней увели и Эфру, мать Тезея, с которой Елена не захотела расстаться. Демофонт и Акамант, сыновья Тезея, спаслись бегством. (Впоследствии они, приняв участие в Троянской войне, возвратили свою бабку уже из Трои, где та оказалась вместе с Еленой.)
     Академ после смерти был похоронен в священной роще, названной по его имени Академией. В этой роще занимался со своими учениками философ Платон, поэтому основанная им школа тоже называлась Академией. По этой причине и многие другие научные и учебные заведения со временем стали называть академиями.
     Диоскуры, забрав Елену, передали власть над афинянами Менестею, сыну Петея, изгнанного из Афин еще Эгеем. Тезей же с Пирифоем в то время прибыли в Аид и, когда они сели там отдохнуть на каменную скамью, то приросли к ней. Они просидели так несколько лет, когда там появился Геракл для совершения своего последнего двенадцатого подвига**. Когда друзья взмолились ему, Геракл с великим трудом оторвал Тезея от скамьи, но Пирифоя оторвать не смог и тот остался сидеть там навечно, В Афинах Тезей появился обессилевшим от долгого сидения в Аиде и был изгнан оттуда Менестеем при полном одобрении афинян, которые не забыли, как по милости Тезея Диоскуры опустошали Аттику. Он отправился на остров Скирос к Ликомеду, который сначала хорошо его принял, но когда Тезей пожелал обосноваться на острове, завел его на утес и убил, столкнув в пропасть.
     На этом мы кончаем нашу рассказ об Афинах, поскольку дальнейшая история Афин подробнейшим образом изложена как древними, так и современными писателями. Сообщим лишь, что когда много веков спустя начались греко-персидские войны, афиняне получили оракул, предписывающий им перенести кости Тезея в Афины. Захватив остров Скирос, они увидели орла, разрывающего землю, и в этом месте раскопали скелет высокого человека, вооруженного копьем и мечем. Этот скелет и был перенесен в Афины в святилище Тезея.
__________________
* В Спарте Зевса называли Дием, поэтому «Диоскуры» означает дети Зевса. На самом деле сыном Зевса был только Полидевк, Кастор был сыном царя Тиндарея. Мать Диоскуров и Елены – жена Тиндарея Леда.
** В качестве двенадцатого подвига Геракл должен был привести из Аида в Микены трехглавого пса Цербера.