Микеланджело из Мологи. Приложение 1

Дмитрий Красавин
Из протокола №3 расширенного пленума мологского горсовета с жителями Мологи от 4 сентября 1936 года.

Присутствовало:
депутатов горсовета — 43, жителей Мологи — 826.

Повестка дня:
«О реконструкции реки Волги и переселении Мологи» (докладчик т. Назаров).

Слушали: доклад председателя горсовета т. Назарова.

Выступили:

Клюкина: Вы ставите просто ужасные условия переселения. Как же так? Оказывается, Волгострой ни за что не отвечает. Все должны делать мы сами. А не все и сделать сумеют, да и когда: ведь надо работать, кормить семью…

Никифоров: Все работы должен выполнить Волгострой в пределах денежной компенсации за дом. Мы ничего не сможем перенести, если все будем делать сами, даже искать рабочих. На выданные вами деньги в крайнем случае можно разобрать дом, а вот поставить уже не на что.

Лялин (член горсовета): Наш пленум имеет историческое значение. Впервые проходит в Мологе такое представительное собрание. Великий наш вождь и учитель товарищ Сталин выдвигает новую задачу — реконструкцию Верхней Волги. Но вот граждане Клюкина и Никифоров, как видно, не довольны этим. А ведь наш председатель ничего не говорил от себя, весь его доклад обоснован решениями Правительства. Ныть хватит, а нужно выполнять эти решения, и побыстрее. Самим надо попроворнее быть и ни на кого не кивать. Надо спешить, а не вставлять палки в колеса. Пленум даст жесткие сроки переселения, и должен быть рассчитан не только каждый день, но и каждый час. Мы обязаны закончить перенос домов к 1 ноября.

Языкова: Меньше двух месяцев, значит, осталось, и за это время надо переселить полгорода. Прямо как в сказке. А сказки нет, есть быль. Ищите неизвестно где рабочих, транспорт, платите спекулятивные цены. А в нашем доме вообще одни женщины, так как же быть?

Поэгль: Поздно дома сейчас перевозить. До замерзания реки совсем пустяки остались. Переселение нужно начинать весной, а сейчас, если даже и дома сплавим, и на новом месте, паче чаяния, поставим, жить в них все равно нельзя: сырые они будут стоять до следующего лета. Мы-то ведь люди все-таки, не собаки.

Оборотистов (член горсовета): Пустяки все говорите. Вот Кимры сломали, перевезли, и никто не замерз. Строили Беломорканал, и опять никто не замерз. А почему? Все делалось аккуратно, планово, и люди были, не в пример нам, организованные. Мы же не разговорами должны заниматься, а думать, как лучше выполнить наши задачи.

Сутырина: Я тоже верю, что при переселении все будет хорошо и никого из нас не забудут. В Советской стране не может быть такого берзразличного отношения к людям. Мы все будем делать, что можем, но и нам тоже помогите.

Рябков (представитель Волгостроя): Мне сказать нечего, так как докладчик в своем выступлении вразумительно и обстоятельно ответил на все ваши вопросы. Волгострой будет заниматься сплоткой и сплавом домов, все остальное должны делать домовладельцы.

Пленум постановил:

Заслушав и обсудив доклад т. Назарова «О реконструкции Волги и переселении Мологи», пленум выражает свою радость и преклонение перед гениальной мудростью инициатора реконструкции Верхней Волги, нашего учителя, друга и вождя мирового рабочего класса великого Сталина.

Полноводная судоходная Волга с двумя новыми ГЭС мощностью более 500 тыс. кВт является новым грандиозным вкладом в дело развития социалистического хозяйства страны, неуклонно и твердо проводимого нашим Правительством под руководством великого Сталина на благо всех трудящихся нашей страны.

Учитывая огромные задачи, возложенные на Волгострой по сооружению ГЭС, плотин, и связанное с этим затопление Мологи, пленум постановляет:

1. Во исполнение решение правительства мобилизовать все силы и оказать всестороннюю помощь Волгострою в осуществлении возложенных на него задач.

2. В целях осуществления плана переселения Мологи, преподанного
Организационным комитетом ВЦИК по Ярославской области, жителям города вменяется в обязанность немедленно приступить к переселению 400 домов, запланированных на 1936 год, с обязательным окончанием работ к 1 ноября.

3…

Далее в постановлении говорится о том, что Волгострой обязан незамедлительно приступить к сносу непригодных к переносу домов. Горисполком берет на себя довольно неопределенное содействие переселенцам… Текст достаточно объемный).

По книге Юрия Нестерова «Молога — память и боль» (Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1991).

Вернуться к чтению Четвертой главы http://www.proza.ru/2018/07/24/565

Оглавление: http://www.proza.ru/2018/08/18/1169